Проект: "Ансамбль русской народной песни «Жемчужина».
проект по музыке на тему

Дочкина Антонина Петровна

Целью проекта является поиск эффективных средств для развития интереса подрастающего поколения к богатству песенного народного творчества, а также выявления особенностей текстуального, мелодического содержания и манеры исполнения песен.

Задачи: выявить специфику занятий народным творчеством с детьми; выявить особенности применения теоретических знаний на практике; обобщить накопленный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ansambl_zhemchuzhina_dochkina_a.p.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Описание реализованного проекта: « Ансамбль русской народной песни «Жемчужина»

Руководитель: Дочкина Антонина Петровна,

учитель музыки, ВКК,

МКОУ СОШ № 25 с УИОП г. Россоши

Содержание:

I.Введение.

   Народное музыкальное творчество - основа системы музыкального

   воспитания и обучения.

II.Основная часть.

   II.1. Система работы с учащимися по приобщению их к народной музыке

   II.2. Использование народной музыки на уроках.                    

   II.3. Детский фольклор.

   II.4. Народные праздники и традиции.

III. Заключение.

IV. Литература.

«Музыкальная народная культура является тем чистым источником,
из которого подрастающее поколение,
взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»

По количеству исполнителей проект групповой.

По деятельности - информационный, поисковый, исследовательский, практический, творческий.

По временным рамкам -  долгосрочный.

I. Введение. Народное музыкальное творчество - основа системы музыкального воспитания и обучения.

     Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, я выделяю один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебной - вопрос о приобщении к народной музыке.

Целью проекта является поиск эффективных средств для развития интереса подрастающего поколения к богатству песенного народного творчества, а также выявления особенностей текстуального, мелодического содержания и манеры исполнения песен.

Отсюда вытекают задачи:

1. Выявить специфику занятий народным творчеством с детьми;

2. Выявить особенности применения теоретических знаний на практике;

3. Обобщить накопленный материал.

    Я поддерживаю мнение Н.Я. Брюсовой, которая внесла немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми, рекомендовала обращаться именно к народной песне. "Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни".

Аналогичное мнение я нашла у Б.В. Асафьева в сборнике "Музыка в школе". Имея в виду один из принципов дидактики - доступность, он предлагает для начального обучения народную песню: "Каждый должен петь совершенно свободно… Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал… Такой материал дает народная песня, на которой и может вестись работа".

    В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня - неоценимый материал для развития музыкально-творческих способностей учащихся, я обнаружила в научно-методических работах В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, О.А.Апраксиной, В.С.Попова, Ю.Б.Алиева, Д.Б. Кабалевского, Б.Л.Яворского, Б.П.Юсова, изданных в разные годы.

Актуальность изучения детского фольклора, состоит в том, чтобы изучая фольклор в школе, проанализировать формы и методы работы, необходимые для активизации внимания и интереса школьников к богатейшему национальному культурному наследию России, так как многие другие жанры имеют корни в фольклоре, то и изучение фольклора, по- моему мнению, необходимо, как для музыкантов- профессионалов, так и учащихся общеобразовательных школ. Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения.

II. Основная часть. Система работы с учащимися по приобщению их к народной музыке.

    Трудно переоценить ту пользу, которую может принести школа, если она будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса, в которой народная музыка займет заслуженное место. Психологи утверждают, что в процессе обучения происходит перестройка личности  школьника. Вкусы детей в этот период только еще формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными. Поэтому, если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодичные интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать.

Отсутствие систематического слушания музыки своего народа, неумение применять на уроках различные педагогические методы и приемы, которые могут увлечь детей этой музыкой, являются одними из причин того, что дети не испытывают к ней достаточного интереса, а следовательно, родная песня не воздействует на их чувства и не вызывает эмоциональной отзывчивости.

   Я считаю, что необходимыми  условиями для полноценного восприятия народной музыки являются :

- активное участие детей в музыкальной деятельности как уроках (хоровое пение, музыкально-ритмические движения, игры, слушание музыки, музыкальная грамота, пение по нотам);

 - внеклассная работа (работа в народном ансамбле, участие в народных праздниках, собирание детского фольклора)

 Здесь не малую роль я отвожу использованию детского фольклора. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Широко используя все виды фольклора на уроках музыки и после уроков, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. Распевая колыбельные песни, вспоминая потешки, пестушки, которые пели дома родители, разучивая новые тексты колыбельных и прибауток, дети учатся быть заботливыми, нежными, ласковыми, любящими.

      В народной песне прекрасный музыкальный материал для дальнейшего укрепления и развития эстетических чувств и переживаний учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

    Школьники поют песни разных народов: русские, украинские, белорусские и другие. Накопление впечатлений - это лишь этап, способный вызвать более или менее стойкий интерес у школьников к народной песне. Здесь я использую активные формы работы, которые стимулируют интерес к народному творчеству.

Такими формами в проекте являются:

 - исполнение или разучивание песен учащимися, слушание музыки;

 - беседа как путь накопления теоретических знаний;

 - чтение и слушание книг и сказок о музыке как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;

 - пение по нотам различных упражнений, способствующих созданию активной творческой атмосферы;

 - сравнение и сопоставление сходных или, наоборот, контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведений;

 - музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.

    Драматургическая целостность занятий достигается благодаря подчинению всех видов деятельности принципу тематизма. Учитывая, что песня наиболее доступна для восприятия детей, имеет не только музыкальное, но и словесное содержание, в качестве распевания я беру короткие народные русские песенки- распевки: в 1 классе, например, русские народные песни "Ладушки", "Дождик", "Дон- Дон", и другие; во 2 классе и далее, отрывки из знакомых, разучиваемых народных песен - "Андрей- Воробей" и т.д.

Чтобы пение попевок не превращалось в формальный тренаж определенных навыков и умений, перед классом я всегда ставлю конкретные задачи. Учащиеся твердо знают, что хорошо исполненная учителем песня звучит красиво потому, что он выполняет необходимые условия: правильно сидит (стоит), верно держит голову, а главное - думает о содержании песни, старается петь интересно и выразительно. Исполняя попевку "Ладушки", первоклассники учатся  одновременно, бесшумно, не поднимая плеч, брать дыхание и постепенно, экономно его расходовать. В попевке "Дождик" - петь весело, прислушиваться к звучанию других голосов, мягко без толчков выпевать каждый слог, точно выдерживать долгие длительности. Чтобы дети почувствовали естественное, смысловое разделение мелодии на фразы, в ходе изучения песни использую различные варианты перекличек. Например, в песне "Сел комарик на дубочек" каждый ряд поет свою фразу, а четвертую, последнюю - весь класс. Вариантов таких перекличек я создаю сколько угодно. Учащиеся узнают таким образом, что фраза - это небольшая часть мелодии и соответствует, как правило, одной строке стихотворного текста.

    Усвоение других средств на материале музыкального фольклора обусловлено последовательностью развития музыкального восприятия младших школьников. Постепенно восприятие становится более дифференцированным, точным и осмысленным, а не сводится к сюжетному пересказу текста песни.

     Большое внимание уделяю воспитанию у детей чувства ритма. С ритмом ученики знакомятся на песнях и распевках, а также в процессе решения так называемых "музыкальных неурядиц" (когда произведение исполняется не так, как написано). Например, хорошо усвоенную в первом классе песню "Ладушки" нужно  исполнить с пунктирным ритмом. Дети замечают, что характер песни стал более энергичным, вместо плавной мелодия стала отрывистой, острой. Рассказываю ученикам, что если прислушаться к мелодии любой песни, можно заметить, как одни звуки тянутся дольше, другие - короче, что музыкальные звуки по своей продолжительности (длительности) бывают различные. Школьники слушают музыку и хлопками в ладоши отмечают длительность звуков, используя для удобства слоговые обозначения ( дон - долгий звук, ди-ли - короткие).

    Чтобы сохранить интерес к работе, некоторым музыкальным произведениям придаю игровой оттенок. Например, после прослушивания ритмической загадки "Зов птиц" спрашиваю первоклассников: "Как чирикает воробей? Как кричит кукушка? Как стучит дятел?" и т.д. Школьники с удовольствием отвечают. Иногда вопросы ставлю в такой форме: «Кто так стучит в лесу?», « А кто стучит так ?» и т.д. Дети отвечают, постукивая ритм о парту или (во избежание шума) пальцами правой руки о ладонь левой, этот прием вызывает у детей положительную реакцию.

    Воспитывая ритмический слух детей на интонациях народных песен, широко использую дидактический материал, наглядные пособия, комплекты ритмических карточек, музыкально-двигательные упражнения, различные ритмические игры, например, ритмическую игру "Эхо" (ритмический рисунок отстукивает учитель, а учащиеся точно и дружно, но не громко, повторяют его, используя хлопки, притопы, отстукивая карандашом или пальцами о парту). У детей постепенно вырабатываю умение отстучать ритм в доступных для них произведениях.

    По мере того, как ученики приобретают некоторый музыкальный опыт, у школьников воспитываю умение слышать и отмечать повторения, незначительные изменения в музыке и т.д. Такая подготовка позволяет вызвать интерес, собирает внимание всего класса, а веселая подвижная музыка вызывает положительную реакцию среди детей и создает благоприятные условия для проведения беседы о народных инструментах и танцах. Обычно младшие школьники принимают активное участие в беседах.     Учитывая живой интерес детей и их эмоциональную настроенность, часто использую вопросы: "Почему?", "А как ты думаешь?". Создавая проблемную ситуацию, я тем самым заставляю учащихся задумываться, сопоставлять, сравнивать, вспоминать и, соответственно их возрасту, делать обобщение, вывод. Например, слушая в третьем классе современную народную песню: "Из далеких из краев", учащиеся довольно логично рассуждают, почему песня вначале должна звучать тихо, как издалека, а затем громко. Умение самих учащихся услышать и отметить важное в музыке повышает у них интерес к работе, восприятие становится активно-творческим, аналитическим.

    В процессе кратких бесед и разбора произведений стремлюсь создать атмосферу творческой заинтересованности, выработать у детей желание к проявлению собственной инициативы, самостоятельного мышления, стремление внести что-то новое, свое.

     Творческое начало у ребят проявляется по-разному: в своеобразии ответов (не всегда, разумеется, верных, но ищущих), в слуховой наблюдательности, которая выражалась затем в стремлении поделиться своими впечатлениями о музыке, услышанной на уроке или вне школы, в рассказе, рисунке.

Уровень развития интереса к народной музыке я определяю следующими показателями:

- эмоциональная восприимчивость детей на всех этапах работы (непосредственная реакция на музыку и активность класса);

 -  проявление любознательности к музыке в целом и к народной в частности (вопросы к учителю);

 - желание высказаться о произведении, прослушать его еще раз или повторить народную песню;

 -  желание коллекционировать предметы, относящиеся к музыке - марки, открытки, предметы старины и т.д.;

 - степень осознанности своих музыкальных впечатлений.

     Большое место в приобщении детей к народной культуре, я отвожу народным праздникам и традициям. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями. Знакомлю ребят почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными общешкольными мероприятиями. Здесь большую роль отвожу внеурочной работе и, конечно, ансамблю народной песни «Жемчужина», которым я и руковожу. Ансамбль является Ансамбль «Жемчужина» является победителем (III место) на районном конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» 2010г., лауреатом фольклорного конкурса «У нас ноне белый день» 2012г., дипломантом третьей степени международного конкурса «Зимняя карусель» 2014г, дипломантом третьей степени Всероссийского интернет- конкурса «Рассударики» 2015г, дипломантом первой степени международного конкурса «Планета талантов» 2015г.

     Основная работа по созданию репертуара возложена на меня, как художественного руководителя. При этом сами участники ансамбля пассивными созерцателями и исполнителями не являются. Они активно работают над созданием творческого репертуара: расспрашивают своих бабушек и дедушек, родителей о том, как много лет назад в их семьях праздновались те или иные события, что они помнят о тех или иных календарных обрядах, записывают песни, частушки, запевки, игры, «заклички». Так появились в репертуаре ансамбля песни «Ой, да, пошли девки» (Россошанский район, с. Гороховка), игра «Кострома» (Россошанский район, с. Сапеловка), «Жил я у барина» (Россошанский район, с. Гороховка) и т.д.

     Все материалы музыкального фольклора мною систематизировались и подвергались тщательному анализу, исходя из этого, вся работа не могла оставаться поверхностной, что в свою очередь, не замедлило отразиться на отношении детей. Они увлеклись так, что стали приносить предметы домашнего быта, крестьянской утвари, фотографии.

     Особое значение приобретает тот факт, что в г. Россоши проживает много переселенцев из разных уголков бывшего СССР. Это весьма существенно для обогащения, расширения кругозора учащихся, это осуществление межнациональных связей русской культуры и культур народов- соседей. Я  знакомлю ребят с особенностями фольклористики: песенного состава, порядком проведения календарных праздников, сопоставление и анализ общих и резко отличительных черт в той или иной традиции, обряде, празднике.

     Например, проводы зимы в Россоши и на Украине практически не отличаются, за исключением языкового оформления песен-проводилок, зазывов.

Рус.:                                                                  Укр.:

Масленница-мокрохвостка                         Ой, казалi Масляной

Уходи, скорей со двора                              Семь нiдель.

Отошла твоя пора.                                      Осталося Масляной

У нас с горки потоки,                                  Один день.

Заиграй – овражки.                                     Масляная, счастливая,

Весна – красна,                                            Простягнися до Великого дня.

Наша ладушка пришла.

     Первыми праздниками, с которых я начала знакомство с народными традициями, стали Рождество и Святки. Их проведению предшествовали рассказы взрослых, старожилов о том, как отмечали эти праздники в старину, что означают эти праздники и связанные с ними обряды. По традиции в последнюю неделю зимних Святок в школьных классах празднично и радостно звучат колядки. В них поздравления с Рождеством, пожелание богатого урожая, доброго года, многочисленного хозяйства. Проходит время колядок, но, словно спеша занять в календаре освободившееся место, на смену приходит замечательный народный праздник Масленица, который завоевал всеобщее признание и стал нашей школьной традицией. Всегда легко работать, когда есть коллектив единомышленников, а особенно ярко содружество учителей, детей и родителей проявляется на масленичной неделе. Приходит полюбившийся всеми праздник с песнями на уроках музыки, с молодецкими игрищами, катанием с гор и санными поездами, изготовлением соломенного чучела – главного атрибута Масленицы.

Важную роль при проведении масленичного обряда мы с ребятами придаем смысловому значению смены времен года, победе Солнца над зимним холодом, сковавшим природу. Поэтому и почитается обрядовая пища – блины: они по своей форме и горячему способу приготовления ассоциируются с Солнцем. Блины готовятся в столовой школы, на гулянье приходит много родителей, жителей микрорайона.

    Сначала мы Масленицу чествуем: поем песни под аккомпанемент баяна и деревянных ударных инструментов – традиционных трещоток, рубели, бубна, свистулек, коробочек, ложек, стиральной доски, треугольников, рогатины со звоночками. Дети принимают участие в плясках, кадрилях, организовывают всевозможные игры, спешат отведать блинов. Заключительная часть праздника – проводы Масленицы. На прощание поем грустные песни. Горит костер, символизирующий уход морозов, приход весны, тут же и сожжение чучела. Праздник наполнен ожиданием солнца, долгожданной Весны и предчувствием обновления природы.

    Каждое время года несет свои праздники. Много прекрасных песен и стихов отзвучит на пасхальной неделе. А с приближением лета я готовлю «Жемчужину» к великому народному празднику – Троице.

Обряд праздника записан в селе Гороховка Россошанского района.
(см. Приложение).

     Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития школьников, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.

III. Заключение.

     Цель и задачи проекта достигаются и решаются на уроках музыки и во внеурочное время с помощью таких эффективных средств как: слушание и разучивание народных песен, обрядов, игр, использование в работе детского фольклора.

     Анализ полученных данных показывает следующее: детский музыкальный фольклор – это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества, богатейшей песенной культуры.  Каждый ребенок, с первых месяцев жизни, соприкасается с колыбельными песнями, потешками, прибаутками, сказками, а затем, подрастая, – со считалками, дразнилками, закличками, играми. Через них он познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает навыки музыкального интонирования. Только пройдя школу исполнения традиционных детских песен, рождается подлинный музыкант – исполнитель, духовный хранитель национальной песенной традиции.

     Я считаю, что благодаря обработкам произведений детского фольклора, сделанными известными русскими композиторами, народная детская песня не только становится предметом науки и материалом для этнографических сборников, но и занимает достойное место в процессе музыкального воспитания и образования детей, широко популяризируется с концертной эстрады. В результате использования разных жанров детского фольклора на уроках музыки и во внеурочной работе я знакомлю детей, в доступной, интересной для них форме, с сокровищами традиционной материальной и духовной культуры, наследниками которой они являются.

«… Нельзя воспитать в себе… высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. …Культура и народный быт…обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов. Также точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им также будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас…»                     В.И.Белов

Сохранив русские песни и обычаи, мы сохраним самобытную

русскую культуру, национальное самосознание народа.

Список литературы:

Программа "Искусство слышать" под ред. Д.Б.Кабалевского, М., Просвещение, 2004 г.

"Русское народное творчество", "Экспериментальная программа", Н.С. Ширеева.

"Воспитание музыкой"Т.С. Вендрева, М., Просвещение, 1991 г.

"Причины, влияющие на развитие интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста", Л.Бобенко, М., Издательство - "Музыка", 1987 г.

"Музыкальное воспитание в школе", выпуск 14, сост. О.А.Апраксина, М., Издательство - "Музыка", 1979 г.

"Русский детский фольклор" М.Н. Малышкова, М., Просвещение, 1991 г.

Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград, Перемена, 1993 г.

Воспитание музыкой. Д.Б. Кабалевский, Просвещение, 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ПОДБОР АККОМПАНЕМЕНТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО КЛАССУ ФОТЕПИАНО»

Методика подбора аккомпанемента  в данных рекомендациях рассмотрена на примерах русских народных песен «Родина» и «Кузнец»....

Открытый урок "Истоки русской народной песни"

В системе внеурочных комплексных мероприятий  познакомить детей и подростков с русскими  старинными праздниками, с русскими народными песнями  и  играми. Развитие ...

Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)

Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви   к Отечеству, желанию изучать творчество  родного края....

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...