Колокола на Руси (презентация урока)
план-конспект урока по музыке

Тема урока: «Колокола на Руси»

Цель: Познакомить с колокольными звонами России.

Задачи: 1. Познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры.

              2. Путём исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kolokola.ppt2.83 МБ
Microsoft Office document icon khod_uroka_kolokola.doc144 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Колокола на Руси»

Цель: Познакомить с колокольными звонами России.

Задачи: 1. Познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. 2. Путём исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 слайд)

(Звучит колокольный звон), на его фоне:

(2 слайд) Русь! Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские.  Россия.  Россияне.

Русь — светлое место. Русь — страна света. Милая, светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя.

- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? ( это  был колокольный звон.)

- Правильно. А где можно услышать колокола? ( На улице, в церкви, по телевизору)

(3 слайд) - Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да)

- А почему? ( Потому что когда звонят колокола, тогда можно услышать в их звоне мелодию.)

- Правильно. Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (Нет. Это было придумано давно.)

(4 слайд) - Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей. А почему мы заговорили о колоколах в это время?

                                                        (Потому что скоро праздник Пасхи.)

- Верно, в этот день мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие, и самые маленькие.

- Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси?

(5 слайд) Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, окружность так считают одни исследователи, а другие, что оно составилось «кол о кол», то есть от удара одного кола о другой.

- Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, родиной колокола ученые считают Китай, откуда по великому шелковому пути приходят они в Европу и Россию. К XVI веку во множестве построенных к этому времени церквях появляются колокола. И на протяжении  многих веков сопровождали они жизнь христиан. В колокольном звоне отражается русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси.

(6 слайд) Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.

Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные традиции.

(7 слайд) Малиновые перезвоны указывали дорогу заблудившемуся путнику.

Ребята, я сейчас произнесла название малиновые» перезвоны, как вы считаете, откуда взялось это название?

                                                (От звона воздух малинового цвета, …)

- На самом деле выражение «малиновый» звон во-первых, так на Руси называли красивый переливающийся звон колоколов (сочетание малиновый звон имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»), во-вторых от французского названия города Мехелна (фр. Malines), где издавна отливали колокола.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон» - так говорили  о том, что было достойно высшей похвалы.

(8 слайд) Русский народ, любя колокольный звон сложил множество пословиц поговорок и загадок об колоколах им колокольном звоне. (дети читают с экрана)

  • Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает.
  • Без языка и колокол нем.
  • Стоит бык на горах, о семи головах, ребра стучат, бока горят. (загадка)
  • Славится Москва невестами, колоколами да калачами.
  • Был в Кремле, видел колокол в земле, а Ивана Великого не заметил.

(9 слайд) Люди всегда с большим  уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:

Колокола!                                        Колокола -

Ваш звучный звон –                         Руси венец,

Язык земли,                                        Червонным золотом

Меня вскормившей.                        Горящий,

Живет в вас радость,                        Ваш звон -

Клич и стон,                                        Связующая нить

Как отголосок                                Меж будущим

Жизни бывшей.                                И настоящим.

Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Такое же большое внимание уделяется колоколам и в русской классической музыке. Ни у одного народа мира нет столь многочисленных изображений колокольного звона в музыке, как у нас.

- Я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит.

(Звучит фрагмент из оперы М.П. Мусорского «Борис Годунов»)

                                                                        (Звучали колокола)

(10,11 слайд) - Нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает слово «имитация»? (Это значит изображение или подражание). (12 слайд)

- Часто композиторы пользовались этим приемом в различных произведениях.

(13 слайд) Послушайте фрагмент «Сюиты № 1» С. Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон.

                                (Звучит фрагмент «Сюиты № 1» С. Рахманинова.)

                                                                                (Это рояль).

(14 слайд)- Молодцы, причем это не один, а два рояля, которые играют по очереди и поэтому создается эффект звона. Звучание регистров, которые использует композитор, ассоциируется со звучанием колокольного звона. Послушайте, как будет звучать партия одного инструмента.

(15 слайд) Однажды Сергей забрел на церковный двор. На скамье подле звонницы сидел востроглазый старичок. Он назвался Яковом Прохоровичем и повел Сергея на колокольню.

С изумлением Сергей следил за тем, как его кривые, черные, узловатые пальцы целой сетью веревочек «играли» на малых колоколах.

Когда Сергей спускался с колокольни под щебет ласточек, осторожно нащупывая крутые ступени, в голове у него гудело. Но зато он уже знал все про колокола — вечевые, набатные, благовестные; знал, что такое красный — усладительный — звон.

Часто ранним утром, когда он еще нежился под одеялом, сквозь щебет птиц за окошком с дальнего выгона долетал голос пастушьей жалейки. Он плыл над лугами, одетыми росой, потом вдруг как бы останавливался, повиснув в воздухе, и уходил, замирая. И во сне не снилось ни Савке, ни самому Сергею, что этот нехитрый напев пастушьего рожка много лет сплетя на далекой чужбине еще не раз позовет лебединой песней стареющего русского музыканта.

(16 слайд)У каждого колокола особенный, неповторимый голос. И, тем не менее, их можно разделить на несколько групп. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

                                                (По величине, по место изготовления.)

- А если мы говорили о голосах? (По высоте голоса)

(17 слайд) - Голоса колоколов называют также как и голоса людей. Это не случайно. К колоколам относились как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку и даже брали в плен. У побежденных брали то, что являлось национальной святыней. За неугодный звон колокол могли даже «казнить» - били батогами, отрубали «уши». Очень часто можно услышать в песнях упоминание колоколов и даже изображение звонов.

(Звучит фрагмент песни «Колокол»)

(18 слайд)- Колокола находились в специальном помещении. Посмотрите на картинку, найдите это помещение и вспомните, как оно называется.

                                                (Колокольня, или звонница) (19 слайд)

Над входом в храм, а иногда и рядом с ним строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

- Почему называется колокольня – это понятно. А почему звонница? (Потому что оттуда лился колокольный звон).

- А как называли человека, который звонил в колокола? (Звонарь.)

- Как вы думаете это легкое или трудное дело? (Трудное)

- Не просто трудное, а очень. Представьте себе, колокольня Ивана Великого имеет в 4-х ярусах 37 колоколов!

(20 слайд) Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам вспомнить знаменитый хор «Вставайте люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».

- Я попрошу Вас исполнить «партию колокола» жестом – резким сильным движением руки, это очень трудно сделать с первого раза: колокол звучит с неожиданными акцентами в мелодии, но постепенно удается подхватить звучание набата в оркестре. Нарушение метричности придает музыки особую выразительность. (слайд 21) (слайд 22)

(слайд 23)- Молодцы. - Знаменитый русский композитор М.И. Глинка в своих произведениях тоже обращался к колокольному звону в своих произведениях. (слайд 24) Хор «Слався» из оперы «Иван Сусанин» сопровождает звучание колоколов. Под звуки именно этого хора 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на коне маршал Г. Жуков, командующий парадом победы. Исполнение, подчеркнем голосом каждую сильную долю, возникнет ощущение колокольности, которую можно еще подчеркнуть движением рук. Так люди славят своих героев, которые отдали свою жизнь за свободу Родины. Один из них  - Иван Сусанин. Что придает музыке использование колокольного звона? (веру в победу, могущество, силу, смелость, величественность).

Сравнение двух фрагментов. Общее: звучание колоколов. Разница – настроение! (Набат и Праздничный звон).

- Как вы думаете, есть ли какие нибудь легенды связанные с колоколами. Их очень много. Например, Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела на вверх, а затем... опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, теряет силу всякое волшебство и гадание.

Учёные установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

(слайд 25) Давайте и мы с вами разучим песню о колокольном звоне («Христос воскрес»).

(слайд 26,27) - Мы спели такую строчку: «Повсюду благовест звучит». Что такое «благовест»?  (Это праздничный перезвон.)

- Верно, а от каких двух слов образовалось такое название? (От слов «благо» и «весть».)

  •  Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь.

По рассказам жителей Ярославской губернии, однажды люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При переправе через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были, печальны, и в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит».

Как колокол называл своего брата? (Кондрат.)

-        Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут, Гаврила, Георгий, Медведь. А теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и всём мире. (Царь колокол. Он находится в Москве, только он не звучит, потому что поломан.)

(слайд 28,29) Царь-ко́локол  — памятник русского литейного искусства XVIII века. Отлит русскими мастерами Иваном Маториным и Михаилом Маториным в 17331735 годах на Пушечном дворе по указу императрицы Анны Иоанновны. Масса колокола около 200 тонн.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавший народ стал заливать водою раскалённый металл. В результате колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет.

В 1792 году и в 1819 году делались неудачные попытки поднять колокол.

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы.

Во время подъёма часть канатов лопнуло и отскочил один из блоков, колокол перекосило. Подъём остановили. Один из рабочих не испугался, спустился в яму и установил под колокол подпорки. Через несколько дней заменив канаты подъём продолжили.

Установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по проекту Огюста Монферрана.

Самые лучшие колокола отливали в России. Они настолько разные, звонкие да певучие. Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни продолжалась весь день.

(слайд 30,31) Чувства русского человека, чью душу наполняет благостный колокольный звон, хорошо выразил А.К. Толстой в стихотворении «Благовест».

(слайд 32) под конец чтения

(слайд 33) Говорят икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол молитва в звуке (колокольный звон), он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будет уснувшую совесть.

Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?

- И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музыке и ОПК, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси.

Урок знакомит учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования дети  определяют, какой след оставили звоны в русском искусстве....

"Каменная летопись Древней Руси". Презентация к урокам мировой художественной культуры, основ православной культуры.

Давайте отправимся в увлекательное путешествие в русскую старину, увидим своими глазами эту необыкновенную красоту русских храмов и соборов. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Первое путешествие, которое ч...

Конспект урока музыки в 6 классе "Колокола на Руси"

Задачи урока: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.Используется м...

Презентация на тему: "Политическая раздробленность на Руси. Повторительный урок" к уроку в 6-м классе.

Презентация на тему "Политическая раздробленность на Руси." позволит в игровой форме повторить с учащимися основные темы из истории Древней Руси. Из-за ограничений сайта на размер загружаемого материа...

Урок музыки "Колокола на Руси" 4 класс

Урок музыки "Колокола на Руси" 4 класс = конспект,аудио, видео материал. АрхивСсылка  на архив в текстовом документе...

Урок "Культура Киевской Руси" презентация к уроку

Презентация к уроку "Культура Киевской Руси", конспект где-то рядом должен быть...

Презентация урока музыки "На Руси родной...на Руси большой не бывать врагу"

Презентация открытого урока музыки в 3-ем классе, затрагивающего тему патриотизма....