Открытый урок музыки для коррекционной школы 8 вида по теме "Звуки музыки"
план-конспект урока по теме

Коломиец Елена Дмитриевна

Познакомить и заинтересовать учащихся с миром музыки; развить и обогатить духовный мир детей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

БГООУ  РХ «Боградская санаторная школа-интернат»

Открытый урок

музыки в 4 «Б» классе

(коррекционной школы VIII вида)

«Звуки музыки».

                                                                                               Учитель музыки

                                                                                                 Коломиец Елена

                                                                                                Дмитриевна

Боград

2010

Звуки музыки

Цель: познакомить и заинтересовать учащихся с миром музыки; развить и обогатить духовный мир детей.

Задачи: закрепить понятия шумовых и музыкальных звуков, нот и их последовательностей  в музыке; формировать у школьников умения и навыки выразительного исполнения; развивать творческие способности детей; развивать навыки музыкального восприятия; знакомить учащихся с творчеством композиторов и их музыкой; воспитывать любовь к классической музыке.

Форма: экскурсия в мир музыки.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: здоровьесберегающая, эмоциональное восприятия музыки.

Оборудование: магнитофон, СД диск с записью, компьютер, мультимедиа установка, музыкальный инструмент «YAMAHA», магнитная доска, воздушные шары.

ТСО: ноты, нотоносец, скрипичный ключ, фишки, иллюстрации музыкальных инструментов и предметов издающих шум, портреты композиторов.

                                                                   Ход урока:

   - Дети заходят в класс под музыку, рассаживаются на свои места.

   - У – здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на нашем сегодняшнем уроке. Наш урок будет проходить немного в необычной для вас обстановке. Сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы, посмотреть, чем мы с вами будем заниматься. А мы в свою очередь должны порадовать их знаниями о музыке. А сейчас переключите все свое внимание на меня. Сядьте правильно, красиво,  выпремте  осанку, руки положите на колени и настройтесь на хороший лад.

   Давайте прислушаемся внимательно к музыке, которая звучит в нашем классе.

  - Что издает музыка?

  - Что вы в ней слышите?

  - Д – музыка издает звуки.

   - У – правильно, именно музыка издает звуки. И тема нашего сегодняшнего урока так и будет называться Звуки музыки. В этой четверти мы продолжаем с вами знакомство с музыкальной грамотой. Показ слайда темы урока. 

   Цель нашего урока – знакомство с миром музыки.

    Задачи:

1. Вспомнить какие бывают звуки в музыке.

2. Вспомнить ноты и их расположение.

3. Закрепить песню «Семь подружек», которую мы учили на прошлых уроках.

4. Познакомимся с композиторами и отправимся на экскурсию в театр, где послушаем классическую музыку исполняемую симфоническим оркестром.

   - У – сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Большая просьба к вам,  хором не выкрикивать, а отвечать по одному подняв при этом руку, так как за правильный ответ вам будет выдаваться фишка.

   - У – какие звуки вы знаете?

   - Д – шумовые и музыкальные. Показ слайда.

   - У – правильно, все звуки делятся на две группы шумовые и музыкальные. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто мне из вас может подсказать, что это за звуки?

   - Д – приводят примеры шумовых звуков / шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д. /

   - У – теперь напомните мне музыкальные звуки.

   - Д – музыкальные звуки издают музыкальные инструменты.

   - У - какие вы знаете музыкальные инструменты?

   - Д - скрипка, гитара, пианино и т.д.

   - У – какие умные дети, давайте теперь хором повторим, какие две группы звуков бывают.

   - Д – шумовые, музыкальные.

   - У – посчитаем, кто из вас больше набрал за правильные ответы фишки. Определяются двое победителей. А сейчас проведем игру, которая называется «Шумовые и музыкальные звуки». И еще раз закрепим эту тему. 

   Двое учащихся, которые больше всех набрали фишек выходят к столу, где лежат картинки с иллюстрациями предметов музыкальных и шумовых звуков. Первому учащемуся дается задание,  выбрать иллюстрации, где изображены шумовые звуки, а второму учащемуся выбирать иллюстрации, где изображены музыкальные звуки. Задача каждого учащегося перенести свои иллюстрации на магнитную доску и повесить под надписями шумовые и музыкальные звуки. Участник, который справиться с заданием быстрее, выигрывает. А мы с вами  будем наблюдать и оценивать игру. Оба учащихся справляются с заданием одновременно.

   - У – молодцы ребята, вы на славу постарались, и мы еще раз закрепили музыкальные и шумовые звуки. А теперь вспомним, из каких звуков состоит сама музыка?

   - Д – музыка состоит из музыкальных звуков.

   - У – как они называются?

   - Д – ноты.

   - У – сколько нот в музыке?

   - Д – семь.

   - У - где пишутся ноты?

   - Д – ноты пишутся на нотоносце. Показ слайда /нотоносец/.

   - У – сколько линеек на нотоносце?

   - Д – пять.

   - У – правильно, а что пишется на нотоносце кроме нот?  

   - Д – скрипичный ключ.

   - У – давайте споем с вами эти звуки, и посмотрим появятся они на нотоносце или нет.

   - Д – дети исполняют последовательность нот.

   - У – смотрите, ребята, а ноты так и не появились на нашем нотоносце. Что же делать, как же нам быть? Ведь без нот мы не сможем спеть песню и послушать в театре музыку. Давайте разделимся на две группы и отправимся на поиски наших нот. Как только мы найдем ноты. Вы должны будите их расположить на нотном стане в их последовательности.

   Класс делится на две команды. Первая команда ищет ноты с правой стороны, вторая команда с левой стороны. Более слабым учащимся,  дается задание легче /найти скрипичный ключ и повесить его на нотный стан/. Под музыку дети выполняют задание.

После того, как дети найдут все ноты, они должны сосчитать их. Сколько нот у каждой из команд /семь/. Обратите внимание на экран. Вот и появились наши ноты. Показ слайда. Теперь вам нужно самостоятельно расположить на нотном стане в такой же последовательности эти ноты. Дети выполняют задание.

   - У -  давайте еще раз закрепим и исполним ноты.

   - Д - исполняют ноты.

   - У – каким цветом бывают ноты?

   - Д – черные и белые?  

   - У – как вы думаете, почему у нас ноты разного цвета?

   - Д – потому что они имеют разные звуки и названия у них тоже разные.

   - У – правильно. А теперь проверим домашнее задание. Вам нужно было выучить к уроку песню «Семь подружек». Сейчас мы проверим, как вы справились с заданием. Первая команда поет первый куплет, вторая команда поет второй куплет, третий куплет и припев поем все вместе. Но в начале, давайте вспомним о чем поется в этой песне?

   - Д - о нотах, о тайнах в музыке, о волшебном мире звуков, об успехе в учении.

   - У – давайте встанем,  проговорим вслух припев и споем его отдельно от куплетов, а потом всю песню, как я уже вам объяснила.

   - Д – исполнение песни.

   - У – немного все подустали, присядьте на свои места. А сейчас закройте все глаза и послушайте музыку /релаксация/, которая успокоит вашу усталость и поднимет настроение. Расположитесь на  стуле так, чтобы было вам удобно. И так слушаем музыку.

   - У – продолжим наш урок. И так музыкальную грамоту мы с вами повторили и закрепили. А теперь ответьте на следующие вопросы.

   - У – кто сочиняет музыку?

   - Д – композитор.

   - У – правильно. Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт / Показ слайда/ начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет. Знаменитый Бетховен /Показ слайда/ сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым. Иоганн Себастьян Бах /Показ слайда/ работал по двенадцать часов в день, чтобы создать свои непревзойденные шедевры. А русский композитор Александр Порфирьевич Бородин /Показ слайда/ был ученым-химиком и у него было очень мало свободного времени для сочинения музыки. Но высокая требовательность к собственному творчеству, заставляла Бородина работать над каждым своим произведением очень долго. Оперу «Князь Игорь» /Показ слайда/ он писал восемнадцать лет. Вот такой нелегкий труд композиторов.

   - У – а кто ребята исполняет музыку?

   - Д – музыканты и певцы.

   - У – правильно. А на чем играют музыканты?

   - Д – на музыкальных инструментах.

   - У – как вы думаете, музыкантам и певцам нужно учиться, чтобы играть и петь?

   - Д – нужно.

   - У – правильно, нужно долго учиться, чтобы быть талантливым исполнителем и музыкантом. Среди известных исполнителей, такие яркие музыканты, как Николо Паганини /Показ слайда/. С одиннадцати лет он начал концертировать, исполняя на скрипке виртуозные произведения. Музыкант так мастерски владел скрипкой, что недоброжелатели были уверены: без помощи темных сил Паганини так бы не играл. Хотя, на самом деле он имел такой успех только благодаря своему таланту и трудолюбию.  Федор Иванович Шаляпин – русский певец /Показ слайда/. Одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. Выступал в театре «Ла Скала», который находится в Италии. Самый большой театр в Европе. Федор Иванович имел необыкновенный голос и когда он пел, завороженная публика не могла оторвать от него своих глаз.

   - У – но и это еще не все. Ведь музыку мы должны еще… (указать на ухо).

   - Д – слушать.

   - У – совершенно верно. Как вы считаете на слушателей надо учиться?

   - Д – надо, не надо.

   - У – хоть у вас и сложилось противоречивое мнение об этом, но я вам помогу. Чтобы слушать музыку тоже нужно учиться. Но в отличие от композитора и исполнителя обучение проходит гораздо быстрее. Сейчас я вам зачитаю памятку правила слушания музыки:  

1. Не разговаривать, не вертеться  во время слушания музыки.

2. Не мешать соседу, слушать музыку.

3. Сосредоточиться  и слушать внимательно.

4. Получать удовольствие от слушания музыки.

   Постарайтесь все эти правила соблюдать, так как мы отправляемся с вами на экскурсию в Большой театр. И послушаем произведения В.А.Моцарта симфонию №40, I часть.

   Кто правильно будет слушать музыку и соблюдать все правила, которые я зачитала в памятке, тот из вас получит диплом слушателя музыки.

  - У – молодцы ребята, вы все соблюдали правила слушателей музыки, а дипломы слушателей музыки я раздам вам чуть позже. А сейчас скажите, понравилась вам музыка В.А.Моцарта, какая по настроению и характеру прозвучала музыка?

  - Д – быстрая, плавная, нежная.

  - У – понравилось ли вам слушать классическую музыку?

  - Д – да, очень.

   - У – на дальнейших уроках музыки мы с вами  будем  слушать классическую музыку и знакомиться с творчеством композиторов. А сейчас подведем итог нашего урока и обобщим, что мы узнали нового на уроке:  

   - что издает музыка? / звуки /

   - какие звуки бывают в музыке? / шумовые и музыкальные /

   - где пишутся ноты? / на нотоносце /

   - назовите ноты?   / до, ре, ми, фа, соль, ля, си /

   - кто такой композитор? / сочиняет музыку /

  - кто такой исполнитель? / музыкант, который исполняет музыку на музыкальных инструментах /

   - кто такой слушатель? / кто умеет слушать музыку /

   - что такое театр? / это здание, где исполняют музыку/

   - какого композитора мы слушали музыку? / Моцарта /

   - какое классическое произведение Моцарта мы послушали? /симфонию №40, I часть/

   Все вопросы показываются на слайдах.

    Сегодня на уроке вы все старались и работали на славу. Поэтому я хочу вручить вам всем дипломы слушателей музыки и поставить пятерки.

А на память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам шарики с надписью наших нот, чтобы вы никогда их не забывали и помнили.

    Наш урок подошел к концу, но я с вами не прощаюсь, а говорю всего до новых встреч.

    Дети выходят из класса под музыку В.А. Моцарта симфония №40, I часть.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальные игры - как средство коррекции на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида »

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничеств...

Инновационные технологии на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида

В статье описаны практические приемы использования средств ИКТ на уроках музыки....

Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида".

Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида"....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Пособие является важным средством развития музыкальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме привить ...