Главные вкладки

    Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
    методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

    Окользина Вера Ивановна

    Мир чарующих звуков. Палитра человеческих чувств, переживаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dva_muzykalnyh_posvyashcheniya.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 6-й класс

    Цели и задачи урока:

    • Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.
    • Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
    • Образовательные: формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.

    Тип урока: комбинированный.

    Форма урока: фронтальная

    Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ

    План урока:

    1. Организационный момент
    2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
    3. Этап усвоения новых знаний.
    4. Этап закрепления новых знаний.

    Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр, фортепиано, раздаточный материал (карточки «Средства музыкальной выразительности», «Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)»

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    2. Вступление.

    Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню вальса звук прелестный…» (Приложение №1. Слайд 1.)

    Учитель читает стихи Листова

    Я помню вальса звук прелестный
    Весенней ночью в поздний час.
    Его пел голос неизвестный,
    И песня чудная лилась.
    Да, то был вальс прелестный, томный,
    Да, то был дивный вальс.
    Теперь зима, и те же ели
    Покрыты сумраком стоят.
    А под окном шумят метели
    И звуки вальса не звучат.
    Где ж этот вальс старинный, томный,
    Где ж этот дивный вальс.

    Приложение №2 . Видео фрагмент исполнения романса «Я помню вальса звук прелестный..» М.Магомаевым и Т. Синявской

    Презентация Слайд 2

    Учитель:

    Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

    Презентация. Слайд 3

    Ученики читают строки Пушкина со слайда:

    Мечта в волшебной сени
    Мне милую яви,
    Мой свет, мой добрый гений,
    Предмет моей любви…
    А.С.Пушкин

    Учитель: Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи»

    Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?

    (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

    Презентация. Слайд №4 (портреты)

    Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:

    От красок шумно и светло,
    Картины воздух обступили,
    Я музыку сюда бы ввел,
    Чтобы они заговорил
    С.Тюрин

    Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

    Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.

    Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

    Презентация Слайд №5 Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской

    Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?

    Ее глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.

    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок.
    Предвосхищенье смертных мук.

    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.

    Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

    Презентация Слайд №6

    Учитель : Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………). Какие средства выразительности использует художник?

    Учитель:

    А может ли музыка нарисовать портрет?

    Приложение №3

    Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. Слайд №4 (музыкальный фрагмент)

    Учитель: Знакома ли вам эта музыка?

    Ученики: (это вальс)

    Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

    «Вальс-фантазия» - это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма.

    Как звучит музыка этого вальса?

    Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.

    Учитель: Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза?

    (Обычно на симметричных фразах по четным тактам 2, 4, 8 ).

    Учитель: А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка воспринимается как взволнованная речь

    Учитель:

    Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:

    1. Чувства… - это получается от вдохновения свыше
    2. Формы. Forme значит красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого… Чувство и форма – это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»
      Учитель: удивительное произведение русской симфонической музыки «Вальс-фантазия», как и романс «Я помню чудное мгновенье», были сочинены Глинкой под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн.
      Учитель: Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов: 1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?
    3. В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» - на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?
    4. Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?
    5. К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?

    Презентация Слайд №7,

    Презентация Слайд №8

    Учитель: точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.

    Приложение №8 Слайд №9 

    «Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.

    Приложение №4

    Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»

    Ученики читают стихи:

    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,

    Презентация Слайд №10

    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.

    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.

    Презентация Слайд №11 «Аллея Керн»

    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.

    Презентация Слайд №12, 13


    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.

    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.

    Презентация Слайд №14

    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь

    Презентация Слайд №15

    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.

    Учитель: на сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья)

    Учитель: А теперь давайте в полном объеме прослушает романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

    Приложение №5 Слайд №16

    Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга.

    Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.

    Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:

    • Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
    • Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его драматургического развития?
    • какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает оттенки пушкинского текста?

    В конце урока можно предложить учащимся домашнее задание в виде отзыва - рисунка, или отзыва в стихах или прозе.

    Презентация Слайд №18.

    Дополнительный материал

    Федор Степанович Рокотов, «Портрет А. П. Струйской»

    Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

    Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.

    Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?

    Ее глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.

    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок.
    Предвосхищенье смертных мук.

    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.

    Учитель: Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?

    Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие жэ фрагменты так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.

    Ф. С. Рокотов является, наряду с Д. Г. Левицким и В. Л. Боровиковским, величайшим русским художником-портретистом XVIII в. Многие его портреты хранятся в Третьяковской галерее, а также в других музеях России и зарубежья. Рокотов Федор Степанович. «Портрет А.П.Струйской»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»

    Разработка урока в 5 классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»  в разделе «Музыка и изобразительное искусство»....

    Портрет в музыке и живописи

    Презентация по теме "Музыка и изобразительное искусство"...

    Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».

    Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...

    Портрет в музыке и живописи

    конспект урока музыки в 6 классе...

    Портрет в музыке и живописи

    Музыкальные и поэтические образы...

    Портрет в музыке и живописи. 6 класс 4 урок 1 четверть урок музыки

    Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Н. Заболоцкий....

    Портрет в музыке и живописи

    Методическая разработка урока в 5 классе на тему "Портрет в музыке и живописи"...