программа "Эстрадный вокал"
рабочая программа по музыке на тему

Программа дополнительного образования «Эстрадный вокал»  5 - 9 классов (от 11 лет)  Сроки реализации - 5 лет.    Программа «Эстрадный вокал» имеет художественно-эстетическую направленность, отражает разнообразие репертуара, позволяющих учесть разные возможности учащихся. 

Программа содержит: пояснительную записку, описание форм контроля успеваемости, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения), список рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_estr_vokal.docx84.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Программа дополнительного образования

«Эстрадный вокал»

г. Арзамас

2014 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Эстрадный вокал» художественной направленности. Программа создана для решения одной из важнейших проблем образования: воспитания и развития у подростков творческой инициативы, самостоятельности, способности к самореализации. Она ориентирована на приобщение детей и молодёжи к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально – эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на современное исполнительство, включающее в себя новейшие веяния в области вокального и сценического искусства.

Новизна программы состоит в том, что в ходе образовательного процесса, объединяющего в себе три компонента – вокальную подготовку, музыкальную пластику и элементы сценического искусства, осуществляется многопрофильная подготовка юных артистов, обусловленная синтетической природой музыкально-театральных жанров. В программе учтены, адаптированы к возможностям детей разных возрастов и суммированы образовательные особенности всех трех компонентов.

Цель программы - раскрытие и постепенное развитие индивидуальных и  музыкально-творческих способностей детей  через жанр эстрадного вокала.

Задачи программы

  1. Обучающие:

 - научить основам эстрадного вокала, сценического движения, актёрского мастерства;

- сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы;

- научить приёмам расширения диапазона голоса;

- сформировать вокально-ансамблевые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 - 3 голоса, петь в ансамбле согласованно;

- формировать  индивидуальные  способности: голос, слух, пластику, актёрские, импровизационные данные;

- знакомить с основными вехами  истории эстрадных стилей и их особенностями, с творчеством звёзд мировой вокальной эстрады;

- научить работать со звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой.

2. Развивающие:

 - активизировать творческие способности обучающихся;

-  развить гармонический и мелодический слух;  

-  развить образное мышление и желание импровизировать;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

- развить в ученике эмоциональную  устойчивость к публичным выступлениям;

-  развить художественный и музыкальный вкус.

  3. Воспитательные:

 – приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

-  воспитать  самостоятельную творческую личность;

- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

- сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий;

- привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания;

- воспитать эмоционально-волевую сферу;

- подготовить личность ребенка к социализации в обществе.

Основная отличительная особенность данной общеобразовательной программы заключается в том, что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности совмещать вокальную технику с пластикой и другими приемами современного сценического искусства.

Особенностью программы также является использование  интеграционного  подхода в организации процесса обучения.

Интеграционный подход предполагает синтез на уровне осуществления дидактических приемов, методов, форм проведения занятий. Использование интеграционного подхода в организации учебно-воспитательного процесса позволяет формировать высокий уровень синтеза вербального и образного компонентов восприятия и мышления детей, (что требует от учебного процесса создания условий для включения всех рецепторов, подачи и кодирования информации в  виде  мыслеобразов). Интеграционный подход, способствуя формированию целостного восприятия мира, системности в знаниях, умениях, связан с осуществлением творческих проектов (участие в музыкальных спектаклях театра).

Также отличительная особенность программы состоит в комплексном подходе к процессу обучения. Каждому  образовательному этапу  соответствует свой «комплекс» предметов и разделов, основанный на возрастных особенностях обучающихся. Задачи  каждого  предмета, формы  их  реализации, репертуар  определяются,  прежде  всего,  особенностями  данной  возрастной  категории. Более подробно они раскрываются в содержании программы по предмету.

Механизмы и сроки реализации программы.

Для реализации общеобразовательной программы по эстрадному вокалу образовательный процесс организован в рамках трех этапов:

1 этап  – накопление базовых знаний и навыков.

Срок реализации – 1 года (1 год обучения)

2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертно- сценических мероприятий. Срок реализации – 2 года (2,3 год обучения)

3 этап – совершенствование исполнительского стиля.

Срок реализации – 2 года (4,5 год обучения)

Срок реализации всех трёх этапов –5 лет. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на следующий этап обучения, либо закончить обучение по данной программе.

Возраст обучающихся:

1 год обучения – 10-11 лет

2 год обучения – 11-12 лет

3 год обучения – 12-13 лет

4 год обучения – 13-14 лет

5 год обучения – 14-16 лет

Количественный состав групп –  15 человек.

Продолжительность занятий – 45 минут. Перерыв 15 минут

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Общее количество часов за год – 76 часов (1 группа).

Методика реализации программы.

Для освоения учащимися полного курса программы студии эстрадного вокала используются следующие методы:

- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;

- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров;

- практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;

-  репродуктивный метод: метод показа и подражания;

-  проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;

-  творческий метод: определяет  качественно- результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему,  проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.

-  метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями); его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.

Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:

  1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
  2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца;
  3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;
  4. разучивание  -  по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;
  5. репетиционные занятия  -  подготовка готовых эстрадных номеров к зачётам, концертным выступлениям.

Формы подведения итогов – показательно-аналитическое итоговое занятие (анализ проделанной работы ученика его же товарищами), контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, отчётный концерт, тематический концерт, творческая встреча, участие в конкурсах, фестивалях.

Занятия по данной программе состоят  из теоретических и практических частей. Чередование различных  видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления обучающихся.

Типы занятий:

  • вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;
  • индивидуальные практико-теоретические занятия, на которых излагаются теоретические сведения и отрабатываются приемы вокально-сценического мастерства;
  • коллективные практико-теоретические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством музыкальной пластики.
  • комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются музыкальными примерами, видеоматериалами, показом педагога.
  • занятие-постановка, репетиция, на которых отрабатываются концертные номера, приобретается навык свободного и артистичного выражения себя на сцене.

Предполагаемые результаты реализации программы

I год обучения.

В результате первого года обучения учащиеся должны овладеть основами певческого дыхания (спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха), мягкого нефорсированного звука, умением чисто интонировать мелодию, научиться элементарным вокальным упражнениям в медленном темпе с использованием следующих интервалов: малая и большая секунды, терции, октава; петь в унисон (для ансамбля); разучить 4-8 песен различного характера.

Учащийся должен ознакомиться с основами вокального искусства, получить теоретические сведения о гигиене голоса, об артикуляционном аппарате, вокальной стойке. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Уметь ритмично двигаться под музыку, пользоваться своей мимикой.

На отчетном концерте выразительно и образно исполнить 2-3 песни под музыкальную фонограмму.

Формирование внутренней самодисциплины: соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, улыбка во время исполнения; для ансамбля: умение работать в ансамбле, умение подчиняться требованиям педагога и коллектива, внимание друг на друга.

II  год обучения.

В результате второго года обучения учащийся должен расширить диапазон голоса до 1,5 октав, выровнять звучность гласных, сознательно выполнять поставленные задачи, видеть свои недостатки и стремиться исправить их, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность певческого звучания. Правильно формировать гласные звуки и произносить согласные звуки.

 Выработать организованное дыхание, связанное с ощущением опоры. Учащийся должен уметь чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения, освоить навыки элементарного двухголосия (для ансамбля).  Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению. Уметь правильно и артистично двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

         В течение года учащийся должен разучить 4-8 вокальных произведений различного характера и содержания. Исполнить на отчётном концерте ярко, образно, эмоционально 2-4 песни, научиться свободно и эстетично вести себя на сцене, петь в микрофон и общаться со зрителями.

Личностные качества — повышение интереса к занятиям и развитие желания добиваться хороших результатов, проявляя упорство и настойчивость; стремление систематически овладевать теоретическими и практическими знаниями и навыками в области эстрадного вокала; активно участвовать в общественной и культурной жизни коллектива.

III   год обучения.

Учащийся должен свободно пользоваться навыками певческого дыхания:

           -уметь распределить вдох на всю музыкальную фразу;

           -продолжить нарабатывать физические упражнения для укрепления мышц      живота.

Дети должны научиться петь естественно, ровным по тембру голосом, исполнять свою партию в ансамбле в простейших двухголосных произведениях (для ансамбля).

Для наработки резонаторных ощущений и развития дыхания отрабатывать упражнения.

        Знать правила логики речи (нахождение и выделение главного слова, несущего логическое ударение) и применять при исполнении песен. Исполнять песни разного характера, соло и в ансамбле. Наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение.  Уметь слышать красоту своего голоса и показать исполнительское мастерство; самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров. Уметь свободно и пластично двигаться во время исполнения вокального номера, представить песню в виде небольшой сценки. Показать слаженное звучание голосов и коллективные органичные движения в ритме песни (для ансамбля).

        В конце учебного года эмоционально - образно исполнить 3 - 5 песен разного характера, пользуясь микрофоном, в сопровождении инструментальных фонограмм (-1).

Личностные качества - обладать необходимыми психологическими качествами вокалиста - актёра: эмоциональность, внимание, быстрота реакции, развитое воображение; чуткое и внимательное отношение к партнёрам по сцене, друзьям и близким; уметь быть раскрепощённым и свободным в обыгрывании песни на сцене.

IV   год обучения.

В результате четвертого года обучения учащиеся должны закрепить полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, учащиеся должны овладеть подвижностью голоса, овладеть различными динамическими оттенками, чёткой грамотной артикуляцией, расширить свой певческий диапазон, пользоваться мягкой и твердой атакой,  выявить красивый индивидуальный тембр, иметь представление о работе с иностранным текстом произведения.

Кроме того, уметь петь вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, мажорные и минорные трезвучия, арпеджио, опевания, скачки на квинту, октаву вверх и вниз в подвижных темпах и с различными ритмическими трудностями. Исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса (для ансамбля).

 Учащийся должен свободно пользоваться техникой беглости или «мелкой» техникой. Самостоятельно контролировать резонаторные ощущения, владеть музыкальными штрихами, активной подачей голоса,  актёрски подавать музыкальный материал, проявлять самостоятельность в выразительно осмысленном исполнении разнохарактерных песен.

В течение года учащийся должен разучить и отработать 7-8 произведений различного характера.

В конце учебного года каждый учащийся исполняет 3 - 5 песен разного характера, пользуясь микрофоном, в сопровождении инструментальных фонограмм. Ансамбль показывает свои работы – драматургические решения песенных композиций.

Личностные качества — обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности и потребностью в концертной деятельности, стремлением совершенствовать вокально-сценическое мастерство.

V   год обучения.

В результате пятого года обучения учащиеся закрепляют полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, учащиеся должны обладать красивым тембром голоса, овладеть подвижностью голоса, овладеть различными динамическими оттенками; показать навыки свободного многоголосного пения, включая импровизационные моменты (подголоски) - для ансамбля.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять эстрадные форшлаги, группетто, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой "минус", уметь самостоятельно работать с текстом произведения, уметь правильно применять микрофон.

Уметь раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле. Показать ростки своей индивидуальной манеры пения. Научиться самостоятельно осмысливать содержание исполняемого репертуара, разрабатывать драматургическое решение образа песни. Показать знание и умение исполнить вокальные произведения различных стилей и жанров, включая джаз.

Личностные качества - обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке, понимать необходимость совершенствования вокального мастерства.

Механизм выявления результатов реализации программы.

Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального вокально-музыкального развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: музыкальные способности (метро-ритмическое чувство, слуховая  память, звуковысотный слух),  восприятие музыки, освоение программы (репертуар), сценическое искусство, пластические способности.

 Оценка  результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма). 

Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная в школе система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также итоговую аттестацию.

Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Итоговая аттестация проводится в конце текущего года. Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень вокально-музыкальной подготовленности детей. 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование курса (модуля, предмета, дисциплины)

1 год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель

/часов

Всего недель

Всего часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Вводное занятие

1

2

-

-

-

1/2

1.Формирование детского голоса.

6

12

7

14

-

13/26

2. Пение как вид музыкальной деятельности.

4

8

4

8

-

8/16

3. Подготовка репертуара и творческая деятельность.

7

14

9

16

2

15/32

Всего по программе:

18/36

20/40

38/76

Наименование курса (модуля, предмета, дисциплины)

2 год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель

/часов

Всего недель

Всего часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Вводное занятие

1

2

-

-

-

1/2

1.Вокально-интонационная работа

7

14

9

18

-

16/32

2. Подготовка репертуара и творческая деятельность.

5

10

6

10

2

11/22

3. Сценическая культура

5

10

5

10

-

10/20

Всего по программе:

18/36

20/40

38/76

Наименование курса (модуля, предмета, дисциплины)

3 год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель

/часов

Всего недель

Всего часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Вводное занятие

1

2

-

-

-

1/2

1.Вокально-интонационная работа

8

16

9

18

-

17/34

2. Подготовка репертуара и творческая деятельность.

6

12

7

12

2

13/26

3. Сценическая культура

3

6

4

8

-

7/14

Всего по программе:

18/36

20/40

38/76

Наименование курса (модуля, предмета, дисциплины)

4 год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель

/часов

Всего недель

Всего часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Вводное занятие

1

2

-

-

-

1/2

1. Вокально-техническая работа

7

14

7

14

-

14/28

2. Подготовка репертуара и музыкально-творческая деятельность

6

12

8

14

2

14/28

3 Сценическая культура

4

8

5

10

-

9/18

Всего по программе:

18/36

20/40

38/76

Наименование курса (модуля, предмета, дисциплины)

5 год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель

/часов

Всего недель

Всего часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Вводное занятие

1

2

-

-

-

1/2

1. Вокально-техническая работа

6

12

8

16

-

14/28

2. Подготовка репертуара и музыкально-творческая деятельность

7

14

8

14

2

15/30

3 Сценическая культура

4

8

4

8

-

8/16

Всего по программе:

18/36

20/40

38/76


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего учебных недель/

часов

Всего часов

по программе

№ недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

теор.

практ.

1 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

38/76

14

62

2 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

38/76

16

60

3 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

38/76

12

64

4 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

38/76

14

62

5 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

38/76

16

60

Условные обозначения:

Промежуточная аттестация

Ведение занятий по расписанию

Каникулярный период

Проведение занятий не

предусмотрено расписанием

Согласовано:

педагог дополнительного образования____________ И.Н. Квасова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа 1 год обучения

Раздел, темы

теория (кол-во часов)

практ. (кол-во часов)

Всего часов

Формы контроля

Методическое обеспечение

Вводное занятие. Прослушивание голоса

1

1

2

Фортепиано, СD, MP3

1. Формирование детского голоса.

4

22

26

Опрос

Текущий контроль- прослушивание

Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями.

Фортепиано, СD, MP3

Распевание. Вокальные упражнения.

-

6

6

Основа певческих навыков:

1

3

8

Понятие дикция и артикуляция.

1

3

4

Речевые игры и упражнения

1

3

4

Понятие «музыкальный темп» и «динамика».

1

3

4

2. Пение как вид музыкальной деятельности.

6

10

16

Опрос

Текущий контроль- прослушивание

Фортепиано, СD, MP3,

видеозаписи выступлений

Понятие «звук» в пении

2

4

6

Строение голосового аппарата.

2

-

2

Охрана детского голоса.

2

6

8

3. Подготовка репертуара и творческая деятельность.

3

29

32

Отчетный концерт

СD, MP3,

клавишный синтезатор, музыкальный

 микрофоны и звукотехническая аппаратура, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений

Подготовка репертуара.

1

13

14

Сценический образ

1

5

6

Игровая деятельность, театрализация.

-

6

6

Формирование музыкальной культуры.

-

2

2

Основные принципы работы с микрофоном и фонограммой

1

3

4

ИТОГО:

14

62

76

Рабочая программа 2 год обучения

Раздел, темы

теория (кол-во часов)

практ. (кол-во часов)

Всего часов

Формы контроля

Методическое обеспечение

Вводное занятие. Прослушивание голосов

1

1

2

Вокально-интонационная работа

4

28

32

Опрос

Текущий контроль- прослушивание

Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями.

Фортепиано, СD, MP3

Распевание. Вокальные упражнения.

-

6

6

Певческая установка. Отработка полученных вокальных навыков.

1

3

4

Средства музыкальной выразительности и выразительность исполнения.

1

7

8

Подготовка дыхательной системы к пению. Виды вдоха и выдоха,опора дыхания.

-

4

4

Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность. Дикционный тренинг.

1

5

6

Гигиена детского голоса.

1

3

4

Подготовка репертуара и музыкально-творческая деятельность

8

14

22

Отчетный концерт

СD, MP3,

клавишный синтезатор, музыкальный

 микрофоны и звукотехническая аппаратура, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений

Подготовка репертуара

2

-

2

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса

2

6

8

Освоение пения с микрофоном

2

4

6

Навыки работы с фонограммой

2

4

6

Сценическая культура

2

18

20

Опрос

Текущий контроль- прослушивание

Фортепиано, СD, MP3,

видеозаписи выступлений

Понятие вокально-исполнительской культуры. Правила поведения на сцене. Создание яркого сценического образа.

2

4

6

Движение на сцене.  Жесты вокалиста, мимика, глаза и улыбка

1

7

8

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия

-

6

6

ИТОГО:

16

60

76

Рабочая программа 3 год обучения

Раздел, темы

теория (кол-во часов)

практ. (кол-во часов)

Всего часов

Формы контроля

Методическое обеспечение

Вводное занятие. Прослушивание голосов

1

1

2

Вокально-интонацонная работа

4

30

34

Опрос

Текущий контроль

Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями.

Фортепиано, СD, MP3

Распевания. Вокальные упражнения

-

6

6

Работа над звукообразованием и звуковедением

1

7

8

Средства художественной выразительности

-

4

4

Вокальное дыхание

1

5

6

Дикция и орфоэпия

1

5

6

Гигиена певсческого голоса

1

1

2

Подготовка репертуара и музыкально-творческая деятельность

3

23

26

Отчетный концерт

СD, MP3,

клавишный синтезатор, музыкальный

 микрофоны и звукотехническая аппаратура, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений

Подготовка репертуара

2

8

10

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса

-

6

6

Освоение пения с микрофоном

1

3

4

Работа с фонограммой

-

5

6

Сценическая культура

4

10

14

Опрос

Текущий контроль

Отчетный концерт

Фортепиано, СD, MP3,

видеозаписи выступлений

Понятие «Музыкальный номер».

2

4

6

Пластичность и статичность вокалиста

2

4

6

Работа на сцене

-

2

2

ИТОГО:

12

64

76

Рабочая программа 4 год обучения

Раздел, темы

теория (кол-во часов)

практ. (кол-во часов)

Всего часов

Формы контроля

Методическое обеспечение

Вводное занятие. Прослушивание голосов

1

1

2

Вокально-техническая работа

5

23

28

Опрос

Текущий контроль-прослушивание

Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями.

Фортепиано, СD, MP3

Распевание. Вокальные  упражнения.

1

3

4

Работа над формированием вокального тембра. Понятие тембр. Тембровая окраска и тембровый звук.

1

5

6

Регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и  ослаблением звука.

-

6

6

Важность раскрытия содержания музыки. Выразительное исполнение сольных музыкальных произведений различных жанров

1

5

6

Работа над дикцией и орфоэпией

1

3

4

Гигиена певческого голоса.

1

1

2

Подготовка репертуара и музыкально-творческая деятельность

4

24

28

Отчетный концерт

СD, MP3,

клавишный синтезатор, музыкальный

 микрофоны и звукотехническая аппаратура, фонограммы «минус»

Подготовка репертуара.

4

12

16

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса

-

8

8

Работа на сцене с микрофоном

-

4

4

Сценическая культура

4

14

18

Опрос

Отчетный концерт

Фортепиано, СD, MP3,

видеозаписи выступлений музыкальные композиции различных стилевых направлений

Артистизм. Раскрепощенность. Выразительность.

2

4

6

Соотношение движения и пения.

1

3

4

Сольное выступление как музыкальный номер.

1

3

4

Работа над сценическим движением, развитием воображения, фантазии.

-

4

4

ИТОГО:

14

62

76

Рабочая программа 5 год обучения

Раздел, темы

теория (кол-во часов)

практ. (кол-во часов)

Всего часов

Формы контроля

Методическое обеспечение

Вводное занятие. Прослушивание голосов

1

1

2

Вокально-техническая работа

5

23

28

Опрос

Текущий контроль-прослушивание

Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями.

Фортепиано, СD, MP3

Выработка навыков самостоятельного распевания.

1

3

4

Совершенствование вокально-певческих навыков.

1

5

6

Совершенствования собственной манеры вокального исполнения

-

6

6

Дыхательная гимнастика

1

5

6

Дикция и артикуляция при исполнении вокальной импровизации.

1

3

4

Гигиена певческого  голоса.

1

1

2

Подготовка репертуара и музыкально-творческая деятельность.

6

24

30

Отчетный концерт

СD, MP3,

клавишный синтезатор, музыкальный

 микрофоны и звукотехническая аппаратура, фонограммы «минус»

Подготовка репертуара

4

12

16

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

-

8

8

Жанры и стили вокальной музыки

2

4

6

Сценическая культура

4

12

16

Опрос

Отчетный концерт

Фортепиано, СD, MP3,

видеозаписи выступлений музыкальные композиции различных стилевых направлений

Музыкально-пластические импровизации. Жесты как важное средство выразительности

4

-

4

Постановка эстрадно-вокальных номеров

-

4

4

Музыкальная пластика и вокальное исполнение.

-

2

2

Сценический образ и вокальное исполнение.

-

2

2

Эмоциональная насыщенность исполнения: интонация, динамика, образ.

-

4

2

ИТОГО:

16

60

76


Оценочные материалы

Система оценки достижений учащихся.

  • диагностика;
  • деловые и познавательные игры;
  • опрос;
  • прослушивание;
  • участие в концертных программах.

Формой оценки результатов обучения воспитанника являются результаты, демонстрируемые им при участии в конкурсах и фестивалях детско-юношеского творчества; участии в концертных программах, публичных выступлениях коллектива.

Формы и методы оценивания результатов:

 создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков

 устный анализ творческих заданий

 устный анализ самостоятельных работ

 итоговая аттестация в форме диагностики – в конце года

Задачей диагностики является определение уровня начальной подготовленности учеников в сфере музыкального совершенствования, а также уровня их психоматорного развития.

Основным методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе их работы над заданиями.

Параметры диагностики для 1 года обучения

1. Знание приемов дыхательной гимнастики

2. Правильная постановка корпуса при пении

3. Вокальная интонация

4. Певческое дыхание в длинных музыкальных фразах

5. Артикуляция гласных и согласных звуков

6. Умение работать с фонограммой

7. Умение распеваться - петь специально подобранные для развития голоса вокальные упражнения

8. Знание устройства голосового аппарата

Параметры диагностики для 2,3 года обучения

1. Знание приемов дыхательной гимнастики

2. Умение управлять диафрагмальным дыханием: спокойный без напряжения вдох, его задержание и равномерный выдох

3. Умение озвучивать резонаторные зоны: грудной, средний, головной

4. Формирование тембра голоса

5. Умение работать с микрофоном

6. Умение петь в эстрадном стиле популярную музыку России, Европы и Америки

7. Умение использовать вибрации и резонанс.

8. Знание особенностей эстрадно-джазового стиля

Параметры диагностики для 4,5 года обучения

1. Вокальное интонирование

2. Умение распеваться - петь специально подобранные для развития голоса вокальные упражнения

3. Умение управлять диафрагмальным дыханием: спокойный без напряжения вдох, его задержание и равномерный выдох

4. Умение озвучивать резонаторные зоны: грудной, средний, головной

5. Умение правильно и самостоятельно разучивать песню

6. Владение подвижностью голоса

7. Формирование тембра голоса

8. Петь различными приемами: нон легато, легато, стаккато, опевание и т.д.

Результаты в диагностической карте оцениваются в баллах:

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

 Критерии оценок параметров,

определяющих уровень подготовленности по программе

Параметры

1 балл

2 балла

3 балла

Параметры для 1 года обучения

1

Знание приемов дыхательной гимнастики

Плохое знание и

исполнение

дыхательной

гимнастики

Некоторые ошибки в

исполнении

дыхательной

гимнастики

Знание и

исполнение

дыхательной

гимнастики

2

Правильная постановка корпуса при пении

Неправильно

держит корпус при

пении

Не всегда правильно

держит корпус при

пении

Правильно держит

корпус при пении

3

Вокальная интонация

Плохо владеет

вокальной

интонацией

Не всегда

выдерживает

вокальную

интонацию

Владеет вокальной

интонацией

4

Певческое дыхание в длинных музыкальных фразах

Дыхание не

правильное

Дыхание не всегда

правильное

Дыхание всегда

правильное

5

Артикуляция гласных и согласных звуков

Неправильно

произносит

трудные для

произношения в

пении согласные и

гласные

Не всегда правильно

произносит трудные

для произношения в

пении согласные и

гласные

Правильно произносит

трудные для

произношения в

пении согласные и

гласные

6

Умение работать с фонограммой

Плохо работать

под фонограмму

Испытывать

некоторые трудности

при работе под

фонограмму

Свободно

работать под

фонограмму

7

Умение распеваться - петь специально подобранные для развития голоса вокальные упражнения

Плохие данные для

исполнения

специально

подобранных для

развития голоса

вокальных

упражнений

Испытывать

некоторые трудности

при пении

специально

подобранных для

развития голоса

вокальных

упражнений

Свободно петь

специально

подобранные для

развития голоса

вокальные

упражнения

8

Знание устройства голосового аппарата

Плохие

представления об

устройстве

голосового

аппарата

Недостаточные

представления об

устройстве

голосового аппарата

Хорошие

представления об

устройстве

голосового

аппарата

Параметры для 2,3 года обучения

1

Знание приемов дыхательной гимнастики

Плохое знание и

исполнение

дыхательной

гимнастики

Некоторые ошибки в

исполнении

дыхательной

гимнастики

Знание и

исполнение

дыхательной

гимнастики

2

Умение управлять

диафрагмальным

дыханием

Навык отсутствует

Не всегда получается делать спокойный без напряжения вдох, и равномерный вдох

Умение делать

спокойный без

напряжения вдох,

его задержание и

равномерный

выдох

3

Умение озвучивать

резонаторные зоны:

грудной, средний,

головной

Не умеет

Не всегда получается

Умеет

4

Формирование тембр

голоса

Не

сформированный

тембр голоса

Не всегда получается

Умеет работать с

микрофоном

5

Умение работать с

микрофоном

Не умеет работать

с микрофоном

Не всегда правильно

произносит трудные

для произношения в

пении согласные и

гласные

Правильно произносит

трудные для

произношения в

пении согласные и

гласные

6

Умение петь в

эстрадном стиле

Не умеет петь в

эстрадном стиле

Не всегда хорошо

получается

Умеет

использовать

вибрации и

резонанс.

7

Умение использовать

вибрации и резонанс.

Не умеет

использовать

вибрации и

резонанс.

Не всегда правильно

получается

Свободно петь

специально

подобранные для

развития голоса

вокальные

упражнения

8

Знание особенностей

эстрадно-джазового

стиля

Плохое знание

особенностей

эстрадно-

джазового стиля

Неплохое знание

особенностей

эстрадно-джазового

стиля

Хорошее знание

особенностей

эстрадно-

джазового стиля

Параметры для 4,5 года обучения

1

Вокальное

интонирование

Плохо владеет

вокальным

интонированием

Не всегда

выдерживает

вокальное

интонирование

Владеет

вокальным

интонированием

2

Умение распеваться -

петь специально

подобранные для

развития голоса

вокальные

упражнения

Плохие данные для

исполнения

специально

подобранных для

развития голоса

вокальных

упражнений

Испытывать

некоторые трудности

при пении

специально

подобранных для

развития голоса

вокальных

упражнений

Свободно петь

специально

подобранные для

развития голоса

вокальные

упражнения

3

Умение управлять

диафрагмальным

дыханием: спокойный

без напряжения вдох,

его задержание и

равномерный выдох

Навык отсутствует

Не всегда получается

делать спокойный

без напряжения вдох,

его задержание и

равномерный выдох

Умение делать

спокойный без

напряжения вдох,

его задержание и

равномерный

выдох

4

Умение озвучивать

резонаторные зоны:

грудной, средний,

головной

Не умеет

Не всегда получается

Умеет

5

Умение правильно и

самостоятельно

разучивать песню

Не умеет

Не всегда получается

Умеет

6

Владение

подвижностью голоса

Не владеет

Не всегда получается

Владеет

7

Формирование тембра

голоса

Не

сформированный

тембр голоса

Недостаточно

формированный

тембр голоса

Сформированный

тембр голоса

8

Петь различными

приемами: нон легато,

легато, стоккато,

опевание и т.д.

Не умеет

Не всегда получается

Умеет


ДИАГНОСТИКА

уровня   развития   певческих   умений

1 год обучения

Параметры

Ф.И.

Знание приемов дыхательной гимнастики

Правильная постановка корпуса при пении

Вокальная интонация

Певческое дыхание в длинных музыкальных фразах

Артикуляция гласных и согласных звуков

Умение работать с фонограммой

Умение распеваться

Знание устройства голосового аппарата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ДИАГНОСТИКА

уровня   развития   певческих   умений

2, 3 год обучения

Параметры

Ф.И.

Знание приемов дыхательной гимнастики

Умение управлять

диафрагмальным

дыханием

Умение озвучивать

резонаторные зоны:

Формирование тембр

голоса

Умение работать с

микрофоном

Умение петь в

эстрадном стиле

Умение использовать

вибрации и резонанс.

Знание особенностей

эстрадно-джазового

стиля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ДИАГНОСТИКА

уровня   развития   певческих   умений

4, 5 год обучения

Параметры

Ф.И.

Вокальное

интонирование

Умение распеваться -

петь

вокальные

упражнения

Умение управлять

диафрагмальным

дыханием

Умение озвучивать

резонаторные зоны

Умение правильно и

самостоятельно

разучивать песню

Формирование тембра

голоса

Петь различными

приемами

Вокальное

интонирование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Учебно-методическое обеспечение программы

Технические средства: клавишный синтезатор, музыкальный центр с функцией «караоке», необходимое для исполнения вокальным ансамблем количество микрофонов и другая звукотехническая аппаратура, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений;

Аудио, CD, MP3, DVD, видеозаписи выступлений исполнителей различных стилевых направлений (классика, джаз, эстрада, народная музыка), постановки мюзиклов, рок-опер, концерты эстрадных, джазовых и др. коллективов и солистов.

Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.

Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями. Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.

Методическая литература.

1.Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: КАРО, 2004г.

2.Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие для детей сред. и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008г.

3.Боровик Т. Ритмы и рифмы. Сборник ритмодекламаций. Ч.1, ч.2

4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Серия «Мир медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000г.

5. Каноны круглого стола. Составитель Е.Филимонова.- СПб.: Изд. «Союз Художников», 2003г.

6. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.

7.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г.

8.Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования. М.: АСТ,2005г.

9.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005.

10. Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-7 классы ДМШ (2-я редакция). – СПб.: Изд. «Композитор», 2001-2002г.

11. Чугунов Ю. Гармония в джазе. –М.: Изд. «Советский композитор», 1985г.

12. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха.- М.: Музыка, 1996г.

Список литературы.

1.Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: КАРО, 2004г.

2.Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие для детей сред. и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008г.

3.Боровик Т. Ритмы и рифмы. Сборник ритмодекламаций. Ч.1, ч.2

4. Каноны круглого стола. Составитель Е.Филимонова.- СПб.: Изд. «Союз Художников», 2003г.

5. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.

6.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г.

7.Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования. М.: АСТ,2005г.

8.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)

Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Эстрадный вокал»

Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образовани...

Специфика работы концертмейстера на уроках вокала.

В статье отражена специфика работы концертмейстера на уроках вокала в детской музыкальной школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ВОКАЛ" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень) 2010г.

Модифицированная программа содержит два новых раздела: теоретические основы вокала и развитие творческого потенциала студента. Помимо пояснительной записки, тематического плана и содержания учебной ди...

Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала

В работе даны примеры из практического материала  игровой методики обучения детей пению...

Разработка урока вокала на тему: "Формирование вокальных навыков у подростков"

Развернутый конспект открытого урока по вокалу. Тема урока: "Формирование вокальных навыков у подростков"....

Презентация к уроку вокала на тему:"Формирование вокальных навыков у подростков"

Презентация к уроку вокала. Тема: "Формирование вокальных навыков у подростков"....