УМК дополнительной образовательной программы
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Коршакова Оксана Вячеславовна

Данная дополнительная образовательная программа направлена на воспитание музыкальной и певческой культуры участников, на формирование вокально–хоровых навыков, чувство музыки, стиля, а также на развитие музыкально-эстетического вкуса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pranirovanie_veslye_notki.docx32.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УМК

дополнительной образовательной программы

«Веселые нотки»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная дополнительная образовательная программа направлена на воспитание музыкальной и певческой культуры участников, на формирование вокально–хоровых навыков, чувство музыки, стиля, а также на развитие музыкально-эстетического вкуса детей.

Педагогическая целесообразность и актуальность реализуемой программы дополнительного образования состоит в проблеме заинтересованности детей музыкальным искусством и в  привитии любви к хоровому и вокальному пению. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Цель внеурочной деятельности образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника:

  1. Помочь детям активно войти в мир музыки, сделав ее естественной и доступной для их дальнейшей творческой деятельности;
  2. Выявить в процессе работы параметры музыкальных способностей;
  3. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Основные задачи

Образовательные:

- формирование элементарного слушательского опыта на основе музыки;

- постановка голоса;

- формирование вокально-хоровых навыков;

- формирование мотивации к творческой деятельности через импровизацию, музицирование на инструментах;

- знакомство с вокально-хоровым репертуаром.

 Воспитательные:

- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

- воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования,

- привить навыки сценического поведения;

- формировать позитивное отношение к таким человеческим качествам как общительность, открытость, доброжелательность;

- создать положительный нравственный климат в коллективе.

Развивающие:

- развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения;

- развивать речевые навыки, связанные с расширением эмоционально-смыслового словаря учащихся.

Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает также решение следующих задач:

                 1. Певческая установка. 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

              2. Дыхание. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

 2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

               С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен4 пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

                  3.Артикуляционные задачи. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

             а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

             б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

             в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.

                  Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба.

                Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков. 4. Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности.

              В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

                    5. Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует6 выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.                      

                       6. Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

                    7. Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

                  8. Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение.

                  Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

                 9. Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию.

                 Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

                    10. Формирование сценической культуры. Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

                 В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

                    1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

                     2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

                     3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

                    4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

                     5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

                    6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

             Режим занятий.

Общее количество часов в год – 70 часов.

 Количество часов в неделю – 2 часа.

Периодичность в неделю – 1 раза.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  1. Понимание роли музыки в жизни человека.
  2. Эмоционально образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современно музыки.
  3. Ориентироваться в нотной записи как средстве фиксирования музыкальной речи.
  4. Участвовать в коллективном, индивидуальном и групповом музицировании, выполнять творческие задания.

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.

Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для жителей поселка, родителей, для ветеранов войны.

 В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;

- различать жанры народной музыки и ее особенности;

- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;

- передавать эмоциональное содержание песенного творчества в пении.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;

- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.

Личностные универсальные учебные действия

            У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;

- интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности;

- выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- нравственно-эстетических переживаний музыки;

-позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своих действий в соответствии с учебными задачами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать мнений взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- расширять свои представления о музыке;

- читать простое схематическое изображение;

- сравнивать разные части музыкального произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать с дополнительными текстами и заданиями;

- соотносить разные произведения по форме, по средствам музыкальной выразительности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления о музыкальном произведении;

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки


Учебно-тематический план

№ п/п

Дата

К-во часов

Содержание занятия

1

2

Вводный урок: «Строение голосового аппарата»

2

2

Вводный урок: «Охрана детского голоса»; важность предварительного певческого распевания

Нотная грамота

3

2

1.Где живут ноты: нотный стан, скрипичный ключ

2.Распевание

3. «Мелодия дружбы» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского - разучивание

4

2

1.Ноты, пишущиеся на линейках нотного стана

2.Распевание

3. «Мелодия дружбы» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского - разучивание

5

2

1.Ноты, пишущиеся между линейками нотного стана

2.Распевание

3. «Мелодия дружбы» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского – исполнение

4. «Позабудем все, что было» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта - разучивание

6

2

1.Ноты, пишущиеся вне нотного стана

2.Распевание

3. «Позабудем все, что было» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта - разучивание

7

2

1.Звукоряд в движении вверх и вниз; понятие минора и мажора

2.Распевание

3. «Позабудем все, что было» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта – исполнение

4. «Вот я вижу» муз. Гр.Гладкова-Южина, сл.О. Дриза – перевод Р. Сефа - разучивание

Длительности

8

2

1.Понятие длительности. Длительности долгие и короткие.

2.Распевание

3. «Вот я вижу» муз. Гр.Гладкова-Южина, сл.О. Дриза – перевод Р. Сефа - разучивание

9

2

1.Восьмая (написание и длительность)

2.Распевание

3. «Вот я вижу» муз. Гр.Гладкова-Южина, сл.О. Дриза – перевод Р. Сефа – исполнение

4. «О картинах» муз. Гр.Гладкова-Южина, сл.О. Дриза – перевод Р. Сефа – разучивание

10

2

1.Четверть (написание и длительность)

2.Распевание

3. «О картинах» муз. Гр.Гладкова-Южина, сл.О. Дриза – перевод Р. Сефа – разучивание

11

2

1.Половинная и половинная с точкой (написание и длительность)

2.Распевание

3. «О картинах», «Вот я вижу» муз. Гр.Гладкова-Южина,       сл.О. Дриза – перевод Р. Сефа – исполнение

4. «Белый снег» муз. В. Богданова, сл. В. Орлова - разучивание

12

2

1.Целая (написание и длительность). Расположение длительностей по возрастанию и убыванию

2.Распевание

3.«Белый снег» муз. В. Богданова, сл. В. Орлова - разучивание

Такт

13

2

1.Понятие и размер такта

2.Распевание

3.«Белый снег» муз. В. Богданова, сл. В. Орлова – исполнение

4. «Кабы не было зимы» муз. Е Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание

14

2

1.Размеры тактов (две четверти, три четверти, четыре четверти); их составление и определение

2.Распевание

3. «Кабы не было зимы» муз. Е Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание

15

2

1.Закреплениезнаний по темам: звук, длительность, такт

2.Распевание

3. «Кабы не было зимы» муз. Е Крылатова, сл. Ю. Энтина – исполнение

4. «Под Новый год» муз. В. Богданова, сл. В. Орлова – разучивание

16

2

1.Распевание

2. «Кабы не было зимы» муз. Е Крылатова, сл. Ю. Энтина – исполнение

3. «Под Новый год» муз. В. Богданова, сл. В. Орлова – разучивание

4.Подготовка к новогоднему празднику

Интервалы

17

2

1.Понятие интервала. Интервалы широкие и узкие. Секунда и октава.

2. Распевание.

3. «Я умею рисовать» муз.и сл. Л. Абеляна - разучивание

18

2

1.Понятие больших и малых интервалов. Терция большая и малая

2. Распевание.

3. «Я умею рисовать» муз.и сл. Л. Абеляна - разучивание

19

2

1.Понятие квинты и кварты.

2.Распевание

3. Я умею рисовать» муз.и сл. Л. Абеляна – исполнение

4. « Служба не простая» муз. Г. Струве, сл.Н. Соловьевой - разучивание

20

2

1.Понятие интервалов секста и септима

2.Распевание

3. « Служба не простая» муз. Г. Струве, сл.Н. Соловьевой - разучивание

21

2

1.Строим и интонируем интервалы

2.Распевание

3. « Служба не простая» муз. Г. Струве, сл.Н. Соловьевой – исполнение

4. «Песня про бабушку» муз.и сл. Л. Абеляна - разучивание

22

2

1.Строим и интонируем интервалы

2.Распевание

3. «Песня про бабушку» муз.и сл. Л. Абеляна - разучивание

Симфонический оркестр

23

2

1.Знакомство с понятием «симфонический оркестр». Струнная группа

2. Распевание

3. «Мама» муз и сл. Н. Гаврилина - разучивание

24

2

1. Группы симфонического оркестра: духовая группа

2. Распевание

3. «Мама» муз и сл. Н. Гаврилина – разучивание

4. «Песня про бабушку» муз.и сл. Л. Абеляна - исполнение

25

2

1. Группы симфонического оркестра: клавишная, ударная, шумовая

2. Распевание

3. «Мама» муз и сл. Н. Гаврилина – исполнение

4. «Солнечная капель» муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой - разучивание

Динамика звука

26

2

1.Понятие динамики. Звучание и его обозначение в партитуре. Сила звука

2. Распевание

4. «Солнечная капель» муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой - разучивание

27

2

1.Пиано-форте; пианиссимо – фортиссимо.

2. Распевание

3. «Солнечная капель» муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой – исполнение

4. «Если солнышко рядом» муз. Ю. Чичкова, сл. В. Арчанова - разучивание

28

2

1.Меццопиано - меццоформе

2. Распевание

3. «Если солнышко рядом» муз. Ю. Чичкова, сл. В. Арчанова - разучивание

Оркестр народных инструментов

29

2

1.Понятие, группы оркестра

2. Распевание

3. «Если солнышко рядом» муз. Ю. Чичкова, сл. В. Арчанова – исполнение

4. «Хоть глазом заглянуть бы» муз.Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание

30

2

1.Отличие оркестра народных инструментов от симфонического оркестра

2. Распевание

3. «Хоть глазом заглянуть бы» муз.Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание

Чтение музыкальной партитуры

31

2

1.Чтение партитуры и игра на инструменте

2. Распевание

3. «Хоть глазом заглянуть бы» муз.Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – исполнение

4. «Здравствуй, мир!» муз. Л. Квинт, сл.В. Кострова – разучивание

32

2

1.Чтение партитуры и игра на инструменте

2. Распевание

3. «Здравствуй, мир!» муз. Л. Квинт, сл.В. Кострова – разучивание

33

2

1.Чтение партитуры и игра на инструменте

2. Распевание

3. «Здравствуй, мир!» муз. Л. Квинт, сл.В. Кострова – исполнение

34

2

Подготовка к заключительному годовому концерту

35

2

Заключительный годовой концерт


Методическое обеспечение программы

 Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: Музыкальные инструменты, проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски.

                 Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.

Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

                 Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.

Используемая литература:

 1.Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

 6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...