Дополнение к презентации "Мастер-класс - Методика ТРИЗ на уроках музыки"
методическая разработка по музыке на тему

Баронина Татьяна Викторовна

Приложение к мастер-классу "Методика ТРИЗ на уроках музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.vystuplenie_na_master-_klasse_s_prezentatsiey.docx23.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Подготовила и провела учитель

 музыки Баронина Татьяна Виктровна

МКОУ Подовинновская СОШ

 « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры

 учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

                     В.А.Сухомлинский

Цель: - повысить уровень  профессиональной компетентности  педагогов путем овладения ими приемов триз – педагогики.

 – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

1.Музыкальное приветствие. Слайд 1

Звучит фонограмма   (минус )мр3 «Арлекино» :

 Я выбрала профессию «учитель»

И этим званием горда….

2. Притча «Соседи» слайд 2

3. «Корзина фактов» СЛАЙД   3 выносится корзина, в которой находятся на листочках интересные факты биографии композитора И.С. Баха

-ученик зачитывает мини сообщение «Юный преступник» И.С.Бах:

  • Юный преступник

Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа - Иоганну Кристофу Баху.

У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник 'модной' музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не развратился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.

Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник... Он тайком переписывал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось пользоваться только лунным светом.

Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы... Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию...

Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:

- Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше!

Брат рассмеялся в ответ и сказал:

- Иди спать, болтун.

Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил...

  • Тайна трех селедок

Как-то молодой Бах отправился из Люнебурга в Гамбург - послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А. Райнкена. Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом. В шумном и веселом Гамбурге денежки быстро кончились и в обратный путь Иоганн Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой горсточкой мелких монет.

Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена. А тут еще трактир на дороге встретился. И запахи оттуда шли такие аппетитные, такие головокружительные. Оголодавший Бах стоял перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Денег не хватало даже на самый скромный обед.

Вдруг открылось окно и чья-то рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов. Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже представлял, как разделается со второй, и чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат! Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую голову - еще золотой! И третья голова была столь же превосходно нашпигована.

Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург - слушать И.А. Райнкена. Ну а откуда взялись деньги в селедочных головах, так этого до сих пор никто не знает.

4. Метод  « ММЧ» СЛАЙД 5   -  Модификация метода ММЧ дала возможность представить музыку в виде маленьких музыкальных человечков и изобразить их графически, сопоставив характер, поведение, настроение, внешний вид, движение и т. д. со средствами музыкальной выразительности. Знакомство с маленькими музыкальными человечками и их особенностями происходит во время слушания музыки и их «поиска» с помощью голоса или музыкального инструмента. Основная форма занятий -игровая: «Попробуем разбудить музыкальных человечков в фортепиано, скрипке...», «Попробуем представить музыкальных человечков, живущих в листве деревьев, в цветах...».

СЛАЙД 6 – портрет И.С.Баха, «Токката фуга ре -moll»  для органа»

-Подготовились к восприятию,закрыли глаза, выпускаем маленьких человечков для того, чтобы они проникли в музыку , а потом нам рассказали об услышанном и увиденном.(слушание)

Токката – касание по клавишам (точечное частое звучание мелодии). Внимание сосредоточено именно на образе движения, отвлекая слушателя от того, что именно движется. Для токкаты важна интенсивность движения, а также полифоническая фактура. Подчёркнута динамика (сила звука), создающая образ движения – неудержимого, захватывающего своей стихией.

-Образно изобразите эту фугу .Повторное слушание и движение ручейком с цветными салфетками в руках. Например, можно «разговаривать» и «петь» руками. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями — лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой — осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений. Я предлагаю нашим участникам по-разному обыграть этот музыкальный материал:

1.        с помощью мимики лица

2.        с помощью движений рук

3.        с помощью движений всего корпуса

Музыка звучит еще раз. Участники передают с помощью жестов музыкальное произведение.

«Создай паспорт»  СЛАЙД

Этот прием используется:

•        для систематизации, обобщения полученных знаний;

•        для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления;

•        для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

Создаем паспорт на композиторов, инструменты, музыкальные стили, произведения с которыми познакомились в ходе уроков. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану.

Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками, а в младших классах учителем. Например,  вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение В.А.Моцарта

1.        Имя – Лакримоза;

2.        Создатель – В.А.Моцарт;

3.        Прописка – 7 часть из «Реквиема»;

4.        Где служит – в церкви, костёле;

5.        Особые приметы – траурная музыка, звучит на латинском языке, исполняется смешанным хором в сопровождении оркестра.

В  нашем случае:

1.        Имя – «Токката фуга ре -moll»   ;

2.        Создатель – И.С.Бах;

3.        Прописка – Германия;

4.        Где служит – в церкви, костёле, органном зале;

5.        Особые приметы – динамичная музыка, тревожная , взволнованная,…

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

"Ладошки"     Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!

Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.

Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.

В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

"Погончики"        И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.

«Дружное ЭХО»

 Этот игровой прием не только развивает внимание, но и чувство ритма, а зачастую может служить игровой разминкой между различными видами деятельности на уроке. Присутствующие отвечают на звуки ведущего (учителя или сверстника) дружным эхом. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притопыванием.  Например, ученики после непродолжительных тренировок на нескольких занятиях научились дружно отхлопывать заданный ритм и делают это с явным удовольствием. Ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким, а это грозит в недалеком будущем потерей у детей  интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. В классе замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали.

 «Эхо» можно использовать в разных моментах урока. Но продолжительность его не должна быть большой.

СЛАЙД 9   « Круги Луллия»

  Вид Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях. В разделе музыкально-ритмические движения использую такой круг Луллия : первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. Круг Луллия – на исполнительское творчество : первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы. Круг Луллия  на знакомство с музыкальными инструментами, из каких частей они состоят.

Вращаем  круги. Стрелка выпадает на медведя- «Раз морозною зимой»;

Карлсон – «Смешной человечек»

Чебурашка- «Пусть бегут неуклюже».

Стрелка на времена года: зима-мажор-«Как на тоненький ледок» (русская народная песня)

                                                             Минор-«Зимняя песенка»

                                 Слайд 10.   Лето – «Санта Лючия»  (неаполитанская народная песня) раскадровка

                                       СЛАЙД 11.    Осень-moll- «Скворушка», «Перепёлочка»

                                                             Dur- «Мы корзиночки несём»

                                                           Весна – Dur- «Мир похож на цветной луг»

                              Слайд 12.             moll-   «Песня о маме»    (сольфеджио)

Солнышко лучистое»

(Сл. Л. Мироновой)

Солнышко лучистое

Улыбнулось весело,

Потому что мамочке

Мы запели песенку.

Припев:

Песенку такую:Ля-ля-ля!

Песенку простую:Ля-ля-ля!

За окном воробушки

Закружились весело,

Потому что мамочке

Мы запели песенку.

Припев:

Песенку такую:Ля-ля-ля!

Песенку простую:Ля-ля-ля!

Ручейки весенние

Зазвенели весело,

Потому что мамочке

Мы запели песенку

  СЛАЙД №13        «Смешной человечек»-раскадровка  mp3

Слайд 14.         Заповеди учителя.

Слайд 15.        Рефлексия.   Раздаю поделку «Сто лиц» -сложить и показать ваше настроение и впечатление от занятия.   До новых встреч!                  

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методик на уроках музыки»

Методика. Гипотезы  исследования: 1. Целостное, гармонизирующее воздействие музыки на личность ребенка. 2. Создание максимально благоприятных условий для личностного развития учащихся средства...

Уроки музыки (1-8 кл). Интересные моменты "простого" урока. Применение различных методик.

Эта методическая разработка расскажет об интересных моментах "простого" урока музыки. Урок музыки--урок творческий. И основная задача учителя сделать его ярким. интересным, а главное любимым для учени...

Мастер-класс "Приёмы ТРИЗ на уроках музыки"

Ознакомление педагогов с методами и приёмами ТРИЗ, применяемыми на уроках музыки, посредством практического занятия .Сценарий следующий:Музыкальное приветствие.Притча "Соседи"."Корзина фактов"з...

Презентация методики ТРИЗ

Использование элементов методики ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе...

Использование элементов методики ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе

Использование элементов методики ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе...

Применение методики ТРИЗ на уроках математики

Методическая разработка по теме: "Применение методики ТРИЗ на уроках математики"...

КРОССВОРДЫ на разные темы. ТРИЗ-компоненты на уроках музыки.

Кроссворды Кроссворды - тренировка для ума, Хотелось эрудицией блеснуть. Вопросов,вариантов есть тут тьма - Мне этой ночью точно не уснуть. Встречаются знакомые слова, Но...