6 класс Авторская песня: прошлое и настоящее
методическая разработка по музыке (6 класс)

Брызгалова Ольга Юрьевна

Данная методическая разработка представлена для урока  в 6 классе по предмету «Музыка», базового уровня, на основе авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Урок является одним из последних уроков в теме первого полугодия -  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Основной замысел  состоит в том, чтобы на примере возникновения и  развития жанра авторской песни  познакомить учащихся с различными образами и темами  жанра авторской песни и продемонстрировать широту распространения его в европейской и русской музыкальной культуре. 

 Знакомство с  авторскими музыкальными  произведениями  имеет особое воспитательное, эстетическое и нравственное значение, обращаясь  к темам радости, юности,  войны  учащиеся имеют  возможность  поразмышлять  о личностных качествах и интересах  людей, живших   в прошлом и живущих в современном мире.

Анализ музыкальных произведений, вокально-хоровая деятельность учащихся на уроке дают возможность повторить и обобщить изученный ранее материал -  тему лирических, драматических и эпических образов в искусстве.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока по предмету Музыка

6 класс 2-я четверть урок № 16

Рабочая программа «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, 6 класс

Тема: «Авторская песня: прошлое и настоящее»

Тип урока: погружение в музыкальный материал

Форма урока: урок-путешествие

Методы: беседа, слушание музыки, музыкальное исполнение

Формы и методы контроля: наблюдение, устный опрос

Технологии: личностно-ориентированные, развивающего обучения, здоровье-сберегающие

Цели урока:

  •  Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6-м классе по программе «Музыка. 6 класс» авторов: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.
  •  Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью.
  •  Раскрыть понимание авторской песни, как духовно-нравственного камертона.

Задачи урока:

  •  Расширить представление об авторской песне, её жанрах и особенностях.
  •  Познакомить с истоками зарождения авторской песни и современными ее исполнителями,  со значением слов «ваганты», «бард», «скоморох».
  •  Развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни, творческое воображение,  способность к  сопереживанию.
  •  Формировать  интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего.
  •  Воспитывать чувство патриотизма и  музыкальный вкус.
  •  Развивать и совершенствовать  вокально-хоровые и исполнительские  навыки.

Планируемые результаты

Предметные: 

  •  познакомиться с жанром авторской/бардовской песни, ее жанрами и особенностями и именами известных российских бардов;
  •  понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  •  иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений
  •  развивать вокально-хоровые и исполнительские  навыки.

Личностные:

  •   формировать умение познавать мир через музыкальные формы и образы;
  •  воспитывать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.

Метапредметные:

  •  Регулятивные: осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.  Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
  •  Познавательные: способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
  •  Коммуникативные: способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Оборудование: музыкальный центр, доска,  фотографии композиторов авторских песен, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД  дисках.

Раздаточный материал: карточки с текстом.

Музыкальный материал:

  • А. Городницкий песни «Снег», «Атланты»;
  • «Гаудеамус» международный студенческий гимн;
  • Б. Окуджава «Нам нужна одна победа»;
  • Н. А. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов»;
  • Скоморошьи  наигрыши.

Ход урока

  1.  Приветствие.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомиться с образами вокальной музыки. Вы знаете, что такое песня, романс, баркарола, ария. И сегодня мы встретимся с еще одним песенным жанром.

  1. Введение темы.

Учитель. Послушайте песню и подумайте, к какому жанру ее можно отнести, к какому периоду времени?

Слушание: А. Городницкий «Снег» (фрагмент)

Ответы детей: народная песня, студенческая песня, современная песня…

Учитель. Действительно, песня похожа  на народную, но не на фольклорную - деревенскую, а скорее городскую. В каком времени она могла появиться?

Ответы детей: в прошлом веке, не очень давно, примерно 50-60  лет назад.

Учитель. Такие песни относятся к жанру «авторской или бардовской  песни» (запись темы в тетрадь). Кто может объяснить, что это означает?

Ответы детей…

Ученик-помощник 1: (зачитывает определение):

Cлово «бард» произошло  от английского  и ирландского  bard, что означает певец - народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.

Учитель: Следовательно,  бард – это поэт, композитор и исполнитель в одном лице. А бардовская или авторская песня - это песня, в  которой  слова и музыка создается одним автором или бардом, а также им  исполняется.

  1. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Как вы думаете, когда и где   появился этот песенный жанр? Ответы детей…

  1. Ваганты

Учитель: Давайте перенесемся в средневековую Европу – примерно, в 12 или 13 века. А  что там происходило, попросим рассказать наших помощников.

Ученик-помощник 1: В это время там появлялись университеты – центры науки и просвещения. Студенты были самой веселой и активной частью молодежи. Они не только учились, посещая лекции профессоров, занимаясь в библиотеках, проводя научные опыты, но также и устраивали веселые праздники, где пели песни, которые сами же и сочиняли. Ученик-помощник 2: Основным научным языком была латынь, поэтому   их  стихи  и песни написаны также на латыни. А называли они себя «вагантами» (ваганты - шутники). Самая известная песня, сохранившаяся с той поры – студенческий гимн «Гаудеамус», что  означает «Возрадуемся!» . Вот фрагмент этой песни в переводе:

Ученик-помощник 1:  

Да здравствует Академия!
Да здравствуют преподаватели!
Да здравствует каждый в отдельности!
Да здравствуют все вместе!

Ученик-помощник 2:

Да сгинет печаль,
Да сгинут горести!
Да сгинет дьявол,
Всякий враг студентов,
А также насмешники.

Учитель: Как вы считаете, какую мелодию можно придумать на этот текст?

Ответы детей...       Слушание 1-го  куплета песни.

- Назовите исполнителя песни (хор)

- Услышали вы инструментальное сопровождение? (нет)

- Как называется хор без сопровождения (хор а’капелла)

- С каким настроением прозвучал студенческий гимн? (радостно, энергично, весело)

Ученик-помощник 1: Также вагантами называли священнослужителей, не имевших постоянного прихода, беглых монахов, странствующих студентов. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок.

Ученик-помощник 2: В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.

Ученик-помощник 1: До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв.  А  знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном уже несколько сотен лет.

  1. Скоморохи

Учитель: У нас на Руси тоже существовали подобные персонажи, они  странствовали по городам и селам, выступали на праздниках, ярмарках и народных гуляньях, веселили и потешали  народ. Как же их называли? Ответы детей…

Ученик-помощник 3: Согласно  словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр,  промышляющий   пляской, песнями, шутками, фокусами». Скоморохи известны с 11 в. Особенно популярны были в 15-17 вв. Исполняли народные (шуточные, плясовые, игровые) песни, а также  драматические сценки и  социальную сатиру. Часто выступали в масках, как «ряженые», показывали фокусы, вовлекая зрителей в действо.

Слушание музыкального фрагмента:  «Пляска скоморохов» Н. А. Римского-Корсакова или скоморошьи наигрыши

  1. Российские барды

Учитель: С тех пор прошло много времени, эти средневековые традиции изменились, но не исчезли совсем. В наше время также существуют барды или певцы-песенники. Еще их называют авторами-исполнителями собственных песен. О чем же они поют?

Ученик-помощник 4:  Их песни – это своеобразный городской фольклор, песни под гитару, авторская или бардовская песня. Она рассказывает о жизни городских жителей -  простых людей, их радостях  и горестях, любви и дружбе, о чести и преданности…

Учитель: Вот некоторые имена самых известных авторов-исполнителей: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Городницкий,  Юрий Визбор, Татьяна и Сергей Никитины, Александр Розенбаум… Основоположником развития авторской песни в России в 20 в.  считается Булат Шалвович Окуджава.

Ученик-помощник 1: Булат Окуджава родился в Москве 9 мая  1924 года. Семья жила на Арбате. «Маленький дворик арбатский» навсегда станет отдельной темой в его поэзии.  Многие из этих стихотворений потом стали песнями.

Ученик-помощник 2: В 1942 году девятиклассник Окуджава  отправился на фронт. Вот, что он вспоминал: «Впечатление от фронта было очень сильное, потому что я был мальчишкой. И потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».

Учитель: Сейчас для вас прозвучит знаменитая песня Булата Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал» в исполнении автора. Она называется «Нам нужна одна победа»

Слушание фрагмента песни

Учитель: Какое настроение создает песня? Это песня для удовольствия или для размышления? О чем она заставляет нас вспомнить или задуматься?

Ответы детей…

Учитель: В репертуаре Окуджавы – более 200 песен. Я прочитаю вам несколько названий, а вы скажите, о чем говорит авторская песня, какие темы она раскрывает?

«Старинная студенческая песня»

«Часовые любви»

«Арбатский романс»

«Голубой шарик»

«Песенка о Моцарте»

«Бумажный солдатик»

«Песенка о солдатских сапогах»

«До свидания, мальчики»

«Молитва»

«Синий троллейбус» и многие другие.

Ответы детей… (о жизни, о дружбе, любви, творчестве, музыке, войне, расставаниях и встречах)

Учитель: То есть  о  том, что наполняет жизнь самых простых людей.

  1. Вокально-хоровая работа. Повторение темы: Музыкальные образы в вокальных произведениях.

Учитель: Сегодня мы исполним песню еще одного российского барда Александра Городницкого,  «Атланты». Давайте вспомним мелодию песни. Исполнение 1 куплета.

Учитель: Какой образ создают стихи и мелодия?

Ответы детей: Немного грустный, образ одинокого, печального  человека - лирический.

Учитель: Следующие куплеты – другие по настроению:

2-й куплет – о трудной жизни атлантов,  поэтому исполняем с акцентами на сильные доли (исполнение);

3-й куплет – о возможной войне, ее ужасах и потерях. Чтобы подчеркнуть это – изменяем динамику. Сначала поем очень тихо - пиано, постепенно усиливая звук до самого громкого – форте (исполнение);

4-й куплет – первые две строки - о красоте атлантов (а возможно, и людей), поэтому мелодия должна прозвучать задорно и уверенно; следующие две строки – о бесчеловечности  войны, поэтому окончания предложений  исполняем очень ритмично – как выстрелы (исполнение).

Эта часть песни – 2-й, 3-й и 4-й куплеты – ее смысловой центр, который  рассказывает о том, с чем  сталкиваются атланты (и обычные люди) в жизни, поэтому какой образ создается здесь?

Ответы детей: Образ чего-то трагичного, драматичного - драматический.

Учитель: И, наконец, 5-й куплет – заключительный, с кем сравниваются атланты в нем?

Ответы детей: с людьми, которые привыкли много трудиться…

Учитель: С людьми сильными не только телом, но и духом: «Не боги – человеки, привыкшие к труду», и итог всей песни – это надежда, которую сохраняют атланты и, без которой нет будущей жизни. Какой музыкальный образ чувствуется в заключительном куплете?

Ответы детей: величавый, богатырский – эпический.

Учитель: попробуем исполнить всю песню, создать  образы этих персонажей, почувствовать авторский замысел, передать свои эмоции и настроения.

Исполнение песни А. Городницкого «Атланты»

  1. Рефлексия

Учитель: Заполните небольшую анкету:

Сегодня на уроке:

- я узнал: ____________________ (новые слова, понятия, термины);

- самым  интересным было: __________________________

- я скучал, потому что: _______________________________

- я чувствовал себя:                   

Учитель: Вы теперь  знаете, кто такие атланты, а можно ли «атлантом» назвать кого-нибудь из людей/ ребят вашего класса? Почему?

Ответы детей…

Учитель: Сегодня мы познакомились с музыкальным жанром авторской песни, который появился в средние века и продолжает существовать и сейчас. Как вы думаете, будет ли он иметь популярность в 21веке?

Ответы детей …

Учитель: В чем секрет популярности  авторской  песни?

Ответы детей:…

Учитель: Во второй половине 20 века авторская песня звучала как противопоставление слишком официальным или развлекательным, часто бездушным или бессмысленным песням, в ней была простота и задушевность, смысл и правда жизни, юмор и серьезные размышления.

«Авторская песня — это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души».

Булат Окуджава

Учитель: Давайте подведем итоги урока. У нас были замечательные помощники (имена учащихся), активные ребята, которые отвечали на вопросы (имена учащихся), прекрасные слушатели  и отличные исполнители песни (имена ребят).

Домашнее задание: выписать из учебника определения новых слов: ваганты, бард, авторская песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".

Во время урока учащиеся раскрывают понятие "авторская песня"; знакомятся с выдающимися представителями авторской песни: Д.Тухмановым, Б.Окуджавой, О. Митяевым, М.Светловым, В.Высоцким. В течение урока...

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...

Урок музыки в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»

На уроке определяли грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?...

Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее" Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...

Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее".

Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее" с использованием интерактивных тестов, созданных автором...

Технологическая карта урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".

Авторская песня, бардовская песня или поэтическая песня — песенный жанр, возникший в середине 19в. в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение...

Презентация к уроку музыки 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Презентация к уроку музыки 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"...