Рабочая программа по музыке 7( и8) класс
рабочая программа по музыке на тему

Севостьянова Елена Владимировна

Настоящая рабочая  программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009) Программа объединяет в себе материалы 7 и 8 года обучения по предмету "Музыка". 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениегерб1

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41

городского округа Тольятти

«РАССМОТРЕНО»:

на заседании МО учителей

Протокол №

от «___» ____________20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_________Марчук М.А.

«___» сентября 20___ г.

             «УТВЕРЖДАЮ»          Директор МБУ  

средней школы №41         ______/ Давыдов О.М.

    «___» сентября 20___ г.

 

Рабочая программа

по

предмету

                                                                для  7  класса «А, Б,В »

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

учитель высшей категории

Севостьяновой Е.В.

                                                                                                                                                                 

г.о. Тольятти

2014-2015г

Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Модифицированная  рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

«Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009)

Категория обучающихся

Учащиеся__7___ класса  МБУ средней школы №41 городского округа Тольятти

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

_34__часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

_1_ час в неделю

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая  программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

         

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Для прохождения базового курса были объединены темы 7 и 8 класса:

Темы 7 класса:

1."Магическая единственность" музыкального произведения.  Музыку трудно объяснить словами.

2.Что такое музыкальное содержание?

3.Музыка, которую необходимо объяснить словами.

4.Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

5."Восточная" партитура Н. Римского – Корсакова. "Шехерезада".

6.Когда музыка не нуждается в словах?

7.Лирические и драматические образы в музыке.

8."Эпические образы в музыке." "Память жанра"

9.Такие разные песни, танцы, марши.

10."Сюжеты" и "герои" музыкальной формы.

11.Художественная форма - это ставшие зримым содержанием.  От целого к деталям.

12.Какой бывает музыкальная композиция.  Музыкальный шедевр в 16 тактах.

13.Два напева в романсе М. Глинки "Венецианская ночь".  Трёхчастность в "Ночной серенаде".

14.Многомерность образа в форме рондо.

15.Образ ВОВ в "Ленинградской" симфонии Д. Шостаковича.

16 .Музыка в развитии. Музыкальный порыв.

17.Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: "Слово о полку Игореве" и "Князь Игорь".

18.Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Темы 8 класса:

19.Музыка "старая" и "новая".

20.Живая сила традиции. Искусство начинается с мифа -"Снегурочка".

21.Языческая Русь Стравинского. Поэма радости и света К. Дебюсси.

22."Благословляю вас леса". Заключительный урок.

23.Образы радости в музыке. " Мелодией одной звучат печаль и радость".

24."Слезы людские, о слёзы людские...".  Лунная соната.

25.Тема любви в музыке П.И.Чайковского "Евгений Онегин". В крови горит огонь желанья.

26.Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы Л. Бетховен увертюра "Эгмонт".

27.Пути и дороги в русском искусстве. Мир духовной музыки.

28.Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда.

29.От Рождества до Крещения. Православная музыка сегодня.

30.Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты.

31.Филосовские образы 20 века. Новые области в музыке 20 века.

32.Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке Шнитке.

33.Любовь никогда не перестанет.

34 .Музыка всегда остаётся. Заключительный урок.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование:

- Музыка. 7,8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 155, [5] с.: ил.

- Музыка. 7,8 кл.: Фонохрестоматия /  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009.  

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино.  Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников  должны расширяться.

Контроль осуществляется в следующих видах:

 входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

  • самостоятельная работа;
  • устный опрос;
  • практическая работа,
  • взаимоопрос;
  • музыкальные викторины по итогам полугодия

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

7класс

  1. Содержание в музыке (2 ч)

«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание. Слушание музыки И.Брамс Симфония №3, 3 часть, фрагмент, М.Таривердиев, стихи Н.Добронравова Маленький принц, Л.Бетховен Соната №14 для фортепиано, 1 часть.

  1. Каким бывает музыкальное содержание  (4 ч)

Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах. Заключительный урок-викторина. Слушание музыки А. Скрябин «Этюд№12». Рахманинов «Прелюдия».Хоровое пение:В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня. П.И.Чайковский Ноябрь.На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года», Н.Римский –Корсаков Симфоническая сюита «Шехерезада». 1 часть

  1. Музыкальный образ (2 ч)

Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке. Слушание: С.Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, со. 32 № 12.Хоровое пение:Ю.Милютин, стихи Е.Долматовского. Лирическая песенка. Слушание:

Ф.Шуберт, стихи И.В.Гёте. Лесной царь. Хоровое пение:Г.Струве, стихи Л.Кондратенко. Матерям погибших героев Слушание:

Н.Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко».Хоровое пение:Г.Струве, стихи К.Ибряева. Вечное детство

  1. О чем рассказывает музыкальный жанр (1 ч)

«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши. Слушание:Ф.Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6.И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная».Хоровое пение:В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. Слушание:Во поле береза стояла. Русская народная песня.П.Чайковский. Симфония № 4. 4 часть. Фрагмент.П.Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик».Ж.Бизе. Марш тореодора. Из оперы «Кармен».П.Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.Ф.Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2.Хоровое пение:Ты река ль моя, реченька. Русская народная песня, обработка Л.Лядовой.В. Мурадели, стихи М.Лисянского. Школьная тропинка.

  1. Что такое музыкальная форма (2 ч)

«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Слушание:Р.Вагнер. Антракт к 3 действию. Из оперы «Лоэнгрин».П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса…»*

Хоровое пение:Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам. Слушание:В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза.

Ф.Шуберт. Серенада.Хоровое пение:Песни по выборуА.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Есть только миг. Слушание:В.А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».Ф.Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь».Хоровое пение:А.Рыбников, Р.Тагора. Последняя поэма. Из кинофильма «Вам и не снилось».

  1. Музыкальная композиция  (4 ч)

Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Заключительный урок-викторина. Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации). Слушание:Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7.П. Чайковский. Болезнь куклы. Из  «Детского альбома»*;Р. Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены».*Хоровое пение:А.Гречанинов, стихи народные. Призыв весны. Слушание:М.Глинка, стихи И.Козлова. Венецианская ночь.М.Глинка, стихи А.Пушкина. «Я здесь, Инезилья…»Хоровое пение:М.Глинка, стихи И.Козлова. Венецианская ночь. Слушание:П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент;А.Бородин. Спящая княжна.Хоровое пение:А.Бородин. Спящая княжна (участие в вокальном исполнении). Слушание:

С.Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта».М. Глинка, стихи А Пушкина. «В крови горит огонь желанья...»*

Хоровое пение:В. Брежнева. «Любовь спасет мир».

  1. Музыкальная драматургия (3 ч)

Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Заключительный урок-викторина.

Слушание:М.Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки».Хоровое пение:А.Пахмутова, стихи Р.Рождественского. Просьба. Слушание:Р.Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы».Хоровое пение:

С.Соснин, стихи Я. Серпина. Родина. Слушание:М.Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент.М.Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент.Хоровое пение:Б. Алексеенко, стихи Г. Новоселова. Подарок Родины. Слушание:А.Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты.Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1 действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из 2 действия, ария князя Игоря из 2 действия, ария хана Кончака из 2 действия, «Плач Ярославны» из 4 действия.Хоровое пение:Участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря.Г.Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь. Слушание:В.А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». 4 часть.Хоровое пение:В.А. Моцарт, русский текст К.Алемасовой. Светлый день.

Включенные темы учебного курса за 8 класс

  1. О традиции в музыке (2 ч)

Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна.

  1. Сказочно-мифологические темы (2 ч)

Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П.Чайковский стихи ТолстогоА. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я.Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.

  1. Мир человеческих чувств (5 ч)

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня о оцарте. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.

  1. В поисках истины и красоты (2 ч)

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.

  1. О современности в музыке (4 ч)

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии.О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А.Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю.Чичков  Россия, Россия

  1. Музыка всегда остаётся (1 ч)

Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский.Стихи А.Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.

Календарно-тематическое планирование.

Наименование темы, раздела

Триместр

Кол-во часов

№ недели

Месяц

Домашнее задание    §, стр.

1

"Магическая единственность" музыкального произведения.  Музыку трудно объяснить словами.

1

1

1

сентябрь

стр.6-13

2

Что такое музыкальное содержание?

1

1

2

сентябрь

стр.13-20

3

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

1

1

3

сентябрь

стр.20-27

4

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

1

1

4

сентябрь

стр.27-35

5

"Восточная" партитура Н. Римского - Корсакова "Шехереза".

1

1

5

октябрь

стр.35-51

6

Когда музыка не нуждается в словах?

1

1

6

октябрь

стр.51-60

7

Лирические и драматические образы в музыке.

1

1

7

октябрь

стр.60-72

8

Эпические образы в музыке.  "Память жанра".

1

1

8

октябрь

стр.72-78

9

Такие разные песни, танцы, марши.

1

1

9

октябрь

стр.78-84

10

"Сюжеты" и "герои" музыкальной формы.

1

1

10

ноябрь

стр.84-92

11

"Художественная форма - это ставшие зримым содержанием.  От целого к деталям.

2

1

11

ноябрь

стр.92-97

12

Какой бывает музыкальная композиция.  Музыкальный шедевр в 16 тактах.

2

1

12

ноябрь

стр.97-106

13

Два напева в романсе М. Глинке "Иницианская ночь".  Трёхчастность в "Ночной серенаде".

2

1

13

декабрь

стр.106-113

14

Многомерность образа в форме рондо.

2

1

14

декабрь

стр.113-119

15

Образ ВОВ в "Ленинградской" симфонии Д. Шостаковича.

2

1

15

декабрь

стр.119-127

16

Музыка в развитии. Музыкальный порыв.

2

1

16

декабрь

стр.127-131

17

Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: "Слово о полку Игореве" и "Князь Игорь".

2

1

17

январь

стр.131-136

18

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

2

1

18

январь

стр.136-140

19

Музыка "старая" и "новая".

2

1

19

январь

стр.140-146

20

Живая сила традиции. Искусство начинается с мифа -"Снегурочка".

2

1

20

январь

стр.146-150

21

Языческая Русь Стравинского. Поэма радости и света К.Дебюсси.

2

1

21

февраль

стр.150-156

22

"Благославляю вас леса". Заключительный урок.

2

1

22

февраль

стр.156-164

23

Образы радости в музыке. " Мелодией одной звучат печаль и радость".

3

1

23

февраль

стр.164-168

24

"Слезы людские, о слёзы людские...". "Лунная" соната.

3

1

24

март

стр.168-172

25

Тема любви в музыке П.И.Чайковского "Евгений Онегин". В крови горит огонь желанья.

3

1

25

март

стр.172-174

26

Трагедия любви в музке. Подвиг во имя свободы Л.Бетховен увертюра "Эгмонд".

3

1

26

март

стр.174-179

27

Пути и дороги в руском искусстве. Мир духовной музыки.

3

1

27

апрель

стр.179-183

28

Колокольный звон на Руси. Рождественнская звезда.

3

1

28

апрель

стр.183-189

29

От Рождества до Крещения. Православная музыка сегодня.

3

1

29

апрель

стр.189-195

30

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты.

3

1

30

апрель

стр.195-200

31

Филосовские образы 20 века. Новые области в музыке 20 века.

3

1

31

май

стр.200-209

32

Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке Шнитке.

3

1

32

май

стр.209-212

33

Любовь никогда не перестанет.

3

1

33

май

стр.212-215

34

Музыка всегда остаётся. Заключительный урок.

3

1

34

май

стр.215-219

Итого:

34

час.

Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Музыка. 7 класс. ООО «Дрофа», 2009.
  2. Золотая классика ООО «Luxe Snudio», 2008.
  3. Шедевры музыки Кирилл и Мефодий
  4. «Соната» ООО «Институт Новых Технологий», Лев Залесский», 2004.

  1. Музыка. 7,8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011г.
  2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7,8 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.
  3. Музыка. 7,8  класс. Фонохрестоматия
  4. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.
  5. Как рассказывать детям о музыке? – 3 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
  6. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно – методическое пособие /Т.А. Затямина. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с.
  7. Шедевры мировой классической музыки
  8. Детская энциклопедия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы

уметь:

- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

- находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;

- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру  музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с  музыкальной культуры  и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Раздел VI. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

   Критерии оценки образовательных результатов на уроках музыки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.     

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений,  импровизацию, коллективное музицирование.

   Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

    Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

     Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны- учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

   Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование,ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам(знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки,поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...