Владимирские рожечники
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Черникова Елена Константиновна

История возникновения ансамбля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_ansamblya_vladimirskikh_rozhechnikov.docx342.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

История ансамбля Владимирских рожечников.

пастух город владимир рожечник музыкальная культура

Мало кому известно, но именно на Владимирской земле несколько веков назад зародилось искусство рожечной музыки.

 Коллективное рожечное музицирование  имеет древние корни и продиктовано непосредственно «производственными функциями» пастухов. Рожечные наигрыши являются аналогом русской протяжной песни, с ее поистине виртуозным искусством распева, редкой выразительностью подголосочной фактуры.

И стало настолько популярным, что, объединившись в ансамбль Владимирские рожечники, в считанные годы покорили Париж, выступали перед царем-батюшкой и дали название целой школе рожечников. Пастушеский рожок с той поры во всех губерниях именовали «владимирским». Владимирские рожечники занесены во все энциклопедические словари, и даже в большую советскую энциклопедию.

Знаменитый хор Кондратьева существовал с конца позапрошлого века. На территории Владимирской губернии виртуозы-рожечники были известны уже к середине 60-х годов 19-го столетия

 Почему хор? Слова ансамбль тогда не было распространено и собрание музыкантов называли «хором». Тогдашние рожечники не пели, лишь играли на рожках. Да так искусно, что иногда казалось, будто слова выговаривают.

Кондратьев,  когда  был еще мальчишкой-подпаском в Камешковской деревеньке Мишнево, слушал рожечные наигрыши, сам пробовал играть на рожке различные мелодии. А повзрослев и выйдя «в люди» решил собрать профессиональный «хор» из рожечников. Работать с Николаем Кондратьевым согласились 12 пастухов-рожечников. Этот хор совершил многочисленные гастрольные поездки по различным городам России.

В 1883 году хор Владимирских рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева пригласили на гастроли в Петербург. В саду «Ливадия» состоялись первые выступления хора. Дебют в «Ливадии» открыл перед нашими земляками широкие возможности для выступлений.Ансамбль пригласили выступить перед Александром III в честь его коронации. Говорят, царь-батюшка выслушал народных музыкантов благосклонно, потом пожелал посмотреть, как устроен рожок. Увидя обыкновенную продырявленную насквозь палочку с шестью дырками по бокам, удивился: «А где же пищик?» - «Пищика нет, - лихо ответил Кондратьев, - играем пока мозоли на губах не появятся...» Дебют в «Ливадии» открыл перед нашими земляками широкие возможности для выступлений.

...Очередной звездный час ожидал владимирских рожечников Кондратьева в 1884 году: их пригласили на Международную выставку в Париж. Даже парижская афиша сохранилась, на которой изображены русские пастухи в странных сценических костюмах: высоких шляпах с полями, длиннополых плащах и лаптях. Владимирские рожечники сразили европейцев наповал. Сразу последовали приглашения выступить в Лондоне и Берлине.

В 1900 году народный ансамбль рожечников под управлением П.Г. Бахарева не только перенял и продолжил лучшие традиции хора Владимирских рожечников под управлением Н.В. Кондратьева, но и внес много нового в исполнение народных песен. Это уже был народный ансамбль с группой певцов, танцоров и гармонистов. Объясняется это тем, что в то время на большей части территории России утверждается новая, городская песенность, частушки. Явное преимущество в передаче новых песенных жанров — частушек, плясовых и так называемых «фабричных» песен — получает гармоника. И именно этот стиль подачи народного музыкального материала, это настроение русского народного праздника, которое царило на концертах ансамбля П.Г. Бахарева, продолжал и продолжает ансамбль «Вишенка».

http://vladimir.mk.ru/upload/article_images/ca/c0/6d/495_18487.jpg

С созданием ансамбля «Вишенка» началась новая страница в истории возрождения исполнительского искусства Владимирских рожечников.

Нынешние рожечники и поют, и пляшут. Тут вам и частушки, и игра на гуслях, балалайках да баянах. Есть и необычные «музыкальные инструменты» - косы да топоры. Да так виртуозно играют, что ноги сами в пляс просятся! Одним словом, сегодняшний репертуар ансамбля состоит из наигрышей русских народных песен и их обработок. Классикой рожечного исполнительства называют песни: «Уж ты сад, мой сад», «Зимушка-зима», «Сизый голубочек», «Ах ты, береза», «По улице мостовой»...

В начале прошлого века во Владимирскую губернию, говорят, приезжал сам Митрофан Пятницкий — с собой привез фонограф, в России таких было всего несколько штук. Удивительно, но записи игры тогдашних рожечников сохранились до наших времен, так что музыканты Лебедева играют ту же самую рожечную музыку, что и их предшественники — нота в ноту, ничего не меняя!
Александр Лебедев сравнивает рожок с сотовым телефоном — деревянные дудочки были у всех пастухов, и, при желании, они могли друг с другом обмениваться сигналами — рожок издалека слышно. Были специальные сигналы на сбор скота, на выгон...

У домашней живности, уверен рожечник Аркадий Вуколов, генетическая память на рожечные сигналы существует. Много раз в деревне пробовал подудеть на рожке гусям и курам — птица вмиг собирается рядом с рожечником.

- Однажды мы были на гастролях в Кировской области, - вспоминает Александр Александрович. - В одной из деревень увидели вдалеке стадо и решили испробовать силу рожка.

Услышав рожечные сигналы, рогатое стадо как по команде развернулось и направилось в сторону музыкантов. Пришлось спешно уносить ноги.

В прошлом рожки выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. В настоящее время рожки вытачивают на токарном станке.

 Справка "МК"

Ансамбль «Владимирские рожечники» - Лауреат и дипломант Международных и Всероссийских конкурсов, имеет благодарственные письма и грамоты областной и городской администраций. За многолетний плодотворный труд, большой вклад в развитие культуры музыкальный руководитель ансамбля Александр Лебедев награжден Благодарностью Министра культуры РФ. В 2009 году коллектив ансамбля «Владимирские рожечники» стал Лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства.Ансамбль «Владимирские рожечники» - Лауреат и дипломант Международных и Всероссийских конкурсов, имеет благодарственные письма и грамоты областной и городской администраций. За многолетний плодотворный труд, большой вклад в развитие культуры музыкальный руководитель ансамбля Александр Лебедев награжден Благодарностью Министра культуры РФ. В 2009 году коллектив ансамбля «Владимирские рожечники» стал Лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства.

Справка "МК"

Это интересно

Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» – «пастушеский», «песенный» и «владимирский». Название «владимирский» рожок приобрёл в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области.
Длина рожка колеблется от 32 до 83 см. Изготовляют его из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки.

Визгунок, бас, полубасок — звук рожка зависит от его размера. Звук этот очень сильный и пронзительный. По словам сегодняшнего руководителя «Владимирских рожечников» Александра Лебедева, все началось лет 300 назад, когда пастухи, обычные неграмотные крестьяне, собирались по 5-6 человек и начинали дудеть на разные лады. Так и родились рожечные наигрыши - песенные, плясовые да танцевальные. Скоро рожечников стали приглашать на свадьбы и другие праздники. Играть на рожках стали и в кабаках, для увеселения, и в лодках для сопровождения пения гребцов.

Прапраправнук рожечников

Проводить параллели с «хором» Кондратьева можно бесконечно. У Кондратьева исполнителями были простые пастухи, не знающие музыкальной грамоты, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля. Нынешний ансамбль рожечников тоже — народный. Немногие его участники имеют музыкальное образование. Есть среди них токарь-шлифовщик (тот самый Аркадий Вуколов, что мастерит новые рожки и старые ремонтирует), повар, полицейский, шофер... Вех объединяет любовь к русскому фольклору.

А прапрапрадед рожечника Ярослава Шубина — Сидор Акулин из деревни Остров Камешковского района — играл в коллективе Кондратьева. Ну чем не преемственность?

Ансамбль «Владимирские рожечники» является одним из базовых коллективов Областного Центра народного творчества и Областного музыкального колледжа, а также одной из «визитных карточек» Владимирской области. Александр Лебедев ведет большую концертную и просветительскую работу, выступая перед туристами, в школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях. Они не только играют на рожках, поют и пляшут. Во время каждого концерта Лебедев старается рассказать зрителям историю Владимирских рожечников, говорит об устройстве рожка, о народной русской культуре, рассказывает о музыкально-песенном фольклоре.

- Когда мы выступаем с концертами в школах, - рассказывает Александр Лебедев, - бывает просим ребят подпевать. Но слова даже самых известных русских народных песен знают не все. А ведь, если задуматься: чем рожечная музыка хуже Димы Билана или модных сейчас «кельтских мотивов»? Современные россияне редко поют свои, русские народные песни. А зря, ведь живем-то мы в России...

http://vishenka-vladimir.ru/images/stories/articles/main/main_05.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Владимирские просёлки поэзии"

Литературная гостиная содержит материал владимирских писателей  и композиторов о городах области. Она представляет собой межшкольный просветительский проект....

Православная архитектура г.Юрьев-Польского Владимирской области

Познакомьтесь, это мой  любимый  город. Милости просим, посмотреть на это великолепие воочию!...

Классный час "Святые места Земли Владимирской"

Классный час "Святые места Земли Владимирской"  с презентацией составлен в форме экскурсии....

География Владимирской области.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем бо...

Урок географии по теме "Климат Владимирской области", 8 класс

Урок географии в курсе "Физическая география Владимирской области". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, приложения с тестами и материалами к уроку. Урок с использованием современных...

Презентация "Владимирская область"

Эта работа подготовлена учащимся 11 класса Постниковым Денисом....

Классный час к 70 летию Владимирской области " Мой край Владимирский"

Материал содержит презентацию и сценарий выступления учителя о Владимирской области с древнейших времен до наших дней, об архитектурных и природоохранных памятниках , о знамениостях земли Владимирской...