Доклад Современное хоровое исполнительство
материал по музыке

Сорокина Татьяна Анатольевна

Методическое сообщение о взрослых хоровых коллективах с богатой историей, которые продолжают свою концертную деятельность и чтят свои традиции. Рассказ о каждом хоре дополнен ссылкой для прослушивания исполнения коллектива в ютубе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018_doklad_ssylkisovremennoe_horovoe_iskusstvo.docx36.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современное хоровое исполнительство

Доклад с мультимедийным сопровождением

преподавателя хоровых дисциплин Сорокиной Татьяны Анатольевны. 2018 год

         Середина 90-х годов XX века ознаменовалась огромным интересом к возрождающейся церковной музыке.  В связи с открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ, перед дирижёрами церковных хоров, деятелями духовно-музыкальной педагогики и богослужебного пения встали многочисленные проблемы и задачи, связанные с восстановлением репертуарно-исполнительских и певческих традиций, а также решением учебно-методических вопросов.               Сегодня  нельзя пройти мимо того факта,   что накопленное веками богатство духовно-музыкальной культуры, не имеет возможности обрести соответствующего своему уровню звучания в исполнении наших церковных хоров ни в храмах, ни в концертных залах. Этой цели служит возрождение по благословению, данному Патриархом 3 января 2010 года, Московского Синодального хора на базе знаменитого своими певческими традициями храма «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.  

            В тот же год, возрождённый Московский Синодальный хор в количестве 80 профессиональных певцов под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова стал давать общественно значимые концерты, совершать зарубежные гастрольные поездки. Хор также успешно принимает участие в ответственных церковных, общественных, межконфессиональных и просветительских проектах, которые имеют большое значение для отечественной  культуры.   Хор зарекомендовал себя как высокопрофессиональный коллектив, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы известных музыкантов, общественных деятелей. Сам факт возрождения после 90-летнего перерыва этого уникального коллектива, который всегда был символом высоты русской духовной культуры, является позитивной тенденцией сегодняшнего дня.

https://youtu.be/qGJSBdyfs4w Исполнение Московского Синодального хора                        

           12 марта 2011 года  в Исаакиевском соборе  Санкт-Петербурга      впервые после более чем столетнего перерыва в рамках одного концерта встретились два старейших хора России – Певческая капелла  Санкт-Петербурга и Московский Синодальный хор, которые до XVIII века назывались хорами Государевых и патриарших певчих дьяков. Они выступили  в программе «Исторические традиции русской хоровой школы: старейшие хоры России». Программа концерта возрождает традицию дореволюционных просветительских исторических концертов. В концерте прозвучали древнерусские распевы и произведения композиторов Московской и Петербургской школ духовной музыки: Бортнянского, Римского-Корсакова, Кастальского, Голованова, Рахманинова, Свиридова.

               Возрождая  старинную петербургскую традицию - уникальное явление русской музыкальной культуры, не имеющее аналогов в мире,   с  24 февраля по 19 марта 2010 года состоялся  «I Великопостный сезон в Санкт-Петербурге».

             Возрождение исторических традиций Великопостных сезонов в культурной столице России вызвало горячий отклик у публики и получило самый широкий резонанс в общественных и культурных кругах. За пять сезонов на сцене Большом зале петербургской Филармонии имени Дмитрия Шостаковича (бывшем зале Дворянского Собрания)   выступили лучшие хоровые и симфонические коллективы России и зарубежья.  

https://youtu.be/0NnOzGbogaU Исполение Певческой капеллы Санкт- Петербурга.             

        Наиболее ярким представителем академического хорового пения является арт-группа Хор Турецкого.         История возникновения этого гениального коллектива начинается с конца 80-х. В 1989 г. выпускник института им. Гнесиных Михаил Турецкий был направлен для организации мужского хора при Московской хоральной синагоге. Михаил Турецкий собрал группу единомышленников, желавших заняться возрождением в СССР еврейской духовной музыки (все участники хора имели музыкальное образование, были выпускниками или студентами музыкальных учебных заведений). На сегодняшний день хор исполняет композиции на 10 языках мира. Состав солистов хора не менялся в течение всего времени его существования. "Мы можем работать на улице, в маленькой комнате и в огромном зале, с микрофонами и без микрофонов, с инструментами и без инструментов," – рассказывают участники Хора Турецкого. Уже в девяносто третьем году Американская Ассоциация Музыкального Искусства вручила мне «Золотую корону» - это высший орден, высшая награда, которую можно получить при жизни. Я с гордостью вспоминаю, как нас принимали в Америке – принимали, и продолжают принимать. Мы пели и в здании ООН, и в Капитолии, и в Jordan Hаll Бостонской консерватории, и, конечно же, на сцене Карнеги-Холл в Нью-Йорке. А мэр города в Майами-Бич официально учредил городской праздник в честь нашего хора – этот день там отмечается ежегодно 6 февраля». Хор Турецкого выступает по всему миру: Испания, Германия, Бельгия, Польша, Швейцария, Британия, Канада, Австралия. А Германия и Израиль – это их традиционные гастрольные адреса, там много русскоязычной публики. И каждый раз хор привозит своим зрителям что-то новое. Иногда что-то совершенно неожиданное.

Основная отличительная черта концертов Хора Турецкого – интерактивное общение с залом «Хор Турецкого» – это 10 уникальных голосов. Они покорили своей музыкой страны и континенты, сердца и души. Коллективу подвластны любые площадки – от камерных залов до дворцов и стадионов. Мастерство и харизма дирижера помогли хору найти свое, неповторимое звучание. Михаил Турецкий не просто расширил границы жанра – он отменил их вовсе, сделав академический хор популярным арт-проектом. Музыкальное чутье маэстро позволило совместить на одной сцене оперные арии и фрагменты из мюзиклов, одесский фольклор и мировые шлягеры. 
https://youtu.be/UA2f6I18Tf4 Исполнение хора Турецкого

70х годах XX века появилось новое направление, пришедшее с Запада - стали появляться камерные хоры (после гастролей в Москве камерного хора их США под руководством Роберта Шоу). Итак, в 1972 году в Москве появился первый камерный хор, созданный профессором института им. Гнесиных Мининым. В состав хора вошли студенты дирижерско-хорового факультета. Хор получил название "Государственный Академический Московский Камерный хор" под руководством Владимира Николаевича Минина. (отличительной особенностью работы Минина было то, что он добивался особой тембровой окрашенности от звука. Не убирал из пения полностью вибрато, но следил за тем, чтобы не было "перебора". Репертуар хора был крайне сложен, но уровень коллектива был столь велик, что композиторы (в частности Свиридов и Гаврилин) доверяли первое исполнение своих новых произведений этому хору. В 80-е годы был создан Государственный камерный хор под руководством В.К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России). В отличие от Минина, Полянский не увлекался тембровой окрашенностью звука. Ему была более близко западная ровная традиция пения. Профессиональный уровень этого хора был так же очень высок - в репертуаре его присутствовали произведения Сидельникова, Шнитке. https://youtu.be/KaJY1tLPIio Исполнение Московского камерного хора

Государственный академический русский хор им.А.В.Свешникова - хорошо известный во всем мире исполнительский коллектив - вот уже более полувека дарит людям свое искусство. Биография хора неразрывно связана с именем корифея отечественной музыкальной культуры, его создателя и блистательного руководителя на протяжении более сорока лет Александра Васильевича Свешникова. «Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями» - так писал о нем Д.Д.Шостакович. Выдающийся художник современности А.В.Свешников почитал хоровое пение величайшим из искусств, способным объединить людей, сделать их счастливее: «Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре».

История Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова насчитывает более пяти десятков лет. Он был создан в 1936 году на базе вокального ансамбля Всесоюзного радио, когда в стране начинали свою деятельность многие ныне прославленные музыкальные коллективы. Первыми художественными руководителями хора стали выдающиеся музыканты - заслуженный артист РСФСР А.В.Свешников и старейший профессор Московской консерватории Н.М.Данилин. Буквально с первых дней своего существования Госхор СССР - так именовался он в то время, - показал себя ярким, высокопрофессиональным и универсальным по своим возможностям коллективом, собравшим лучшие исполнительские силы страны. Блестящие концертные программы включали произведения русской и зарубежной классики, современную хоровую музыку, обработки русских народных песен. В исполнении хора звучали сочинения П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Даргомыжского, А.Аренского, М.Мусоргского, С.Танеева, В.Иванникова и других композиторов. Исполнялись монументальные произведения западноевропейской классики: оратория «Самсон» Генделя, Девятая симфония Бетховена, Траурно-триумфальная симфония Берлиоза. Многие сочинения современников: С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Ю.Шапорина, В.Мурадели, А.Хачатуряна, Е.Голубева, С.Василенко, А.Гедике и других не раз находили своего первого исполнителя в лице Госхора СССР. Суровые военные годы внесли свои поправки и в творческий облик коллектива, и в его название: «Государственный хор русской песни» - так он стал именоваться в 1942 году. И действительно, основой репертуара хора стала русская народная песня, которая приобрела в военные годы огромную значимость, стала выразителем патриотического духа народа, его единства и несгибаемой воли. Множество прекрасных забытых песен рабочих и крестьян, солдат и студентов получили свое второе рождение в обработках А.В.Свешникова - великолепного аранжировщика, знатока исполнительских возможностей хора.

В 1955 году хору было присвоено звание «академический». Популярность коллектива стремительно растет, расширяются его репертуарные рамки, появляются концертные программы, посвященные хоровой музыке разных стран, а также творчеству выдающихся зарубежных композиторов

С 1980 по 1987 год художественным руководителем хора являлся народный артист России И.Г.Агафонников, бережно сохранявший традиции своего великого предшественника.

В период с 1987 по 1990 год художественное руководство хором осуществлял народный артист России В.Н.Минин, чье имя для любителей музыки прочно связано со знаменитым Московским камерным хором. За долгие годы существования хором было исполнено в общей сложности более трех тысяч произведений, написанных в самых разных жанрах и принадлежащих разным эпохам и композиторским стилям. Но главное место в репертуаре хора неизменно занимает русское классическое наследие, исполнение которого неотделимо от высоких целей духовного возрождения России.

 С 1991 по 1995 год художественным руководителем хора был выдающийся хоровой дирижер Е.С.Тытянко - безвременно ушедший из жизни в июне 1995 года. Под его руководством коллектив осуществил записи на компакт-диски ряд замечательных русских опер: "Юдифь" В.Серова; "Царскую невесту" и "Майскую ночь" Римского-Корсакова; "Алеко" и "Франческу да Римини" С.Рахманинова.

 В настоящее время во главе коллектива стоит известный хоровой дирижер - народный артист России, профессор Игорь Иванович Раевский. Воспитанник хорового училища А.С.Свешникова и Московской государственной консерватории. За последние годы хор приглашался на гастроли в Швецию, Китай, Грецию, Израиль, Египет. Блистательный успех сопутствовал каждому выступлению хора в трех турне по США - январь 1993 г., январь - февраль 1994 г., февраль-апрель 1995 г.

https://youtu.be/CyUbcyB0NPM Исполнение Государственный академический русский хор им.А.В.Свешникова

"Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова"

Организатором и первым музыкальным руководителем был профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского, народный артист СССР, композитор, генерал-майор А.В.Александров, возглавлявший ансамбль на протяжении 18 лет. С 1946 г. по 1987 г. (41 год) руководил Ансамблем его сын — Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, генерал-майор Б.А. Александров. Хор признан одним из лучших мужских хоров мира. Он соединяет стройность и чистоту звучания академической капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, присущими народному исполнительству, демонстрирует высокое вокальное мастерство. Танцевальная группа ансамбля с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцевальной группы во многом зависит от гибкого и стройного в своем звучании оркестра, который уникален по своему составу. В нем удачно сочетаются русские народные инструменты — домры, балалайки, бая-ны с деревянными и медными духовыми инструментами. В годы Великой Отечественной Войны ансамбль полным составом и бригадами выступил в действующей армии более 1500 раз. И сейчас, по сложившейся традиции, даёт концерты в военных округах, частях и подразделениях Российской Армии. Неоднократно кол-лектив выезжал с концертами в "горячие" точки, районы боевых действий — Афганистан, Югославию, Приднестровье, Таджикистан, Чеченскую Республику. Краснознаменцы проехали с концертами по всей России, побывали с гастролями более чем в 70-ти странах Европы, Азии, Африки и Америки, и везде их выступления пользовались поистине триумфальным успехом. Так, в 2004 году Ансамбль дал эксклюзивный концерт в Ватикане в честь дня рождения Папы римского Иоанна Павла II, в январе 2005 года принял участие в торжествах, посвящённых 60-летию освобождения Освенцима, участвовал в открытии фестиваля "Русская зима в Англии", в ознаменование 60-летия победы в Великой Отечественной войне по-бывал во всех городах-героях. Заслуги ансамбля отмечены высокими наградами Родины, а также дипломом Международной выставки в Париже — "Гран При" (1937 г.), наградами за рекордные тиражи грамзаписей — "Золотые Диски" французской фирмы "Шан Дю Монд" (1964 г.), голландской "Н.О.С." (1974 г.) и "Золотой дискобол" (1961 г.), присужденный французской академией грамзаписи за лучшую пластинку года. В репертуаре ансамбля более 2-х тысяч произведений. Это песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки. Деятельность ансамбля положила начало созданию и развитию коллективов нового типа — Ансамблей песни и пляски. По его образцу возникли многие Ансамбли песни и пляски военных округов, флотов и групп войск, причем не только у нас в стране, но и за рубежом. 

https://youtu.be/es7jbWX1dIM Исполнение "Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова"

«Академический Большой хор»- один из лучших хоровых коллективов нашей страны. Художественный руководитель и главный дирижер - Народная артистка СССР, профессор Людмила Владимировна Ермакова, директор - Валерий Алексеевич Петровичев. Ермакова обладает ярким талантом, волей, темпераментом художника-интерпретатора. Она безукоризненно знает все "тайны хора" и максимально точно добивается от него нужного звучания в каждом данном произведении того или иного стиля" - Евгений Светланов. Большой хор был создан в 1928 году на базе небольшого вокального ансамбля. Первым художественным руководителем был выдающийся мастер хорового искусства А.В. Свешников. Коллектив дорожит сложившимися высокими традициями, которые были заложены видными дирижерами нашей страны Н.С. Головановым, М.И. Кувыкиным, К.Б. Птицей. Репертуар хора огромен, он состоит из более 5000 произведений, включая оперы, оратории, кантаты русских и зарубежных композиторов, произведения без сопровождения, народные песни, духовная музыка. Исключительная оперативность, сочетающаяся с высоким художественным качеством, привлекает к хору композиторов, солистов-певцов и симфонических дирижеров. Немало современных и отечественных хоровых произведений крупной и мелкой формы впервые прозвучали в исполнении этого хора: оратории и кантаты Прокофьева, Шостаковича, Щедрина. Хачатуряна. Тактакишвили . С 1983 года хор возглавляет Народная артистка СССР и России профессор Л.Ермакова. Известный хоровой дирижер, она принадлежит к числу ведущих хоровых деятелей страны. Окончив в 1957 году с отличием Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Л. Ермакова была приглашена хормейстером в Академический Большой хор. Яркая одаренность, высокий профессионализм в полной мере раскрылись на посту главного дирижера и художественного руководителя хора. С Большим хором сотрудничали и сотрудничают такие выдающиеся музыканты как А. Голованов, А. Гаук, С. Рихтер, Е. Светланов, Г. Рождественский, Д. Китаенко, Е. Образцова, В. Федосеев, И. Архипова, Е. Нестеренко, 3. Соткилава, Н. Гедда, М.Плетнев, М. Ростропович и многие другие. Большой хор выступает в лучших залах Москвы, принимает участие в музыкальных фестивалях, Днях славянской письменности и культуры в различных городах России. Академическому Большому хору под управлением Людмилы Ермаковой рукоплескали в крупнейших концертных залах Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Испании. Записи Академического Большого хора получили признание не только в России, но и за рубежом, где удостаивались "Grand Prix" на конкурсах грамзаписей.В настоящее время хор активно выступает на радио, концертных площадках Москвы, коллектив полон творческих планов и замыслов и с радостью ждет каждой новой встречи со своим слушателем. Полный состав хора - 75 человек, малый состав - 30-40 человек. https://youtu.be/ccSx0qv1dNI Исполнение Большого Академического хора.

Государственная академическая хоровая капелла России имени Александра Александровича Юрлова. Это один из старейших и наиболее признанных музыкальных коллективов страны, был основан в 1919 г. Прославленный хор начинал свой творческий путь с небольшого семейного ансамбля, созданного Иваном Ивановичем Юховым (1871-1943 гг) в Щелково под Москвой в 1900 году. Помимо отца и четырех сестер в него входили друзья Юхова, любители хорового пения, рабочие фабрики Рабенека и Мытищинского вагоностроительного завода. Этот коллектив, перебравшись в 1903 г. в Москву, не затерялся на музыкальном небосклоне, а стал одним из лучших церковно-певческих хоров столицы. После революционных событий 1917 года хор И. Юхова был национализирован. Вскоре он становится концертным симфоническим хором при Народном комиссариате просвещения РСФСР и успешно работает несколько десятилетий.

Массовый зритель хорошо знаком с одной из граней творчества хора по классическим кинолентам 30-х годов: «Волга, Волга», «Цирк», «Веселые ребята», в музыкальном озвучивании которых принимал участие этот высоко профессиональный коллектива. Важнейший этап в жизни Капеллы связан с именем выдающегося музыканта, народного артиста РСФСР, профессора Александра Александровича Юрлова (1927-1973). Возглавив капеллу в 1958 году, А. Юрлов начал неустанную кропотливую работу по совершенствованию певческого мастерства хора, его состава, по подбору репертуара. Благодаря его титаническим усилиям капелла достигла высочайшего художественного уровня. Несмотря на краткость отпущенных ему судьбою лет, он сумел сделать так много, что с именем его связана целая эпоха в русской музыке. А. Юрлов был первым, кто после длительного перерыва открыл перед отечественным и зарубежным слушателем огромный пласт русской хоровой музыки, остававшийся до того времени неизвестным. Обратившись к истокам хорового искусства и соединив их с современностью, А. Юрлов показал неразрывную связь и глубокую преемственность отечественной музыкальной культуры. Внезапная кончина А. Юрлова не позволила осуществиться многим его замыслам.

Сохранить начатое им в капелле дело выпало Юрию Владимировичу Ухову, заслуженному деятелю искусств РСФСР (род. в 1937), который принял руководство коллективом в 1973 году и возглавлял его до 1981 года. Ему удалось сберечь творческий потенциал хора и продолжить движение в намеченном А. Юрловым направлении, решая сложные художественные задачи. Более 23 лет капеллу возглавлял Народный артист России, профессор Станислав Дмитриевич Гусев (род. в 1937), выдающийся хормейстер, ярко одаренный Музыкант, в творческом облике которого внутренняя сила и эмоциональная глубина сочетается со строгостью и пластичностью внешнего образа. Придя в коллектив в 1981 году, он во многом продолжил и развил традиции, заложенные А. Юрловым.

Главным направлением деятельности коллектива была и остается русская музыка, многие выдающиеся образцы которой именно в интерпретации Капеллы до сих пор являются эталоном исполнения. Капелла неоднократно выступала с ведущими симфоническими дирижерами России такими, как Е. Светланов Г. Рождественский, Ю. Темирканов, В. Федосеев, В. Гергиевым, Ю. Симоновым, П. Коганом, В Ашкенази и другими блистательными музыкантами. В 2004 году новым художественным руководителем и главным дирижером Государственной Академической Хоровой Капеллы России им. А. А. Юрлова был назначен Заслуженный деятель искусств России Геннадий Дмитряк - один из лучших хоровых дирижеров России, продолжатель дела своего учителя А.Юрлова. https://youtu.be/1KI59zKEva8 Государственная академическая хоровая капелла России имени Александра Александровича Юрлова.

Большой детский хор образован в 1970 году при Российском Государственном комитете по телевидению и радиовещанию. Художественный руководитель и главный дирижер — профессор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Виктор Попов. Почему детский хор называют большим? В это понятие вкладывается многое.
Хор — это 
большая и дружная семья, насчитывающая более 200 девочек и мальчиков от 7 до 17 лет, которые 2-3 раза в неделю под руководством опытных дирижеров-хормейстеров занимаются в 3 возрастных группах: младшей (8-10 лет), средней (11-13 лет) и старшей (14-17 лет).
Хор 
большой и по возрасту. Коллектив перешагнул черту зрелости, и уже выпускники прошлых лет ведут своих детей на новые репетиции и концерты.
У хора 
большой репертуар — с самого раннего возраста дети воспитываются на произведениях русской классики, приобщаются к сокровищнице мировой музыкальной культуры, с удовольствием поют народные песни различных стран мира и, конечно же, песни для детей.
Хор создал 
большой фонд радиозаписей, насчитывающий свыше тысячи различных сочинений от небольших песен до кантат, симфоний и опер.
У хора 
большая география гастрольных поездок. Он посетил многие страны в различных частях света, побывал во многих городах и уголках нашей страны, доставляя своим искусством радость взрослым и детям.
За годы своего существования хор достиг 
больших успехов, став лауреатом многочисленных национальных и международных конкурсов.
Возглавляет хор 
большой музыкант и педагог Виктор Сергеевич Попов.Репертуар хора составляют произведения таких композиторов как Д. Бортнянский, М. Березовский, А. Ведель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Р. Щедрин, В. Рубин, Т. Корганов, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Ю. Чичков, Т. Бокова, Дж. Палестрина, Г. Перселл, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Дж. Перголези, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Й. Брамс, Ж. Бизе, Ф. Пуленк, Дж. Гершвин, Б. Бриттен. https://youtu.be/ACz1gwwM0ec Исполнение Большого детского хора.

Мужской хор МИФИ был создан двумя талантливыми энтузиастами – Э. Рывкиной и Р. Барской. С тех пор по неписаной традиции у “руля” хора стоят только женщины. Сейчас хором руководит выпускница московской консерватории Н. Малявина. Несмотря на то что в хоре по-прежнему поют “любители” (только студенты и выпускники МИФИ), он участвует и в профессиональных концертах. 12 апреля в Большом зале Консерватории хор совместно с хором и оркестром Московской консерватории исполнил 9 симфонию Бетховена; в конце апреля завоевал звание лауреата хорового фестиваля в г. Гусь-Хрустальный; участвовал в фестивале современной музыки “Московская осень”; провел совместные выступления с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского. Особое место в творческой судьбе хора занимает концерт, посвященный 5-летию интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. https://youtu.be/Lda1I-G-L3g Исполнение Мужского хора МИФИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение раннего музыкально-эстетического воспитания детей средствами вокального и хорового исполнительства.

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственнейшая роль. Наблюдая за детьми, которые обучаются в ДМШ, и,  сравнивая их с обычными учениками общео...

Проблемы воспитания дирижера, психология дирижирования, история и теория хорового исполнительства в работах последних лет.

В последние годы опубликованы методические пособия, по-новому освещающие вопросы дирижирования, страницы истории и теории хорового исполнительства. В обзоре представлена литература, отхватывающая широ...

Камерное хоровое исполнительство России

Краткая характеристика камерного хорового исполнительства последней трети XX века ...

Хоровое исполнительство в Тамбовском крае (первая половина ХХ века)

Первая половина ХХ века в хоровом исполнительстве Тамбовского края – время становления и целенаправленного развития массового самодеятельного творчества, коллективов академического и народного направл...

Реализация опыта хорового исполнительства и публичных выступлений на хоровом отделении.

Данный проект реализует концертно-конкурсную деятельность хора в ЦЭВиОД...

ДЕТСКОЕ ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В системе дополнительного образования

Статья о хоровом исполнительстве в системе дополнительного образования...