Методическая разработка открытого урока "Техника в совершенстве"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Понятие фортепианной техники не сводится к понятию быстрой и громкой игры.Фортепианная техника-понятие гораздо шире и объёмней.Она включает в себя эмоционально-смысловую характеристику,быстроту и широту,динамику и артикуляцию,ритм и темп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot._ur._tekhn._v_sov.doc | 100 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г. Бакала
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по предмету: Музыкальный инструмент (фортепиано)
Тема: «Техника в совершенстве»
Преподаватель фортепианного отделения,
зав.фортепианным отделением
Долинина Елена Дмитриевна
г. Бакала
24.10.2013г.
Учебная дисциплина: музыкальный инструмент
Специальность: фортепиано
Класс: учащиеся фортепианного отделения 2 класс Русина Маша,4 класс Бородина Лера,8 класс Хайретдинова Алина
Тема урока: ,,Техника в совершенстве”
Вид занятия: Урок закрепления знаний, умений, навыков
Форма проведения: открытый урок
Продолжительность занятия: 40 минут
Место проведения: фортепианный класс ДШИ г.Бакала
Цели занятия:
Обучающая-углубить качество знаний и исполнительские навыки учащихся в гаммах, аккордах,арпеджио.
Развивающая-развить процесс взаимодейстивие между учителем и учениками в результате которого происходит передача и закрепление знаний,умений и навыков в работе над техникой.
Воспитательная – воспитать ответственность к учебной работе.
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
- Пианино (фортепиано) – 2 инструмента
- Нотная литература:Гаммы и арпеджио для фортепиано-учебное пособие Н.Ширинской.
- Нотная тетрадь, альбом, фломастеры.
- Годовые технические требования для учащихся фортепианного отделиния(таблица).
План урока (хронометраж):
1. Подготовка к уроку .Вступительное слово учителя – 3 мин.
2.Работа с ученицей 2 класса Русиной Машей- 20 мин.
3. Работа с ученицей 4 класса Бородиной Лерой– 8 мин.
4. Работа с ученицей 8 класса Хайретдиновой Алиной – 7 мин.
5. Завершение урока. Заключительное слово учителя. – 2 мин.
Ход урока:
1.Подготовка к уроку.Вступительное слово учителя:
Понятие фортепианной техники не сводится к понятию быстрой и громкой игры.
Фортепианная техника – понятие гораздо шире и объемней. Она включает в себя эмоционально-смысловую характеристику, быстроту и широту, динамику и артикуляцию, ритм и темп. Фортепианная техника есть техника художественного выражения «Техника пределов не имеет вообще, т.к. «техника – есть развитие способностей» - В.Л. Яворский.
На чем же основывается искусство фортепианной техники?Ответ мы находим в методической литературе – на свободе пианистического аппарата «… Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее всего изменить». (Г. Нейгауз).
«… Главным условием хорошего звукоизвлечения техники является абсолютная свобода руки, запястья и всего тела вообще» (И. Штепанова – Курцова).
«… Двигательная свобода пианиста – это свобода плеча, предплечья, киски; ощущение некоторого веса руки, как бы сосредоточенного в кончиках пальцев». (Е.Ф. Гнесина).
С первых шагов обучения игре на фортепиано нужно взять эти правила на «вооружение».
2. Работа с ученицей 2 класса Русиной Машей.
Учащиеся фортепианного отделения,начиная со 2 класса в первой и третьей четвертях сдают технический зачёт,исполняя гаммы, аккорды,арпеджио.В подготовке к техническому зачёту важно аккуратно следовать годовым техническим требованиям (см.Приложение)с тем чтобы очень дозировано вести ребёнка к сложности исполнения в смысле объёма исполняемых октав,темпа упражнений,сложности аппликатурных закономерностей,технически-тонального плана.В младших классах главной задачей является научить ребёнка владеть своим телом.
1)Работа над гаммами.
Важно добиваться и объяснять правильные ощущения, в познавательном смысле – понимать эти ощущения. Хорошо организованная рука хорошего пианиста – это идеальный коллектив: каждый за всех и все за одного, каждый – индивидуальность, все вместе – сплоченность.
Диалог с ученицей:что важно при игре гамм?
Научиться выполнять требование ровности звука.
Пианист играет 10-ю пальцами, которые все разные по длине, величине, форме. Спор о том, что вот бы пальцы были как второй или как третий (по мнению разных пианистов) неразрешим.
Поэтому необходимо все пальцы (1,2,3,4,5) учить играть ровно по звуку. Добиваться «выравнивания» кончиков пальцев поможет правильная постановка руки – свободное состояние руки, слегка закругленное в локте , пальцев 2,3,4 – слегка закругленных и расположенных близко к черным клавишам, 1и5 – подведенных чуть под ладонь, но не слишком. Гаммы состоят из «неполных пятипальцевок» и учить их нужно так –123,1234 правая рука;левая рука 4321,321 начиная со второй ступени лада(работа по альбому-аппликатура в гаммах). Рука непринужденно спокойная, свободно совершенно должна опираться на пальцы, как на естественные подпорки (от кончиков пальцев до основания кисти создает подобие арки) и нести при игре гамм свободный вес руки. При такой игре развиваются межкостностные мышцы, что является очень важным, т.к. придает пальцам возможную самостоятельность.
В работе над гаммами есть «закон» - пальцы должны находиться в естественном и экономном, «производственно – полезном» положении. В гаммах должны быть «разумные пальцы».
В работе над гаммами нужно особое внимание уделять 1 пальцу, который является “некой осью”, через которую происходит перекладывание руки на мгновение:2,3,4 палец делает петлю поверх 1 пальца, далее 2,3при движении вверх;вниз все «петли» через 1 палец аналогично.
Ответственность за ровность звука несет также 1 палец Е. Гнесина говорит о возможности работы 1 пальца. Он должен научиться играть без толчка и без опоры на него всей руки, работа 1 пальца (от корня) активная, интенсивная , «кончик» пальца чуткий и легкий в прикосновении (показ на инструменте).
Исполнение учащейся Гаммы до мажор на четыре октавы в прямом,затем в противоположном движении(темп Allegretto).
2.Работа над аккордами.
Аккордовая техника основывается на естественном весе руки, как утверждает Г.Г.Нейгауз. Главное и изначальное в работе – это полнейшая одновременность звучания всех звуков в аккорде. Ученик должен уметь сохранять в воздухе форму аккордов, ощущать «кончики» пальцев (показ на инструменте).
В медленном темпе – аккорд берется.
В быстром – «схватывается», «цепляется».
«Аккорд берется крепкими, т.е. устойчивыми пальцами, затем рука свободно приподнимается и переносится на позицию следующего аккорда как бы заранее приготовляя следующий аккорд…» (Е. Гнесина).
Исполнения учащейся Аккордов до мажор на четыре октавы(Т с обращениями по три звука).В аккордах важно запомнить аппликатуру записать учащемуся что меняются 2 и 3 пальцы,а 1и5 остаются в игре всегда(работа по альбому-аппликатура в аккордах)
3.Работа над арпеджио.
Арпеджио прежде всего основывается на пальцевой гибкости. Арпеджио это форма исследования 4-х звучных аккордов. Предплечье, локтевой сустав и плечо должны составлять механизм гибкости: предплечье прибывает в постоянном равномерном движении, кисть вращается в меру необходимости «вращательная способность кисти». Из этих движений пальцы берут нужные им клавиши, находясь каждый раз в выгодном, удобном для этого положения. Пальцы – «производители звука» должны находиться всегда в «производственно – полезном положении». Управлять этим процессом должен разум – рассудок. Необходимо «инертное состояние» - внимание для соблюдения благоустройства, организованности игры, той самой «разумной игры».
В работе над техникой арпеджио говоря о 1 пальце – мы еще говорим о гибкости, родной сестре свободы. В проучивании арпеджио использовать метод «замедленная киносъемка 1 пальца» (показ на инструменте).
Исполение учащейся Арпеджио до мажор:Т -короткие арпеджио по четыре звука,Т -длинное арпеджио в прямом и противоположном движении на четыре октавы.
Очень важны и способы проучивания:
- Многократное повторение
- с переносом руки по октавам, увеличивая расстояние между звуками
- беспрерывное повторение элемента (вверх, вниз)
- секвенциями
- проучивание каждого звена в зеркальном отражении, при этом обязательным является верная аппликатура.
При изучении аппликатуры в арпеджио и запоминании делать акцент на 4 пальце, где он вступает в игру, а где нет.
4.Работа над хроматической гаммой .
Хроматическая гамма относится к мелкой технике.Аппликатура с использованием 1,2,3 пальцев,где в сочетании правой с левой рукой на две белые клавиши играть 1 со 2,2 с 1.
Исполнение учащейся хроматической гаммы в прямом движении на четыре октавы.
Приём исполнения jeiperle(жемчужная техника).Этот вид техники создаёт в звуке ощущение округлости ,законченности.Звук достигается цепкими хватательными движениями ,скольжением пальцев под ладонь.
3.Работа с ученицей 4 класса Бородиной Лерой.
Исполнение гамм,аккордов,арпеджио в тональности ми мажор,согласно годовым техническим требованиям в темпе Allegretto.
В 4 классе добиваясь в гаммах звучания легато,нужно выравнивания артикуляционной,ритмической,динамической окраски. Аккорды как вид техники служат для развития и закрепления навыка - координирование психофизических процессов (мыслительная подготовка следующей позиции) при условии взятия аккордов в положении над ним, а не сбоку. Это очень важное условие успеха игры аккордовой техники. . Особенности рук в аккордовой технике играет большую роль:
Большие руки – «сама природа властвует над ним» так пишет Г.Нейгауз вспоминая руки А.Рубинштейна – «львиная лапа»; огромные, мягкие, мощные руки С.Рахманинова.
Большие руки аккорды играют свободным падением с высоты. Все возможности играть при быстрой смене 4х, 5-ти звучные аккорды с большой силой.
Маленькие руки – все зависит от умения «устроиться в трудных условиях». Здесь важно быть предусмотрительным и разделить растяжение межкостных мышц без напряжения и заставить предплечье и плечо чувствовать свою непричастность к растяжению.
4.Работа с ученицей 8 класса Хайретдиновой Алиной.
Исполнение гамм аккордов,арпеджио в тональности си мажор,согласно годовым техническим требованиям в темпе Allegro.
В старших классах полезно проучивать гаммы различными техническими приемами:
1. Martellato – стаккато большой силы
2.jeiperle– жемчужная техника – цепкое движение по ладонь пальчиками.
3. leggiero – этот прием исполняется легкими, похлопывающими пальчиками, без веса руки. Пальцы «плоские, пустые, пушистые».
4. Мелодический вид – погружение пальцев на глубину клавиши и полное слияние с клавиатурой. Принцип этого технического приема - чем скорее темп, тем легче нажим и наоборот.
5. Пальцевое glissando – скольжение пальцев по клавишам без их подъема и размаха. Задача – не четкость, а стремление скольжения к последней ноте.
Все эти виды пальцевой техники, изученные на гамме помогут в работе над этюдами и конечно в работе над произведениями, в зависимости от стиля композиторов и содержания играемого произведения.
5.Заключительное слово учителя:
Г. Нейгауз любил слушать своего учителя Л. Годовского и в книге «Об искусстве фортепианной игры», когда речь идет о работе над техникой вспоминает “Было восхитительно смотреть на эти очень небольшие, как бы выточенные из мрамора удивительно красивые руки и наблюдать с какой «простотой», легкостью, гибкостью, логикой, я бы сказал «мудростью» они выполняли сверхакробатические задания. Главное впечатление, все страшно просто, естественно, красиво и не стоит никакого труда. Но переведя взгляд с рук на его лицо, невероятная сосредоточенность, напряженнейшее внимание; глаза с опущенными веками, в рисунке бровей, в очертаниях лба выражение мысли, мысли огромной сосредоточенности - и больше ничего. Тут вы сразу сообразили, как дорого стоит эта кажущаяся легкость, простота; какая грамотная энергия нужна была для ее создания. Вот откуда берется настоящая техника!”
Техника в совершенстве – это путь взлета на ступень высокого мастерства; это и просто и сложно в своем понимании.
«Техника – это не плюс что-то необыкновенное, а минус что-то лишнее» – слова гениального пианиста и педагога Г.Г. Нейгауза.
«Техника есть искусство делать то, что хочется…» (Б.Астафьев).
Список использованной литературы
- Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», М., Музыка 1971.
- Булашов Л. «Педагогические принципы Е.Д.Гнесиной», М., Музыка, 1976.
- Гнесина Е. «Фортепианная азбука», М., Всесоюзное издательство Советский композитор, 1984.
- Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой, М., Музыка, 1971.
- Лещинская И. «Ежедневные упражнения юного пианиста», М., «Кифара», 1994.
- Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», М., Музыка, 1982.
- Тургенева Э. «Музыкальная поляна», М., «Владос», 2002.
- Штепанова-Курдова И. «Фортепианная техника», М., Музыка, 1971.
9.Шмидт-Шиловская А. «О воспитании пианистических навыков». – Л., Музыка, 1985.
Приложение 1
Годовые технические требования
для учащихся фортепианного отделения
1 класс – на две октавы все виды отдельными руками
2 класс – на две октавы все виды двумя руками
3 – 7 класс – на четыре октавы все виды двумя руками
Требования | Классы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8(9) | ||
ГАММЫ МАЖОР натуральный; МИНОР | Натуральный | + | + | + | + | + | + | + | + |
Гармонический | - | + | + | + | + | + | + | + | |
Мелодический | - | + | + | + | + | + | + | + | |
В прямом движении | В октаву | + | + | + | + | + | + | + | + |
В терцию | - | - | + | + | + | + | + | + | |
В дециму | - | - | + | + | + | + | + | + | |
В сексту | - | - | - | - | - | - | + | + | |
В противоположном движении | + | + | + | + | + | + | + | + | |
АРПЕДЖИО | Т-короткие арпеджио по 4 звука | + | + | + | + | + | + | + | + |
Т-ломаные арпеджио по 4 звука | - | - | - | + | + | + | + | + | |
Т-длинное арпеджио в прямом движении | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Т-длинное арпеджио в противоположном движении | - | - | - | + | + | + | + | + | |
Д7короткие арпеджио по 5 звуков | - | - | - | - | - | + | + | + | |
Д7 длинное арпеджио | - | - | - | - | + | + | + | + | |
ум Ум7 – короткие арпеджио отдельными руками | - | - | - | - | + | + | + | + | |
АККОРДЫ | Т с обращениями по 3 звука | + | + | + | + | + | + | + | + |
Т с обращениями по 4 звука (в зависимости от размера кисти) | - | - | - | + | + | + | + | + | |
TSDT с обращениями по три звука | - | - | - | - | - | + | + | + | |
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ | В прямом движении в октаву | - | + | + | + | + | + | + | + |
В противоположном движении в октаву от ре и соль диез | - | - | - | + | + | + | + | + | |
В противоположном движении от всех звуков | - | - | - | - | + | + | + | + | |
11 видов арпеджио от одного звука (до, фа и соль) | Для поступающих в ССУЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...
Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"
Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...
Методическая разработка открытого занятия
Содержание методической разработки Пояснительная записка Методическая карта занятия Обеспечение занятия Структура занятия План занятия ...
Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'
Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"
Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....