«Слушание музыки в детском саду»
консультация по музыке

Фадеева Елена Юрьевна

«Слушание музыки в детском саду»

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.

Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б.В. Асафьев писал: «Слушая мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой – драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.Для развития умений слушать и воспринимать музыку, важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. В дошкольном детстве сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкально-дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной деятельности.

 

Слушание музыки как вид самостоятельной деятельности складывается из следующих действий: слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности. Слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра. Слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Для лучшего восприятия услышанной музыки с детьми шести лет можно, например, проводить развернутые беседы, при этом их внимание привлекается к развитию музыкального образа, поясняется назначение отдельных выразительных музыкальных средств. Так прослушивается «Камаринская» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Пьеса построена на народной мелодии в вариационной форме. Беседа с детьми может быть построена вокруг нескольких взаимосвязанных моментов изобразительного характера музыки. «Пляска начинается с легкого, спокойного движения, постепенно танцор так расплясался, что его движения становятся быстрее, задорнее. Внезапно звучание стихает, танцор замедляет движение и заканчивает пляску». Можно подчеркнуть выразительность динамических оттенков воображаемой инструментовки. «Звуки народных музыкальных инструментов сопровождают пляску: в первой вариации звучит дудочка, во второй присоединяется балалайка, в третьей звучит гармошка». Беседа сопровождается проигрыванием отдельных вариаций, иногда музыкальных фраз. Таким образом, музыка воспринимается детьми в ее развивающейся форме, она как бы повествует о чем-то.

Рассказывая детям о содержании произведения, необходимо указывать на связь музыки с теми явлениями жизни, которые отражены в ней. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература – короткий образный рассказ, сказка, стихотворение. Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности. Характер этой наглядности зависит от того, из какого источника получает ребенок дополнительную информацию о музыке. Слушая находящегося рядом исполнителя или запись, ребенок воспринимает музыку по-разному: прослушав несколько раз в исполнении педагога какую-либо фортепианную пьесу, дети затем с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом звучании. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.

Кроме слуховой наглядности, с той же целью - раскрыть содержание музыкального произведения для лучшего его восприятия можно использовать зрительную наглядность: книжные иллюстрации, эстампы, альбомы репродукций. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие детей. Приведем пример: заготавливаются небольшие карточки с изображением танцующих и марширующих детей. Прослушав танец или марш дети показывают карточку с соответствующей картинкой. На картинках изображены бегущий и шагающий мальчики, отображающие быстрое и медленное движение. Слушая пьесу двух или трехчастной формы со сменой темпа, дети отмечают на фланеллеграфе начало новой части нужной картинкой-символом.

Слушая произведение дети должны не только понимать содержание музыки, но м выделять отдельные ее выразительные средства. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. Выделяются такие этапы: целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, прослушивании), дифференцированное восприятие, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании); осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие. Любое музыкальное произведение просушивается детьми неоднократно. Предусматривается такая методика работы, при которой каждая новая встреча с песней или пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнать что-либо новое, ранее еще не отличавшееся в этом произведении.

Первое ознакомление с произведением – это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера, поэтому важно выразительно исполнять произведение, дать краткую его характеристику и быть может отметить некоторые особенности. Во время повторного прослушивания, внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к ее отдельным деталям.

Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах – разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям начиная с раннего возраста.

 

Музыкальный руководитель

Фадеева Е. Ю.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей66.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.http://www.edu.cap.ru/home/3696/kartinki/disney229.gif

Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б.В. Асафьев писал: «Слушая мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой – драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку, важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. В дошкольном детстве сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкально-дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной деятельности.

Слушание музыки как вид самостоятельной деятельности складывается из следующих действий: слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности. Слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра. Слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Для лучшего восприятия услышанной музыки с детьми шести лет можно, например, проводить развернутые беседы, при этом их внимание привлекается к развитию музыкального образа, поясняется назначение отдельных выразительных музыкальных средств. Так прослушивается «Камаринская» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Пьеса построена на народной мелодии в вариационной форме. Беседа с детьми может быть построена вокруг нескольких взаимосвязанных моментов изобразительного характера музыки. «Пляска начинается с легкого, спокойного движения, постепенно танцор так расплясался, что его движения становятся быстрее, задорнее. Внезапно звучание стихает, танцор замедляет движение и заканчивает пляску». Можно подчеркнуть выразительность динамических оттенков воображаемой инструментовки. «Звуки народных музыкальных инструментов сопровождают пляску: в первой вариации звучит дудочка, во второй присоединяется балалайка, в третьей звучит гармошка». Беседа сопровождается проигрыванием отдельных вариаций, иногда музыкальных фраз. Таким образом, музыка воспринимается детьми в ее развивающейся форме, она как бы повествует о чем-то.

Рассказывая детям о содержании произведения, необходимо указывать на связь музыки с теми явлениями жизни, которые отражены в ней. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература – короткий образный рассказ, сказка, стихотворение. Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности. Характер этой наглядности зависит от того, из какого источника получает ребенок дополнительную информацию о музыке. Слушая находящегося рядом исполнителя или запись, ребенок воспринимает музыку по-разному: прослушав несколько раз в исполнении педагога какую-либо фортепианную пьесу, дети затем с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом звучании. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.

Кроме слуховой наглядности, с той же целью - раскрыть содержание музыкального произведения для лучшего его восприятия можно использовать зрительную наглядность: книжные иллюстрации, эстампы, альбомы репродукций. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие детей. Приведем пример: заготавливаются небольшие карточки с изображением танцующих и марширующих детей. Прослушав танец или марш дети показывают карточку с соответствующей картинкой. На картинках изображены бегущий и шагающий мальчики, отображающие быстрое и медленное движение. Слушая пьесу двух или трехчастной формы со сменой темпа, дети отмечают на фланеллеграфе начало новой части нужной картинкой-символом.

Слушая произведение дети должны не только понимать содержание музыки, но м выделять отдельные ее выразительные средства. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. Выделяются такие этапы: целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, прослушивании), дифференцированное восприятие, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании); осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие. Любое музыкальное произведение просушивается детьми неоднократно. Предусматривается такая методика работы, при которой каждая новая встреча с песней или пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнать что-либо новое, ранее еще не отличавшееся в этом произведении.

Первое ознакомление с произведением – это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера, поэтому важно выразительно исполнять произведение, дать краткую его характеристику и быть может отметить некоторые особенности. Во время повторного прослушивания, внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к ее отдельным деталям.

Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах – разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям начиная с раннего возраста.

 

Музыкальный руководитель

Фадеева Е. Ю.

Картинка 0 из 19100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фоновая музыка для детского сада

в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...

фоновая музыка для детского сада

в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...

фоновая музыка для детского сада

в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...

Классическая музыка в детском саду

Реализация образовательного проекта ДО г. Москвы "Классическая музыка в детском саду"...

"Слушание музыки в детском саду"

- Слушание музыки – вид деятельности- Программа по слушанию музыки - Репертуар по слушанию музыки...

Презентация "Слушание музыки в детском саду"

                              Содержание:- Слушание музыки – вид деятельности- Программа по слушанию музыки- Репертуар...