Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (5 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_po_muzyke_5_klass.docx69.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

______________________

Протокол №____     

от«   »__________20___г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

Протокол №_____

от «   » _____________20___г.  

УТВЕРЖДЕНО

Директор  МОУ СОШ №3

        ___________________

                             

Приказ №______

от «    » ________20___г.

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по учебному предмету

«МУЗЫКА»

5 а, б, в классы

 

 

Составитель:

Изосимова Светлана Алексеевна

учитель музыки

  2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса  разработана на основе:

      -    Федерального Закона «Об образовании в РФ»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • авторской программы «Музыка. 5-7 классы» /Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.;
  • предметной  линии  учебников  Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.-М.: Просвещение, 2011;
  • учебного плана Школы;  
  • Основной образовательной программы МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области.

Рабочая программа адресована обучающимся 5 классов МОУ СОШ №3.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

   

В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность их достижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Цель учебного предмета «Музыка» – формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей.

Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих задач:

  • формирование устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству;
  • формирование представлений о роли музыки в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры;
  • формирование положительной мотивации и умений учебной деятельности: активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления, культуры поведения и речи;
  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства;
  • формирование навыков восприятия музыкальной речи, накопление слухового опыта, развитие ассоциативно-образного мышления;
  • овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской деятельности (хоровой и ансамблевой);
  • развитие музыкальных способностей, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности;
  • приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности;
  • воспитание музыкального вкуса; эмоционально-ценностного отношения к миру; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира.

Срок реализации программы 1 год.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов обучающихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы обучающихся и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов обучающихся, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. В этом контексте личностное развитие обучающихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию обучающихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и находится в органической связи с учебным предметом «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей. Роль курса в основной школе состоит в  установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимания процессов интонационного и драматургического развития.

Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления  знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуального творческого и духовного развития обучающихся, формирования  у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни.

 Изучение музыки в школе, ориентированное на освоении общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.                                            

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы  учебного предмета «Музыка»

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Музыка» обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение познавать мир через музыкальные формы и образы;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности обучающихся:

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»;
  • умение самостоятельно и на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение самостоятельно ставить новые учебные цели и планировать пути их достижения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач в процессе освоения музыкальной культуры;
  • умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками  при решении различных музыкально-творческих задач;
  • умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной деятельности;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; 
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры обучающегося как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения е явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Музыка»

Согласно учебно-тематическому плану, урок по учебному предмету «Музыка» в 5 классе проходит один раз в неделю по одному часу (общее количество часов в год – 34).

Формы организации образовательного процесса

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Постоянное и разнообразное  по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или  ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод создания «композиций»;
  • метод игры.

Основные виды учебной деятельности

На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности– слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений – добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит обучающимся освоить на элементарном уровне музыкально-образное пространство сети Интернет, познакомиться с современными технологиями в музыкальном искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге – полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение обучающихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Кроме того, УМК содержит проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы и разноуровневые задания, предполагающие аргументацию и личностную оценку учащегося, поддерживающие  состояние творческого поиска детей и учителя.  Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в исследовательской проектной деятельности. Современный проект обучающихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств.

Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосном и двухголосном исполнении произведений отечественных  и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведений. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).

Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных элементарных музыкальных инструментах. Участие в ансамблевом исполнении народной музыки, классических и современных музыкальных произведений разных форм и жанров. Инструментальная импровизация и сочинение в процессе индивидуальной творческой деятельности.

Музыкально-пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально-творческой деятельности. Воспроизведение художественного замысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и современных музыкальных произведений.

Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Музыкально-образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.

В результате освоения предметного содержания курса у обучающихся совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у обучающихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.

Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

    Формы контроля и возможные варианты его проведения

Основные виды контроля при организации контроля работы: вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный. В качестве форм контроля могут использоваться тесты, творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

                 

Варианты проведения контроля:

  • работа по карточкам (знание музыкального словаря);
  • музыкальные кроссворды;
  • рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору обучающегося;
  • блиц-ответы (письменно) на вопросы учителя (повторение и закрепление темы);
  • «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных);
  • применение широкого спектра творческих способностей обучающихся в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую им самим (рисунки, поделки и т.д.);
  • ведение тетради по музыке.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

В рабочей  программе  рассматриваются   разнообразные  явления  музыкального искусства  в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),  изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа  состоит  из  двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».  Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” (16 часов)

Тема первого полугодия развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирование и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Урок 1.  Что  роднит  музыку   с  литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление  многосторонних  связей  музыки  и  литературы. Что  стало  бы  с  музыкой, если  бы  не  было  литературы?  Что  стало бы   с  литературой,  если  бы  не  было музыки?   Поэма,  былина,  сказка.  Песня,  романс.   Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.  Значение  слов  в  песне.  Вокализ.  Сходство выразительных  средств   живописи  и  музыки: плавные  изгибы  линий  рисунка, перекличка  светотени  в  картине  и  ладовой  окраски   в  музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки   в  картинах  и  мелодиях,  музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи  с жизнью и с другими  искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная  музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…  (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ  Отчизны,  отношение  к  родной  земле,  значение  культуры  своего  народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов   в вокальной  музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная  музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах( 1ч).

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство  с  различными  жанрами  русской  народной   песни:  формирование необходимых  вокально-хоровых  навыков. Особенности песенных  жанров.  Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные,  шуточные, сатирические,  игровые,  хороводные, лирические  песни.  Песни –  заклички.  Взаимосвязь  музыкальных,  литературных  и художественных  образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев –  это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная  музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно (1ч)

 Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»  (1ч)       

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство  с  произведениями  программной инструментальной  музыки: симфонической  сюитой  и  симфонической  миниатюрой. Вокальные  сочинения,  созданные  на  основе  различных   литературных источников  (русских  народных сказаний,  сказок  разных  народов  и  др.) Сущность и особенности   устного народного музыкального творчества   как   части   общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная   самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов. «Что за прелесть эти сказки» .(1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их   ярко выраженная национальная самобытность.

 Урок 7. Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою»  (1ч) 

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной   музыки,  не связанной  с  какой-либо  литературной  основой  (вокализ, песня  без  слов,  баркарола как  жанр  фортепианной  музыки);  знакомство  с  вокальной  баркаролой. Выяснение своеобразия   и  выразительности  песни  без  слов  и  романса – инструментальной  и вокальной  баркаролы.   Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.  Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая  жизнь  песни. Живительный родник творчества.   (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление   о  музыке,  основанной  на  использовании  народной  песни;  о  народных истоках  профессиональной   музыки: симфония,  концерт,  опера,  кантата. Современные интерпретации  классической  музыки. Смысл  высказывания  М.И.  Глинки: “Создает  музыку  народ,  а  мы,  художники  только  ее  аранжируем”. Раскрытие терминов  и  осмысление  понятий: интерпретация,  обработка,  трактовка.

Урок 9. Обобщение материала 1 четверти

Урок 10. Всю  жизнь  мою  несу  Родину  в  душе…»Перезвоны»(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление  образного  содержания  музыки, выявление  контраста  как  основной прием  развития  произведения  в  целом. Определение средств  музыкальной выразительности.  Перезвоны.  Звучащие  картины.  Значимость  музыки  в  жизни человека,  ее  роль  в  творчестве  писателей  и  поэтов,  а  также  ее  национальному своеобразию.  Музыка.  Природа  родной  страны,  судьба  человека… Вдохновение композиторов,  поэтов,  писателей,  их  размышления  о  смысле  жизни,  о  красоте родной  земли,  о  душевной  красоте  человека  и  талантливых  людях,  которыми  может по  праву  гордиться  Отечество.

Урок 11. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов  – Ф.Шопен. Музыка  не  только  раскрывает  мир  человеческих  чувств, настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе  драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя   характеры,  ситуации, события. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь»  (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.  Реквием. Музыка  не  только  раскрывает  мир человеческих  чувств,  настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя, характеры,  ситуации, события. Произведения  В.Моцарта открывают  бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13.  Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

 Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм   внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок  14.  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

 Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство  синтетическое.  В  нем  воедино  переплетены  различные  виды искусства:  литература, инструментально-симфоническая  музыка,  хореография, (танцоры-солисты,  кордебалет- массовые  сцены),  драматическое  и  изобразительное искусство  (театральное  действие,  костюмы,  декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.  Музыка  неотъемлемая  часть  произведений киноискусства,  которое  существует  на  основе  синтеза  литературы,  театра, изобразительного  искусства  и  музыки.  Киномузыка – одно  из  важнейших  средств создания  экранного  образа  реального  события,  которое  специально  инсценируется или  воссоздается  средствами  мультипликации.  Динамика  развития  кинообраза, быстрая  смена  действия  в  кино,  короткое  дыхание  кинематографических  фраз, свободное  владение  пространством  и  временем  получили  отражение  и  в  музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Обобщение изученного по разделу:  “Музыка и литература” (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. 

Особенности мюзикла, его истоки.  Знакомство  с мюзиклом  “Кошки”  Э.-Л. Уэббера,  в  основе  либретто  которого  лежат  стихи Т. Элиота.  Жанры  внутри  самого  мюзикла  близки  оперным  номерам.  Как  и  в  опере, здесь  сочетаются  пение  и  танец,  но  в  отличие  от  оперы  все  действующие  лица, исполняя  вокальные  номера,  постоянно  находятся  в  движении.

 Тема  2  полугодия:  «Музыка  и  изобразительное  искусство»  (18часов)

   

Тема второго полугодия строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.  

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует  обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Урок 17. Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

 Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 18. Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках. (1ч)

 Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

 Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 19. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 20. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. 

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки. 

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

 Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 25. Волшебная  палочка  дирижера.  (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. 

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй  в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 26. Обобщение материала 3 четверти.

Урок 27. Застывшая  музыка. (1ч) 

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 28. Полифония  в  музыке  и  живописи.  (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). 

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 29. Музыка   на  мольберте. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями   К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 31. О  подвигах,  о  доблести  и  славе...  (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 32. В  каждой  мимолетности  вижу я миры… (1ч)

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 33. Мир композитора. С веком наравне.

Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.

Урок 34. Обобщающий урок учебного года (1ч)

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел

учебного курса

Количество часов

Количество уроков контроля

 I полугодие   «Музыка и литература» (16 часов)

1 четверть

1.

Что роднит музыку с литературой

1

2-4.

Вокальная музыка

3

5-6.

Фольклор в музыке русских композиторов

2

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

8.

Вторая жизнь песни

1

9.

Обобщение материала 1 четверти

1

1

2 четверть

10.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1

11-12.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

13.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

14.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15.

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

16.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Обобщение материала 2 четверти

1

1

II полугодие   «Музыка и изобразительное  искусство» (18 часов)

3 четверть

17.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

18.

Небесное и земное в звуках и красках

1

19-20.

Звать через прошлое к настоящему

2

21-22.

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

23.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

24.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

25.

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве

1

26.

Обобщение материала 3 четверти

1

1

4 четверть

27.

Застывшая музыка

1

28.

Полифония в музыке и живописи

1

29.

Музыка на мольберте

1

30.

Импрессионизм в музыке и живописи

1

31.

О подвигах, о доблести, о славе…

1

32.

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

33.

Мир композитора. С веком  наравне

1

34.

Обобщение материала

1

1

За учебный год:

34

4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
  • развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы;
  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач  личностного, познавательно-коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения  приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов обучающихся, обеспечение  интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.

 Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления  накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека. В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полноценной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости.

Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию обучающихся.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого ребёнка в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие обучающихся.

Критерии оценивания знаний по музыке
                      

  1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
  2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
  3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.


Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен обучающимися и соответствующим образом оценен учителем:

  1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
  2. Кроссворды.
  3. Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору обучающегося.
  4. Блиц-ответы (письменно) на вопросы учителя при повторении и закреплении темы.
  5. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
  6. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.).
  7. Ведение тетради по музыке.


         ЛИТЕРАТУРА

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА».
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  3. Веселые уроки музыки / авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2002.
  4. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
  5. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе  / Л.Г.Дмитриева,  М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.
  6. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  7. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы : метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
  8. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  9. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца/ Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.
  10. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке/ Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.
  11. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
  12. Методические пособия для учителя.
  13. Музыка в 4-7 классах: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.
  14. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  15. Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).
  16. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
  17. Песенные сборники.
  18. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  19. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  20. Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды/ О. К. Разумовская - М.: Айрис-пресс, 2007.
  21. Ригина, Г. С. Музыка: книга для учителя / Г. С. Ригина. - М.: Учебная литература, 2000.
  22. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
  23. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
  24. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
  25. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.    Музыка: Учебник для учащихся 5 класса - 7е изд., М.: Просвещение, 2011. - 159с.: ил. - ISBN 978-5-09-025223-2
  26. Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
  27. Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
  28. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  29. Теория и методика музыкального образования детей/ под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.
  30. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании/ под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.
  31. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
  32. Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания/ П. Халазбурь, В. По
    пов.         СПб., 2002.
  33. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...