Мастер-класс "Играем на ложках"
учебно-методический материал по музыке на тему

Срибная Галина Дмитриевна

Масте-класс  для учителей музыки общеобразовательных школ и  музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx34.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Мастер-класс «Играем на ложках»

Для учителей музыки общеобразовательных школ  и  музыкальных            работников дошкольных образовательных учреждений.

                           Автор: Срибная Галина Дмитриевна.      

                                                                           Ноябрь 2014г.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе народной музыкальной культуры, а в частности инструментальной музыки, в настоящее время является актуальной.                

     1.«Национальная доктрина образования»  2025г.

    2. Федеральный закон «Об образовании в Российской          Федерации» от  29.12.2012г.

    3.Федеральный Государственный Образовательный стандарт от  17.12.2010г.

    4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

 Личности гражданина России.  2013г.

 рассматривают проблему духовного  обогащения личности.

Среди выдвинутых целей и задач утверждается:

1.Овладение духовными ценностями;

2.Нравственное совершенствование личности;

3.Создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей каждого гражданина России;

      4.Выявление одаренных детей;

5.Формирование основ музыкальной культуры.

Перед нами -учителями, работниками ДОУ стоит большая ответственность.  

 Наша задача –

*последовательно воспитывать и совершенствовать духовный мир ребенка;

*формировать потребности личности к стремлению

в духовном обогащении;

*Мы должны шаг за шагом созидать прекрасное здание музыкальной, эстетической и художественной культуры.

Народная музыкальная культура является составляющей музыкально-эстетического развития личности.

Одной из форм работы с одаренными детьми является игра в ансамбле ложкарей.

    Почти все что нас окружает, звучит. Нужно только прислушаться              услышать. (можно закрыть глаза и послушать, затем проанализировать). Покажите детям деревянные предметы: стол, стул, карандаши, постучите по ним палочкой, рукой, послушайте издаваемые ими звуки.

Звук может быть: теплый, сухой, щелкающий, трескучий.

Со временем обыкновенные деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты.

        (сказочка про бытовые вещи: деревянная ложка, рубель, трещетки,

свирель………скомарохи-бродячие музыканты).

Поленья, которыми топили печь получили интересное превращение в клавиши изящного ксилофона.

Загадки о ложке:

Маленький черпачок, красный колпачок

Три раза в день берется и опять на место кладется.

Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

Не лопата, не совок, что захватит , то в роток;

Кашу, суп или окрошку, вы узнали- это (ложка).

Утром, вечером и днем соберемся за столом,

Будем кушать понемножку, только дайте, дайте (ложку).

Народные приметы, связанные с ложкой.

*Ложка, забытая на столе- к гостю.

*Ложкой в край посуды стучать-к ссоре.

*две чайные ложки на одном блюдце- к свадьбе.

Пословицы и поговорки, посвященные ложке.

*Ложка не кошка, рта не царапает.

*Ложка дегтя в бочке меду.

*Ложкой моря не вычерпаешь.

*Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.

Знакомство с ложкой. (показываю деревянную ложку с хохломской росписью детям, читаю четверостишье:

                           Все листочки как листочки

                           Красный, желтый, золотой.

                           Красоту такую люди

                           Называют хохломой.

Откуда же к нам пришло это диво? В давние времена,  в Нижегородских лесах жил мастер «золотые» руки. В лесу, на берегу реки  Хохломки он построил себе дом и начал изготавливать посуду. Мастер был очень добрый и заботливый. К нему постоянно прилетала жар-птица, он накормил ее крошками и поил водичкой. Птица захотела отблагодарить мастера. Взмахнула она своим крылом над посудой и посуда вмиг превратилась в «золотую».  Услышал об этом царь и отправил  своих придворных познакомиться с этим ремеслом. Мастер рассказал им свой секрет. С тех времен стали другие мастера изготавливать «золотую посуду». Золотистого цвета деревянные изделия с растительным орнаментом называют просто «хохломой».

Расписывали посуду, используя 4 цвета: красный, золотой, черный, зеленый. Больше всего используют золотисто-красный цвет, поэтому и называют роспись золотая хохлома.

Сначала мастера вырезали из дерева (березы, осины, ольхи, липы), затем покрывали их глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывали льняным маслом, натирали алюминиевым порошком, только потом расписывали посуду.

Ложки так же украшают геометрической или плоскорельефной резьбой-это хотьковский стиль.

А если рисунок на ложках выжигают, то это вятский стиль украшения ложки.

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти ее с собой на память.

  Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы. Доступность музыкальных инструментов, элементарное  музицирование, привлекательность и легкость игры в ансамбле способствуют повышению мотивиции личности ребенка к творчеству, к народной инструментальной музыке. Каждый участник сердцем познает национальную культуру. Обучать играть на ложках можно всех детей. Численный состав ансамбля-14-16 человек. На занятии удобно разместить детей полукругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели  педагога. Так как инструмент ложки шумовой,  дети быстро устают от шума, поэтому заниматься лучше с подгруппами, но обязательно периодически их нужно совмещать с занятиями всего ансамбля.

В работе ансамбля можно выделить три этапа.

1 ЭТАП -знакомство с приемами игры на ложках и других инструментах.

Руководитель должен сам выразительно сыграть на ложках, чтобы заинтересовать, увлечь учащихся музыкой.

Ведущим методом является объяснительно-иллюстатывный.

Правила игры: постановка корпуса, ног, рук. Эмоциональность-залог успеха.

2 ЭТАП  -освоение техники игры, ритмическая тренировка.  На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям учащихся для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

ИГРА «Оркестр»

 Участники  * «играют»-хлопают в ладоши,

                     * постукивают карандашами, ручками ложек,

                     * притопывают.

              «Ах ты, береза»-  хлопки-притопы;

                                             ложки-ручки ложек.

Можно ввести треугольник, трещотки, рубель, бубен и другие инструменты.

             «Подгорка»

 Целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с разным ритмическим рисунком, чаще всего в размере 2/4.

             «Пойду ль я выйду ль я».

 Прохлопывание ритмического рисунка знакомой попевки, песенки, затем этот ритм простукивается на ложках (игра тембрами).

           «Уж как шла лиса по травке»

           «Вез корабль карамель…….».

Примеры из системы К.Орфа.

               Пусто ласточек гнездо-    до;

               Осенины на дворе       -    ре;

               Плачет ветер за дверьми-ми;

               Дождика тиха строфа-      фа;

               Поливает он фасоль-       соль;

               Затихает вся земля-         ля;

               Дождик скуку унеси-      си;

               Пусто ласточек гнездо-   До.

До-    дождик льет на улице,

Ре-     реченька течет.

Ми-   мимо этой реченьки,

Фа-    Файечка идет.

Соль-сольным пеньем славится,

Ля-    ля-ля-ля-ля-ля.

Си-    синенькое платьице,

До-    добрая душа.

ИГРА» Музыкальное эхо» Педагог простукивает ритм - учащиеся повторяют. Затем один участник ансамбля простукивает ритм, а остальные повторяют.

Ритмическая импровизация.

Руководитель или концертмейстер играет на инструменте любую плясовую мелодию, или звучит грамзапись, а учащиеся прослушав ее, анализируют, придумывают и воспроизводят ритм, предлагают свои исполнительские приемы.

На 2-ом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделить трудные места, отработать их отдельно. Вводятся другие инструменты, разучиваются песни, танцевальные движения, художественное слово. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. Нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одной высоте и одновременно выполняют исполнительские приемы.

На данном этапе в сочетании с наглядным, словесным, практическим методами используются репродуктивные (повторение, закрепление), эвристические «(частично поисковый), проблемные ситуации.

3 ЭТАП

Выступление на праздниках, концертах, конкурсах.

Игру на ложках можно сочетать с танцевальными движениями, пением,

художественным словом.

Например:

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли

В ложки ударяли

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

***

В синем море-океане

Кит улегся на диване,

Только ложки услыхал-

Плавниками замахал.

Под китом-плясуном

Ходит море ходуном!

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

***

Возле печки паучиха

Пляшет важно как купчиха,

И сверчки-весельчаки

Отбивают каблучки-

С каблучка на носок

А потом еще разок!

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

(П.Синявский «Заиграли ложкари»)

На этом этапе ведущим является практический метод, который приобретает большую долю самостоятельности,творчества.

                     Приемы игры на двух ложках

            Резонатор-тембровая окраска и усилитель звука.

  1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой.

    «Подгорка»     1куплет-по донцу, пальцы сомкнуты;

                                2куплет- по донцу, пальцы разомкнуты;

                                3куплет  по донцу и ручке ложки-пальцы сомкнуты.

                                4куплет  по донцу и ручке ложки-пальцы разомкнуты

  

 «Полянка»- ритм                  удары по своей ложке и соседа,

                                                     сидящего справа.

             ………………..                     игра в парах.

 «Ах ты, береза»                    движение по кругу и горизонтали.

                                                   игра в одном положении сдвижением

                                                   по горке.

«Коробейники»-ложки в разных руках, заданный ритм.  

2.«Маятник»                            чаще всего применяется как фон-

                                                  движение по вертикали и горизонтали.

  «Во саду ли, в огороде».

Усложнение приемов игры на 2-х ложках

3. «Мячики» - в этом и последующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами.

На счет «раз», «два», «три», «четыре» ударяют ложками по колену, ложки  как «мячики» отскакивают от колена.

                      *по одному колену;

                      *по двум:

                      *одно колено-другое-рука.

                 « Пойду ль я, выйду ль я»

4. Самый распространенный исполнительский прием- ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары  Нужно обратить  внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с  ладонью. Ритм может быть самым разнообразным.

               «Утушка луговая»

5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

               «Валенки».

6.Ударяем ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

               «Светит месяц».

7. а) Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой  руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, затем движения повторяются в зеркальном отражении. На счет «раз»-удар по колену; на счет «два»- полунаклон влево-удар по кисти левой руки. На счет «три»-удар по колену; на счет «четыре»-полунаклон корпуса вправо - удар по приподнятой руке.

                «Ах вы, сени».

б) на счет «раз»-пауза;      на счет «и»- удар по кисти приподнятой до уровня глаз справа  …………………ит.д.

8.  Колено-рука…….локоть,

    Колено-рука……..плечо.

          «При лужке».

9.Форшлаги.

Усложнение ритмического рисунка в приемах игры на двух ложках.

                 Приемы игры на трех ложках.

*основной;

*тремоло;

*форшлаги.

Особую красочность вносит игра на металлических ложках и игра на ложках с бубенцами.

                     Русский перепляс-«Барыня».

Запись партий ложек.