КАРЛ ЧЕРНИ. Педагог и композитор.
классный час по музыке на тему

Сорокина Людмила Викторовна

  Это учебный  материал  для классного  часа  в музыкальной  школе. Текст рассказывает о творческом  облике  композитора К. ЧЕРНИ. Может  быть добавлены  звуковые  иллюстрации  звучания  ЭТЮДОВ Черни в исполнении  учащихся  разных   возрастных   групп,  что  поможет в подготовке  к  техническому  зачёту   или  к конкурсу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherni.docx17.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Карл  Черни.  Педагог и композитор.                                                          1.

«Мы по достоинству ещё не оценили ЧЕРНИ» -  писал венгерский  композитор  Йоганн  Брамс в 19 веке. Эта мысль , высказанная   более 100 лет назад, справедлива  и  в настоящее время. Весьма ограниченны сведения о творческих устремлениях и методических принципах одного из виднейших педагогов – музыкантов первой половины 19 века.  Не  полностью известны и фортепианные сочинения Черни, в том числе сборники его полезнейших инструктивных этюдов и упражнений.     (звучит  ЭТЮД  ЧЕРНИ )

Карл Черни был выдающимся фортепианным педагогом, из школы которого вышли такие музыканты – виртуозы, как  Лист,  Зилоти,  Есипова.

Перу Черни принадлежат более  тысячи  произведений в различных жанрах, среди них множество сонат, симфоний, этюдов,  трио, квартетов, упражнений и крупных методических трудов. Однако этот перечень дает приблизительное представление о плодовитости автора: отдельные сборники произведений, или опусы, как  называют музыканты, включают  несколько десятков тетрадей.

Карл Черни был композитором, пианистом, педагогом. Он вел большую просветительскую  деятельность.  Прежде  всего это была пропаганда творчества Бетховена, которого Черни глубоко почитал. Он был первым исполнителем  некоторых  концертов  Бетховена, сделал   переложение симфоний   Бетховена для фортепиано. Сам Бетховен доверил Черни сделать фортепианный  вариант  единственной и страстно любимой своей оперы «Леонора». Встреча  юного  Карла с  Бетховеном состоялась в 1800 г (Карлу Черни было 9 лет, он выступал в сольном концерте,  играя  концерт До мажор  Моцарта). Бетховен нашёл, что мальчик талантлив и согласился с ним заниматься  и  рекомендовал  на  следующий  урок принести тетрадь полифоний Баха. По воспоминаниям современников, Бетховен был смелым, самобытным и терпеливым педагогом.  Когда ученик допускал ошибки в тексте произведения, Бетховен  редко делал замечания, указывая на них лишь после того, как ученик  доиграет  пьесу до конца. Но если же  пианисту не удавалось воплотить характер произведения, то учитель «выходил из себя», т.е. ставя главную задачу воспитания музыканта – художника, что и является одной из целей искусства. Первые уроки с Карлом Черни  Бетховен посвятил изучению гамм во всех тональностях. Именно на гаммах Бетховен учил правильному  положению пальцев, движениям руки.  Впоследствии  эти положения нашли продолжение в педагогической деятельности Карла  Черни. Занятия с Бетховеном длились 3 года. «Ещё и сегодня каждое мгновенье  живо в памяти»- писал Черни много лет спустя. Он не только почитал Бетховена как своего педагога, но и боготворил его как композитора, зная наизусть все опубликованные в то время сочинения великого музыканта. Черни способствовал широкому распространению произведений выдающихся композиторов 17-19 веков: делал переложения для фортепиано в 2 и 4 руки ораторий  Генделя, кантат Баха, симфоний  Гайдна, Моцарта.  2. Осуществил  редакции сонат   Скарлатти, «ХТК»  и  других полифонических сочинений И.С. Баха.

Большой заслугой Черни является создание фундаментальной энциклопедии «Обзор всей музыкальной истории », где представлены сведения о крупных композиторах всех времён и народов. Он пробовал себя и в литературе: написал две драмы и несколько стихотворений.

Интересы Черни уже в юношеские годы не ограничивались исключительно музыкой. Самостоятельно он изучил семь иностранных языков, занимался древней историей, литературой, поэзией. Он был разносторонне образованным человеком.

В отличие от своих выдающихся современников, Черни не принадлежал к числу гениев, которыми  был  так  богат   музыкальный   небосклон  19-го века.    На сохранившемся портрете Черни предстаёт скромным, волевым человеком, обликом  напоминающим школьного учителя. В жизни Черни был рассудительным, уравновешенным человеком. Он не жаждал ни славы, ни денег. Астрономическое количество его сочинений были «внутренней потребностью души».  ( звучит  ЭТЮД ЧЕРНИ )

 Родился Карл Черни в семье музыканта в 1791 г. Его отец   Венцель Черни, чех по национальности, был педагогом   игры на клавире (клавир – клавишный инструмент, предшественник фортепиано). Отец стал для мальчика первым учителем, и был требовательным и умелым наставником. Основой занятий были клавирные сочинения Баха. Уже в 7 лет  Карл владел весьма обширным репертуаром из произведений Моцарта, Гайдна, Клементи, свободно импровизировал, умел играть с листа различные произведения и даже партитуры   (т.е. запись  звучания  оркестра  для   ф-но  ).

Первое выступление Карла Черни в Вене в  1800 году  с концертом Моцарта было замечено и одобрительно встречено музыкантами.   Кроме  активной концертной деятельности  как исполнителя, Черни с юности начал заниматься преподаванием. Слава пришла к Черни рано: ему едва минуло 14 лет, когда он стал авторитетным педагогом, учиться у которого считали за честь   пианисты  разных национальностей –  случай беспримерный  в музыкальной истории. Среди  выдающихся  музыкантов, прославившихся в раннем возрасте, как например  Моцарт, нет ни одного, кто бы завоевал в 14 лет известность как педагог.   Не случайно, что именно к Черни привёл Бетховен своего племянника в 1816 г., а через три года   Адам Лист привел к нему своего сына  Ференца – будущего великого пианиста. По совету Карла Черни, в процессе своего обучения Лист должен был не только изучать фуги Баха, но и транспонировать их (т.е. свободно исполнять в разных тональностях ).   К своим воспитанникам  Черни старался подходить строго индивидуально, считая «чем крупнее дарование, тем важнее его направлять».

                                                                                                                             3.

История подтверждает эту мысль. Вспомним влияние  И.С. Баха на сыновей, Л. Моцарта на В. Моцарта,  Бетховена на Черни.

Черни- педагог не одобрял  длительной работы над одним произведением, мелочного доучивания. Он считал, что пианист обязан владеть не менее чем 100  сочинениями различных жанров, при этом час в день отводить специальной технической работе.

Астрономическое число этюдов и упражнений написано  Карлом  Черни. Это объясняется  количеством проблем при овладении фортепианной техникой. Часто поводом для сочинения  этюдов  служил  какой - либо пианистический недостаток ученика.

Несложные  этюды  для  учащихся  часто  являются  примером  развития одного технического навыка. (звучит  ЭТЮД  ЧЕРНИ )

Основу системы воспитания пианистических  навыков составляют у Черни пассажные фигурации, прежде всего гаммообразные.  Как считал Черни,гаммы развивают лёгкость, беглость пальцев, основные правила аппликатуры и если ежедневно играть гаммы отчетливо, упругими пальцами , то можно стать блестящим пианистом, как указывал Черни.

                         (звучит  ЭТЮД  ЧЕРНИ )

Большое значение Черни уделял и темпу этюдов. В темпе, указанном автором, они становятся искрящимися виртуозными произведениями. Большую пользу принесёт технически совершенное овладение лёгким этюдом, нежели игра сложного сочинения в явно замедленном темпе.

                         (звучит  ЭТЮД  ЧЕРНИ )

В своей «школе этюдов» ор 500,   Черни  написал эпиграф   «Каково употребление, такова и польза» , что можно отнести к любому произведению для развития исполнительной техники. (звучит  ЭТЮД  ЧЕРНИ )

Творчество Карла Черни – блестящего педагога, замечательного классика жанра этюда остаётся настоящей  кладовой пианистических навыков, является незаменимой ступенью на пути к овладению фортепианным мастерством  и  постоянного развития фортепианной техники.

                   (звучит  ЭТЮД  ЧЕРНИ )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Карл Черни. 230 лет со дня рождения"

Материал на данную тему можно использовать для проведения классного часа в ДШИ и ДМШ....

2021 г. - Музыкальная гостиная «Жизнь и творчество КАРЛА ЧЕРНИ»

Цель: познакомить слушателей с жизнью и творчеством венского композитора Карла Черни.Задача: заинтересовать слушателей творчеством композитора, побуждая к более глубокому изучению его произведений....

Доклад педагога-психолога ГБОУ "Турунтаевская СКОШИ" Н.В. Черных "Использование развивающих тренажеров в начальных классах для детей с ОВЗ"

Развитие детей с ОВЗ имеет свои особенности. Задержка в развитии, нарушение коммуникативных функций определяют коррекционную направленность образовательного процесса, использование особых методик и те...

Презентация к докладу педагога-психолога ГБОУ "Турунтаевская СКОШИ" Н.В. Черных "Использование развивающих тренажеров в начальных классах для детей с ОВЗ"

Развитие детей с ОВЗ имеет свои особенности. Задержка в развитии, нарушение коммуникативных функций определяют коррекционную направленность образовательного процесса, использование особых методик и те...

"К. Черни – пианист, педагог"

Черни стремился максимально расширить у учеников палитру артикуляционных приёмов, побуждал их овладевать не только основными видами фортепианного туше, но и его промежуточными формами.Творчество Черни...