Дидактические игры на уроках музыки
статья (музыка) по теме

Использование игровых технологий помогает сделать урок интересным ,познавательным .Использование  различных игр на  уроках способствует  раскрытитию творческих  способностей обучающихся, развитию слуха , памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Дидактические игры на уроках музыки.

   Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности продолжает оставаться игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся этой возрастной группы становится доступнее понимание сути какого-то процесса или явления. На уроках музыки игровые приемы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоемкие процессы слушания музыки или ее разучивания не оказались слишком утомительными. Во-первых, игра не утомляет младших школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и познавательный интерес, развивает многосторонние художественные способности; в-третьих, помогает моделировать музыкально - образовательный процесс в игровой форме.

Раздел №1 поможет обучающимся ставить цели и задачи уроков.

Вот некоторые из условных обозначений:

(лицо человечка со знаком вопроса над головой) - разучиваем новую песню

(лицо человечка) - повторение выученной песни

(любой музыкальный инструмент) - играем на музыкальных инструментах

(лицо человечка с большим ухом) - слушаем произведение

(знак вопроса) - узнаём что- то новое

(человечек с мячиком в одной руке и нотой в другой руке) - музыкально-физкультурная разминка

(цветик – семицветик) - музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.

(скрипичный ключ) - работа в нотной тетради

(театральная маска) - инсценировка песни

(ритмический рисунок) - музыкальные игры

(перо) - творческая работа

(пятёрка) - выставление оценок

(домик) - домашнее задание

Раздел № 1.МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Играем в оркестр.

 Цель игры — развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них.

 Музыкальный репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт (1 часть).

 Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.

 Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и объясняет приемы игры.

 Как располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты — первые скрипки и виолончели, вторые парты - вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.

 Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра.

 

Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.

 Угадай инструмент. Научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать балы.

 «Загадочный инструмент»

 Учащиеся выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)

 Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.

 деревянная основа

 имеет струны

 средних размеров

 играть с помощью смычка.

 имеет певучие звучание.

 Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.

 «А+Б»

 Класс делиться на команды. Команды загадывают по одному музыкальному инструменту. Затем, сначала одна команда громко, вместе произносит 1-й слог загаданного слова. Противоположная команда думает 3 секунды и говорит окончание слова. Например: скри….пка; ро….яль; ма…ракасы. Затем вторая команда предлагает своё название. А противоположная команда должна дружно досказать слово.

 Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

 «Кто быстрей?»

 С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.

 Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».

 Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового.

 

«Свой оркестр»

 Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом.

 Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.

 Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.

 

«Загадочный инструмент»

Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)

Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.

деревянная основа

имеет струны

средних размеров

играть с помощью смычка.

имеет певучие звучание.

Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.

«Составь инструмент»

Ученикам надо составить название музыкального инструмента из первых букв следующих слов, которые назовёт учитель. Например: учитель называет слова: 1) лиса, олень, жук, курица, индюк. 2) сом, кот, рот, изюм, пони, крот, аист.

Учащиеся составляют из первых букв слово:1) ложки, 2) скрипка.

Раздел № 2 РАЗВИВАЕМ СЛУХ

«Эхо»

 Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха.

 Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями.

 

«Лисичка, птичка, медведь»

 Это несколько условное название. На самом деле можно придумать множество вариантов этой игры.

 1-й вариант: учитель играет на инструменте вразброс звуки. Учащиеся записывают ответы с помощью условных обозначений. Низкий звук сравниваем с образом медведя, поэтому обозначаем, условно М. Средний звук сравниваем с озорным легким бегом зайчишки, обозначаем буквой З. А высокие звуки - это, конечно же, звонкое щебетание птичек, обозначаем П. Вот так легко ребята могут ознакомиться с темой «Высота звуков».

 2-й вариант больше похож на творческую работу. Учитель играет различные комбинации нот в разном темпе. Ученики пытаются оживить музыку. Они думают, какому животному подойдет эта мелодия. Быстрая, легкая музыка - может быть это пробежал ёжик? Лукавая, острая музыка схожа с проказами хитрой лисы.

 «Знатоки песни»

Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится, учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается- встает. Победители те, кто остался после окончания игры сидеть на местах.

«Цветик-семицветик» Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.

 Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.

Игровой материал

 Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе.

 «Клоуны» Д.Б.Кабалевский.

 «Болезнь куклы» П.И.Чайковский.

 «Шествие гномов» Э.Григ.

 «Дед Мороз» Р.Шуман и т.д.

 Ход игры

 Дети сидят полукругом.

 Приходит садовник (учитель) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Учитель исполняет произведение или включает запись.

Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.

«Рисуем музыку»

Это творческая работа. Для ребят начальных классов она трудновата. Но можно им задание несколько упростить. Ребята выбирают любую песню. Но они должны обязательно хорошо знать мелодию. (Покажем на примере песни «Кузнечика»)

Сначала чертим основную линию. С неё мы начинаем рисовать музыку.________________

Далее ставим на линии точку – это первый звук песни. Далее медленно пропеваем мелодию и на каждый слог ставим точку. Если звук ниже предыдущего, то точка рисуется соответственно. Надо следить за тем, что если в песне встретится такой же звук, как первый, то он тоже должен быть на линии.

И так все ноты. Полученные точки соединяем. Если необходимо, подписываем слова.

Конечно, не все правильно и успешно справляются с работой. Задание трудное, но очень полезное для развития музыкального слуха.

«Сложи песенку.»

Цель. Развивать у учащихся умение различать форму музыкального произведения (запев и припев), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Описание. Три – четыре кружка (красный, синий, зеленый, желтый) и такое количество прямоугольников (белого или темно – коричневого цвета ).

    Методика применения. Учитель исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев и припев, сколько куплетов, сколько раз повторялся припев. После этого предлагается одному из учеников «сложить песенку» с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначить кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ученик выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни – чередованию запева и припева. Остальные учащиеся проверяют, правильно ли выложены формы.

«Узнай и сложи попевку.»

Цель. Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.

Описание. Для этого используют прямоугольники разной длины, но одинаковой ширины. Длинные прямоугольники – красные – соответствуют долгим звукам, короткие – зеленые – коротким. И тех и других по 10 штук. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок знакомой мелодии, исполняемой учителем.

Методика применения. Разучивая вместе с учителем попевку, учащиеся с помощью карточек выкладывают ее ритмический рисунок, используя разные прямоугольники. Научившись выполнять это задание, ребята могут перейти к более сложному – узнать по выложенному учителем ритмическому рисунку знакомую попевку.

«Три цветка.»

Детям раздаются карочкис нарисованными цветками в них лица. (1-весёлый,2-грустный,3-спящее изображают три характера музыки.)

-добрая , ласковая , убаюкивающая- колыбельная

-грустная , жалобная.

- весёлая , радостная , задорная , плясовая.

Раздел №4 НОТНАЯ  ГРАМОТА

 

«Шумные ноты»

На доске, на нотном стане написаны вразброс ноты.

В руках у педагога указка. Учитель показывает на первую ноту. В данном случае это нота-ре. Педагог задаёт ребятам вопросы:

Это нота ми?

…./Дети молчат, мотают головой, т.к. это не нота названная учителем/

Это нота си?

Это нота ре?

Да. /Ребята 3 раза хлопают/

Подобные опросы проводятся и со следующими нотами.

Выигрывает ряд, где будет допущено меньше ошибок.

Раздел №5 ЗАГАДКИ

Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.

Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).

Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).

Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)

Раздел №6 АССОЦИАТИВНЫЕ ИГРЫ  

 Основные задачи ассоциативных игр:

 — развить ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы;

 — развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений красок;

 — учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира;

 — дать представление о различных характеристиках однотипного звукового явления;

 — учить детей самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную тему.

 «Партитура чувств» - выразить мимикой, жестами эмоциональное состояние музыки после ее прослушивания

 «Представь и услышишь». Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные».

 Детям предлагается:

 а) описать или нарисовать свои любимые звуки;

 б) представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака;

 в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.;

 г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.

 «Эмоции». Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.

 «Цвета». Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры:

 а) по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат;

 б) зазвучать «цветовой палитрой» всей группой;

 в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов».

 «Найди свой звук». Для игры учителю будут необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из которых можно извлечь звуки. Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры к урокам музыки.

Дидактические игры предназначенные для использования на уроках музыки в начальной школе с целью проникновения в сущность музыкального искусства....

Музыкально-дидактические игры на уроках музыки

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом....

Дидактические игры на уроках музыки

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы уделяем им хоть несколько минут. Однако игра-это не только удовольствие и радость для...

Дидактические игры на уроках музыки

Педагог использует различные игры на уроке....

Дидактические игры на уроках музыки

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы уделяем им хоть несколько минут.Однако игра-это не только удовольствие и радость для...

Дидактические игры на уроках музыки.

Игровая методика, применяемая мной на моих уроках....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Пособие является важным средством развития музыкальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме привить ...