"Активизация познавательной деятельности на уроках музыки с использованием ИКТ"
статья по музыке на тему

Анализ психолого- педагогической литературы, проблемы активизации познавательной деятельности в пед. науке, применение ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc190.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение.............................................................................................................        3

Глава I. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся. ......................................6    

I.1. Общая характеристика понятий «деятельность»,

«познавательная деятельность», «познавательный интерес»............…….6-11

I.2. Проблема активизации познавательной деятельности

учащихся в педагогической науке...............................................................11-16

Глава II. Особенности активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках музыки.……………………………………....................................17-24                  

Глава III. Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности.………………………………………………25-31

Заключение................................................................................................32-33

Список используемой литературы................................................................34-35        

Введение

        Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

        Идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. В педагогике и психологии проблему активизации познавательной деятельности серьезно разрабатывали Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж.,  Ушинский К.Д., Герд А.Я., Шацкий С.Т., Махмутов М.И., Оконь В., Дроздов Д.Д., Лисина М.И., Петровский А.В., Щукина Г.И., Матюшкин А.М. и др.

        В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении музыке. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития,  во-вторых, меняются времена, а вместе с ними нравы и интересы детей.         Поэтому, я считаю, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.

        В своей работе я исходила из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.

         Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели  общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно  активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий считается ИКТ. 
         Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. 
Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза, обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация), расширяется возможность самостоятельной деятельности, формируются навыки подлинно исследовательской деятельности,  обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам . А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. 

        Цель работы заключается в анализе проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и в выявлении приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках музыки.

        Объектом исследования является  процесс активизации познавательной деятельности учащихся при изучении музыки в школе.

        Предмет исследования составляют приемы и средства активизации познавательной деятельности, развивающие познавательный интерес школьников.

        В работе поставлены задачи:

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.
  2. Выявить приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся посредством развития их познавательного интереса.

        В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анализ практической деятельности учителя, наблюдение, беседа.

Глава 1. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся

I.1.Общая характеристика понятий «деятельность», «познавательная деятельность», «познавательный интерес»

Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности.

        Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.

«Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…»  [14, с.249].

        Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.  

        Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности  [6, с.82-83].

        Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё  [4, с.38].

        Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

        Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, социальными, духовными.

        В качестве цели деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения, навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом.

        Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

        Всякая деятельность имеет определённую структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием также называют часть деятельности. Имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включённым в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книг, их прочтение.

        В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

        Деятельность неразрывно связана с сознанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов.

        Итак, деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

        Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности. Генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделяется ведущая деятельность, в дошкольном – приоритет отдается игре, в школьном – учению.

        Деятельность человека очень многообразна, мы же будем  рассматривать деятельность как познание.

        В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике.

        Виды познавательной деятельности делятся на два класса: общие и специфические. Общие виды познавательной деятельности потому и называются общими,  что они используются при работе в разных областях,  с разными знаниями. К их числу относятся,  например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение.   К общим относятся и все приёмы логического мышления (сравнение,   подведение под понятие, выведение следствий,  приемы доказательства,  классификации и др.).   Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с  использованием каких-то предметных (специфических) знаний.

                К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие,  которые используются только в данной области знания.

                Естественно,  что содержание, как тех, так и других видов
познавательной деятельности должно выделяться и фиксироваться в процессе обучения. Без этого учитель не может целенаправленно формировать намеченную познавательную деятельность. Вместе с тем выделение содержания каждого вида познавательной деятельности - особая задача,  нередко исследовательская.  

        Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.

        Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

        Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

        Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

        Понятие «познавательной активности» Лисина М.И. определяет следующим образом: «Понятие «активность»  примерно одинаково часто применяется для обозначения трёх неодинаковых явлений: 1)определённой, конкретной деятельности индивида; 2)состояния, противоположного пассивности; 3)для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности  [13, с.18].

              Итак, активность-деятельность, активность-готовность к деятельности и активность-инициативность. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и её мобилизованность. Синонимом «активности» выступают такие словосочетания, как «умственная энергия» и «нервно-психическая энергия».

         Активность всегда связывают с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с такими её звеньями,  как потребность,  интерес, мотив.

В отечественной педагогике под познавательным интересом понимается особая избирательная направленность личности на процесс познания. Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее  [12, с.36].

Любопытство, вызванное, например, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес  [6, с.6].

Более высокая стадия интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и т.д.

Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает.

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности образуют внутреннюю среду ученика, необходимую для полноценного учения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного или нескольких предметов.

           Итак, познавательный интерес содействует осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных  теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки. При этом под уровнем развития познавательного интереса можно понимать произвольное управление учебной деятельностью, развитие восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

        

I.2.  Проблема активизации познавательной деятельности учащихся  в педагогической науке

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

Развитие познавательных творческих способностей учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов  активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными,  отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.

Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи  можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у ученика веру в свои силы и способности.

Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей учащихся.

Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции.

Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные  действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы.

Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы.

Задача формирования у учащихся мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей у учащихся, невозможно развить и их мышление.

Итак, используемые учителем приемы и методы познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременное формирование у них мотивов учения.

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся

        Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе- мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

        Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.

        Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

        Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

        В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Эти методы отражают как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным  [18, с.298].

        Кроме того, по мнению Сластенина В.А. и др., логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения. При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.

        Для того, чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

        Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом  [15, с.196-198].

        Итак, на уроках можно использовать следующие приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

        1) Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

        а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

        б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

        в)  прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

        г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

        2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:

        а)   эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу; обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

        б)   исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач   должны сформулировать вывод;

        3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

        а)  прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов;

        б)  прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде схемы показать взаимосвязь между ними;

        в)  прием символизации.

        В целях активизации познавательной деятельности применяются загадки, ребусы, кроссворды; используются игровые моменты, в основном в конце урока.

        Бабанский Ю.К., выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний [3, с.18].

Глава II. Особенности активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках музыки

        Традиционно принято считать, что задачей предметов художественно-эстетической направленности в общеобразовательной школе, в том числе музыки и изобразительной деятельности, является воспитание художественного вкуса, развитие общего кругозора и эрудиции. На практике же повсеместно возникает ситуация, когда уроки, связанные с искусством, трактуются взрослыми, да и самими школьниками как второстепенные; по усмотрению администрации их свободно заменяют на аналогичные, а то и отменяют вовсе.

        Между тем, многие исследователи в своих работах подчеркивают мысль о необходимости в процессе становления личности развития мышления и взаимосвязи логико-научного и эмоционально-художественных компонентов. При этом значительное место принадлежит формированию у ребенка заинтересованности в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности. Ученые отмечают важность создания условий для всестороннего гармонического развития личности школьников.

        Методы и приемы работы, с помощью которых учитель приобщает детей к музыке, должны быть направлены на пробуждение и развитие творческой активности школьников, воспитание в них способности эмоционально отзываться на музыку и эстетически переживать её содержание.

        Кабалевский Д.Б., автор общепринятой «Программы по музыке в общеобразовательной школе», трактовал урок музыки как урок искусства, объединяющий в себе обучение, развитие и воспитание, а также стимулирование творческой активности учащихся. «Урок музыки, – подчеркивал он, – ни в коей мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставит перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их духовной культуры»  [10, с.4].

           Несколько подробнее остановимся на методике проведения уроков музыки. Освоение новой темы идёт блоком, т.е. несколько уроков подряд посвящается объяснению нового материала. Закрепляются новые музыкальные термины и понятия. Нередки интегрированные, комбинированные и нестандартные уроки, на которых прослеживается тесная связь с другими предметами (литература, изобразительное искусство, история).

        Нередко для освоения нового учебного материала и подготовки к трудным темам программы используется приём опережения, забегания вперёд, проблемные ситуации. На последующих занятиях, когда ребята уже более подготовлены к восприятию новой темы, на основе полученных знаний идёт объяснение и закрепления изученного материала, но на более высоком уровне.

        Урок музыки состоит из нескольких составляющих его элементов:

- обязательный вход в класс и выход под музыку;

- музыкальное приветствие, слушание программных произведений, пение;

- музыкальная пауза (зачастую включает в себя музыкально-ритмические движения, игру на различных музыкальных инструментах);

- изучение элементов музыкальной грамоты;

- рефлексия (для снятия эмоционального напряжения).

        Каждый этап подчиняется теме урока и ни в коем случае не должен разбивать его на отдельные части. Более подробно остановимся на каждом этапе урока.

        Вход в класс под музыку и музыкальное приветствие с первых же минут настраивают учащихся на «музыкальную волну». При этом дети не просто беспорядочно входят в класс, а каждый строго знает, за кем он идёт и где сидит. Входим в класс и выходим в определённом порядке: сначала девочки, затем мальчики. Это прививает основы этикета, уважительного отношения к девочкам. На первых учебных занятиях в начале года этому уделяется несколько больше времени, но при системной работе дети быстро привыкают это делать чётко и красиво.

        Основным видом деятельности на уроке музыки Кабалевский Д.Б. считал восприятие музыкальных произведений. Он отмечал, что дети должны получать эстетическое удовольствие от слушания музыки. А произведения, с которым дети знакомятся, должны быть подобраны с учетом их художественной ценности, яркости образов, эмоциональной привлекательности, поскольку дают представление о музыке как средстве познания действительности, отражающей жизнь и чувства человека.

        В отечественной музыкальной педагогике общепринятым является мнение о том, что восприятие музыкальных произведений необходимо сочетать с художественно-педагогическим анализом, целью которого является осознание взаимосвязи содержания сочинения и отдельных средств музыкальной выразительности. Такой анализ должен помочь учителю сделать каждое воспринимаемое произведение средством эстетического воздействия на учащихся, обеспечить их усвоение содержания произведения и тем самым осуществить познавательную и воспитательную функции музыкального искусства в их единстве. На основе художественно-педагогического анализа происходит последовательное и систематическое приобщение школьников к музыкальному искусству, пониманию ими основных музыкальных закономерностей  [19, с.6].

 Понятие «восприятие» определяется психологами как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (форма, величина, цвет …), действующих в данный момент на органы чувств. В процессе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью) и включающий предшествующий опыт. Эстетический словарь приводит следующее определение эстетического восприятия: «вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием» [24, с.49].   Исходя из этого, музыкальное восприятие – это способность слышать и эмоционально переживать музыкальные образы как художественное единство, отражающее действительность. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.

        Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его составные элементы: мелодию, ритм, тембр, гармонию, а воспринимаем музыку целостно, обобщая в образе отдельные средства выразительности.

        Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Психологи считают, что воспринимать какой-либо объект или предмет – значит суметь отнести его к какому-то определенному классу, более общему, чем данный единичный предмет, поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса.

         Практическая деятельность показала, что для успешности данной формы работы необходимо создание «атмосферы ожидания чуда», чего-то необычного. С этой целью на уроках я читаю стихи о музыки, рассказываю интересные факты из биографии композитора, жизни какого-либо человека (при этом необходимо, чтобы дети почувствовали эмоциональную открытость учителя ). Очень важна организация учителем ориентации детей на успешность воспринимаемой деятельности каждого ребенка (на самом первом занятии мы договорились, что рассказ своих впечатлений от услышанной музыки не может быть неверным, неправильным, поскольку он индивидуален, личностно окрашен; именно поэтому он не может быть оценен по традиционной пятибалльной шкале).

     Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.

     Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.

      Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

        Целью любой беседы о музыке является эмоциональное погружение в услышанное, переживание и сопереживание содержанию воспринимаемого фрагмента музыкального произведения. Мои наблюдения над ребятами заставляют меня сильно усомниться в правильности широко распространенного в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. Я думаю, что они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Вот почему для творческого развития детей, когда я  им предлагаю прослушать программную музыку (это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), я не сообщаю предварительно ее названия, с тем, чтобы они сперва определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.

      Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, слушая фрагмент из “Утра” Грига, ребята по-разному называли его: “Весна”, “Восход солнца”, “Цветы распускаются”, “Утро в лесу”. Я постепенно подвожу их к правильному названию. Нужно осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир далеких от музыки наивных фантазий. Я прибегаю к “подсказкам”, полагая, что они помогают восприятию музыки. Нельзя навязывать слушателям в качестве “программы” сочинения свои собственные толкования, основанные на субъективных ассоциациях. А чуткая “подсказка” может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем самым принести добрые плоды.

          В результате каждый ребенок обращался к собственному «Я», своему сердцу и процесс познания действительности был окрашен собственными мироощущениями.

        Следует подчеркнуть, что данная форма работы была организована при помощи грамзаписи, аудиозаписи и, что наиболее эффективно, видеозаписи (учащиеся имели возможность увидеть, а не только услышать фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» Чайковского П.И.). Естественно, что детям еще сложно излагать свои впечатления о музыке, поэтому надо выбирать задания, сочетающие в себе игровой и обучающий материалы. Преимущество данных форм работы видится в создании условий для развития творческой активности учащихся, а восприятие произведений П.И.Чайковского, Л.В.Бетховена, М.И.Глинки, Г.В.Свиридова дает возможность сознать красоту природы, величие русского народа, нравственные качества человека.

        Восприятие человеком различных объектов во многом определяется его ожиданиями, задаваемыми с соответствующей установкой. Особенно важна готовность и предрасположенность человека предвосхищать событие и проявлять свою реакцию в соответствии с ожидаемым. Восприятие нередко является реакцией на стимул. Между ним и последней реакцией человека находится его прошлый социальный опыт. То, что видит, а в данном случае слышит человек в том или ином объекте, зачастую оказывается проекцией на этот объект собственных личных характеристик. Музыкальные психологи отмечают, что музыкальное произведение – это своеобразный экран. То, с какими образами связываются у человека определенные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе жизненные ценности  [19, с.7].

           Хоровое пение - ещё одна форма активизации познавательной деятельности. Пути вхождения в песню, рождаемые самой музыкой и детьми, - позволяют мне раскрывать и находить все новые и новые разнообразные пути вокально-хорового музицирования, позволяют постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве, открывают творческую свободу в нахождении своих авторских вариантов, подходов своей дороги в совершенствовании педагогического мастерства и мастерства хормейстера. Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и “проживания” ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная “тренировка” которых и дает новое качество - развития их как творческой культурной и духовной личности.

       Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.

        Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением - песней. Или даже желая спеть ее перед классом. Не стесняются третьеклассники просолировать сочиненные на школьные темы частушки Большую творческую радость доставляют мне подготовки и проведения уроков-концертов (особенно практикую это в 1-4 классах). Детям нравится такая форма. Мы приглашаем родителей, учителей стать очевидцами совместного творчества.

        Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Надо учить детей, подростков думать, размышлять. Стараюсь давать ребятам музыку, как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению к тайне.

        Вообще мои ученики любят петь. Бывает, что после одного урока, где почти не было пения, следует подряд несколько, в которых тема четверти решается исключительно на песенном материале. Программа предусматривает возможность подобного планирования, когда это Есть в нашем репертуаре творчество Ю.Антонова, Ю.Визбора, Ю.Шевчука, В.Высоцкого, О.Митяева А.Эшпая.

         

        

Глава III. Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности

  Работая учителем музыки в системе образования, я всегда была уверена, что уроки музыки - это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто в практике приходится наблюдать именно «моменты», да к тому же еще изобилующие скучными нравоучениями, прописной моралью. На уроках музыки, я уверена, каждый педагог стремится, во что бы то ни стало, «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.

       Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

        В   соответствии   с   требованиями   новых   стандартов   в   программе заложены основные методические принципы:

- увлеченности;

- триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;

- тождества и контраста, сходства и различия;

- интонационности;

 - диалога культур.

             Использование методов художественной педагогики:

- художественное, нравственно-эстетическое познание музыки;

- интонационно-стилевое постижение музыки;

- эмоциональная драматургия;

- концентричность музыкального материала;

- забегание вперед и возвращение к пройденному;

 - создание «композиций»;

 - художественного контекста.

            В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютеры или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

            И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

             Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например: на физике, математике, химии и т. д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно на музыке. Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии и результат не заставит вас ждать.

         В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:

Музыкальные проигрыватели

Музыкальные энциклопедии.

Программы для пения караоке

Обучающие мультимедийные диски

Видео-уроки.

Мультимедийные презентации.

Средства Интернет.

           Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов - П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

           Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, презентация учеников 8-го класса по теме «Авторская песня», может быть использована как на уроках истории, так и на уроках литературы. Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке» (изобразительность музыки). При анализе музыкальных произведений дается характеристика музыкальных произведений в соответствии с видами природы малой Родины. Для этого использую слайд-шоу «Моя Родина», в просмотре на компьютере. На уроке музыки в 7 классе, тема урока: «Инструментальный концерт», ученики использовали знания полученные на уроках четверти, а с другой стороны, применяли интегрированные знания, умения из творческих областей.  Очень хорошие презентации по темам: «Музыка И.С.Баха», «Ленинградская симфония», «Органы мора», «Симфонический оркестр» и другие.  

           Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах, композиторах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.

           Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся несомненно приобретают опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка - сама живая, она движется. Из своего опыта я практикую дать название произведению. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Такое задание предлагается, как правило, перед прослушиванием незнакомого произведения. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия.

            Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

           Есть еще одна опасность, о которой следует сказать. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока

            Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, в своей работе использую музыкально-пластические движения. Т.е. упражнения для развития чувства ритма, состоящих из физических упражнений,    строящихся    на   основе    музыки,    предназначенных   для ритмического воспитания.

          Движение   под   музыку   развивает   творческую   фантазию,   воображение ребенка.   Различные  творческие  задания   позволяют  активно  влиять  на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению.

           Красота музыки и красота движений, рождаемых , создают на уроке

особую    эмоционально    насыщенную    атмосферу    погружения    в    мир музыкального искусства.

             В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро - ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, выставление ноги на пятку или на носок, хлопки, покачивания туловищем, подскоки, хороводные шаги.

            В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три - пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.

           На уроках ребята много поют, играют музыкальные игры, тут же учатся их инсценировать,    используя    для    этого    атрибуты    костюмов.    Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, а и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий.

             Игровое   творчество   можно    назвать    основным,    наиболее   доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

Кроме всех перечисленных выше видов музыкальной деятельности, в то же время я не только не "прячу" от ребят развлекательную легкую музыку, но, напротив, знакомлю с ней в самых лучших записях, в исполнении лучших музыкантов. И на этих образцах я хочу так сформировать их музыкальный вкус, воспитать в них такую музыкальную культуру, которая поможет им самим отличить хорошее от плохого в "легкой" музыке гак же, как и в музыке "серьезной". Если это удастся - я буду считать, что труды мои не пропали даром.

            На уроках использую такие песенные музыкально - ритмические движения, как: «Солнышко лучистое», "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., «Соко бача», "Буги - Вуги", англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" «Танец маленьких утят» и другие. Использую  музыкальные инструменты.

             Итак,      применение      данных      технологии      отличается      высокой результативностью и способствует:

-  личностному развитию учащихся;

-   повышению интереса школьников к учебным занятиям;

-   росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;-•    изменению самооценки учащихся;

-   воспитанию активности и самостоятельности;

- формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;-•   развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

- овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

-  созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

            Применение и использование компьютера и информационно-коммуникационных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием посещают уроки, повысилась результативность и, главное, есть интерес детей к нашим урокам.

Заключение

        Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начинать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.

        При активизации познавательной деятельности на более высоком уровне с учетом активности мыслительной деятельности нужно развивать логическое мышление. Средствами, применяемыми в этом случае, выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы учащихся, логико-поисковые самостоятельные работы и т.п.

        На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором развивается творческое мышление, можно использовать проблемное обучение и частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации познавательной деятельности, рассматриваемых в работе.

              Успешное  развитие  познавательной  активности   и   самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован  как  интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом  его  особенностей  и возможностей;  только  зная  потребности,  интересы,   уровень   подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее  использовать  его  роль  в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

           Основываясь на проведенных исследованиях и изучив приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках музыки, можно сказать, что применение системы методов, указанных выше, способствует не только освоению предметного материала, но и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации в обучении.            

            Информационно — коммуникативный метод необходимо включать в учебный процесс с раннего школьного возраста. Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс информационного обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения. Учитель должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нем неповторимую личность.

            Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

        Есть основание полагать, что при постоянном использовании таких методов и приемов, эта система еще более эффективна.

         Таким образом, цель исследования – анализ проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и выявление приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках музыки, достигнута,  задачи реализованы.

Список использованной литературы:

  1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004
  2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983
  3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе// Вестник образования. - 2001. - № 5. – С.17-19
  4. Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока. – М., 1993
  5. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977
  6. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. – М., 1987
  7. Герасимов С.К.  Познавательная активность и понимание.// Вопросы психологии. – 1994. - № 3. – С.98-112
  8. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу. – М., 1996
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2003
  10. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. – М., 1997
  11. Ковалев В. Ассоциативные игры на уроках музыки // Искусство в школе. – 2001
  12. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках// Народное образование. – 1998. - № 3
  13. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии. – 1982. - № 4. – С.17-22
  14. Педагогический словарь/ Под ред.И.А. Каирова: В 2-х т. Т.1. – М., 1960
  15. Петровский А.В. Психология. – М., 2000
  16. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997
  17. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000
  18. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ.высш.пед. заведений. – М., 2002
  19. Тарасов Г.С. Музыкальная психология// Спутник учителя музыки. – М., 1993
  20. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991
  21. Харламов И. Ф. Активизация учения школьников. – М., 1970
  22. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб, 2001
  23. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. – М., 1984.
  24. Эстетика: Словарь/ Под ред.Ю.А.Борева. – М., 1989
  25. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд.центр  «Академия», 200
  26. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005
  27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под  ред. Е.С. Полат. - М., 2000

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащим...

Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках биологии и во внеклассной работе.

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии с использованием приемов системы дистанционного обучения «Moodle».

В статье приведены примеры активизации познавательного интереса учащися 8-9 классов с использованием системы дистанционного обучения "moodle", а также приводится программное обеспечение для ...