Камерное хоровое исполнительство России
занимательные факты по музыке на тему

Краткая характеристика камерного хорового исполнительства последней трети XX века  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamernoe_khorovoe_ispolnitelstvo_rossii.docx19.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краткая характеристика камерного хорового исполнительства последней трети XX века  

Последняя треть XX века в России – время подъема хорового исполнительства, благодаря деятельности Всероссийского Хорового Общества (ВХО), учрежденного в 1958 году, которое активно участвовало в различных сферах музыкальной деятельности. Главной задачей общества было развитие и пропаганда хорового пения среди населения путем организации праздников песни, смотров художественной самодеятельности, гастролей хоровых коллективов, лекций, семинаров, педагогических чтений, концертов. Во главе ВХО стояли блестящие мастера своего дела: А. Свешников (с 1959), А. Новиков (с 1964), А. Юрлов (с 1971), В. Соколов (с 1974), Н. Кутузов (с 1984). Объединяя сотни тысяч музыкантов и любителей, ВХО способствовало повышению уровня хорового исполнительства.

Одна из тенденций хорового исполнительства конца 60-х начала 70-х годов – появление камерного музицирования. Это время ансамблевого исполнительства – инструментального, вокального, хорового, где каждый исполнитель становится солистом. «Повышенный интерес к камерным жанрам в музыке, несомненно, связан с пристальным вниманием и интересом современного искусства к внутреннему миру человека, к более глубокому воплощению индивидуального начала» (27; с.124). Эти тенденции способствовали развитию новых форм исполнительства, в том числе и камерного хорового исполнительства.

Новые задачи камерного музицирования способствовали росту музыкальной культуры; отмечается значительный рост хоровых коллективов по все стране, среди них:

- Московский Государственный академический камерный хор (орг. 1972), рук. В. Минин.

- Камерный хор Министерства культуры СССР (орг. 1971), рук. В. Полянский.

- Петербургский камерный хор (орг. 1977), рук. Н. Корнев.

- Ростовский камерный хор (орг. 1970), рук. Ю. Васильев.

- Камерный хор Новосибирской областной филармонии (орг. 1981) рук. Б. Певзнер.

- Камерный хор Хорового общества Свердловской области (орг. 1983) рук. А. Литвина.

- Воронежский камерный хор (орг. 1976) рук. О. Шепель.

- Челябинский камерный хор (орг. 1973) рук. В. Михальченко и другие.

Изначально камерное музицирование развивалось в разных направлениях, в том числе инструментальном (развитие вокально-инструментальных ансамблей – ВИА). В 60-х годах на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки стало быстро развиваться камерное инструментальное исполнительство, но в 1980-х годах из-за ряда сложившихся обстоятельств многие ВИА прекратили свое существование. В хоровом же исполнительстве продолжало формироваться камерное направление творчества.

Интенсивное развитие камерного хорового движения обусловило активность современных композиторов в создании сочинений для малых составов. Появилось немало хоров a cappella современных композиторов Р. Щедрина, Г. Свиридова, В. Тормиса, Ан. Александрова, Т. Хренникова, В. Салманова, В. Рубина, Р. Бойко, Ю. Фалика и др. Также для репертуара камерных хоров становится актуальна старинная музыка и обработки народных песен.

Камерные хоры предложили слушателям целые монографические программы из произведений Д. Бортнянского и М. Березовского и других композиторов, шире познакомили с ними зарубежных любителей музыки. Благодаря такому активному развитию хорового исполнительства современная и советская музыка находила в среде исполнителей все больше преданных друзей и страстных пропагандистов.

 «При этом определенными чертами певца камерного хора является его высокий музыкальный и интеллектуальный уровень. Каждый участник камерного хора должен не только уметь исполнять произведения композиторов различных эпох в соответствующих стилях, но и хорошо ориентироваться в структуре самого произведения». (3; с.71)

Камерное хоровое исполнительство имеет важное значение в развитии художественной самодеятельности. На предприятиях, в рабочих и студенческих коллективах, где организация большого хора представляла значительные трудности или оказывалась практически невозможной, немногочисленный по составу камерный хор становился той единственной формой, которая способствовала дальнейшему широкому развитию хорового искусства. «За период с 1965 г. по 1971 г. число участников любительских хоров увеличилось с трех миллионов, до четырех миллионов человек, а за следующие шесть лет хоровая самодеятельность выросла примерно вдвое». (26; с. 29)[1]

Каждое десятилетие этого периода ознаменовалось новыми достижениями коллективов – возрождение старинной музыки, премьеры произведений современных композиторов и т.д.[2] Благодаря этим достижениям и не только несколько сократился разрыв между уровнем исполнительства профессиональных и самодеятельных коллективов.

В 1988 году ВХО было преобразовано во Всероссийское музыкальное общество; председателем правления стал Н. В. Кутузов. Постепенный уход из жизни ведущих хоровых мастеров, композиторов и общественных деятелей (А. Юрлова, Г. Свиридова) ухудшило положение хорового исполнительства в СССР. Поэтому 90-е годы характеризуются как пора выжидания и сохранения уже сложившихся традиций.

Общественное движение, вошедшее в историю под названием «перестройка», а затем очевидный отход России от социалистического типа государственного устройства, оказало существенное влияние на хоровое творчество. Романтизм демократических перемен стал меркнуть перед падением жизненного уровня большинства населения в ходе экономических реформ. Затруднение в финансовой сфере, изменение общественных интересов и культурной политики приводят к достаточно «низкому» спросу на серьезное искусство. Одни коллективы остаются без средств к существованию, другие просто исчезают. Встала проблема отсутствия соответствующих кадров, как организаторов, так и исполнителей. Творческие профессии, в том числе и профессия музыканта, стали низкооплачиваемыми, что привело к оттоку из профессии талантливых людей.

И совершенно справедливо подчеркивает Балтина А. М.: «Эта ситуация в стране – факт противоестественный: хоровой жанр обладает достоинствами, в которых заключено решение многих нравственных, социальных и политических проблем». (5; с. 4)

Мощный рывок хорового исполнительства в послевоенное время сменился в последнее десятилетие XX века вялотекущим процессом эволюционного развития. «Это время, как справедливо отмечали многие исследователи, было буквально пронизано идеями своеобразного «договаривания» уже сказанного, ощутимо звучащими прощальными интонациями. Движение русской музыки в этот период не вылилось в бурное продолжение обновленческих процессов, имевших место, как в первой, так и во второй половине столетия. Здесь было иное – шло развитие вширь уже сложившихся стилевых тенденций за счет привлечения всего объема накопленного и освоенного». (11; с. 147)

При этом камерное хоровое исполнительство по-прежнему занимало и занимает более выгодное положение в отношении содержания коллективов и дальнейшей организации их творческой деятельности. Остаются энтузиасты, которые, не смотря ни на что, продолжают свою творческую деятельность и организуют новые коллективы, такие как:

- Камерный хор Московской консерватории (орг. 1994), рук. Б. Тевлин.

- Тамбовский камерный хор (орг. 1993), рук. В. Козляков.

- Екатеринбургский муниципальный хор «Доместик» (орг. 1988), рук. В. Копанев.

- Ижевский камерный хор им. П.И. Чайковского (орг. 1991) рук. В. Михайлова.

- Камерный муниципальный хор «Полемика» города Тобольска (орг. 1993) рук.  Е. Кузнецкий.

- Ярославский камерный хор «Глас» (орг. 1989) рук. В. Тришина и другие.

Многие камерные хоровые коллективы уже в XXI веке в России остаются без должного внимания, как общественного, так и государственного. Более всего от недостатка внимания «страдают периферийные» коллективы, а ведь каждый из них вносит свой неоценимый вклад в развитие отечественного хорового исполнительства.

Соколова С.А.


[1] Количество хоровых коллективов увеличилось в основном за счет больших коллективов – массовости, но определенно камерное хоровое исполнительство  дало новые краски в дальнейшем формировании хоровой культуры России.

[2] Например «Пушкинский венок» Г. Свиридова  в исполнении Московского камерного хора под управлением В. Минина и камерного хора Новосибирской областной филармонии под управлением Б. Певзнера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение раннего музыкально-эстетического воспитания детей средствами вокального и хорового исполнительства.

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственнейшая роль. Наблюдая за детьми, которые обучаются в ДМШ, и,  сравнивая их с обычными учениками общео...

Проблемы воспитания дирижера, психология дирижирования, история и теория хорового исполнительства в работах последних лет.

В последние годы опубликованы методические пособия, по-новому освещающие вопросы дирижирования, страницы истории и теории хорового исполнительства. В обзоре представлена литература, отхватывающая широ...

Хоровое исполнительство в Тамбовском крае (первая половина ХХ века)

Первая половина ХХ века в хоровом исполнительстве Тамбовского края – время становления и целенаправленного развития массового самодеятельного творчества, коллективов академического и народного направл...

Реализация опыта хорового исполнительства и публичных выступлений на хоровом отделении.

Данный проект реализует концертно-конкурсную деятельность хора в ЦЭВиОД...

ДЕТСКОЕ ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В системе дополнительного образования

Статья о хоровом исполнительстве в системе дополнительного образования...

Доклад Современное хоровое исполнительство

Методическое сообщение о взрослых хоровых коллективах с богатой историей, которые продолжают свою концертную деятельность и чтят свои традиции. Рассказ о каждом хоре дополнен ссылкой для прослушивания...