Хоровое пение на уроках музыки, как средство стимулирования и выявления музыкальной одаренности подростков.
статья по музыке на тему

В статьеподнимается вопрос о роли художественного образования и нравственном развитии учащихся, о значении пения в воспитании подростков. Цель работы: нахождение баланса информационного и исполнительского содержания урока. Формирования мотивации к занятиям музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khaziakhmetova_l.z._kazan_1.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) И ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ.

Хазиахметова Л.З.

МБОУ «Гимназия №75», г. Казань

 Роль художественного образования в интеллектуальном и нравственном развитии ребенка не нуждается в доказательствах. При этом уроки музыки, изобразительного искусства в общеобразовательных школах учащиеся, родители и администрация часто не относят к числу важнейших. «Несерьезное» отношение усиливается у младших подростков, у которых значимость учебной деятельности в целом снижется по сравнению с начальной школой. При этом отношение классного (школьного) ученического коллектива к урокам музыки и музыке вообще, заинтересованное, или безразлично-пренебрежительное — это среда, способствующая проявлению и становлению музыкальных способностей либо препятствующее ему. Значение пения в воспитании дошкольников и младших школьников хорошо обосновано в литературе [Зимина А.Н., 2000, Радынова О.П., 2006], однако методик подобной работы с подростками не хватает. Это делает актуальным поиск форм и содержания учебной работы на уроках музыке и во внеурочных формах деятельности подростка в школе, способствующих формированию мотивации подростков к занятиям музыкой.

Многие программы по музыке общеобразовательной школы хоровому пению, как форме музыкальной деятельности, уделяют недостаточно внимания. Уроки музыки изобилуют сведениями по теории и истории музыки; деятельность ребенка носит преимущественно репродуктивный характер: слушание музыки и знакомство с музыковедческой информацией. Если на уроках по ИЗО дети в основном занимаются активным творчеством, то на уроках музыки доля собственной творческой активности ребенка, игры на музыкальных инструментах и пения, становится все меньше.

Цель разрабатываемой нами методики — нахождение баланса информационного и исполнительского в содержании урока, а также репродуктивных форм работы и собственного творчества ребенка на уроке музыки. Методика разрабатывалась и использовалась в работе в МБОУ «Гимназия №75» г. Казани в течение 2003-13 гг.

В условиях общеобразовательной школы хоровое пение является наиболее приемлемой формой исполнительской деятельности, доступной большинству учащихся. Любой подросток заявит, что он «любит музыку», однако эта любовь проявляется почти исключительно в индивидуальном слушании современных исполнителей репа и поп-музыки, реже рока или фолка [Борисова Е.С., 2001, Мухамадиева М., 2012]. Пение, тем более хоровое, в современной подростковой культуре встречается весьма редко. Мотивировать подростков к хоровому пению на уроке позволяют: правильно подобранный музыкальный материал; песни, интересные самим подросткам; использование привлекательного для них аккомпанемента (синтезатор, оригинальные фонограммы); предварительное прослушивание или просмотр записей исполнения предлагаемых песен популярными в подростковой среде исполнителями. Присоединиться к хору легче, чем петь сольно; дети, не уверенные в своём слухе и голосе, охотно участвуют в общем хоровом пении. Исполнение песен хором становится обязательным атрибутом каждого урока и традицией класса как подростковой общности. К концу учебного года класс накапливает обширный репертуар, в исполнении которого может участвовать каждый ученик. Хорошо известно значение общего репертуара и совместного пения для эмоционального сплочения класса, формирования чувства общности, принадлежности к целому, которое жизненно необходимо для подростков [Туревская В.И., 2022]. Ведущим видом деятельности подростка является, как известно, общение, хоровое пение учитывает также и эту потребность.

Подобная атмосфера в классном и школьном коллективе благоприятствует раскрытию и развитию музыкальных способностей наиболее одаренных детей. Престижность умения петь, высокий статус среди сверстников тех, кто обладает хорошим голосом и музыкальным слухом, знает много песен, умеет хорошо держаться на сцене во время концерта — всё это мотивирует многих подростков всерьез заняться пением и музыкой. Школьники начинают учиться в музыкальных школах и студиях, участвуют в вокальных конкурсах и фестивалях. Высокий рейтинг уроков музыки среди других учебных предметов подтверждает эффективность методики. Учащиеся нашей гимназии неоднократно становились лауреатами и дипломантами республиканских, всероссийских и международных конкурсов: «Созвездие», «Звонкие голоса», «Содружество талантов», «Виктория». Одаренные ученики гимназии включены в состав детского хора России под управлением В. Гергиева, выступающего на закрытии Олимпиады в Сочи.

Выводы.

1. Включение хорового пения в уроки музыки способствует балансу информационно-репродуктивной и творческой составляющей программы общего образования музыкального в среднем звене школы.

2. Хоровое пение, соответствуя потребностям подросткового возраста, способствует формированию мотивации к занятиям музыкой и развитию музыкальных способностей.

3. Традиции совместного пения способствуют формированию чувства общности подростковой группы школьников, улучшают психологический климат в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление музыкально - одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми? И как вообще выявить одаренного ребенка из целого класса?...

Методика выявления музыкально одаренных детей.

В течение нескольких лет применяю собственную технологию по выявлению и работе с музыкально одаренными учащимися. Надеюсь, данная методика будет  полезна многим....

Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними, 2014 год.

В своей работе уделяю большое внимание развитию у детей способностей к сольному и хоровому пению. Специальное наблюдение за детьми на уроках и внеурочной деятельности, педагогическая диагностика позво...

выявление музыкально одаренных детей

Особенности работы с одаренными детьми на уроках музыки...

Выявление музыкально одаренных детей на уроках музыки.

Выявление музыкально одаренных детей на уроках музыки....

Духовно-нравственное воспитание школьников посредством хорового пения на уроках музыки

Ведущая идея опыта: дать ученикам ориентир в музыке, привить эстетический вкус, приобщить к высшим духовным ценностям, научить познавать и формировать образ мира, понять себя и свое место в нём....