Роль музыкального руководителя в ДОУ.
методическая разработка по музыке на тему

Исаева Заира

Взаимодействие с воспитателем.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку – ведущие задачи педагогов детского сада.

Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом - исполнителем и педагогом - музыкантом. Знание психолого - педагогических особенностей и закономерностей воспитательно- образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и  партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.

Деятельность  музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна.  Это  прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.

Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями.

Кроме проведения музыкальных занятий, в обязанности музыкального руководителя входит планирование и проведение:

1. регулярных занятий - практикумов с воспитателями каждой из возрастных групп;

2. консультаций по организации музыкальных зон в группах, подбор музыкально - дидактических игр;

3.  вечеров досуга и развлечений

4. праздничных утренников;

5. музыкально - дидактических игр (включая изготовление дидактических игр и пособий).

Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем , чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной  жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т.п.)

Очень важен контакт музыканта - педагога  с родителями: проведение консультаций, помощь в организации домашней фонотеки, рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по прослушиванию музыки, просмотру телепередач и т. д.

Музыкальный руководитель ведет работу по самообразованию, повышению исполнительского мастерства, приобретению новых знаний, аналитическому восприятию собственной деятельности.

В группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса. Он помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Функции воспитателя в каждой возрастной группе различны, а степень активности на занятии  обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на  данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально – ритмической   деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая - в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя (при знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует).

Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий!

Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель – педагог должен обладать определенным объемом музыкально - эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.

Велика роль воспитателя в руководстве  самостоятельной  деятельности  детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкальной  зоны, атрибутов, пособий и т.д.

Таким образом, основные вопросы музыкально – эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве которой выступает музыкальное  развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

Творческий совместный проект "Народное музыкальное творчество" Руководители - преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мар» Ладыкина Ю. В. и музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1» Князева О. К.

Социально-значимый проект «Народное музыкальное творчество». Основная цель проекта - организация лекторской группы с целью приобщения детей среднего и старшего дошкольного возраста к лучшим образцам р...

Консультация музыкального руководителя с педагогами ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА.

Данный материал затрагивает одну из важный тем-  насколько важна роль воспитателя  в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста....

роль музыкального руководителя

статья о безопасных условиях при организации музыкальных занятий...

Консультация музыкального руководителя на тему: Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях

Краткое изложение информации касающейся условий взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников...

Презентация на тему "Роль предметно-развивающей среды и атрибутов в работе музыкального руководителя"

В данной презентации вы можете познакомиться с  новыми оригинальными атрибутами для танцев в детском саду....