Роль музыки в патриотическом воспитании детей
статья по музыке на тему

Сергей Юрьевич Томочаков

В статье рассказывается о значении изучения музыкальных произведений на уроках в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_muzyki_v_patrioticheskom_vospitanii_detey.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический кабинет управления образования МО Аскизский район

Районные педагогические чтения «Гражданско-патриотическое воспитание – важнейшая основа единства общества»

Направление «Патриотическое воспитание учащихся средствами искусства и технологии

Роль музыки в патриотическом воспитании детей

Из опыта работы Томочакова Сергея Юрьевича, учителя музыки Усть-Чульской МОШИ им. М.Е.Кильчичакова

Аскиз, 2008 г.


Тема: «Роль музыки в патриотическом воспитании детей»

Человек должен родиться дважды, один раз естественно, а затем духовно», «Духовное – менее всего надлежит знать нам только как творческую деятельность… Духовное есть любовь по своему существу».

Гегель

Принципиально важным становится урок музыки, который реализует основную функцию эстетического воспитания – открытие жизни, открытие себя в этом мире. Уроки, формирующие духовность личности, её нравственный «стержень», в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека.

Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. И если через него ощущается живой огонь, что радостно опаляет и возносит душу, если сердце начинает согреваться от любви и необъяснимого восторга, то это произведение духовно. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, проснуться, приобщиться к высокому, - она и будет для него духовной.

Опыт работы в школе позволяет утверждать, что основой уроков музыки являются те духовные, незримые нити, которые учитель протягивает из года в год, те «нити Ариадны», которые должны вывести к свету.

В программе по музыке есть западноевропейская духовная музыка, с которой мы знакомим ребят: ария из «Высокой мессы» Баха, «Lacrimosa» из «Реквиема» Моцарта. Поэтому хотелось бы через русскую музыку пробудить любовь и к нашей исконно русской культуре, раскрыть богатства музыки, идущей от сердца и имеющие своими истоками древнюю национальную культуру.

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поёт солдат в походе – песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Народное музыкальное творчество Н.В.Гоголь образно назвал «звучащей историй», «звонкими живыми летописями».

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени – «Священная война» А.Александрова. Она объединила советских людей в их непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осаждённом Ленинграде Д.Шостакович создаёт знаменитую Седьмую симфонию. В неё осуждается величайшее зло, которое несёт фашизм. «Не люблю про себя такие слова, но это была моя вдохновенная работа», - вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе, - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как должное, как воздух, которым дышат, на задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного, своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

В этом другая особенность музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. Великий русский композитор П.И.Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Следующая особенность музыки, по выражению Д.Шостаковича, - «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение.

Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой. Художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственности и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры.

Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Песни о Кремлёвских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Родине, чувство патриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринимать героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии.

Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует общих усилий от участников.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е.Тиличеевой, они чувствуют торжественность, подъём, ликование народа, прославляющего нашу Родину.

Чувство гордости, патриотизм и любовь к Родине воспитывается у детей на примере таких произведений, как «Гимн России» под ред. А.Александрова и С.Михалкова; «Наш край» - Д.Кабалевский, «Вставайте, люди русские» - С.Прокофьев, кантата «А.Невский», «Патриотическая песня» - М.Глинка, «День Победы» - Д.Тухманов, произведения хакасских композиторов – «Моя Хакасия» - Н.Катаева, «Моя Родина – Хакасия» - Г.Челбораков и др.

В школе проводятся мероприятия, которые заставляют мыслить, сопереживать, творить, которые активизируют восприятие и представление детей. Это школьные мероприятия, связанные с музыкальным оформлением – конкурс патриотической песни, посвящённый юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне; Праздник песни и строя проводится во время месячника по военно-патриотическому воспитанию. Учащиеся посещают ветеранов с концертами на дому.

Ежегодно школьники принимают участие в районных конкурсах («Весенние ручейки»).

Занятия музыкой, внеклассные мероприятия способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки.

Литература

1. Н.А.Ветлугина. Методика музыкального воспитания детей. М. Просвещение. 1996.

2. Хрестоматия под ред. Д.Кабалевского. М. Просвещение. 1997.  

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом...

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»

Доклад "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"...

«Роль и место спорта в патриотическом воспитании детей» (опыт работы)− 2015 год

Выступление на районном педагогическом совете «Роль и место спорта в патриотическом воспитании детей». 27.08.2015.Учитель физической культуры МОУ «Выскатская ООШ» Бородынкина Е.А., первая кв.категория...

Роль музыки в эстетическом воспитании детей.

Музыка воспитывает детей, учит чувствовать прекрасное....

Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)

Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...

Роль нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Пробуждение чувства патриотизма у дошкольников – сложный и длительный процесс. Любовь к близким, родному городу, дому играет главную роль в формировании личности ребенка....