Проект урока музыки «Значение песни в свадебном обряде»
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему

Алексеева Елена Геннадьевна

Проект урока  музыки «Значение песни в свадебном обряде»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_muzyki_2.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект урока  музыки

«Значение песни

в свадебном обряде»

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                 


Проект урока музыки.

Тема урока:  «Значение песни в свадебном обряде»
Класс:  6
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: личностное проживание традиционного свадебного обряда через песенное наследие России.
Используемое оборудование: компьютер, экран, магнитофон, фортепиано.


Ход урока

Этапы урока

Художественно-эстетическая деятельность ученика

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Предполагаемые результаты, рефлексия

1

Настрой на урок

Вход в класс  под  свадебный хор "Сватушка" (опера "Русалка" д.2) А.С. Даргомыжского

Дети делятся на пять групп. При входе каждый берет свой пригласительный с номером стола.

Свободные рассуждения детей

Ответы детей.

С помощью музыкального произведения  «Свадебная песня», в исполнении хора им. Пятницкого, создать атмосферу традиционного свадебного обряда.

На экране появляется эпиграф урока.

                                  … Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек.

Как вы думаете, ребята, на какую тему у нас сегодня пойдет речь?

Создать ощущение красоты традиционного свадебного обряда.

2

Вхождение в тему урока

Помочь  детям через рассуждение сформулировать тему урока.

Свободное рассуждение детей.


Дети отбирают карточки.

А какое значение имеет песня в свадебном обряде?

Ребята, перед вами карточки, выберите те, которые, по-вашему, соответствуют настроению свадебного обряда.

Самостоятельно сформулировать тему урока,  вызвать интерес к ней.

3

Кульминация урока, раскрытие темы

Эмоционально откликаются на видеосюжет, свободно рассуждают.

Рассказывают  о своих эмоциях.


Работа с картинками в таблице.

Демонстрируется видеосюжет «Плач невесты-сироты».
В древней Руси не всегда свадьба была для девушки желанной. Часто это были неравные браки, т.е.
 это брак, заключенный между людьми разного возраста, разных сословий или разного финансового положения.

Показана картина «Неравный брак» русского художника Василия Пукирева.

Свадебный обряд на Руси всегда состоял из нескольких частей.

Первая часть « Плач невесты»   он сопровождается причитаниями. В основном  обряд сводится к прощальной вечеринке в доме невесты.

Вторая часть обряда «Свадебный пир», которая проходила в доме жениха.

На свадебном пиру жениха и невесту величают, поют свадебные песни.

Рассмотрите картины и выстройте их в соответствии с прохождением (или этапами) свадебного обряда.

Детям предлагаются напротив названия обряда приклеить нужную картинку.

Вызвать живой отклик детей на предлагаемый материал, помочь  с помощь наглядных изображений запомнить и помочь пережить  эмоции, вызванные образами.

Создать атмосферу сотворчества, желание выразить себя.
Гармонизировать психологическое состояние учащихся.

4

Обобщение темы.

Через  песню, гармонизировать психологическое состояние учащихся.

Игровой момент, пение детей.

Свободное рассуждение детей.

Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент красивой  песни. Пожалуйста, вслушайтесь в слова и определите главную тему песни. Звучит песня «Вьюн над водой».

А сейчас я вам предлагаю вместе  спеть и проиграть свадебную песню «Вьюн над водой»..

На экран выводится текст песни «Вьюн над водой». Исполняется песня на фортепиано учителем.

 С одной стороны выстраиваются мальчики, с другой девочки. Пары друг за другом берутся за руки, проходят до середины класса, а за тем расходятся в разные стороны и вновь соединяются на исходном месте.

Ребята, что на уроке было знакомым, привычным, обычным?

А, что было необычным?

Когда на уроке вы чувствовали себя абсолютно комфортно?

Когда на уроке вы чувствовали себя абсолютно некомфортно?

Спасибо за работу на уроке!

Ощутить прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Приложение

Вьюн над водой 
(русская народная песня)

Вьюн над водой, ой вьюн да над водой
Ой, вьюн да над водой расстилается
Ой, вьюн да над водой расстилается
Дева у окна, ой дева у окна
Ой, дева у окна дожидается
Ой, дева у окна дожидается


Едет на коне, ой едет на коне
Ой, едет на коне свет – Егорушка
Ой, едет на коне свет - Егорушка
Это не мое, ой это не мое
Ой, это не мое , то сестрица твое
Ой, это не мое , то сестрица твое


Звали ее , ой звали ее 
Ой, звали ее хороводы водить
Ой, звали ее хороводы водить
Это не мое, ой это не мое
Ой, это не мое, то подруженька твое
Ой, это не мое, то подруженька твое



Вынесли для ней, ой вынесли для ней
Ой, вынесли для ней сундук с бархатом
Ой, вынесли для ней сундук с бархатом
Это не мое, ой это не мое
Ой, это не мое, это брата мово
Ой, это не мое, это брата мово

Вынесли для ней, ой вынесли для ней
Ой, вынесли для ней клобук с мантией
Ой, вынесли для ней клобук с мантией
Это вот мое, ой это вот мое
Ой, это вот мое Богом суженое
Ой, это вот мое Богом суженое

Вьюн над водой, ой вьюн да над водой
Ой, вьюн да над водой расстилается
Ой, вьюн да над водой расстилается
Дева у окна, ой дева у скита
Ой, дева во скиту постригается
Ой, дева во скиту постригается

Карточки-слова

  1. радостная
  2. печальная
  3. веселая
  4. танцевальная
  5. плачевная
  6. грустная
  7. жизнерадостная
  8. траурная
  9. энергичная
  10.  юмористическая

  1.  минорная

  1.  мажорная

  1.  загадочная

  1.  волшебная

  1.  злая

  1.  венчальная

  1.  пасхальная

  1.  торжественная

  1.  слезная

  1.  фольклорная


                                                                             

Бракосочетание состояло из нескольких этапов:

1. Сватовство.

2.   Смотрины

3.     Рукобитье (сговор) – определение даты свадьбы, расходов, и прочее.

4.    Вытие – плач невесты в родительском доме по поводу

 грядущих перемен, при этом девушке расплетали косу.

5. Девичник – невеста продолжает плакать, подруги помогают ей

дошить свадебные подарки родне жениха, затем моют невесту в бане.

6.          Выкуп невесты

  1. Венчание  

  1.    Свадебное застолье  

Картина:


                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Свадебный обряд кубанских казаков».

Классный час рекомендован для классов казачьей направенности с целью повышения познавательного интереса к культуре и традициям казачества....

Творческий проект 5 А класса. Театрализованная композиция на тему:"Свадебный обряд: Народные обрядовые и религиозные традиции моего края"

Свадебный обряд 45 мин. В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни.. У каждого ...

Интеллектуальная игра в 10-11 классах «Свадебные обряды на Руси»

Игру "Свадебные обряды на Руси" лучше проводить с учащимися 10-11 классов во внеурочное время. Учащиеся предварительно изучают материалы по культуре Руси (журнал "Читаем, учимся, играем" № 9, 2007 г.)...

Свадебный обряд «Выкуп невесты».

Внеклассное мероприятие и проведение мастер-класса "Обрядовый двор"....

«Горько!» vs. «Cheers!» или особенности национальных свадебных обрядов России и Англии (Исследовательская работа по английскому языку)

Известно, что самой важной частью жизни людей во всем мире является свадьба. Автору посчастливилось побывать на английской свадьбе, где она обнаружила много отличительных особенностей в свадебных риту...

«Горько!» vs. «Cheers!» или особенности национальных свадебных обрядов России и Англии (Исследовательская работа по английскому языку)

Известно, что самой важной частью жизни людей во всем мире является свадьба. Автору посчастливилось побывать на английской свадьбе, где она обнаружила много отличительных особенностей в свадебных риту...

Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....