конспект урока по музыке
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Шушаева Наталья Александровна

представлен конспект урока по музыке в 6 классе на тему «Наш вечный спутник. «Без музыки земля – пустой, недостроенный      дом,  в котором никто не живет» (Л.Тик)»  с презентацией

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Наш вечный спутник»

Слайд 2

Цели: Показать на примере песен М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?» и Ж. Бреля «Вальс» влияние музыки на настроение людей; Создать ситуации эмоциональных переживаний; Развивать умение сравнивать и обобщать на примере изучаемых произведений;

Слайд 3

План урока. Работа по теме урока. 1. Вступительное слово учителя. 2)Слушание двух остроконтрастных произведений. 3)Обсуждение после первичного восприятия музыки. 4)Повторное звучание песни « Матушка, что во поле пыльно?» 5)Отзыв о песне. 6) Работа по картине 7) Слушание песни « Вальс» Ж. Бреля 2. Вокальная работа - Разучивание песни: исполнение учителем песни. - Рассказ о творчестве А. И. Островского - Обработка вокальных навыков 3. Итог урока. 4. Домашнее задание.

Слайд 7

Матушка, что во поле пыльно? (русская народная песня)

Слайд 13

1. Ровесницы, ровесники Девчонки и мальчишки. Одни поём мы песенки, Одни читаем книжки. Припев: Девчонки, мальчишки, Мальчишки, девчонки Мы учимся вместе, друзья. Всегда у нас весело в классе. Да здравствует дружба! Ура! 2. Бегут по общей лестнице Звонок услышав звонкий Ровесники, ровесницы Мальчишки и девчонки. Припев: тот - же 3. Ровесники, ровесницы Мальчишки и девчонки, Пусть будет дружбы вестником Припев вот этот звонкий Припев: тот - же

Слайд 15

Как вы понимаете эту фразу? Чем отличается содержание песни «Матушка» от песни Жака Бреля «Вальс о вальсе»? Как отразилась тема урока в произведениях, прослушанных вами?

Слайд 16

1. Весь мир нарисован зелёным и синим И солнце протянет к нам золота нить, А эти дороги-как тысячи линий, Которые можем мы соединить. Припев: Дорога к солнцу сквозь дни и ночи, По ней идём всё дальше ты и я, ты и я. Дорога к солнцу всегда короче, Когда с тобою рядом верные друзья. 2. Есть кисти и краски, а значит понятно, Что цвет можешь выбрать себе ты любой. Пока на планете есть белые пятна, Мы можем их вместе раскрасить с тобой. Припев: Тот - же 3. Нет музыки солнца на свете чудесней, И нам ещё надо так много успеть. Обычные ноты становятся песней, Которую можем с тобою мы спеть. Припев:тот - же



Предварительный просмотр:

Урок по музыке  на  тему:                                                  «Наш вечный спутник.                                                          «Без музыки земля – пустой,                                недостроенный      дом,                                                                    в котором никто не живет» (Л.Тик)» 

6 класс.

Тема рассчитана на один урок

Автор: Шушаева Наталья Александровна, учитель изобразительного искусства и музыки МОУ «СОШ п. Нива».

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема: Наш вечный спутник. «Без музыки земля – пустой, недостроенный      дом, в котором никто не живет» (Л.Тик)

Цели:

  1. Показать на примере песен М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?» и Ж. Бреля «Вальс» влияние музыки на настроение людей;
  2. Создать ситуации эмоциональных переживаний;
  3. Развивать умение сравнивать и обобщать на примере изучаемых произведений;

Музыкальный материал:

  1. «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» М. Матвеева
  2. «Вальс» Жака Бреля
  3. «Мальчишки и девчонки» музыка А. Островского

Дополнительный материал:

Презентация

Приложение

План урока.

  1. Работа по теме урока.

            1. Вступительное слово учителя.

               2)Слушание двух остроконтрастных произведений.

               3)Обсуждение после первичного восприятия музыки.

               4)Повторное звучание песни « Матушка, что во поле пыльно

               5)Отзыв о песне.  

               6) Работа по картине

               7) Слушание песни « Вальс» Ж. Бреля

     2. Вокальная работа

          -Разучивание песни: исполнение учителем песни.

          - Рассказ о творчестве А. И. Островского

          - Обработка вокальных навыков

   3. Итог урока.

  4. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Работа по теме урока
  1.  Вступительное слово учителя.

Слайд 4

Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, - об этом мы с вами говорили на прошлом уроке. И мне показалось, что большинство из вас испытало это на себе. Столько нового и увлекательного, столько радости и жизненных сил дает нам музыка. Привязанность к серьезной музыке никогда не помешает продолжать любить легкую музыку, требовательнее относиться к ней и лучше отличать в ней

хорошее от плохого. Поэтому я незамедлительно спешу продолжить знакомить вас с классическими музыкальными произведениями.

  1. Слушание двух остроконтрастных произведений: песен –                М. Матвеев « Матушка, что во поле пыльно?» и Жак Брель « Вальс».

Слайд 5

Учитель: Наиболее известными исполнителями этих произведений являются Л. Зыкина и Жак Брель.

  1. Обсуждение после первичного восприятия музыки.

Вопросы:

***Как повлияли на вас эти песни? Почему?

***Обратите внимание на средства музыкальной выразительности , на характер музыки, ее содержание, на выразительность минорной интонации и смену минора мажором.

  1. Повторное звучание песни «Матушка, что во поле пыльно?»

Слайд 6,7,8.

На экране появляются репродукции картин П. А.Федотова «Сватовство майора» и В. В. Пукирева «Неравный брак».

5. Отзыв о песне.

- О чем эта песня?

- Почему вы слушали ее задумавшись? ( Поется о тяжелой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без ее согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям ( выгоден был либо богатый (знаменитый) жених, либо богатая невеста). Песня «Матушка, что во поле пыльно?» рассказывает не только о переживаниях дочери – невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда ее саму насильно выдавали замуж, и теперь, когда она выдает также свою дочь. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.)

6. Работа по картине.

Учитель. Обратите внимание на доску. Перед вами репродукция Павла Андреевича  Федотова «Сватовство майора». К теме неравный брак обращались многие художники, писатели.

Задание:

***Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их.

( Жених – беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Тяжелый, неподвижный взгляд, в котором читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие.

Невеста – мягкая женственность, изящество, очарование юности.

Горничная сочувствует барышне, соболезнует, волнуется за ее судьбу.

Отец – угодлив, с готовностью отдает дочь за старого майора – дворянина.)

Вопросы:

***Почему отец с радостью выдает дочь замуж?

***Почему дворянин женится на купеческой дочери?

***Как художник подчеркивает богатство и роскошь купеческого дома?

***Рассмотрите мелкие детали на картине. Какова их роль? Что они детализируют, конкретизируют, подчеркивают? ( Кошка – зазывает гостей. Вино и фужеры на стуле – не успели подготовиться к встрече гостя. Украшения невесты выставлены напоказ,чтобы похвалиться богатством. Стул – ножки стула выгнулись точь – в – точь, как ноги жениха, будто мебель передразнивает промотавшего свое состояние майора.)

***Как художник относится к происходящему? Почему вы так решили? (Художник иронизирует, подшучивает над героями.)

***Чтобы понять чувства художника, обратимся к средствам выразительности.

*** Композиция картины.

Действие «идет» следующим образом: майор – сваха – отец – дочь – прислуга; герои размещены так, чтобы каждый был связан с соседями. Фигуры расположены симметрично по отношению к центру, как, впрочем, и украшения, и планировка комнат.

***Найдите парную фигуру, которая дублирует (повторяет) движение невесты.(Сваха, но ее действие как будто противоположно «убеганию» невесты. Но это всего лишь подчеркивает иронию автора: «убегание» не всерьез, сваха и невеста объединены общим действием – вводят майора извне.)

***Движение героев.  Попробуйте найти героев, повторяющих движение друг друга. ( Мать – майор, отец – кухарка, прислуга, невеста – сваха.)

Такое закономерное чередование элементов называется ритмом.

Благодаря ему герои картины находятся в движении, как бы оживают. Мы без труда находим главных действующих лиц. Так художник с помощью средств художественной выразительности не только раскрывает тему, но и доносит до зрителя собственное отношение к этому явлению, свою идею.

Учитель. П. Федотов часто сопровождал чтением стихов демонстрацию своих картин. Такие стихи называли в то время рацея

Чесные господа,

Пожалуйте сюда!

Милости просим,

Денег не просим:

Даром смотри.

Только хорошенько очки протри.

Начинается, починается

О том, как люди на свете живут,

Как иные на чужой счет живут,

Сами работать ленятся,-

Так на богатых женятся.

Вот сам хозяин – купец.

Денег полон ларец.

А вот наша невеста –

Не найдет сдуру места:

«Мужчина чужой!

Ой, срам – то какой!»

А вот извольте посмотреть,

Как наша пташка

Собирается улететь:

А умная мать

За платье хвать!

Ну а теперь вернемся к музыке. Вопросы и задания:

***Какие средства выразительности используются в песне «Матушка, что во поле пыльно?»

***Сколько действующих лиц? А исполнителей? Почему композитор построил песню в форме диалога (разговора) матери с дочерью? (Это придает ей особо драматический характер)

***Сколько музыкальных интонаций в песне? (две, Встревоженная, порывистая, вопросительная, взволнованная интонация характеризует дочь. Успокаивающая интонация слышна в ответе матери.)

 ***Что происходит с темпом? Какой прием развития использует композитор?

***Похожа ли песня на русскую народную?

***Почему композитор использует эти средства выразительности? (чтобы глубже передать содержание и свое отношение  к происходящему.)

***Удалось ли музыке изменить ваше настроение, ваши чувства?

7 .    Слушание песни  «Вальс» Ж. Брель.

Слайд 9.

Объяснение значения терминов (записаны на доске).

- Шансон (франц. Chanson)  французская песня – народная, профессиональная полифоническая песня 15 – 16 века, а также современная эстрадная.

- Шансонье- французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, как правило, сам сочиняющий и слова, и музыку исполняемых им песен.

- Вальс (от нем. Walzer, бальный танец, вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс.

(значение терминов учащиеся записывают в тетрадь)

Повторное слушание Слайд 10 

***Что необычного услышали?

*** Какой мотив напоминает это произведение? (мотив старинного вальса, исполняемого на шарманке)

*** Какую особенность вы заметили в произношении текста при пении? (быстрое произнесение слов – скороговорка)

*** Что повлияло на характер музыки? ( средства музыкальной выразительности. Вальс французский. Отсюда и характерные национальные черты: изящество, особая танцевальная форма, легкость. Быстрое произнесение слов – влияние французской разговорной речи.)

Есть такое выражение: «Закружился в вальсе». Именно вальс Ж. Бреля может закружить.

Слайд 11

Начинает свой вальс Ж. Брель очень просто, словно нарочито подчеркивает,

что он певец улицы, певец площади, певец простого народа, и перед тем, как он запоет, в оркестре прозвучит, совсем как будто на шарманке, начальный мотив старинного вальса. А потом… Следите, что будет потом…(продолжение слушания )                                                                                                *** Какое настроение у вас вызвал вальс?

*** В чем секрет Ж. Бреля?(великолепное мастерство Бреля – певца. Музыкальный образ вальса, полного неукратимой жизненной энергии.)

  1. Вокальная работа.

- Разучивание песни «Мальчишки и девчонки» музыка А. островского: исполнение учителем песни.

Слайд 12

***Что сближает эту мелодию с теми, которые мы с вами слушали? Похож ли этот вальс на предыдущий Ж. Бреля?

*** Каков он по характеру? (характер светлый, с оттенком нежности, но энергичный)

Слайд 13

(Учащиеся записывают слова песни) Приложение

- Рассказ о творчестве А. И. Островского.

Слайд 14

В 60 – е годы расцвел талант Аркадия Ильича островского (1914 – 1967). Тесная дружба связывает композитора с юным поколением нашей страны. Его песни любят и малыши («спят усталые игрушки», «Кролик заболел»), и школьники («Школьная полька», «Про Мишу и футбол», 2 Песенка юных читателей»), и молодежь ( «Мальчишки», «На то нам юность дана»).

Творчество островского тематически разнообразно. Ему принадлежат массовые песни, получившие широкое распространение в 60 – е годы.

К какой бы теме ни обращался композитор: антивоенной, любовной, бытовой, - всегда его произведения несли отпечаток индивидуальности его творческой манеры. Например, о борьбе за мир написано весьма много произведений. Нов в этом ряду песня «пусть всегда будет солнце» занимает особое место и по содержанию, и по неожиданности приема, и по музыкальному языку.

Мелодия этой песни как бы воспроизводит интонацию детских напевов. Она проста и строго «сбалансирована».

Вместе с тем ей в известном смысле «противостоит» припев, который также прост, но интонационно более эмоционален.

Популярны многие произведения А. Островского: «Зори московские», «Девчонки – мальчишки», «Песня остается с человеком», «Песня любви», «Голос Земли». Обращаясь к вопросам, которые волнуют школьников, юношей и девушек, композитор значительно обогатил содержание отечественного песенного искусства. Он затронул темы, связанные с нравственными отношениями, с дружбой и любовью, трудом.

- Отработка вокальных навыков

Запев и припев разучиваются отдельно. Учитель обращает внимание учащихся на передачу разницы в характере музыки при пении.

3. Итог урока.

***С каким настроением вы уйдете с урока?

*** почему нам понятно и близко музыкальное содержание песни, написанной на иностранном языке?

*** Нужен ли перевод настоящей музыке?

Слайд 15

«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет», сказал немецкий поэт Л. Тик. И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик.

Конечно, у каждого из нас есть своя музыка. Но красивая, добрая музыка, созданная талантливейшим мастером – композитором и искусно исполнения профессионалом – музыкантом, одинаково близка, понятна и любима всеми без исключения.  

Слайд 16.                                                                                                               Исполнение песни «Дорога к солнцу» всем классом.

  1. Домашнее задание.

Выучить слова песни «Мальчишки и  девчонки»

 

                                                                                                                                         



Предварительный просмотр:

Слова песни «Мальчишки и девчонки»

  1. Ровесницы, ровесники
    Девчонки и мальчишки.
    Одни поём мы песенки,
    Одни читаем книжки.


Припев: Девчонки, мальчишки,
Мальчишки, девчонки
Мы учимся вместе, друзья.
Всегда у нас весело в классе.
Да здравствует дружба! Ура! 

                                                                                                                                            2. Бегут по общей лестнице
Звонок услышав звонкий
Ровесники, ровесницы
Мальчишки и девчонки.


Припев: тот -                                                                                                            

  1. Ровесники, ровесницы
    Мальчишки и девчонки,
    Пусть будет дружбы вестником
    Припев вот этот звонкий

Припев: тот - же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».

На уроке используются современные образовательные технологии:               «Педагогика искусства» (ПИ).·         Технол...