Д. Д. Шостакович 15 симфония ля мажор, Op. 141
презентация к уроку по музыке на тему

Подгорнова Владлена Александровна
15 симфония ля мажор, Op. 141 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 15_simfoniya.ppt138 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д. Д. Шостакович 15 симфония ля мажор, Op. 141

Слайд 2

Симфония Дмитрия Шостаковича , написанная в срок чуть более месяца, в течение лета 1971 г. в поселке Репино . Впервые исполнена в Москве 8 января 1972 года Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Максима Шостаковича.

Слайд 3

Симфония состоит из четырех частей (две средние играют без перерыва) общей продолжительностью около 45 минут: Allegretto Adagio - Largo (attacca) Allegretto Adagio - Allegretto В музыкальную ткань этой симфонии органично включены цитаты из оперы «Вильгельм Тель» Дж. Россини и «Кольцо Нибелунгов» Р. Вагнера (так называемая «тема судьбы»). Присутствуют намеки на музыку Михаила Глинки и Густава Малера. Также музыкальный материал в определенной степени перекликается с его предыдущими симфониями (начало симфонии № 1, Ритм «темы нашествия» в симфонии № 7).

Слайд 4

Премьера в США состоялась в 1972 году, дирижер Юджин Орманди. Симфония имела успех у публики. Например, режиссёр Дэвид Линч под звуки этой симфонии написал сценарий культового фильма «Синий бархат» (1986).

Слайд 5

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, кастаньеты, деревянный брусок, бич, томтом (сопрано), военный барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, челеста, ксилофон, вибрафон, струнные.

Слайд 6

После премьеры Четырнадцатой симфонии осенью 1969 года, 1970 год начинался для Шостаковича достаточно бурно: 4 января исполнялась Восьмая симфония, одна из самых сложных. Это всегда было сопряже­но с большими волнениями для композитора. Затем надо было несколь­ко раз съездить из Москвы в Ленинград — на Ленфильме режиссер Ко­зинцев, сотрудничество с которым началось еще в 20-е годы, работал над фильмом «Король Лир». Шостакович писал к нему музыку. В конце февраля пришлось лететь в Курган — город, где работал известный на всю страну врач Илизаров, лечивший композитора. В его больнице Шо­стакович провел больше трех месяцев — до 9 июня. Там был написан Тринадцатый квартет, сходный по образному строю с недавно созданной симфонией.

Слайд 7

Летом композитор вьнужден был жить в Москве, так как шел очередной конкурс имени Чайковского, на котором он по традиции председательствовал. Осенью снова пришлось пройти курс лечения у Илизарова, и только в начале ноября Шостакович вернулся домой. Еще в этом году появился цикл баллад «Верность» на стихи Е. Долматовско­го для мужского хора без сопровождения — таковы были творческие результаты года, омраченного, как и все последние, постоянным нездо­ровьем. В следующем же, 1971-м, появилась Пятнадцатая симфония — итог творческого пути великого симфониста. Шостакович писал ее в июле 1971 года в Доме творчества композито­ров «Репино» под Ленинградом — самом любимом месте, где ему все­гда особенно хорошо работалось. Здесь он чувствовал себя на родине, в привычном с детства климате. В Репино всего за один месяц появилась симфония, которой суждено было стать итогом всего симфонического творчества Шостаковича. Симфония отличается строгой классичностью, ясностью, уравнове­шенностью. Это повествование о вечных, непреходящих ценностях, а вместе с тем — о самом сокровенном, глубоко личном. Композитор отказывается в ней от программности, от введения слова. Снова, как было с Четвертой по Десятую, содержание музыки как бы зашифровано. И снова она больше всего ассоциируется с малеровскими полотнами.

Слайд 8

Первую часть композитор назвал «Игрушечный магазин». Игрушки... Может быть — марионетки? Фанфары и дробь начала первой части — как перед началом представления. Вот промелькнула побочная тема из Девятой (похожая неуловимо на «тему нашествия» Седьмой!), затем мелодия из фортепианной прелюдии, о которой Софроницкий сказал когда-то: «Какая проникновенная пошлость!» Тем самым достаточно ясно охарактеризован образный мир сонатного аллегро. Органично включе­на в музыкальную ткань россиниевская мелодия — фрагмент увертюры к опере «Вильгельм Телль».

Слайд 9

Вторая часть открывается траурными аккордами, скорбными звуча­ниями. Соло виолончели — удивительной красоты мелодия, охватываю­щая колоссальный диапазон. Медный хор звучит похоронным маршем. Тромбон, как в Траурно-триумфальной симфонии Берлиоза, исполняет скорбное соло. Что хоронят? эпоху? идеалы? иллюзии?.. Марш дости­гает гигантской мрачной кульминации. А после нее — настороженность, затаенность...

Слайд 10

Третья часть — возвращение к театру марионеток, к заданности, схе­матичности мыслей и чувств. Загадочен финал, открывающийся лейтмотивом рока из вагнеровского «Кольца нибелунга». После типичной шостаковичской лирической темы, словно просветленной страданием, после не менее характерной пасторальной, разворачивается пассакалья. Тема ее, проходящая у вио­лончелей и контрабасов пиццикато, напоминает и тему нашествия, и тему пассакальи из Первого скрипичного концерта. Все более нагнетается напряжение с каждым проведением мелодии, пассакалья достигает колоссальной кульминации. И — спад. Легкая танце­вальная тема завершает симфонию, последние такты которой — сухой перестук ксилофона и томтома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о Седьмой симфонии Шостаковича

Учащиеся знакомятся с историей создания Седьмой симфонии, с героическим временем блокады Ленинграда. Ребята хорошо воспринимают и принимают музыку композитора...

Презентация "Блокадный Ленинград спасла музыка" (Д. Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская")

Уровень образования:  основное общее образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  7 классПредмет(ы):  МузыкаЦель урока:   Зна...

079. Тема 22 Шостакович 5 симфония Уроки 3-5

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

080. Тема 22 Шостакович 7 симфония Уроки 6-8

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

"Симфония грядущей Победы". Седьмая симфония "Ленинградская" Д.Шостаковича.

В презентации представлена информация о композиторе, фото блокадного Ленинграда, где композитор создавал симфонию....

Конспект урока музыки с презентацией "Музыка противостояния злу. Д.Д.Шостакович. Симфония №7 ("Ленинградская")". 7 класс

Методический проект урока в 7 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка»...

Разработка дистанционного урока "Д. Шостакович. Симфония №7".

Разработка дистанционного урока "Звучала симфония - пушки молчали"....