"Слушание музыки в детском саду"
методическая разработка по музыке на тему

- Слушание музыки – вид деятельности

- Программа по слушанию музыки

 

- Репертуар по слушанию музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Слушание музыки в детском саду49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 61» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Выступление  на ГМО

музыкальных руководителей

на тему

«СЛУШАНИЕ  МУЗЫКИ»

- Слушание музыки – вид деятельности

- Программа по слушанию музыки

- Репертуар по слушанию музыки

                                                        Подготовила:

                                                        музыкальный руководитель Азнабаева Н.В.

Стерлитамак

2015

               1 СЛАЙД       СЛУШАНИЕ  МУЗЫКИ

В детском саду

        2 СЛАЙД  Слушание музыки – вид деятельности

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Музыкальное воспитание является  одним из средств формирования личности ребёнка. Первым звеном в системе музыкального воспитания является Слушание музыки.

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Музыка на занятии может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи.

Известно, что запись, хотя и обогащает процесс обучения, не может заменить «живого» исполнения, которое более действенно. Музыка требует посредника между композитором и слушателями. Этот посредник – исполнитель. Только он может вдохнуть жизнь в музыкальное произведение.

        Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Они должны передавать чувства, настроения, доступные детям. Объём детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой. Используют как инструментальную музыку, так и вокальную (песня, романс, ария), которая может быть с сопровождением и без него.

3 СЛАЙД     Задачи:

-        знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки;

-        развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

-        дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

-        знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки;

-        развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

-        дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

4 СЛАЙД     При слушании музыки необходимо учитывать возрастные                                   особенности детей:

В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей:

-        На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание.

-        В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании.

-        У Четырёх – пятилетних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти.

-        Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.

        Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

        5 СЛАЙД        Три темы:

                        1) Какие чувства передаёт музыка?

                        2) О чём рассказывает музыка?

                        3) Как рассказывает музыка?

        В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

-        1) Какие чувства передаёт музыка?

        Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки

        (музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая);

-        2) О чём рассказывает музыка?

(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);

-        3) Как рассказывает музыка?

        Детей знакомят с языком музыки, это:

        (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

6 СЛАЙД    К концу пребывания в детском саду ребёнок способен       

                     узнавать:

                - произведение в целом;

- отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть  и т.д.);

- марш, танец, колыбельную;

                        - давать характеристику произведениям.

        К концу пребывания в детском саду ребёнок способен узнавать:

-        произведение в целом;

-        отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть  и т.д.);

-        марш, танец, колыбельную;

-        давать характеристику произведениям.

        Репертуар для слушания музыки

        Важное место в разделе Слушание музыки занимает репертуар.

Детям раннего возраста доступнее вокальная форма звучания.

Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы. Например русские нар. песни ласкового колыбельного характера («Баю-баю», «Петушок», «Ладушки»). Особое место занимают народные плясовые мелодии («Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот», «Во поле берёза стояла» и т.д.).

        Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: «Детская полька» Глинки, отрывки из «Лебединого озера» Чайковского, «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Полька» Рахманинова)

        Из произведений западных классиков в программный репертуар входят: («Птичка» Грига, «Смелый наездник» Шумана, марши Шуберта и т.д.)

        Много внимания уделено произведениям советских композиторов. Среди них Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Александров).

        Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» Майкапара, Гречанинова.

        Значительную художественную ценность представляет музыка русского классика Чайковского, а также его «Детский альбом», специально написанный для детей. Большинство произведений этого сборника доступны дошкольникам по тематике, музыкальному образу. В них переданы картины детской жизни, весёлых игр. Вспомним  некоторые  картины из этого альбома:

7 СЛАЙД   (Картины из «Детского альбома» Чайковского)

1.        Обложка альбома

2.        Немецкая песенка

3.        Утренняя молитва

4.        Полька

5.        Сладкая грёза

6.        Камаринская

7.        Неаполитанская песенка

8.        Зимнее утро

9.        Новая кукла

10.        Мама

11.        Песня жаворонка

12.        Игра в лошадки

13.        Марш деревянных солдатиков

14.        Баба Яга

        С помощью инструментальной музыки дети также познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. Например: «Клоуны» Кабалевского, «Лошадка» Потоловского, «Шарманка» Шостаковича, «Мотылёк» Майкапара, «Воробушки» Красева и др..

        Не нужно забывать и о воспитании будущего гражданина, патриота нашей Родины. Следует включать в репертуар по слушанию музыки произведения о Родине, об армии, о дружбе народов.

        8 СЛАЙД     Всё вокруг звучит, кроме тишины…

  Музыка вокруг нас,

  Надо только уметь её слышать!

  И научить её слушать наших воспитанников.

В заключении следует напомнить:

Всё вокруг звучит, кроме тишины…

Музыка вокруг нас,

Надо только уметь её слышать!

И научить её слушать наших воспитанников.

        9 СЛАЙД     Спасибо за внимание.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фоновая музыка для детского сада

в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...

фоновая музыка для детского сада

в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...

фоновая музыка для детского сада

в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...

Классическая музыка в детском саду

Реализация образовательного проекта ДО г. Москвы "Классическая музыка в детском саду"...

Презентация "Слушание музыки в детском саду"

                              Содержание:- Слушание музыки – вид деятельности- Программа по слушанию музыки- Репертуар...

«Слушание музыки в детском саду»

laquo;Слушание музыки в детском саду»Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как ...