Внеклассное мероприятие "Ах, этот вальс!" 6 класс
план-конспект занятия по музыке (6 класс) по теме

Коровякова Наталья Петровна

Как прекрасен танец "Вальс" .... и ни сколько не устарел!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_akh_etot_vals.docx40.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом учащейся молодежи «Икар»

Комсомольского района

г.о. Тольятти

Тема: «Ах, этот вальс!»

Класс: 6 «а», 6 «б»

Предмет: музыка

Внеклассное мероприятие разработала педагог ДО  МБОУ ДОД  ДУМ «Икар»:

Коровякова Наталья Петровна

2012-2013 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Комсомольского района

г.о. Тольятти

Тема: «Ах, этот вальс!»

Класс: 6 «а», 6 «б»

Предмет: музыка

Внеклассное мероприятие разработала учитель музыки:

Коровякова Наталья Петровна

2012-2013 учебный год

Цель:

Формирование основ нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности.

Задачи:

- обогащать  учащихся новыми знаниями о вальсе, его разновидностях, происхождении;

- познакомить с хорошей музыкой, учить чувствовать её;

- развивать эстетический вкус и чувство ритма;

-  создать условия для раскрытия способностей и природных задатков личности;

- создать условия для хорошего настроения;

- продолжать учить сотрудничать в отдельной группе;

- сплотить классный коллектив.

Тип мероприятия:

объяснение нового материала, закрепление знаний в процессе выполнения заданий и игр.

Методы:

словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

актовый зал, украшение, на пианино светильник с горящей свечой, стол для жюри, столы для участвующих команд, листочки бумаги для детей за столами, скатерти, магнитофон, компьютер, проектор, экран, таблички-указатели «Музыкальная гостиная», костюмы для хореографических номеров.

Используемая литература и ресурсы интернета:

  1. Газета «Досуг в школе» №7 2006г.
  2. Сборник песен Г. Струве.Сборник песен В. Шаинского.
  3. http://onegin.funportal.info.
  4. http://dumasfun.net.
  5. http://dance-composition.ru/publ/kompozitory/iogann_shtraus/ и др.

Ход мероприятия

Вед. Я приветствую всех, собравшихся в музыкальной гостиной.

Я зажгла свечу – символ творческого огня в музыкальной гостиной, пусть от свечи будет светло и уютно в нашей музыкальной гостиной!

И хочу спросить вас, ребята, а что можно делать под звучание музыки?

(маршировать, петь, танцевать)

Вед. Правильно! Правильные ответы будут оцениваться жетончиками, количество которых посчитаем в конце занятия и узнаем команду - победительницу. Жетончики будет раздавать…

Вы назвали три основы в музыке! Угадайте зашифрованное слово, и вы узнаете, какой из трёх музыкальных основ мы посвящаем сегодня наше мероприятие!

                            ВИР_УОЗ   (хорошо играющий музыкант)                        

                          ВИТР_Ж    (музыка, как цветные узоры на окнах)

                               ПЕ_ИЕ   (вокал)

                                  Т_МП  (скорость музыки)

                               АК_ЕНТ  (ударение в музыке)

 Вед. Зашифрованное слово – «танец».

Африканская пословица гласит:

«Если Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать»

«День прошёл зря, если я не танцевал!» - Ницше (китайский философ)

«Танец - поэма, в ней каждое движение - слово». -  Мата Харри (исполнительница экзотических танцев из Голландии)

«Все во вселенной ритмично. Все танцует». - Майя Ангелу (афроамериканская писательница и поэтесса)

Вед. Танец сопровождает человека, как и песня, всю его жизнь. В нём он находит выражение самых высоких чувств и самых тонких  душевных переживаний и в горе, и в радости, и в труде и на отдыхе – танец всегда с человеком. С помощью волшебного языка танца можно в одно мгновение очутиться в изумительном таинственном и чудесном мире красоты и вдохновения.

Вед. Знаете ли вы дату международного дня танца?

          Этот день – 29 апреля уже приближается!

  • Особый праздник есть весною,

              В него мы с детства влюблены,

              Все вихри дискотек откроет,

              Нам танцы разные нужны!

              Танец радует и слух, и взор,

              Дарит надежду нам и счастье,

               Танца прекрасен разговор,

               Он нам, как первое причастье!

  • В  день танца

              Хочется всем пожелать

              На щечках румянца,

              Почаще мечтать.

             С везением новым

             В день новый вступать,

             И с танцем веселым

             По жизни шагать!

Вед. Задание! Назвать известные вам танцы!

  • Да здравствуют танцы разные —

              Балетные, и эстрадные,

              Народные и классические,

              Спортивные и величественные!

              Быстрые и медленные,

              Временем проверенные,

             Старинные, современные —

             Искусство танца волшебное!

Вед. Назвать танец по иллюстрации!

Вед. Много танцев существует. Разумеется, вечных танцев нет, они рождаются и умирают. И все же,  один из танцев  выдержал  длительное испытание временем.

Одним из самых древних и массовых  танцев считается вальс. 

Вед. Тема нашего занятия  в музыкальной гостиной «Ах, этот вальс!»


Вед. Объявляется музыкальная викторина!

Музыкальная викторина

Определите поднятием руки звучание вальса! (Два раза для каждой команды. Заслушивается объяснение, почему именно эта музыка является вальсом)

  • Вальс! Вечно юный танец! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох, щедро дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев.
  • Сейчас без вальса не обходится выпускной вечер в школе у детей разных возрастов, замечательная традиция существует на свадьбах – жених и невеста танцуют свадебный вальс, молодые люди помогают пожилым вспомнить свою молодость, ветераны радостно под звуки вальса общаются 9 Мая и т.д.

Вед. А вы знаете историю появления вальса в человеческом обществе?

  • В конце 18 века в Австрии и южной Германии у крестьян был популярен танец Лендлер, который был занесён в страну простыми деревенскими музыкантами,

кавалер выбирал партнершу, выводил в круг, вращал вокруг себя, оба постепенно продвигались по кругу за другими парами

у провансальцев  на юге Франции – танец Вольта,
 в котором преобладали прыжки и энергичные подъемы ног. Позднее в танце появились элементы вращения.

           у чешских крестьян – Матеник  и его разновидности.

Лендлер, вольта и матеник  и стали предками Вальса.

  • Название происходит предположительно от немецкого слова walzen –кружиться. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары: темп бывает различный – от медленного до очень быстрого.

Вед. Задание! Прочтите темповые обозначения на итальянском языке и скажите их перевод!

ADAGIO, ALLEGRO, MODERATO, PRESTO

  • Размер такта в вальсе 3-дольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле и 2 аккорда на слабых.

Вед. Следующее задание! Какой размер такта вы выбрали бы для музыки вальса?

2/4;        4/4;         3/4  

  • Родиной вальса считается Вена в эпоху камзолов и пудреных париков. Именно в ней австрийско-немецкий народно - сельский танец лендлер принял ту форму вальса, в какой он затем распространился по всем странам, которые стали исполнять этот танец в кафе, на открытом воздухе городских площадях, в местах народных гуляний.
  • Этот естественный, как сама жизнь, танец стал популярен на балах, в великосветских салонах.

Но хранители морали, ревнители этикета не могли сдержать негодования. То, что кавалер во время танца держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. Вальс пытались запретить, но он снова возвращался в великосветские салоны.

  • С годами вальс входил в моду. Говорят, что он распространился по Европе подобно эпидемии насморка. Вальс быстро стал излюбленным развлечением светской публики и распространился по Европе, а затем и по миру.
  • В начале 19 века бальный танец - вальс стал популярным танцем во всех слоях европейского общества и особенно в Вене. Расцвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов: Роберта Шумана,

Фоновая иллюстрация-фрагмент

Франца Шуберта,

Фоновая иллюстрация-фрагмент

Иоганна Штрауса – отца, а позднее и Иоганна Штрауса – сына, прозванного «Королём вальса».

Вед. Отец решил посвятить жизнь своего старшего сына Иоганна коммерции. Но у молодого человека была огромная страсть к музыке. Штраус – сын покорил Вену с первого же концерта. Однажды на концерте в 1844 году прозвучал «Аллегорический вальс» И. Штрауса, повторённый по требованию публики 19 раз! Его  музыка жива и сейчас! Вальсы Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» никогда не устанешь слушать!

Фоновая иллюстрация-фрагмент

  • Вальс стал источником для появления многих других бальных танцев. Позже развились и многие разновидности Вальса: венский, французский, английский (медленный, вальс-бостон), фигурный, танго-вальс.

В чём же их различия?

Вед. Венский вальс  бережёт традиции танцев 19 века, исполняется по третьей позиции. Во время исполнения корпус должен быть строго подтянут, чрезмерные изгибы, и манерность не приветствуются. Темп изменчивый и постоянно чередуются левые и правые повороты, в чём прослеживается красота. Стремительное кружение венского вальса основано на глубоком взаимопонимании пары. Движения выполняются плавно с изяществом, несмотря на скорость кружения.

Исполняется Венский вальс

(назвать исполнителей)

Вед. Знаком ли вам медленный вальс-бостон? В 20 веке появляется новый вид вальса –вальс-бостон, пришедший из Северной Америки в 20-х годах. Английский вальс (медленный, вальс-бостон)  окончательно сформировался в Англии, называется по имени американского города Бостона. В его музыке паузы похожи на вздохи, меняется ритм мелодии, изменяются и техника исполнения танца, положения в паре – скользящие, мягкие, волнообразные; хоть и выглядит романтично и плавно, но требует на конкурсах очень высокой техники исполнения и строгой дисциплины.

Исполняется Медленный вальс

(назвать исполнителей)

Вед. Спасибо! Давайте возьмём интервью у танцующих ребят!

Расскажите нам о фигурном вальсе! А может быть исполните?

Исполняется Фигурный вальс

(назвать исполнителей)

Вед. Прекрасно! А ещё существует такая разновидность вальса: танго - вальс или Аргентинский. Согласно названию, этот танец несёт в себе элементы и танго, и вальса. Танцуется Аргентинский вальс на ¾, однако движения используются, в основном, те же, что и в танго.

Исполняется Аргентинский вальс

(назвать исполнителей)

Вед. Вальс, как танец, как настроение, как вдохновение воспет в стихах!

  • Наталья Гребенко «Вальс»

    Вальс, вальс так кружи меня!
    В высь лечу, словно лист осенний.
    Звуки льются, с собой маня.
    Нет уж смысла просить спасенья.

    Раз, два, через мгновенье три
    Таю в танце, в объятьях нежных,
    Лунной полночи, талой зари,
    Всех мгновений полёт безбрежный.

    Такт, вдох, мотыльком мерцать.Таять в миг поцелуем нежным
    Вальс звучит, не грусти опять. На любовь забери надежду
  • Иван Бунин «Вальс»

         

Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных -

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный -

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал.

Вед. Послушайте, как поэтичны строки литераторов – прозаиков!

  • Александр Сергеевич Пушкин открыл бал на именинах Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой…

Как музыкальны эти строчки, как точна характеристика вальса!

Пётр Ильич Чайковский прекрасно изобразил эту сцену в одноимённой опере!

Фоновая иллюстрация-фрагмент

  • Поэтические слова, посвящённые вальсу, произносит Нина Арбенина, героиня драмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад»:

Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье

Кружилась я быстрей и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль…

Слушая эти строки, невольно вспоминаешь вальс из  одноимённого балета Арама Ильича Хачатуряна  

Фоновая иллюстрация-фрагмент

  • Лев Николаевич Толстой. Роман «Война и мир»:

«…раздались отчётливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса…Отчаянное, замирающее лицо Наташи Ростовой бросилось в глаза князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе, он предложил ей тур вальса. Но замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой благодарной детской улыбкой…

Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо сияло восторгом  счастья…»

Сергей Сергеевич Прокофьев. Вальс из оперы  «Война и мир»

Фоновая иллюстрация-фрагмент

Вед. Вальс – один из наиболее выразительных, поэтических танцев. Многие выдающиеся композиторы мирового значения – Шопен, Брамс, Чайковский, Глазунов, Глинка и др. сочиняли вальсы.

Существуют вальсы, созданные для фортепиано, скрипки, оркестра и звучат, как вы слышали,  в балетах и операх. Сейчас мы прослушаем с вами «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и одновременно увидим выставку тюльпанов в Голландии!

Показ клипа-презентации (Чайковский)

Вед. Вальсы звучат в кинофильмах и мультфильмах.

Игра «Угадай мелодию»

(Команды отгадывают, из какого фильма вальс)

  1. Вальс из к/ф «Берегись автомобиля!»,
  2. Вальс из к/ф «Игрушка»,
  3. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»,
  4. Вальс из м/ф «Анастасия».

Вед. А эта презентация: музыка Георгия Свиридова к к/ф «Метель» по одноимённой повести А.С. Пушкина.

Показ клипа-презентации (Свиридов)

Вед. Ребята! Вы, я знаю, как увидите пианино, так любите вспоминать животных и исполнять «Собачий вальс»! Посмотрите на экран, послушайте!

Исполнение детьми музыки.

Фоновая иллюстрация-фрагмент

Вед. А теперь немного шутки!

Показ клипа-презентации «Кошка танцует вальс»

  • О вальсе сказано немало,

          Он в песнях, в прозе и стихах воспет,

          И сколько б танцев не бывало,

          А лучше вальса, право, нет!

Звучит «Вальс о вальсе» (Муз. Э.Колмановского, ст. Е.Евтушенко)

Вед. Ребята! Прозвучала песня «Вальс о вальсе». Вы слышали такое выражение: «В ритме вальса»?

В ритме вальса написаны многие песни:

«Школьный вальс» И. Дунаевского,

«Снежинки» В. Шаинского,

«Школьный корабль» Г. Струве,

«Семь нот» А. Варламова,

«Лунный вальс» И. Дунаевского,

«Киевский вальс»

«Севастопольский вальс» К. Листова,

«На сопках Маньчжурии»

«В лесу прифронтовом», М. Блантера и мн. др.

У каждой своя история. Вот, например, последняя была сочинена во время Великой Отечественной войны. Исаковский сочинил стихи в городе Чистополе, а Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминания о родном доме, мирной жизни.

А теперь все присутствующие в зале поют песню в ритме вальса, кто лучше?

Исполняется песня «Как здорово» (Муз. и слова О. Митяева)

Вед. А теперь проверим ваше чувство ритма!

Нужно на первую долю такта нажимать на кнопку компьютера и картинка будет меняться!

    Задание «Игровой тренажёр»

(1 раз по одному с каждой команды)

Вед. Давайте попробуем станцевать вальс! Мы, конечно, не сможем танцевать, как ребята из танцевальной студии, но мы можем поучиться выполнять  главный переменный шаг:

правая  нога – стопа, левая – на носке, правая – стопа;

затем наоборот: левая – правая – левая, 1-2-3! Попробуем! (под счёт)

А теперь под музыку! (1-2-3!) Молодцы!

А  теперь сделаем попытку парного танца! Для этого мальчики должны вежливо пригласить девочку, после окончания танца отвести её на место, поблагодарить за танец!

Конкурс на лучшее исполнение вальса

Вед. А вы знаете, что человеческое сердце бьется в ритме вальса?

Найдите пульс и посчитайте в размере ¾!

Убедились?

Вед. Так танцуйте вальс и будете всегда здоровы!

Вед. Последнее задание залу! Предлагаю закончить посещение музыкальной гостиной минуткой творчества. Каждая команда, посоветовавшись,  пусть посвятит вальсу несколько строк и сочинит пятистишие под названием «Ах, этот вальс…» По законам пятистишия рифма не нужна. Не волнуйтесь, у вас всё получится!

Два прилагательных (вальс какой?)

Три глагола.

Фраза, состоящая из 4-х слов, которой вы выражаете своё отношение к вальсу.

Одно слово, ваша ассоциация к слову «вальс».

Чтение варианта по окончании выполнения задания:

Ах, этот вальс…

Красивый и любимый.

Волнует, кружит и несёт.

Он будет вечно молодым.

Радость!

Вед. В итоге всего мероприятия хочу спросить:

  • Что-нибудь  новое узнали сегодня?
  • Вам понравилось работать в группе?
  • Давайте посчитаем жетончики и выясним, какая команда имеет преимущества!
  • Предоставим слово жюри!

Выступление жюри. Вручение грамот коллективам за участие.

Вед. Вам понравилось в музыкальной гостиной?

Но нам пора расставаться! Мне остаётся погасить свечу до следующего раза! Приходите ещё! До новых встреч!

Награждается

Команда ______класса

МБУ сш №11 г.о. Тольятти

за ______ место

в ходе участия и выполнения заданий

на внеклассном мероприятии «Ах, этот вальс!»

в рамках годового плана «Мир искусства детям»

           Директор МБУ сш №11                                                               Апресова В.Н.

           Учитель музыки                                                                        Коровякова Н.П.

            Кл. рук - тель 6 «а»  класса                                                       Соныгина С.В.                                  

            Кл. рук - тель 6 «б»  класса                                               Мухамедшина Г.М.

            Рук – ль МО                                                                 Краснослободцева В.М.  

2012 - 2013 учебный год

___________________________________

___________________________________

Администрация МБУ сш №11и педагогический коллектив

выражает искреннюю признательность

за личное участие

во внеклассном мероприятии «Ах, этот вальс!»

в рамках годового плана «Мир искусства детям»

         

      Директор МБУ сш №11                                                               Апресова В.Н.

           Учитель музыки                                                                        Коровякова Н.П.

            Кл. рук - тель 6 «а»  класса                                                         Соныгина С.В.                                  

            Кл. рук - тель 6 «б»  класса                                                Мухамедшина Г.М.

            Рук – ль МО                                                                  Краснослободцева В.М.  

2012 – 2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию "Этот день мы приближали, как могли!"

Презентация к внеклассному мероприятию "Этот день мы приближали, как могли!" позволит сделать данное мероприятие более ярким  для учащихся....

Внеклассное мероприятие "Этот веселый русский язык"

Старалась показать изучение русского языка с занимательной точки зрения, привить любовь к урокам, активизировать процессы логического мышления, внимания....

Презентация к внеклассному мероприятию " Этот удивительный М. Твен"

Презентация " Этот удивительный М. Твен подготовлена в качестве приложения к мероприятию для рассказа биографии М Твена...

Внеклассное мероприятие "Этот День Победы!"

Мероприятие с учителем немецкого языка и истории, посвященное 70-летию Победы...

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков. На мероприятие можно пригласить бабушек и дедушек  и попросить поговорки о языке, которыми пользуются в селе....

Открытое внеклассное мероприятие: «Этот День Великой Победы».

Воспитание чувства патриотизма, памяти и уважения к старшим поколениям, героям Великой Отечественной войны....