Открытый урок по теме: "Использование принципов драматургии в создании попурри" по дисциплине "Электронное музыкальное творчество"
план-конспект урока (музыка) по теме

Васильева Злата Станиславовна

Довольно интересный урок получился. Даннай урок расчитан на 2часа. Может пригодиться педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2010gpopurri.docx23.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЭЛЕКТРОННОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ

ТВОРЧЕСТВУ

ТЕМА: «Использование принципов драматургии в создании

попурри».

Выполнила: педагог дополнительного образования

ГОУ СПО ВСПК Васильева 3. С.

ВОЛГОГРАД 2010.


10.02.2010г. 5 курс.

Предмет: «электронное музыкальное творчество».

Преподаватель: Васильева Злата Станиславовна.

Тема урока: «Использование принципов драматургии в создании попурри»

Цель урока:

освоение понятий «попурри», «музыкальная драматургия» по средствам создании вокально-инструментального произведения, музыкальной композиции - попурри.

Задачи:

  • выявить взаимосвязь понятий «попурри» и «музыкальная драматургия» в создании вокально-инструментального произведения;
  • научить составлять из вокально-инструментальных произведений музыкальную композицию - попурри;
  • реализовать в самостоятельной творческой деятельности знания, умения и навыки;
  • развивать эмоциональный отклик на музыку;
  • умение анализировать, выделять главное, делать выводы;
  • воспитывать эстетический вкус, умение работать в команде.

Тип данного урока - комбинированный. Структура традиционная.

Урок имеет определенную, последовательно реализованную цель. Построение урока характеризуется логическим, психологическим и организационным единством, соответствует его содержанию, а также поставленным задачам. Тематика урока соответствует тематическому планированию. К уроку студенты предварительно подготовлены, чувствуется система изучения материала от простого к сложному.

Студийцы были организованны для активной работы на занятии. На предложенный учителем вид деятельности (исполнение песен под фонограмму) был получен эмоциональный отклик студентов.

Поставленные цели урока учителем формулировались диагностично, реализовывались на практике и осознавались студентами. Цели урока соответствовали уровню знаний, умений и навыков имеющихся у студентов. Преподавателем грамотно подобран музыкальный материал. На уроке были использованы коллективные и индивидуальные виды деятельности. Преподаватель умеет оперировать методами музыкального обучения, применял приемы, стимулирующие мыслительную деятельность студентов.

Чувствовалась общая драматургия урока, умелое сочетание различных видов деятельности. Задания, предоставленные учителем, были направлены не только на усвоение нового материала, но и рассчитаны на самостоятельную работу студентов, что послужило развитию творческого потенциала и созданию ситуации успеха.

Члены комиссии:

                                                                       Е. В. Бондарева

Р. Г. Саркисова

И. П. Маликова


Предварительная работа.

В рамках моей программы по дисциплине «Электронное музыкальное творчество» (факультатив) на освоение раздела «Попурри», отведено 4 часа. Данный раздел изучается на пятом году обучения студентами, не имеющим музыкальное образование. Проектируемый результат раздела - научить студентов составлять из вокально-инструментальных произведений музыкальную композицию - попурри. Предыдущие три урока были посвящены 65-ой годовщине Великой Победы и песням, рожденных войной. Студенты к каждому уроку готовили краткие сообщения истории рождения этих песен. А также была проведена самостоятельная работа в группе по созданию фонограмм с помощью программы - автоаранжировщика, по отработанному алгоритму:

  1. Прослушивание песни-оригинала;
  2. Строение песни;
  3. Запись текста песни в песенник;
  4. Гармонический анализ песни;
  5. Запись нотного текста;
  6. Отбор звуковых средств (авто-аккомпанемент, тембр);
  7. Проверка и корректировка продукта;
  8. Запись фонограммы в память компьютера.

Студенты, работая в группе, создали на уроках фонограммы песен военных лет: «Дороги» (с то11) - 1 куплет; «Огонек» (a то 11) - 1 куплет; «Темная ночь» (а то11) - 1 куплет; «На безымянной высоте» (Гто11) - 1 куплет; «В землянке» (а то11) - 1 куплет; «День победы» (а то11) - 1 куплет, 1 припев.


Цель урока:

освоение понятий «попурри», «музыкальная драматургия» по средствам создании вокально-инструментального произведения, музыкальной композиции - попурри.

Задачи:

  • выявить взаимосвязь понятий «попурри» и «музыкальная драматургия» в создании вокально-инструментального произведения;
  • научить составлять из вокально-инструментальных произведений музыкальную композицию - попурри;
  • реализовать в самостоятельной творческой деятельности знания, умения и навыки;
  • развивать эмоциональный отклик на музыку;
  • умение анализировать, выделять главное, делать выводы;
  • воспитывать эстетический вкус, умение работать в команде.

Формы оценки:        

- словесное поощрение

- самооценка.

Музыкальный материал:                

  • «Дороги», сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова;
  • «Моя любимая», сл. Е. Долматовского, муз. М. Блантера;
  • «Огонек», сл. М. Исаковского, муз. Неизвестного автора;
  • «Темная ночь», сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского;
  • «На безымянной высоте», сл. М. Матусовского, муз. В. Блантера;
  • «Синий платочек», сл. М. Максимова, муз. Е. Петерсбургского;
  • «В землянке», сл. А. Суркова, муз. К. Листова;
  • «Вечер на рейде», сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седого:
  • «Катюша», сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера;
  • «День Победы», сл. В. Харитонова, муз. Д. Лухманова.

Раздаточный материал:

  • тексты песен.

Оборудование:

  • компьютеры для индивидуальной работы;
  • фонограммы песен;
  • проигрыватель;
  • программное обеспечение.

Ход урока.

I. АОЗ

Учитель: Здравствуйте уважаемые студенты. Наверное, вы уже обратили внимание на то, что у вас на столе лежат тексты песен. Просмотрите внимательно их. Что вы заметили в их содержании для себя необычного?

Ответ 1: Многие песни мы изучали на прошлых уроках и даже написали фонограммы этих песен.

Учитель: А что еще?

Ответ 2: А я заметила, что тексты песен записаны не полностью.

Учитель: Правильно. Сейчас прозвучит фонограмма минус, под которую мы с вами попробуем спеть эти песни по тому тексту, который у вас на столе.

Звучит фонограмма минус-1 попурри военных лет.

И. ФНЗ

Учитель: Как вы думаете, к какой музыкальной форме относится исполненное нами произведение?

Ответ: Композиция, состоящая из песен военных лет.

Учитель: Как вы считаете, что такое композиция, и каковы ее основные признаки?

Ответ 1: Мне кажется, что композиция - это музыкальное произведение, состоящее из нескольких песен, но с одной тематической линией.

Ответ 2: Это музыкальное произведение, имеющее свой сюжет, действующие лица и их взаимоотношения между собой.

Ответ 3: А я заметил, что здесь две части, которые заканчиваются кульминациями.

Учитель: Правильно. Мы вместе с вами пришли к такому понятию - как музыкальная драматургия. Давайте дадим и запишем в тетради точное определение музыкальной драматургии.

Музыкальная драматургия - воплощение в музыке драматического действия. М.Д. определяет построение, формы и средства выразительности музыкальной драматургии произведения. Закономерности М.Д. находят выражение в структуре всего произведения и отдельных его актах (частей); порядке следования и характере номеров, эпизодов; соотношении драматического действия с динамикой и логикой музыкального развития.

Учитель: А тема сегодняшнего урока звучит так: «Использование принципов драматургии в создании попурри». И сегодня на уроке мы освоим понятие «попурри», которое является одной из форм музыкальной драматургии. Так что же такое попурри?

Попурри - музыкальная пьеса, составленная из популярных оперных, опереточных, балетных мотивов или народных песен, танцев, излюбленных номеров музыки к кинофильмам и т.п. Попурри приобрели большую популярность в 19 веке. В настоящее время инструментальные попурри чаще всего исполняются эстрадными или духовыми оркестрами. Существуют также вокальные попурри — так называемые мозаики, исполняемые на эстраде.

  1. ФПН

Учитель: А сейчас поработаем за компьютером. Каждый из вас попробует выполнить задание. Попытайтесь самостоятельно создать попурри из тех фонограмм, которые вы написали на предыдущих трех уроках. Но, выполняя это задание, помните о тех понятиях, которые мы с вами разобрали. Регламент времени на выполнение этого задания 15 минут, после чего вы будете защищать свои работы.        

Студенты рассаживаются каждый за свой компьютер, открывают программы - автоаранжировщики с фонограммами записанных ранее песен. Творческое задание выполняется индивидуально в наушниках.

  1. Итог урока.

Ответ 1: Свое попурри я создала, отталкиваясь от сюжета. Мне показалось, что в текстах этих песен отражены судьбы многих людей в то военное время. Я выбирала куплеты и выстраивала их так, что можно увидеть и проследить за жизнью этих людей, как они уходили на войну и как их провожали жены, матеря, сестры, любимые девушки, как они воевали, и как они пришли к этой Великой победе.

Ответ 2: В своем попурри я попытался отразить эмоциональное содержание песен. Принимая во внимание именно музыкально-инструментальный текст песен, я выстроил композицию по динамическому развитию, где общая кульминация композиции пришлась на конец.

Ответ 3: Я построила свое попурри на основе нескольких музыкальных образов. Можно услышать диалоги, монологи и воспоминания людей об их прошлом, настоящем и будущем.

Ответ 4: А я составил попурри по году их написания, по тому, как развивались военные события, и как это отразили в своих произведениях композиторы-песенники.

V. Домашнее задание: составить попурри в различных популярных жанрах - поп, рок, джаз и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Использование фразеологизмов в речи"

данный урок по фразеологизмам в 5 классе по уч-ку Львова...

Открытый урок по теме :"Фонограмма вчера и сегодня", по дисциплине "Электронное музыкальное творчество"

В данном разделе я поделюсь  опытом своей работы . Данные конспекты урок могут пригодиться педагогам дополнительного образования, учителям музыки, музыкантам....

Открытый урок на тему: "Использование упражнений в работе пианиста"

Открытый урок посвящен использованию специальных упражнений на уроке фортепиано для развития ученика, в том числе  и оздоровительного плана....

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:·         ознакомление с вокально-техническими требо...

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

План открытого урока по теме: «Использование шумовых инструментов на хоровых занятиях. Развитие тембрового слуха».

План открытого урока по теме: «Использование шумовых инструментов на хоровых занятиях. Развитие тембрового слуха».Предназначен для младшего школьного возраста....

Открытый урок по теме «основные принципы работы над полифонией в старших классах дмш»

Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение к...