Проект уроков о романсовой музыке
проект по музыке (6 класс) на тему

Сащихина Наталия Сергеевна

Проект уроков о старинном русском романсе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект уроков по знакомству с романсовой музыкальной культурой XIX века

Информация о разработчике:

ФИО:  Сащихина Наталия Сергеевна__________________________________________________

Образовательная организация/адрес организации: ГБОУ СОШ №910 Адрес: г. Москва, ул. Ленская, д. 6___________

Должность (предмет, классы, категория): учитель музыки, 6 класс, II категория____________________

Достижения уч-ся (за последние 3 года): указать по желанию:  Лауреаты II степени конкурса «Каждый класс – хор»

Достижения учителя (за последние 3 года): Дипломант II степени окружного-вокально-хорового конкурса «Каждый класс – хор», Диплом «За вклад в музыкальное воспитание детей и учащейся молодежи, высокий профессионализм»_всероссийского открытого фестиваля искусств «Берега России», награждения за организацию, проведение  и  активное участие в культурно-массовые мероприятия в ГБОУ СОШ № 910, Диплом лаурета I степени за лучшее исполнение детской песни V студенческого конкурса МПГУ, благодарственное письмо Московского международного фестиваля-конкурса Детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа», Лауреат конкурса «Педагогический дебют 2012»

Опыт работы (имею/не имею):

  • по реализации ФГОС;
  • проектной работы;

 

  1. Информация о проекте:

2.1.Вид разработки:

  • урок;
  • внеурочное мероприятие;

2.2.Разработка ориентирована на достижение образовательных результатов в соответствии с:

  •  «Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения» (5-9 кл.) (ФГОС ООО);

 

  1. Общая характеристика занятия

 3.1. Название занятия: Актуальны ли сегодня старинные русские романсы

3.2. Раздел тематического плана : Музыкальные образы вокальной музыки

3.3. Целевая группа: школьники среднего звена, 12 лет обучающимся

3.4. Цели занятия: познакомить школьников с музыкальной культурой 19 века на примере одного из распространенных жанров того времени – романс, показать жанр старинного русского романса, как одного из жанра вокальной музыки, раскрыть его особенности и отличия от жанра песня.

3.5. Компетентности, развиваемые в ходе занятия: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативная.

3.6. Материалы и ресурсы, необходимые для занятия. Выходные данные программ, учебников, задачников и т.п.

1.Интерактивная доска;

2.Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Москва «Просвещение»,2012;

3. Хрестоматия музыкального материала «Музыка» 6  класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, 2012;

4.Пособие для учителя «Уроки музыки» 6 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Москва «Просвещение», 2012;

5. Хрестоматия музыкального материала «Музыка» 6 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, №Просвещение, 2012; 

3.7. Продолжительность занятия: 45+45+60

3.8. На каком этапе используются ЭОС или другие обучающие средства (выбрать из предложенного или дописать свой вариант):

  • в начале занятия, ______мин.
  • в основной части занятия,___5___мин.
  • в конце занятия, ___мин.
  • в начале каждого занятия, ____мин.
  • другое.

3.9. Организационные формы целевой группы при использовании ЭОС или других обучающих средств.

3.10. Межпредметные связи: музыка и литература, музыка и изобразительное искусство

3.11. Форма занятия: беседа, урок-концерт 

3.12. Планируемый результат занятия: Уметь охарактеризовать эпоху русского романса 19 века, уметь работать коллективно, уметь исполнять музыку в жанре старинного русского романса, понять актуальность поднятых проблем на сегодняшний день, знать как обсуждать подобные темы с окружающими людьми, знать как применить новые знания в различных жизненных ситуациях, знать композиторов, поднимавших подобные проблемы в своем творчестве.

Знают отличительные черты жанра «старинный русских романс».

3.13. Что и как оценивается: оценивается умение вслушиваться в музыкальное произведение, давать образную яркую словесную характеристику музыке, умение разбираться в средствах музыкальной выразительности каждого романса, находить в них общие и различные черты, умение выразительно исполнить фрагменты романсов, разученных с педагогом, умение исполнить один из романсов сольно. Оценка осуществляется всем классом. Дети сами дают оценку своим одноклассникам  и предлагают свои варианты отметки, в соответствии с этим педагог сам дает свою словесную оценку и выставляет отметку. Также оценивается умение вести беседу по предложенным темам.

3.14. Описание организации места проведения занятия

Кабинет или зал, который оборудован фортепиано, музыкальным центром, интерактивной доской, имеется гитара.

3.15. Советы учителю, который будет проводить занятие по вашей разработке.

Важным элементом в беседе с детьми будут ответы самих школьников, необходимо отталкиваться от их ответов, даже если они не будут соответствовать представлениям учителя о прослушанной музыке. Важно настроить детей на положительный лад, чтобы они прочувствовали общность современной музыки и старинной. Важно, чтобы учитель сам исполнял романсы, при этом желательно использование гитары, как основного инструмента сопровождения для романсов. Необходимо добиваться исполнения романсов детьми в характере этого жанра, объяснив ребятам разницу в стилях исполнения старинных русских романсов и песен. Опорой должно служить воображение детей их творческий настрой на данный достаточно сложный для современного ребенка пласт музыки.

 

Список литературы:

  1. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  2. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  3. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 6 класс», М., Просвещение, 2005г
  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  5. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  6. Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
  7. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  8. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2009г.
  9. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  10. Программа «Музыка 5- 7классы.», М., Просвещение, 2010г.
  11. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  12. Собрание старинных русских романсов
    Антология, авторы составители Е.Л. Уколова, В.С. Уколов, "МАИ", Москва, 1996г.
  13. Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2008г.

Тема урока: Актуальны ли сегодня старинные русские романсы

Тип урока: Углубления темы

Форма урока: урок-путешествие (слушание, вокально-хоровая деятельность)

Цель урока: познакомить школьников с музыкальной культурой 19 века на примере одного из распространенных жанров того времени – романс, показать жанр старинного русского романса, как одного из жанра вокальной музыки, раскрыть его особенности и отличия от жанра песня.

Этапы

Итог занятий

Первый урок

Второй урок

Третий урок (концерт)

1

Ввод в тему.

Активизировать знания детей по теме урока.

2.

Активное сознательное слушание.

3

Обсуждение и закрепление.

4

Ввод в тему.

Активизировать знания детей по теме урока.

5

Активная вокально-хоровая деятельность педагога и детей.

6

Обсуждение и закрепление.

7

Ввод в тему.

Активизировать знания детей по теме урока.

8

Активная вокально-хоровая деятельность педагога и детей.

9

Подведение итогов, награждение участников проекта.

Задачи этапов урока

Создать эмоционально-положительную атмосферу на уроке. Вызвать интерес к предстоящей теме проекта.

Формировать представления о романсовой музыкальной культуре XIX века. Воспитать музыкальный вкус.

Умение работать в форме беседы. Закрепить знания о композиторах А. Абаза, Н. Зубков. Развить способности размышлять о музыке.

Вызвать интерес к интонационному языку и образам старинного русского романса

Выделить образные сферы романсов, найти отличия романса от песни, развитие вокально-хоровых навыков.

Развить воображение, развить способности размышлять о музыке и её значении в жизни каждого человека, воспитать музыкальный вкус.

Мотивировать детей к самостоятельному постижению сферы музыки старинного русского романса.

Развитие исполнительских навыков с точки зрения вокально-хоровой деятельности, сольного исполнения, развитие слушательских способностей, воспитание интереса к  музыкальному искусству различных стилевых направлений, развитие воображение, накопление музыкально-слухового опыта.  

Мотивирование к самостоятельному освоению музыкального искусства, закрепление полученных знаний, умений, навыков. Оценка результата проекта.

Подвести итоги.

Учебный материал

Музыкальные попевки,  Муз.  В.Серебренникова,  сл.  Николая Старшинова    «Давайте сохраним».

романс «Утро туманное» муз.  А. Абаза, сл.   И. Тургенева.  романс «Я вас любил» муз. Б. Шереметьева, сл. А. Пушкина. романс «Не уходи» на гитаре муз. Н. Зубова, сл. м. Пойгина.

Музыкальные попевки,  Муз.  В.Серебренникова,  сл.  Николая Старшинова    «Давайте сохраним».

романс «Я вас любил» муз. Б. Шереметьева, сл. А. Пушкина. романс «Не уходи» на гитаре муз. Н. Зубова, сл. м. Пойгина.

романс «Гори, гори, моя звезда» муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского, романс «Благославляю вас, леса» муз. П. Чайковского, сл. а. Толстого.

Романс «Я вас любил» муз. Б. Шереметьева, сл. А. Пушкина. романс «Не уходи» на гитаре муз. Н. Зубова, сл. м. Пойгина.

романс «Гори, гори, моя звезда» муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского, романс «Благославляю вас, леса» муз. П. Чайковского, сл. а. Толстого.

Муз.  В. Серебренникова,  сл.  Николая Старшинова    «Давайте сохраним», муз. и сл. Пуаре «Я ехала домой», муз. Н. Римский-Корсаков сл. А. Толстой «Звонче жаворонка пенье», муз. А. Даргомыжский сл. А. Пушкина «Юноша и дева», муз. А. Даргомыжского сл. А. Кольцова «Не скажу никому...», муз. М. Глинка сл. Н. Кукольника «Жаворонок», сл. и муз. А. Обухова «Калитка», сл. А. Разоренов  муз.  Дюбюк «Не брани меня родная»,  сл. Н. Цыганова  муз. А. Варламова «Красный сарафан».

Деятельность учителя

Учитель поет по звукам тонического трезвучия с веху вниз (ре мажор) «Доброе утро, доброе утро всем». Учитель  поет попевку  в ре мажоре от I к  V ступени «Здравствуйте, ребята». Класс отвечает в этой же тональности  со ступеней  V- III- I  «Здравствуйте».

Педагог наблюдает за общей атмосферой класса, своим видом, интонациями речи настраивая ребят на доброжелательное положительное рабочее состояние.

Распевание. Учитель показывает правильное звучание упражнений и поет вместе с детьми.

Озвучиваются вопросы для повторения, которые подводят к теме данного урока.

Исполняется романс «Я вас любил»  под фортепиано, отдельно читается текст романса, затем пропевается мелодия – показывается контраст музыки и текста, задает вопросы по этому романсу.

Затем учитель исполняет романс «Не уходи» под аккомпанемент гитары. Задает вопросы по образной сфере данного произведения, разбирается интонационный мир романса.

Обсуждается образный мир прозвучавших романсов и песни, интонационный строй этих произведений, находятся общие черты и различия.

Учитель поет по звукам тонического трезвучия с веху вниз (ре мажор) «Доброе утро, доброе утро всем». Учитель  поет попевку  в ре мажоре от I к  V ступени «Здравствуйте, ребята». Класс отвечает в этой же тональности  со ступеней  V- III- I  «Здравствуйте».

Педагог наблюдает за общей атмосферой класса, своим видом, интонациями речи настраивая ребят на доб     ожелательное положительное рабочее состояние.

Распевание. Учитель показывает правильное звучание упражнений и поет вместе с детьми.

Озвучиваются вопросы для повторения.

Учитель повторяет в своем исполнении романсы «Не уходи», «Я вас любил», отмечая новые стороны этих произведений. Озвучивается романс «Гори, гори, моя звезда»- по этому романсу задаются вопросы с точки зрения композиционного построения. Звучит романс «Благословляю, вас леса» - обсуждается образная сфера данного          произведения. Находятся сходства и различия с предыдущими романсами.

Обобщается и закрепляется информация двух уроков, делаются выводы об образной сфере романсов 19 века, об их интонационном языке, об их структуре, композиции, технических характеристиках. Задается вопрос о важности тем , поднятых в романсах позапрошлого столетия. Находятся общность этих романсов с современ                ббным творчеством на примере песни «Давайте, сохраним» и находится разница между современной и старинной музыкой.

Организуется эмоционально-положительная обстановка в зале для выступления учащихся. Объявляется тема концерта.

Эмоционально настраивает каждого исполнителя. Дается краткая характеристика каждого исполняемого произведения.

Награждаются участники проекта, оценивается результативность прошедших занятий.

Оценивает работу детей, комментирует их ответы, дает домашнее задание для урока-концерта.

Деятельность учащихся

Класс отвечает этой же попевкой сначала «Доброе утро», затем «Здравствуйте». Дети настраиваются на предстоящую работу. Ребята распеваются.

Дети отвечают на вопросы учителя.

 Дети внимательно слушают исполняемые романсы. Отвечают на вопросы.

Отвечая на вопросы учителя, беседуя, размышляя сами приходят к выводам об основной образности романсов 19 века и современной песни, находят вечную актуальность тем любви, добра.

Класс отвечает этой же попевкой сначала «Доброе утро», затем «Здравствуйте». Дети настраиваются на предстоящую работу. Ребята распеваются.

Дети отвечают на вопросы учителя

Ребята слушают романсы прошлого урока, постигают их новые грани, знакомятся с новыми для себя произведениями, отвечают на вопросы. Пропевают романсы "я вас любил», "Не уходи" , вырабатывая вокально-хоровые навыки.

Ребята отвечают на вопросы. Слушают ответы друг друга, поднимают вечные вопросы любви, добра, жизненных принципов, о возможности «старения» таких понятий как «любовь», «разлука», «горе», «счастье», «душевная гармония». Школьники оценивают важность поднятых проблем уроков.

Собираются, настраиваются на исполнитель скую деятельность.

Школьники исполняют выученные ими романсы на уроке или на дополнительных занятиях, рассказывают о композиторах, создавших исполняемое произведение, об образной сфере данного сочинения.

Оценивают результаты проведенной совместной работы.

Внимательно слушают, задают вопросы, выполняют самостоятельно домашние задания.

Rс Результат

Понимание темы урока, представлять музыкальную эпоху, о которой пойдет речь.

Понять содержание романсов «Я вас любил», «Не уходи», знать сходства и различия в образных сферах этих двух романсов, понимать сходства и различия музыкального и поэтического текста, соответствие или не соответствие друг другу.

Знать и понимать музыкальный язык композиторов Шереметьева, Зубкова, знать ответ на вопрос об актуальности тем любви в современном мире и почему эта тема жива уже несколько столетий.

Понимать тему урока, её значение в жизни каждого человека, представлять структуру работы над этой темой.

Понимать музыкальный язык различных композиторов, работающих в жанре романс, знать их общие черты и различные. Знать отличия хорошего и плохого исполнения старинного русского романса, знать технику исполнения русской романсовой музыки.

Понимать качественные отличия разных стилей (романс и песня), понимать их разницу в плане музыкального языка, образности. Понимать точку зрения другого человека в отношении вечных тем в искусстве.

Понимать важность предстоящего мероприятия как для выступающих так и для слушателей.

Понимать содержание исполняемой знакомой, а также незнакомой музыки.

Оценили результативность проведенной совместно с учителем и школьниками работы. Знают как относиться к романсовой эпохе 19 века. Понимают многообразие данной эпохи и непрекращающееся развитие главных тем жизни.

Знают музыкальные произведения известных композиторов 19 века.

Поняли актуальность поднятых проблем на сегодняшний день. Знают как обсуждать подобные темы с окружающими людьми. Знают как применить новые знания в различных жизненных ситуациях. Знают композиторов, поднимавших подобные проблемы в своем творчестве.

Знают отличительные черты жанра «старинный русских романс».

R с/р Результат

Уметь отвечать на вопросы, настроиться на творческую работу, уметь создать себе положительное эмоциональное настроение для предстоящей работы.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, исполняемые учителем, найти ассоциации в своем воображении, уметь отвечать на поставленные вопросы о музыкальном языке романсов, об их образных воплощениях, уметь дать технические характеристики исполнению романсов.

Уметь дать свою словесную интерпретацию образов романсов, прозвучавших на уроке, уметь обобщать особенности музыкального языка романсов 19 века.

Уметь настроиться на положительную творческую работу.

Умение найти новые краски в уже известных произведениях, умение исполнить произведение в соответствии с поставленной целью, уметь передать в романсовой музыки свои чувства, свое восприятие мира.

Уметь дать свою оценку музыкальному стилю – старинный русский романс, умение найти его актуальность в современном мире, умение включаться в беседу о таких темах как любовь в музыке романсов, счастье и несчастье в музыке старинных русских романсов, основные образы в старинных русских романсах и их актуальность сегодня. Уметь проявлять свою фантазию и воображение. Уметь дать выброс своему творческому началу в исполнительской деятельности.

Умение настроиться на исполнительский и слушательский лад.

Умение творчески исполнить романсы как сольно, так и коллективом (хоровое исполнительство), выразить свою индивидуальность, свой внутренний мир и чувства в соответствии с исполняемым произведением. Умение проникнуться музыкальным произведением в процессе музыкально-слушательской деятельности.

Умение донести образность романса и облик композитора, написавшего его, в вербальных ассоциациях, умение дать свое отношение к тому или иному произведению (романсу) и музыкальному жанру (романсу или песни).

Умеют воспринимать русскую музыку 19 века, умеют различать стилевые направления. Умеют работать коллективно. Умеют творчески подходить к заданию при разучивании музыкального произведения в жанре старинный русский романс. Умеют выражать разнообразные эмоции: радость, грусть, восторг, волнение, печаль, смятение, трепет, ожидание, подъем, вдохновение и др.

Умеют охарактеризовать эпоху русского романса 19 века. Умеют работать коллективно. Умеют исполнять музыку в жанре старинного русского романса.

Планируемый результат (R пл): Понять актуальность поднятых проблем на сегодняшний день (безответная любовь, расставания, проблема добра и зла и др.). Знать как обсуждать подобные темы с окружающими людьми. Знать, как применить новые знания в различных жизненных ситуациях. Знать композиторов, поднимавших подобные проблемы в своем творчестве. Знать отличительные черты жанра «старинный русских романс». Уметь охарактеризовать эпоху русского романса 19 века. Уметь работать коллективно. Уметь исполнять музыку в жанре старинного русского романса.

Оборудование: Программы общеобразовательных учреждений Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Музыка Начальные классы,  интерактивная доска или проектор, сборник старинных русских романсов, фортепиано, гитара, музыкальный центр.

Конспект урока в 6  классе. (1 занятие)

Тема урока: Старинный русских романс.

Цель урока: показать жанр старинного русского романса, как одного из жанра вокальной музыки, раскрыть его особенности и отличия от жанра песня.

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить с романсами А. Абаза «Утро туманное», Н.Зубова «Не уходи», выделить образные сферы романсов, найти отличия романса от песни;
  • воспитательные: воспитать интерес к старинному русскому романсу, воспитать музыкальный вкус;
  • развить воображение, развить способности размышлять о музыке и её значении в жизни каждого человека, развитие вокально-хоровых навыков

Оборудование: аудио проигрыватель, интерактивная доска, фортепиано, гитара.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Класс стоит у своих рабочих мест. Учитель поет по звукам тонического трезвучия с веху вниз (ре мажор) «Доброе утро, доброе утро всем». Класс отвечает этой же попевкой.  Учитель  поет попевку  в ре мажоре от I к  V ступени «Здравствуйте, ребята». Класс отвечает в этой же тональности  со ступеней  V- III- I  «Здравствуйте».
  2. Распевание. В начале проводится дыхательная гимнастика. Упражнения:
  1. Короткий вдох и короткий выдох – 8 раз
  2. Короткий вдох и 2 коротких выдоха  - 8 раз.
  3. Короткий вдох и медленный беззвучный экономный выдох, это упражнение повторяется второй раз  с выдохом на букву «С».
  4. Упражнение на активацию брюшных мышц и нижней челюсти.
  5. Упражнение на артикуляцию.
  6. Упражнение для распевания звуков  грудного регистра.
  7. Упражнение на кантилену – гамма на звук «лё».
  1. Ребята садятся. Материал для повторения. Вопросы учителя.

- с каким музыкальным жанром мы знакомились на последних уроках. (на доске появляется слайд с названием урока)?;

- Что такое «романс»?;

- изначально для каких аудиторий создавались романсы?;

- А в последствии в каких аудиториях стали  исполнять романсы?;

- Какой известный вам музыкальный жанр близок романсу, это также вокальное произведение в сопровождении какого-либо инструмента?;

- Как вы думаете в чем отличия этих двух жанров?

        IV.  Вокально-хоровая деятельность.

Учитель: Мы сейчас будем исполнять песню, которую учили на последнем уроке, а вы подумаете в чем различия между песней и романсом?

Муз.  В.Серебренникова,  сл.  Николая Старшинова    «Давайте сохраним». Работа  над  ритмическим рисунком в начале произведения методом прохлопывания . Выучивание интонации в припеве, сглаживание скачков на большие сексты. Работа над вторым куплетом (на доске слайд с текстом 2 куплета). Исполнение песни с начала в сопровождении фортепиано.

  1.  Учитель: - Какой состав исполнителей у нас в песне?

                    - А романсы кем чаще всего исполняются?

                    - Какие образы мы встречаем в романсах?

                    - А могут в одном произведении встретиться жанры романса и песни?

                    - В каком произведении мы с этим уже встречались?

Играется первая фраза романса А. Гурилева «Красный сарафан»

Учитель:  К какой именно песне близок этот романс?

Посмотрите сколько градаций у романсов и песен. Различны образы романсов, как вы знаете, но различны и песни: от протяжной лирической народной песни до эстрадной песни, которую мы с вами поем лежит целая пропасть.

  1. Сейчас я исполню романс, а вы постарайтесь определить его образную  сферу, опираясь как на словесный, так и на музыкальный тексты.

Исполнение романса  «Утро туманное» муз.  А. Абаза, сл.   И. Тургенева.

Вопросы учителя:

 - о чем этот романс?

- Соответствует ли мелодия словам (разбор интонаций – интонации покоя и волнения)

- где кроме мелодии отражается волнение человека?

VII. Учитель: Случается ли, что текст романса не соответствует музыке?

Вспомните романс Шереметьева «Я вас любил».

Исполняется первый куплет романса «Я вас любил» муз. Б. Шереметьева, сл. А. Пушкина.

VIII. Учитель: в сопровождении какого инструмента изначально  исполнялись романсы?

Сейчас я исполню романс на гитаре, а вы затем расскажите мне про образный мир этого романса.

Исполнение романса «Не уходи» на гитаре муз. Н. Зубова, сл. м. Пойгина.

Обсуждение образного мира романса «Не уходи».

  1. Подведение итогов. Вопросы учителя:

- Прослушанные на сегодняшнем уроке романсы современные или этот жанр мы можем охарактеризовать как старинный русский романс?

- Актуальны ли сегодня образы и проблематика этих романсов? Почему?

        X.    Учитель: В завершении мы послушаем романс в оркестровом исполнении.  Для какого оркестра написан этот романс?

Звучит аудиозапись романса «Гори, гори, моя звезда» муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского.

  1. Домашнее задание.
  1. Подобрать стихи, на которые вы бы хотели написать романс.
  2. Послушать любой старинный русский романс и рассказать о том образе, который в нем заключен.

Программа урока - концерта (3 занятие)

  1. Муз. и сл. Пуаре «Я ехала домой»,
  2. Муз. Н. Римский-Корсаков сл. А. Толстой «Звонче жаворонка пенье»,
  3. Муз. А. Даргомыжский сл. А. Пушкина «Юноша и дева»,
  4. Муз. А. Даргомыжского сл. А. Кольцова «Не скажу никому...»,
  5. Муз. М. Глинка сл. Н. Кукольника «Жаворонок»,
  6. Сл. и муз. А. Обухова «Калитка»,
  7. Сл. А. Разоренов  муз.  Дюбюк «Не брани меня родная»,
  8. Сл. Н. Цыганова  муз. А. Варламова «Красный сарафан»,
  9.  «Я вас любил» муз. Б. Шереметьева сл. А. Пушкина,
  10.  «Не уходи» муз. Н. Зубова, сл. м. Пойгина,
  11. «Гори, гори, моя звезда» муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского,
  12.  «Благославляю вас, леса» муз. П. Чайковского, сл. а. Толстого.
  13.  Муз.  В. Серебренникова,  сл.  Николая Старшинова «Давайте сохраним».