Дидактические игры на уроках музыки.
учебно-методический материал по музыке (5, 6 класс) по теме

Кузнецова Светлана Васильевна

Игровая методика, применяемая мной на моих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_uroke_muzyki.docx33.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроке музыки

Игра 1. «Видимо-невидимо»

Цель: обучение работы с информацией.

Ход игры: ученики делятся на группы по 5-6 человек. Перед ними один на группу лист бумаги и ручки (карандаши).

Учитель вывешивает на доску большой лист бумаги, на котором разными цветами и в разном направлении выписаны сведения о каком-либо композиторе или о создании какого-либо произведения.

Команды по очереди подходят к доске, засекается время (напр. 1 минута), за которую учащиеся знакомятся с написанным на листе.

Затем этот лист снимается и команды должны на своем отдельном листе написать все, что запомнили. Под записями подводится черта. Команды обмениваются листами, сверяют записи, под чертой дописывают свои дополнения (другим цветом).

Листы возвращаются, проверяются авторами, которые отмечают повторы или незамеченные слова, обводят их.

Опять обмениваются листами и подсчитывают результаты по баллам: кто больше запомнил сведений, кто больше дополнил, кто допустил меньше промашек в процессе проверки.

Далее вывешивается учительский лист. Листы сравниваются, подводится итог.

Анализ:

Почему на листе учителя нужно написать сведения разным цветом? Так они лучше запоминаются. Так же очень важно, насколько значимые, содержательные фразы напишет учитель на своем листе. Они должны отразить самое главное о том композиторе, образе или явлении, которому посвящена работа. Ограничение во времени нужно для того, чтобы дети сосредоточились т работали целенаправленно.

Критерии оценки:

  1. Подсчет по баллам:
  2. Заранее объявленное учителем условие, что ¾ определений – это «4», свыше – «5»
  3. Иная форма оценки, по усмотрению учителя; главное, чтобы были объективные, известные ученикам критерии.

Данная игра эффективна при изучении любой темы для того, чтобы школьники:

  1. учились работать с информацией;
  2. могли точно сформулировать вопросы и ответы;
  3. развивали способность к ассоциативному мышлению;
  4. развивали художественное мышление.

Игра 2. «Шапка вопросов»

Цель: углубление знаний о каком-либо произведении, стиле, жанре, форме и т.д.

Ход игры: после знакомства с произведением (стилем, жанром, формой и т.д.) дети должны написать записку с тремя вопросами (их суть лучше написать на плакате-памятке или на доске).

  1. Вопрос «на знание текста», создающий ситуацию  знающего и проверяющего других ученика;
  2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать – ситуация незнающего, но желающего узнать ученика;
  3. Вопрос-просьба дать совет – ситуация выяснения другого мнения и сравнение его со своим.

Все записки складываются в шапку, перемешиваются и вытаскиваются по одной каждым учеником, который отвечает. Возможен обмен записками.

Записки могут быть без подписи или наоборот, в виде визиток. Оцениваются «интересный» вопрос и «интересный» ответ в баллах.

Вариант 2.

В шапке записки или визитки с фамилиями и именами учеников. Чью записку вытащат, то и задает вопрос. Затем вытаскивается визитка ученика, который должен на вопрос ответить.

Анализ:

Задавать вопросы – это такое же умение, как и давать ответы.

Подобная работа в ряде случаев может заменить анализ, разбор произведения после его восприятия. Ведь для того, чтобы сформулировать вопросы, ученику надо спроектировать в уме возможные ответ и представить себе содержание тех областей, где эти ответы могут быть найдены другими.

«Шапка вопросов», объявленная перед слушанием, является эффективным способом процесса восприятия.

Данная игра может быть эффективна при изучении любой темы для того, чтобы играя, школьники постигали следующие области:

  1. работа с информацией;
  2. вопрос – ответ;
  3. проблемная ситуация;
  4. подготовка к слушанию;
  5. творческое задание по изготовлению собственных визиток.

Игра 3. «Ожившие модели»

Цель: создание пластической импровизации.

Ход игры: (вариант работы «Шапка вопросов»). На карточках – название музыкальных инструментов, выразительных средств (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр, виды интонации и т.д.).

Ученики соревнуются по группам, кто лучше покажет то, что посыльный вытащит из шапки.

Анализ: то, что переведено на иной, в данном случае пластический язык, лучше усваивается.

Данная игра может быть эффективна при изучении любой темы для постижения следующих областей:

  1. музыкальные инструменты;
  2. песня, танец, марш;
  3. выразительные средства (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр, виды интонации и т.д.);
  4. интонация, музыкальный образ;
  5. развитие, музыкальная драматургия;
  6. поэтизация, пластическое интонирование.

Игра 4. «Рассказ по карточкам»

Цель: закрепление анализа музыкальных произведений.

Ход игры:

Вариант 1.

Какое-либо произведение вызывает к жизни коллективное сочинение рассказа по кругу; каждый говорит по одной (две_ фразы, которая продолжает рассказ предыдущего.

Вариант 2.

То же самое, только каждый говорить свою фразу, начиная с глагола, определяющего действия героев или со слова, определяющего характер происходящего и его действующих лиц.

Вариант 3.

Из «шапки» вытаскивается билетик, на котором написаны междометия: ох, ах, эх и т.д.

Каждому междометию предшествует событие, которое надо смоделировать.

Анализ: школьники на практике овладевают понятиями развитие, драматургия, искусство – язык чувств, множественность трактовок.

Данная игра может быть эффективна при изучении любой темы для постижения следующих областей:

  1. содержание;
  2. развитие, драматургия;
  3. язык чувств.

Игра 5. «Ведущее слово» («Лейтслово»)

Цель: подготовить детей к восприятию и осознанию понятий «лейтмотив», «лейтинтонация», «лейттема».

Ход игры: определяется какое-либо слово (можно из «шапки»), слог, междометие – уже, еще и т.д.

Ведется диалог между группами учащихся; одна группа своими вопросами, аргументами стремится увести разговор от заданного слова, другая должна ответить, повернув разговор к ситуации, когда употребление заданного слова  кажется необходимым и оправданным по смыслу.

Анализ: учащиеся осваивают на практике многообразие трактовки музыкального произведения.

Данная игра может быть эффективна при изучении любой темы для постижения следующих областей:

  1. «зерно» интонации;
  2. лейтмотив, лейттема.

Источник: Копылова А.В. Технология урока искусства. Москва, 2004 г.