Урок музыки в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Слесарева Лариса Александровна

На уроке определяли грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_pesnya_-_proshloe_i_nastoyashchee.doc474.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Михайловское

Открытый урок в 6 классе

«Авторская песня  -

прошлое и настоящее»

Учитель музыки:

                                                   Слесарева Лариса Александровна

Тема урока: Авторская песня  - прошлое и настоящее.

 

Цель урока:

Продолжить рассмотрение темы полугодия  на уроках музыки в 6 – м классе «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.  Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки.  Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.

 

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни:

    Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким,        

    Б.Окуджава, О.Митяев.

2. Ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия.

3. Определит грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем  

    сила авторской песни?

4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом  

    и в настоящем.

5.Донести до уч-ся через формы организации историю и значимость идей авторской песни:

   дружба, единство, братство.

6. Отработка певческих навыков с помощью интонации.

Оборудование:

Музыкальный центр, доска, фотографии композиторов авторских песен, столы и карандаши для рисования, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, кассетах.

 

 

 

ХОД    УРОКА

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

( звучит песня Д.Тухманова «Гаудеамус»)

 

Учитель: Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время звучания  песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу. Мы узнали, что такое музыкальный образ, познакомились с музыкальными произведениями вокальной и инструментальной музыки.

               Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила?

              Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? (ответы детей) Вы незнакомы с этой песней.

 В таком случае у вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней.

Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Урок открыла знаменитая авторская песня «Гаудеамус» Д.Тухманова, которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном.

 Наша задача ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют – философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?

              Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?

 (ответы детей)

Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?

(ответы детей)

Учитель: Наш мир дарит нам много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете.

              Сейчас вы услышите один звук. Закрыв глаза, вслушайтесь в его звучание внимательнее, чем обычно (звучит нота соль бемоль второй октавы). А теперь попробуйте представить его форму, нарисуйте ее на листочках.

(повторяю звучание ноты, ученики рисуют форму)

 Учитель: Я соглашусь с теми, кто нарисовал объемную форму (показывает несколько форм, нарисованных учениками). А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, эта форма полая или заполненная? (ответы детей)

Учитель: Кто – то услышал в этом звуке море, кто – то гул самолета. Кто – то улетел вместе со звуком  к звездам. Форма звука оказывается, наполнена нашими мысли – формами! Если вы будете внимательны, обязательно уловите эти мысли – формы.  Скажите, а разве это не чудо, вдруг, казалось бы, из ничего, возникает мир образов?  Вот это чудо, так чудо! И это чудо называется звуком! А звуки рождают музыку!  Значит, звуки музыки несут в себе значительно больше, чем вы думаете.

              Почему я сегодня говорю вам об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое  открывается  только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов, стремлений – всю философию жизни. И сильна она тем, что несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Учитель:

Русь славилась авторами- исполнителями еще с давних времен,  по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.

БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. (звучит ария из оперы «Садко»)

В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты (шутники).

Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов. И песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра.

В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по - разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Многообразные явления жизни получили свое выражение в текстах и мелодиях людей, не имеющих специального музыкального образования. Лучшие образцы авторской песни, песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Дольского и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре. И сегодня их встречают равно как Баянов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен.

В их песнях та же искренность, доверительность, безупречная верность высокому духовному выбору.

В чем же ценность авторской песни?

 

Я предлагаю вам послушать несколько авторских песен и мы вместе попробуем ответить на этот вопрос.

(Звучат песни: А. Розенбаум «Мы живы», А.Якушева «Вечер бродит»)

В чем же ценность авторской песни? Это искренность, доверие, с которыми она звучит; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка. Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.

Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая, теперь это День Победы. И словно ему в подарок уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал».

(Звучит песня  «Мы за ценой не постоим»)

Мы за ценой не постоим (Белорусский вокзал) 

Здесь птицы не поют,

деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех -- мы за ценой не постоим.

 
Припев:


Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.


Лишь только бой угас
звучит другой приказ,
и почтальон сойдет с ума,
разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
бьет пулемет, неутомим...
И, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех -- мы за ценой не постоим.

От Курска и Орла
война нас довела
до самых вражеских ворот --
такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это --
и не поверится самим...
А нынче нам нужна одна победа,
одна на всех -- мы за ценой не постоим.

Интересна история песни  «Глобус». Ее мелодия приписывается поэту Михаилу Светлову. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Вов спел сам М.Светлов, были другими.

После войны, в 1947г., поэт М.Львовский по просьбе друга-однополчанина, написал на эту мелодию другие слова. Так и получилась песенка «Глобус». Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. И сейчас мы послушаем песню М.Светлова на слова М.Львовского.

ГЛОБУС 


Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой,
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.

Знаю, есть неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно сведет.
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело,
А места, в которых мы бывали,
Люди в картах мира отмечали.

Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его по традиции
Мы считаем своим,
Потому что мы народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен,
Потому что мир без песен тесен.

Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой,
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.

Ребята, обратите внимание, как проста и искренна в этой песне мелодия, она помогает своей чистотой раскрыть глубину содержания слов! Здесь сила музыки в простоте и искренности.

              Ну что, наверняка вы уже хотите и сами петь, правда? И, конечно же, сегодня мы с вами разучим эту авторскую песню.

Сначала песня поется покуплетно, отрабатываются интонации с помощью раскрытия мыслей и чувств автора, а затем песня исполняется полностью.

                                                                ИТОГ УРОКА 

Учитель: Сегодня мы с вами говорили об авторской песне, исполняли их. Для чего нужны авторские песни и нужны ли они?

(Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище).

Учитель: Да, вы сейчас сказали правильные слова. Авторская песня несет в себе:

                  - помощь в понимании человеческих ценностей,

                 -  помощь в понимании единства человека и Мира,

                 -  авторская песня очищает наши сердца,

                 -  музыка авторской песни обогащает своей красотой,

                -  она призывает к высоким чувствам, помогают  духовному становлению.

Могу еще добавить: авторская песня несет в себе глубокую философию познания жизни. И если авторская песня станет вашим другом, то можно быть уверенным, что вы сможете вырастить в себе такие качества как: искренность открытость, честность, чистота. Она поможет стать вам богатыми духовно, гармоничными людьми. Вот мы с вами и ответили на вопрос: в чем же ценность авторской песни.

Я предлагаю сейчас составить с моей помощью тематический спектр авторской песни:

«семь цветов радуги» (дети рисуют радугу и в нее вписывают спектр авторской песни).

Тематический спектр авторской песни это индивидуальная цветовая ассоциация песни: героизм, гражданственность, патриотизм, понятие «красного» цвета.

Понятие «оранжевого цвета» в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.

Понятие жёлтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов.

Понятии «зелёного» цвета, песня размышления, песня- картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия.

Понятие «голубого» цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение, нежность, верность, благородство драматизм неразделённой любви.

Понятие «синего» цвета радуги: воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм.

Понятие «фиолетового» цвета радуги, печаль, скорбь, утрата.

                А в заключение урока я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Ее знает, мне кажется все. Я предлагаю закончить урок замечательной авторской песней

«Изгиб гитары желтый», написанную  Олегом Митяевым, известным в нашей стране бардом.

 

«Как здорово»

Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнётся купол неба
Большой и звёздноснежный,
      Как здорово что все мы здесь
      Сегодня собрались
      Как здорово что все мы здесь
      Сегодня собрались

Как отблеск от заката костёр меж сосен пляшет,
Ты что грустишь бродяга, а ну-ка улыбнись,
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет,
       И всё же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
       Чьи имена как раны, на сердце запеклись,
        Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним,

Учитель: 

(дети оценивают урок в тетрадях: рисуют 2 ноты- урок понравился, 1ноту – урок не понравился) Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания.

Булат Окуджава

Михаил Светлов

Олег Митяев

Александр Розенбаум

Владимир Высоцкий

Давид Тухманов

Ада Якушева

Александр ГОРОДНИЦКИЙ

Тема урока:

«Авторская песня-

прошлое и настоящее»

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".

Во время урока учащиеся раскрывают понятие "авторская песня"; знакомятся с выдающимися представителями авторской песни: Д.Тухмановым, Б.Окуджавой, О. Митяевым, М.Светловым, В.Высоцким. В течение урока...

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...

Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее" Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...

Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее".

Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее" с использованием интерактивных тестов, созданных автором...

6 класс Авторская песня: прошлое и настоящее

Данная методическая разработка представлена для урока  в 6 классе по предмету «Музыка», базового уровня, на основе авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Крит...

Технологическая карта урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".

Авторская песня, бардовская песня или поэтическая песня — песенный жанр, возникший в середине 19в. в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение...

Презентация к уроку музыки 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Презентация к уроку музыки 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"...