" Два музыкальных посвящения"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Захарова Анастасия Евгеньевна

Раскрыть единство формы и содержания произведений, несущих лирический образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.10.14._6_g_klass_zaharova.doc77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5.5.3.

Захарова А. 40 группа

Дата: 02.10.2014

Методист: Шелепова Дарья Александровна

Школа: №104

Учитель: Жёлтикова Лариса Владимировна

Тема урока: «Два музыкальных посвящения»

Цель: Раскрыть единство формы и содержания произведений, несущих лирический образ.

Задачи:

Личностная: Воспитывать различную эмоциональную отзывчивость на произведения схожего характера, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки;

Предметная: Учить осознавать единство формы и содержания;

Метапредметная: Развивать музыкальную память и расширять кругозор, и словарный запас детей понятиями: форма и её особенности, реприза, кода, фразировка и оркестровка.

Структура:

1)орг. момент;

2) Слушание М.И. Глинка – «Я помню чудное мгновение»;

3) Распевание;

4) Пение фрагментов из романса М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»;

5) Слушание М.И. Глинка – «Вальс-фантазия»;

6) Итог.

Методы:

1)словесный

2)наглядно-зрительный

3)ретроспективы

4)похвалы

5)сравнения

Оборудование: Фортепиано, ПК, записи мп3: «Я помню чудное мгновение» и «Вальс-фантазия», колонки, листочки, наглядности: портрет: М.И. Глинка.

Тип урока: Открытие нового знания.

Форма урока: Эвристическая беседа.

        

(Репродукции)

Доска

Вокал:

Дирижирование:

Спец. Инструмент:

Этапы

Ход урока

Хроно-метраж

1. Орг. момент

2.Слушание романса М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»

3. Распевание

4. Пение фрагментов из романса М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»

3. Слушание произве-дения М.И. Глинки – «Вальс-фантазия»

4. Итог.

Доброе утро.

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.»

Чьё стихотворение я прочла?

Д.: Александра Сергеевича Пушкина.

О чём повествуется в стихотворении? Зачем оно написано? Кому посвящено?

Д.: О любви, чтобы сообщить возлюбленной о своих чувствах, посвящается Анне Петровне Керн.

 Какой образ у стихотворения?

Д.: Высказывают различные варианты.

Я слышу от вас ответы противоположные друг другу.

Откройте страницы 14-15 учебника, на которых даны 6 слов, наша задача, присвоить слово к четверостишию. Первая прочтёт Катя и даст название четверостишию (и так далее, до конца стихотворения)

Озаглавив 6 четверостиший, мы видим, что периодов в произведении несколько. Но в каждом ли четверостишие сменяется образ?  Сколько смен образа ты видишь?

Д.: Нет, смены образа 3.

Какие образы у стихотворения? Почему ты так считаешь?

Д.: Лирико-романтический, лирико-драмматический и т.д.

Как вы считаете, при смене образа стихотворения, положенного на музыку, что-то меняется в мелодии, в аккомпанементе?

Д.: Да, в зависимости от содержания пишется мелодия в другом характере.

На строки стихотворения А.С. Пушкина,  М. И. Глинка (портрет которого есть на доске и в учебнике на странице 14 и 18) написал произведение  жанр которого – романс. Слушая романс под названием «Я помню чудное мгновенье», следите за нотной записью на странице 16.

(Слушание романса М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»)

Послушайте задание:

Исполните с разной интонацией.

(Пение первой части романса М.И.Глинки  «Я помню чудное мгновенье»)

План работы:

Приём

Метод

1.«Эхо».

Руководитель произносит первую строчку, дети повторяют и т.д.

2. Показ звуковысотности.

Руководитель с помощью руки показывает детям движение мелодии.

3. Работа над «скачками».

Руководитель, при показе рукой, говорит, как нужно петь, если высоко, то тянемся к солнышку, если вниз, то наклоняемся. И то, и другое перешагиваем через препятствие.

4.Работа над характером пения.

Спросить о чём произведение, как нужно петь и почему так нужно петь.

Мы спели 3 части произведения (нарисовать на доске два круга с расстоянием, в котором треугольник), что в них особенного?

Д.: Третья часть – повтор первой части, вторая полностью отличается.

Такой повтор называется - реприза. Это раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде. Для чего применяется реприза?

Д.: для утверждения.

Такая структура произведения называется трёхчастная репризная форма.

Помимо 3 форм, есть ещё два немало важных этапа, они есть на странице 16.

Д.: Вступление - с чего начинается и заключение (кода)-завершение.               (Схема)

Удалось Глинке передать музыкой то, что вложил в строки стихотворения Пушкин? Почему?

Д.: Да. Он тоже любил.

Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Ермолаевне Керн. Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение  для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия». Чем отличается вальс, от романса?

Д.: Вальс – это музыка для танца. Во время слушания обратитесь к портретам женщин на страницах 22-23.

(Слушание произведения по отрывкам М.И Глинки – «Вальс-фантазия»)

Произведение звучало однотонно или многообразно? Почему?

Д.: Многообразно.

Михаил Глинка очень любил Екатерину, но быть с ней он не мог, он был женат,  и она не свободна.

В произведении был повтор одного и того же фрагмента, а остальное разнообразие – это были женщины, которые окружали его, которых он встречал на приёмах и торжествах, исходя из этого менялся регистр, тема, такая смена называется фразировка. Но одна, была неизменна и повторялась не единожды.

Как вы считаете, почему такое название присвоено произведению?

Д.: Вальс – потому что в ритме вальса…

Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны и очень не решительны, поэтому о практическом воплощении не могло быть и речи.

На каком инструменте исполнялось произведение?

Д.: Оркестром.

Но как я вам сказала, вальс был создан для фортепиано, но из-за его популярности композитору пришлось сделать оркестровку, т.е переложение для оркестра.

Для какой обстановки больше подходит этот вальс?

Д.: затрудняются

В каком ритме написано произведение?

Д.: в быстром.

Под него можно танцевать? Где?

Д.: На балу.

Значит это уже не лирико-бытовой образ, какой же тогда? Почему?

Д.: Лирико-романтический.

Вальс - считался самым романтическим танцем в 19 веке.

В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн?

Д.: В вокальном жанре  – романс, и инструментальном жанре – вальс.

(Раздать листочки)

Напишите ваше мнение на тему «Что самое главное было на уроке?»

Спасибо за урок, до свидания.

1 мин.

9 мин.

1 мин.

13 мин.

14 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки для 6 класса. "Два музыкальных посвящения"

Урок по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. Посвящен творчеству М.И, Глинки. В чентре внимания - романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина и " Вальс- фантазия".  Оба произведени...

КОЗ по теме "Два музыкальных посвящения" ( музыка 6класс)

Материал включает в себя компетентностно-ориентированное задание  по теме "Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка-А.С.Пушкин.", вопросы к тексту по  данной теме,инструкцию к КОЗ,...

Презентация на тему : "Два музыкальных посвящения"

Два музыкальных произведения Михаила Ивановича Глинка для Екатерины Ермолаевны Керн. Одно-романс на слова А.С. Пушкина, а второе- "Вальс-фантазия"...

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.

Мир чарующих звуков. Палитра человеческих чувств, переживаний....

6 класс - Урок № 3 - Два музыкальных посвящения

Цели и задачи урока:·   Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, ли...

Два музыкальных посвящения.

Конспект урока для 6 класса....