конспект доминантного занятию по восприятию музыки
план-конспект занятия по музыке на тему

Гарина Светлана Анатольевна

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре в детском музыкальной оркестре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_muzyke_.doc91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад  № 79» г. Бийска

День рождения музыки.

Конспект занятия

для детей подготовительной группы

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»,

базовый вид деятельности «Музыка»

 

Гарина Светлана Анатольевна,

                        музыкальный руководитель

Бийск - 2014

Тема занятия «День рождения музыки»

Тип музыкального занятия: доминантное по восприятию музыки. 

Цель: создание условий для формирования у детей представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре в детском музыкальном оркестре.

Задачи:

- учить различать по внешнему виду и тембру музыкальные инструменты детского и симфонического оркестра, правильно называть их; понимать функции дирижёра   оркестра; продолжать знакомить с элементами музыкальной грамоты: нотоносец, ноты, скрипичный ключ.

- способствовать запоминанию мелодию произведения, выделять свою партию, начало её исполнения на детском музыкальном инструменте, согласовывать свои действия с другими играющими в оркестре детьми;

- продолжать учить внимательно слушать музыку.

- развивать интерес к восприятию музыки, к музыкальным инструментам детского и симфонического оркестра; находчивость, быстроту реакции.

- развивать желание активно применять собственные знания и музыкальный опыт  в игре на детских музыкальных инструментах.

- воспитывать музыкально-эстетический вкус;

- доброжелательное отношение к высказываниям сверстников о   прослушанной музыке;

- воспитывать культуру исполнения.

     Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,  Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.

     Предварительная работа: разучивание музыкального репертуара, знакомство с инструментами симфонического оркестра, элементами музыкальной грамоты, чтение басни Крылова «Квартет»

    Оборудование и материалы:  детские музыкальные инструменты, телевизор, магнитная доска, ноты.

Организация ОД

Этапы НОД

Деятельность музыкального руководителя и воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

Вводная часть.

Музыкальное приветствие

«Мозговой штурм»

закрепление танцевальных движений в нужном ритме

Игровой приём

Загадка

Развитие игрового сюжета. Сюрпризный момент

Беседа-викторина

Слушание музыки

Беседа-викторина

показ иллюстрации

Музыкальная викторина.

проблемно-поисковый вопрос

практический метод обучения: закрепление знаний в практике

распевка

Исполнение песни

продолжение беседы-викторины

слушание музыки

музыкальная викторина

слушание музыки

музыкальная викторина

Муз. рук. (поет) «Здравствуйте, ребята» Сегодня у нас не совсем обычное занятие, это будет занятие-праздник. Скажите,  какой у вас самый любимый праздник? Это праздник, когда к вам приходят гости и дарят подарки.

Верно, этот праздник-День рождения. Кто же у нас именинник сегодня?

А именинница сегодня – сама Фея Музыки. В октябре мы отмечаем Международный день музыки. Итак, на нашем музыкальном дне рождения все гости в сборе. Давайте поприветствуем друг друга в танце.

Внимательно слушайте музыку и выполняйте все танцевальные движения ритмично, под музыку, не торопясь и не отставая. Танец "Привет"

Муз. руководитель. А где же сама именинница? Вы хотите с ней встретиться? Тогда нам нужно отправиться в концертный зал. Там музыка звучит каждый день. Проходите, рассаживайтесь поудобнее.   Внимание, загадка.

Клавиши, струны, терпенье, талант

Плюс вдохновенье, равно ...

 

Муз. рук. Да, это музыкант. Итак, сегодня мы будем говорить о музыке и музыкантах. (включается экран, воспроизводится запись голоса с помехами).

«Я, колдунья Скрипунья,  заколдовала  Фею музыки и придумала очень сложные задания. Но вы с ними никогда не справитесь».

Муз. рук. Вот это да… Ну, ничего, не расстраивайтесь. Если мы верно выполним все задания, злые чары спадут. Я вам буду помогать. Посмотрим, какие же задания приготовила колдунья Скрипунья.

Слайд №1

Как называют исполнителя или музыканта, когда он выступает на сцене один?

Муз. рук. Скрипач играет, пианист, один певец, один флейтист, один трубач, один альтист - мы говорим: «Звучит солист».

Муз. рук. А сейчас музыкальная загадка.

Слайд №2

Звучит музыкальный фрагмент.

Послушайте, сколько инструментов звучит?

Сколько?

Какой инструмент звучит? (дети: фортепиано)

Муз. рук. А сейчас сколько инструментов  звучит?

Муз. рук. Какие?

Муз. рук. Скажите, а эти инструменты мешали друг другу?

Верно. И фортепиано, и скрипка исполняли каждый свою инструментальную партию и получалось необыкновенно красиво! Они дополняли друг друга. А как же по-итальянски будет «два»? Кто помнит, ребята?

Слайд 3

Муз. рук. И, значит, знаем мы ответ: играют двое музыкантов,

мы говорим: звучит дуэт.

Муз. рук. Посмотрите на экран. Это какой дуэт?

Муз. рук. А это?

Муз. рук. Ребята, а кто помнит, как называется ансамбль, в котором участвуют три музыканта?

Слайд №4

Муз. рук. По-итальянски слово «трио»- значит, по-русски словно три. Играет трио музыкантов, а ты лишь слушай и смотри.

Слайд №5. Иллюстрация басни Крылова «Квартет»

Муз.  рук. Красавица мартышка, осёл, козёл и косолапый мишка затеяли сыграть квартет.

Муз. рук Ребята, вы знаете эту басню? Сколько музыкантов в квартете?

В нём четыре музыканта,

Виртуоза и таланта,

Пропоют любой мотив.

Как зовётся коллектив?

Муз. рук. Герои басни Крылова играли вот на этих инструментах.

Слайд№6

Муз. рук. Вспомним, как они называются.

Муз. рук. Ребята, скажите, чем все эти четыре инструмента похожи?

Муз. рук. К какой группе инструментов они относятся?

Муз. рук. Какой из этих инструментов самый высокий?

Муз. рук. А самый низкий?

Муз. рук. На каком инструменте играют, держа его на плече?

Муз. рук. А почему эти инструменты мы называем «струнно-смычковые»?

Муз. рук. А сейчас послушайте и скажите, какой струнно-смычковый инструмент звучит?

Муз. рук. Ребята,  басня Крылова заканчивается какими словами? Кто помнит?

Слайд №8

Муз. рук. Почему не годятся в музыканты герои басни?

Да, чтобы хорошо играть в ансамбле или оркестре, нужно знать музыкальную грамоту, иметь хороший музыкальный слух и хорошее чувство ритма.

 Давайте узнаем, какое следующее задание приготовила Колдунья Скрипунья.

Слайд №9

Что это, вы знаете?

Верно, это нотоносец. А сколько на нём линеек? Какой знак стоит в начале нотоносца?

Для чего нужен нотоносец?

Ой, а где же сами ноты?

Неужели это проделки колдуньи?

Ну, ничего, у нас есть свой маленький нотоносец.

А нотками нашими будут весёлые магнитики.

Ребята, помогите мне, пожалуйста, расставить все нотки по своим местам.

Муз. рук. Молодцы. Задание выполнили правильно.  

Вот теперь все нотки в сборе,

Значит, петь мы сможем в хоре!

Но перед тем, как спеть песню, нам нужно подготовить свои голоса. В хоре музыканты распеваются, настраивают свои голоса, точно так же, как и музыканты в оркестре: проверяют не фальшиво ли настроены музыкальные инструменты. И  мы с вами давайте вспомним, как звучат ноты. Споём распевку про звукоряд.

Что такое звукоряд?

Муз. рук. Предлагаю хору и солистам занять свои места.

Мы с вами исполним песню «Чтоб выучиться пению»

Муз. рук. Ребята, пройдите снова на свои места. На  экране новое задание.

Слайд №10

Как называется этот музыкант?

Что он делает?

Муз . рук. Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.

Он в оркестре – самый главный. Он в оркестре Президент!

Муз. рук. А на сцене, будто  праздник. Серебро и медь…

Сколько труб и скрипок разных! Трудно рассмотреть.

Кто-то вдруг из полумрака вышел медленно на свет.

Где же он? Он в чёрном фраке. Он, как ласточка одет.

Всё блестит в сиянье света. Не найти свободных мест.

Мы, ребята, знаем – это…

Муз. рук. Что вы знаете о симфоническом оркестре

Муз. рук. Ребята, мы назвали струнно-смычковые инструменты. А какие ещё группы инструментов входят в симфонический оркестр?

Слайд №11

Муз. рук. Давайте вспомним инструменты деревянно-духовые.

Муз. рук. А почему они называются деревянно-духовыми?

Слайд №12

Итак, какой деревянно-духовой инструмент самый высокий?

Муз. рук. А какой самый низкий?

Муз. рук. Сейчас снова музыкальная загадка. Слушаем музыкальный отрывок и определяем, какой звучит инструмент.

Итак, следующее задание. 

Слайд № 13

 Нам нужно вспомнить название этих музыкальных инструментов.

Муз. рук. К какой группе инструментов они относятся?

Слайд № 14

Какой из них самый высокий?

А самый низкий?

Какой инструмент имеет выдвижную кулису?

А какой имеет круглую форму?

Муз. рук. Снова музыкальная загадка. Вам нужно внимательно послушать и определить, какой  медно-духовой инструмент звучит

Муз. рук. Молодцы, ребята. Следующее задание от колдуньи Скрипуньи.

Слайд № 15

 «Назвать ударные инструменты».

Муз. рук. Ребята, давайте вспомним, какие ещё инструменты звучат в симфоническом оркестре, которые мы не назвали?

Слайд №16

Это дополнительная группа инструментов.

Муз. рук. И снова муз. загадка Какой звучит инструмент из этих, которые иллюстрации.

Муз. отрывок Чайковский танец феи Драже (челеста)

Дети под музыку входят в зал, встают в круг.

-Здравствуйте!

день рождения

Дети предлагают свои варианты ответа.

Танец «Привет»

Да.

Музыкант

Дети садятся на стульчики

На экране видеописьмо.

 

Дети: солист

Дети: один

Два

Скрипка и фортепиано.

нет.

два

Фортепиано и скрипка.

Дуэт.

вокальный.

инструментальный.

трио

квартет

Скрипка, альт, виолончель, контрабас.

У них есть одинаковый корпус, по 4 струны и смычок.

К струнно-смычковой.

Скрипка.

Контрабас.

Дети: На скрипке и альте.

Дети. Потому что на них играют смычком.

Музыкальная викторина.

№ Римский-Корсаков «Шехаразада» (скрипка)

Сен-Санс

№ «Лебедь» (виолончель)

№ Сен-Санс «Слон» (контрабас)

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

дети делают вывод: нужно много трудиться  и знать музыкальную грамоту.

нотоносец

скрипичный ключ

Дети расставляют на магнитной доске ноты-магниты.

Исполнение песни «Чтоб выучиться пению»

Это ноты, расположенные по порядку

Дети поют распевку «Звукоряд»

Исполнение песни «Чтоб выучиться пению»

дирижёр.

дирижирует оркестром

симфонический оркестр.

симфонический оркестр- самый большой

духовые инструменты

флейта, кларнет, гобой, фагот

они сделаны из дерева

флейта

фагот

Музыкальная викторина

И. С. Бах «Шутка» (флейта)

С. Прокофьев «Петя и волк»    (фагот)

труба, тромбон, валторна, туба

к медно-духовым

флейта

фагот.

тромбон

валторна

П.И. Чайковский Испанский танец (труб

И. С. Бах «Шутка» (туба)

дети отвечают

Рояль, арфа, челеста

П. И. Чайковский «Танец феи Драже»

Арфа

Игра на ДМИ

Использование художественного слова

Игровой приём

Сюрпризный момент

Рефлексия

Поощрение детей

Слайд № 17

Муз. рук. А теперь, когда мы справились со всеми заданиями колдуньи Скрипуньи, давайте возьмём в руки музыкальные инструменты  и сыграем целым большим, дружным  оркестром. Это и будет нашим музыкальным подарком для Феи Музыки.

А сейчас подготовьтесь для исполнения ещё одной пьесы.

Муз. рук. Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка? Расскажите мне о ней.

Птичьи трели-это музыка?

И капели – это музыка?

Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.

Ребята, следующую музыкальную пьесу мы с вами назвали «Осеннее настроение»

Давайте вспомним, какие инструменты будут изображать шелест листьев?

А капельки дождя?

А стук дождя по стеклу?

А какие инструменты будут изображать пение перелётных птиц?

Нам немножечко грустно, что осенью природа увядает и улетают от нас птицы, но мы им вслед помашем, чтобы они видели, как мы им будем рады весной.

Наша осенняя история будет чуть-чуть сказочной. Эту роль в  сказках выполняли сказочники с  гуслями. А у нас в детском оркестре мы поручим…

Итак, музыканты готовы?

Муз. рук. Ребята, вам понравилось, как вы играли? Вы старались?

Слайд №18

Я думаю, что Фее Музыки тоже понравится такой подарок. Но где же она сама?

Под музыку в зал входит Фея музыки.

Здравствуйте, мои друзья, вам за помощь благодарна я. От колдуньи меня вы спасли.

Злые чары Скрипуньи ушли.

Смогла я нотки сохранить, и вам хочу их подарить.

Нотку зелёную  берёт только тот, кому было очень  легко выполнять все задания Скрипуньи, злой…. колдуньи.

А красная нотка для того, кому было совсем нелегко. И задания для него оказались очень сложными.

Фея Музыки. На память о нашей встрече я вам дарю ещё эти волшебные музыкальные инструменты, чтобы музыка никогда вас не покидала.

Воспитатель. Дети, а нам пора возвращаться в группу.

Муз. руководитель (поёт): До свидания, ребята!

Исполнение на ДМИ:

1.Штраус Полька «Трик-трак»

2.«Музыкальные часики»

да

да

маракасы

треугольники

коробочки.

свистульки

металлофону

Исполнение пьесы «Осеннее настроение» на ДМИ

Дети берут ноты, расположенные на столе.

До свидания. Возвращаются в группу

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....

конспект доминантного занятию по восприятию музыки

Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра,  развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....

План-конспект музыкального занятия "В королевстве музыки"

Образовательная область«Художественное - эстетическое развитие»Возрастная группаПодготовительная к школе группа 6-7 летИспользуемые технологииТехнология деятельностного метода («Ситу...