Урок 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Дульцева  Наталья Евгеньевна

сведенияя о жизни и творчестве моцарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 6 класс

Тема урока: Звучит нестареющий Моцарт

Цель: Через произведения В.А. Моцарта помочь детям понять жизненную правду и красоту музыки, расширяя знания учащихся о связи музыки с жизнью; о широте  жизненных взглядов композитора.

Задачи: 

1. Закреплять  знания об интонационном богатстве музыки, выразительных средствах (особенности мелодии, темпа, лада, динамики).

2. Развивая навыки активного восприятия, познакомить со словами: «реквием», «лакримоза», «серенада».

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. Стремление через музыку разного характера. Стремление через музыку узнать о композиторе, о жизни. Воспитывать высокую культуру чувств.

    

Используемое оборудование: 

Компьютер, аудио запись.

Краткое описание: Данный урок посвящается жизни и творчеству В.А.Моцарта

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Вход: Моцарт «Весенняя».

Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок у нас необычный. Я хочу пригласить вас в импровизированный концерт зал. При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не является исключением, при входе вас тоже встретила афиша. Кто обратил на неё внимание? Ну ладно,  не огорчайтесь, вы, вероятно, спешили, а я прочитала её очень внимательно и запомнила всё, что на ней написано.  Сделать это было несложно, т.к. на афише всего три слова. Одно из слов я написала на доске («Звучит»), а два остальных слова я допишу позже с вашей помощью. А пока пусть звучит музыка.

(Звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта)

Вопрос: Понравилась вам музыка?

Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Что вы можете о ней сказать?

Ответ: Светлая, радостная, счастливая, величественная, нежная.

Вопрос: Кто исполнял произведение?

Ответ: Симфонический оркестр.

Вопрос: Какие инструменты являлись солирующими?

Ответ: Скрипки.

Вопрос: Определите сферу музыки?

Ответ: Танцевальная.

Вопрос: Мы попали на концерт современной танцевальной музыки?

Ответ: Нет, возможно, это музыка старинная.

Да, музыка не современная. От нашего бурного века эта музыка далека. Принадлежит 18 веку.

Вопрос: Где может звучать такая музыка?

Ответ: На балу.

Вопрос: В какое время суток устраивались балы?

Ответ: Вечером и ночью.

Эта музыка так и называется: «Маленькая ночная серенада».

Вопрос: Как вы понимаете слово «серенада»?

Кто исполнял серенады?

Где звучали серенады?

Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный тёплый вечер.

«Серено» - так называли тёплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюблённых кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполняли серенады, как правило, на открытом воздухе небольшими оркестрами.

Послушав «Маленькую ночную серенаду» вы, наверное, поняли, что это за музыка.

Вопрос: Кто из композиторов прошлого мог бы быть автором этой музыки?

Ответ: Моцарт.
Слайд 1.

Вопрос: Приходилось ли вам раньше встречаться с музыкой Моцарта?

Назовите известные вам произведения?

Слайд 2.

Итак, сегодня мы с вами попали на концерт, в котором звучит музыка, В.А.Моцарта.

(На доске добавляется слово:  «Моцарт»)

На уроках мы тоже  разучивали песню Моцарта «Тоска  по весне». Давайте её исполним.

Слайд 3.

(Исполняется «Тоска по весне» Моцарта).

Слушая, исполняя произведения В.А.  Моцарта, найдите наиболее точное определение стиля  композитора, особенности его творчества.

Вопрос: Какая музыка Моцарта?

Ответ: Нежная, хрупкая, прозрачная, весёлая, радостная, светлая, солнечная, счастливая.

Вопрос: В чём сходство этих двух произведений?

Ответ: Сходство в характере музыки.

Русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн говорил: «Вечный солнечный свет в музыке.

Имя тебе – Моцарт».

Слайд  4.

Лучистость, жизнерадостность его, внутреннюю гармонию ощутили все, кто знал маленького Моцарта, юного Моцарта, взрослого Моцарта, хотя юному и взрослому Моцарту пришлось столкнуться с бедами и неудачами, с жестокой несправедливостью в жизни.

Слайд  5.

Великий П.И. Чайковский сказал о Моцарте: «В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно».

Вопрос: Что же всё любил Чайковский в Моцарте?

Ответ: Талант, жизнерадостность, лучистость.

Вопрос: А  что вы  знаете     В.А. Моцарте?

Слайд  6, 7, 8, 9.

На нашей воображаемой афише не хватает одного слова. Оно характеризует Моцарта через его музыку.

Задание: Найдите это слово.

Ответ: Вечный, сегодняшний.

Вопрос: Почему вы охарактеризовали Моцарта такими словами?

Ответ: Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам будет красивее и красивее будет его жизнь.

Вы не будете против, если я напишу последнее слово так – «нестареющий»?

Итак, мы определили, что основное содержание музыки В.А. Моцарта – солнце, свет.

Вопрос: А какое содержание этой музыки?

(Наигрывание начальной интонации «Лакримозы»).

Вопрос: Можно ли об этой музыке сказать, что это солнечный свет?

Ответ: Нет.

Вопрос: Какая эта музыка по характеру?

Ответ: Грустная, печальная, скорбная, трагическая.

Вопрос: Мог бы автором этой музыки быть В.А. Моцарт?

Ответ: Да, мог бы. Ведь музыка очень нежная, хрупкая, прозрачная.

Это музыка В.А. Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания. Композитор был в то время тяжело болен. Однажды к Моцарту пришёл таинственный незнакомец в чёрном и, пожелав остаться неизвестным, заказал «Реквием» - произведение, которое исполняли в церкви в память по умершему человеку. Моцарт с большим вдохновением  принялся за работу, не пытаясь даже узнать своего странного гостя, в совершенной уверенности, что это был не кто иной, как предвестник его смерти, и что «Реквием» он пишет для самого себя.

Слайд 10.

Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но, не закончив 7-ю  часть – «Лакримозу» (в переводе «Слёзная»), - он умер. Было Моцарту всего 35 лет. Ранняя кончина до сих пор остаётся загадкой.

Слайд 11, 12

Существует несколько версий о причине смерти Моцарта. По самой распространённой версии, Моцарт был  отравлен придворным композитором Сальери, который якобы ему очень завидовал. Этой версии верили многие.

А.С. Пушкин развил этот сюжет в одной из своих «Маленьких трагедий» - «Моцарт и Сальери».

(Прочитать сцену «Слушай же, Сальери, мой «Реквием». Затем звучит «Лакримоза»)

Сейчас прозвучала 7-я часть «Реквиема» - «Лакримоза». Слушая музыку, я видела, что это произведение не оставило вас равнодушным. Многих оно глубоко взволновало.

Вас взволновала эта музыка?

Вопрос: Чем же оно вас взволновало? Поделитесь своими впечатлениями.

Смерть – общечеловеческая трагедия и острое личное переживание. Нет другого номера, который бы с такой правдивостью, пронзительной искренностью и простотой выразил то, что доступно и понятно каждому – безысходную боль прощания с жизнью. Музыка правдиво выражает настроение как будто каждого, благодаря выразительным средствам.

Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

Ответ: Мелодия, ритм, тембр, динамика, гармония, регистр.

Вопрос: Что вы можете сказать о мелодии? Какая она, простая или сложная?

Ответ: Простая, воспринимается как живой человеческий голос.

Вопрос: Какая сфера музыки здесь преобладает?

Ответ: Песенная. Песенность этих интонаций приближает музыку к слушателю. Кажется, что в музыке слышны вздохи.

Вопрос: Вздохи слышны в звучании каких инструментов?

Ответ: У скрипок.

Вопрос: Только ли трагические интонации слышны?

Ответ: нет, в музыке слёзы  в сочетании с мужественным просветлением.

Вопрос: Кто участвует в исполнении произведения?

Ответ: Хор и симфонический оркестр.

Да, особенность музыки в том, что «Реквием» написан для хора и оркестра.

Эта часть произведения очень богата интонациями, средствами музыкальной выразительности, что помогло нам близко почувствовать музыку. Мы поняли его, хотя произведение было написано много лет назад.

Вопрос: Так почему же оно должно до наших дней? В чём же его сила?

Ответ: В правде.

Вопрос: А в чём же его красота? Разве мы можем сказать, что смерть красива?

Плачущий, скорбящий человек красив?

Да, конечно нет. Музыка, искусство могут даже о горе рассказать красиво.

Итак, тема нашего урока «Звучит нестареющий Моцарт» - это не просто 3 слова, а строка из стихотворения поэта Виктора Бокова:

Слайд 13.

Счастье!

Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан.

Сердце в порыве высоких эмоций.

Каждому хочет добра и согласья.

В заключение нашей встречи хочу пожелать вам, чтобы ваши сердца не устали дарить людям добро и согласие. И пусть поможет в этом музыка.

(Исполнение «Мы дружим с музыкой» И. Гайдна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...