Рабочая программа по музыке для 4 класса
рабочая программа по музыке на тему

Калинина Галина Сергеевна

Рабочая программа по музыке и КТП 4 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4klass-2014.doc206.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

 

                                   УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______

Рабочая программа

учебного предмета «Музыка»

(базовый уровень)

для 4 класса

Составитель

Калинина Г.С,  учитель музыки

высшей  квалификационной категории

г. Воскресенск

2014 год

Пояснительная записка

Программа-основание

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы «Музыка. 1-4 классы» (издательство «Просвещение», 2011, издание второе, доработанное), созданная на кафедре художественно-эстетических дисциплин Педагогической академии для общеобразовательных учреждений авторами Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной в рамках концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Школа России». Указанная авторская программа соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и примерным программам по музыке для начальной школы, Рабочая  программа построена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 02.02.2011;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и  науки Российской Федерации от  6 октября 2009 г. № 373);
  3. Федеральный государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897)
  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
  5. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ № 11», утвержденной педагогическим советом (протокол №1 от 30.08.2011г.

  Особенности представляемой программы

В авторскую программу изменения не вносились

Место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования;

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» призвана обеспечить освоение обучающимися основной образовательной программы общего начального музыкального образования..

Программа рассчитана на 34 учебных часов, по 1 часу в неделю

 Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения;

Данная рабочая программа предполагает использование учебно-методического комплекта, входящего в концепцию «Школа России»

  • Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П, Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие учителей общеобразоват. учреждений / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 2011.
  • Критская Е.Д. Музыка: учеб. для учащихся 4 кл.нач. шк. / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение, 2011
  • Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь для учащихся 4 кл.нач. шк. / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение, 2011;
  • Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.—М.: Просвещение, 2011.
  • Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: пособие для учителей / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.—М.: Просвещение, 2009.
  • Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Фонохрестоматия: 4 класс (CD, MP3).

Способы развертывания учебного материала

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Умения, навыки, способы эмоционально-образного освоения действительности, приобретенные при изучении музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности рассматриваются как фундамент для обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивая введение обучающихся в мир искусства и  понимание ими неразрывной взаимосвязи музыки и жизни

Цели и задачи данного учебного предмета

Цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как части духовной культуры обучающихся.

Задачи:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие эмоционально-образного мышления, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. 

Новизна данной учебной программы

Содержание программы, согласно ее авторам, базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:

  • фольклора;
  • музыки религиозной традиции;
  • произведений музыкальной классики (золотого фонда);
  • современной академической и популярной музыки.

А также основывается на освоении учащимися ключевых закономерностей музыкального искусства:

  • интонационной природы музыки,
  • триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя;
  • интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений, связи народной и профессиональной музыки,
  • музыкального языка.

Ценностными ориентирами содержания предмета «Музыка», согласно Г. П. Сергеевой и ее соавторам, является введение учащихся в мир музыки через интонации, темы и образы родной русской музыкальной культуры, «от родного порога» (по Б.М. Неменскому). При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Уроки музыки предоставляют детям возможность для овладения целостной художественной картиной мира, формируя у них ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию учащихся. Авторы программы подчеркивают, что эмоциональное восприятие музыки, размышления о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами обобщения, сравнения, анализа, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Содержание и методическая концепция учебного предмета «Музыка» позволяют формировать все виды универсальных учебных действий в процессе развития музыкально-творческой деятельности школьников. Вместе с тем, осознание музыкального искусства как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные человеческие ценности, позволяет акцентировать внимание на развитии личностных компетенций учащихся.       Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, ее народ и историю осуществляется в процессе приобщения детей к отечественной музыкальной культуре – выдающемуся явлению в мировом музыкальном искусстве.

             Уважительное отношение к истории и культуре разных народов формируется в ходе знакомства с их национальными музыкальными традициями, выявления общих тенденций развития, взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок. Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений осуществляется на основе постижения музыкальных произведений разных родов, жанров, стилей музыки. Вхождение в позицию героя, сопереживание его действиям способствует воспитанию у ребенка эмпатии и оказывает непосредственное влияние на построение школьниками собственных жизненных смыслов, целей и перспектив.

             Развитию у ребенка диалектического подхода к осмыслению явлений жизни способствует наблюдение за становлением музыкальных образов во времени, их сопоставлением, столкновением, преобразованием в ходе развертывания музыкальной драматургии.

             Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнении выдающихся музыкантов, лучших музыкальных коллективов России и мира.

             В учебниках по музыке предусмотрены разнообразные задания на формирование у школьников универсальных познавательных действий: сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков, синтез, составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование. Свобода ориентации учащихся в музыкальном произведении достигается посредством оперирования разными типами тесно связанных между собой моделей: пластической, графической, вербальной, знаково-символической. Данные модели позволяют школьникам выделять существенные характеристики изучаемой музыки, сравнивать различные фрагменты звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами звучания тем-образов, формируя у школьников умение подробно, тезисно, выборочно передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности.

             Формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается содержанием учебного материала и системой методов организации учебных занятий школьников. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение музыкальных произведений, в которых люди совместными усилиями отстаивают главные ценности жизни: свободу и независимость своего народа, родной земли, счастье родных и близких. Методика работы предусматривает взаимодействие между учащимися: в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; в объединении усилий при выполнении творческого задания («разыграйте с ребятами в классе…», «инсценируйте фрагмент оперного действия», «исполните фрагмент симфонии» и др.); в совместном поиске ответа, требующего догадки; в коллективно-распределительной деятельности при работе в группах; проведении экспериментов, заданий, направленных на выработку привычки прислушиваться к мнению одноклассников («напой ребятам в классе сочиненную тобой мелодию, поймут ли они тебя?», «сравни свои варианты мелодии с композиторскими», «найдите с ребятами в классе подходящие движения …») и т.д.

            Регулятивные универсальные учебные действия формируются в ходе выполнения заданий, в которых школьники учатся: постановке цели  деятельности на уроке: по значкам-заголовкам и заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу; составлять исполнительский план произведений, контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании, прогнозировать художественный  результат исполнения и т.д.

Виды музыкальной деятельности обучающихся на уроках музыки: восприятие, слушание музыки, размышления и рассуждения о музыке, хоровое, ансамблевое, сольное пение, вокализация, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, музицирование на простых музыкальных инструментах, речевая, вокальная, ритмическая, пластическая импровизации, игровая деятельность, инсценирование музыкальных сочинений, воплощение своих музыкальных впечатлений на языке других искусств (составление художественных коллажей, создание рисунков, рисованных мультипликационных кадров и др.), освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, полугодия, года.

Предпочтительными формами организации музыкального обучения и воспитания учащихся в данной программе являются проблемные, художественно-эвристические уроки, уроки-погружения, уроки-путешествия, музыкальные викторины, уроки-концерты, уроки-обобщения, уроки с насыщенной эмоциональной драматургией.

Межпредметные связи: на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой;

Произведения музыкального искусства в данной программе изучаются в широком художественном контексте, развивая широкие межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, историей, окружающим миром, широкие связи с жизнью.

Критериями отбора музыкального материала являются художественная ценность произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания;

Основные формы контроля: оценка суждений учащихся о музыке в ходе проблемных бесед, оценка музыкально-творческой и эмоциональной активности обучающихся в совместной деятельности учителя и ученика, в различных видах музыкальной деятельности, индивидуальный и фронтальный опросы, музыкальная игра с элементами контроля, музыкальная викторина, оценка качества исполнения музыки (соло, в ансамбле, в хоре, на музыкальных инструментах) на уроках, концертах и других внеклассных мероприятиях; оценка образовательных продуктов обучающихся в результате выполнения творческих заданий (рисунков, сочиненных сказок, пластических и вокальных импровизаций, мини-рассуждений и др.).

Данная программа не регламентирует жесткого репертуарного разделения музыкального материала на учебные темы, музыкальный материал является примерным и подразумевает его творческое применение учителем в рамках урока, раздела, учебного года в зависимости от той или иной художественно-педагогической идеи.  

Основное содержание программы.

   Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 часа).

        Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда русская зародилась музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

        Раскрываются следующие содержательные линии. Красота родной земли, человека  в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, лирическая. Хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения. Манеры исполнения. Лирические образы музыки С.В. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).

   Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа).

       Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздник праздников, торжество торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник.

        Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли русской (равноапостольные кн. Ольга, кн. Владимир, Илья Муромец). Их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресенья в музыке русских композиторов.

              Раздел 3. «День, полный событий» (6 часов).

        Приют спокойствия, трудов и вдохновения… Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярморочное гуляние. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый…

        Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с А.С, Пушкиным. Михайловские: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.), многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкальность поэзии А.С. Пушкина.

               Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа).

        Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники (Троица).

        Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох.  Сюжеты, образы, жанры народной музыки. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» А. Рублева.

Раздел 5. «В концертном зале» (5 часов).

        Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет… Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната. Годы странствий царит гармония оркестра.      

        Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки.

Особенности музыкальной драматургии (сочинения А.П. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижера и исполнительские коллективы.

Раздел 6. «В музыкальном театре» (6 часов).

       Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим... (3 действие) Сцена в лесу (4 действие). Исходила младешенька. Русский восток. Сезам откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка».Театр музыкальной комедии.

       Раскрываются следующие содержательные линии. События отечественной истории   в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 часов).

        Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке.     

        Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня). Выразительность музыкальной речи гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова и в музыке М. Мусоргского.

Требования к уровню подготовки  обучающихся.

Обучающимися должны быть достигнуты следующие результаты:

  • личностные – отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоение учебного предмета «Музыка» -- чувство гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного искусства России; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города; уважительное отношение к культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смыла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства, понимание значения музыки в жизни человека и общества;
  • метапредметные – характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющийся в познавательной и практической деятельности – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; позитивная оценка своих музыкально-творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения (пока на интуитивном уровне) содержания «текстов» музыкальных сочинений в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретение навыка осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыки в соответствии с задачами коммуникации; формулировать тексты, связанные с размышлениями о музыке в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; умение осуществлять информационную познавательную  и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации, включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы и др.;

предметные – отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое к ней отношение; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных жанров и направлений; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях Планируемые результаты изучения учебного предмета 

Ученик научится:

  • воспринимать    музыку  различных   жанров;
  • эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных видах  музыкально - творческой    деятельности;
  • определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в звучании   различных   музыкальных   инструментов,    в том  числе  и  современных    электронных;
  • общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов;
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Ученик получит возможность научиться:

  • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации        выбора;

структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Контрольный процесс реализуется путём различного вида процедур: оценки результатов работы на занятии, семинаре, проверки контрольных работ, оценки выполнения учебных заданий, как в классе, так и в домашних условиях, тестов, зачётов и т.д. Контроль может осуществляться в различных формах: тестирование, контрольная работа, зачёт, защита работы, проекта, портфолио и т.д., может быть как устной, так и письменной

Система контроля включает в себя разные виды контроля: стартовый, текущий, промежуточный, итоговый, административный.

Планируемые результаты

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Личностные

1. Соблюдение норм и правил, принятых в школе.

2. Сформированность

 самооценки.

3. Сформированность

внутренней позиции обучающего.

4.Ценностно-смысловые установки обучающихся

В ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

1. Личностные качества школьников оцениванию не подлежат. Поэтому не выносятся на итоговую оценку обучающихся,  являются предметом оценки эффективности воспитательно-бразова-тельной деятельности ОУ и образовательных систем разного уровня.

Мета-

предметные

1.Учебные исследования.

2. Учебные проекты,

3.Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

1.Комплексные работы на межпредметной основе.

2.Тематические работы по всем предметам.

1. Комплексные работы на межпредметной основе, направленные на сформированность

метапредметных УУД при решении

учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом,

2. Защита итогового индивидуального проекта.

Предметные

1. Устный опрос.

2. Письменная или

самостоятельная работа.

3. Диктанты

4.Контрольное списывание.

5.Тестовые задания.

6.Графическая работа.

7. Изложение.

8. Доклад.

9.Творческая работа.

 1. Тест.

2. Зачёт.

1. Диагностическая  контрольная работа.

2. Диктанты.

3. Изложение.

4. Контроль техники чтения.

5. Тест.

6. Контрольная работа.

 Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки. В школе используется пятибалльная  система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 1; максимальный балл – 5).

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по предмету.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

 Оценка индивидуальных предметных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность научиться»).   

                                          Требования к оценке знаний учащихся

Отметка "5" ставится если:

  • присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
  • умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится если:

  • присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
  • умение пользоваться ключевыми или частными знаниями.

Отметка «3» ставится если:

  • присутствует проявление интереса (эмоциональный   отклик);
  • умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «2» ставится если:

  • нет интереса, эмоционального отклика;
  • неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
  • нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Методическая литература для обучающихся:

Основная

  1. Критская Е.Д. музыка: учеб.для учащихся 4 кл. нач. шк. / Г.П. Сергеева, Е.Д. критская, Т.С. Шмагина. – 3-е изд.. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная

  1. Бычков В. Музыкальные инструменты: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-Пресс, 2000. – 176 с.
  2. Коллекция«Великие композиторы» –  Вып. 1-12. – М.: «Де Агостини», 2006.
  3. Музыка: Энциклопедия. – М.: «Олма-Пресс», 2002.
  4. Спенс К., Коул Х. Все о музыке: Популярная энциклопедия. – М: Бел-факс, 1996.

Методическая литература для учителя:

Основная

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.).
  2. Примерная программа начального общего образования по музыке. Стандарты нового поколения.
  3. Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.—М.: Просвещение, 2004.
  4. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П, Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие учителей общеобразоват. учреждений / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. – 2-е изд-ние, дораб. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие / отв. Ред. И.В. Пигарева. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – 172 с.

Дополнительная

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008.- 224с.
  2. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.- 288с.
  3. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 112с.
  4. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с.
  5. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009.- 207с.
  6. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
  1. Уроки музыки. 1-8 классы. Мультимедийное приложение к урокам.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008г. Мультимедийная энциклопедия.

Перечень материально-технического обеспечения.

  1. Печатная продукция.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Примерная программа начального общего образования по музыке.
  • УМК: Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П, Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие учителей общеобразоват. учреждений / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 2011.

Критская Е.Д. Музыка: учеб. для учащихся 4 кл.нач. шк. / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение, 2011;

Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.—М.: Просвещение, 2004.

Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: пособие для учителей / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.— М.: Просвещение, 2009.

  • Сборники песен и хоров.
  • Методическая литература, книги о музыке и музыкантах, справочные пособия, энциклопедии (указаны в списке литературы).
  • Цифровые инструменты общего пользования: текстовый редактор, редактор для создания презентаций и др.;, конструкторы: WindowsMediaPlayer, WindowsMediaCenter, NeroShowTime, FinaleSongWriter, Sibelius, NeroWaveEditor, FinaleSongWriter, MagixMusicMaker и др.
  • Интернет-ресурсы: материалы сетевых педагогических сообществ (www.it-n.ru, wiki.km-school.ru), Интернет-издания «О классической музыке» (symphonium.ru), «Музыка для всех» (www.musicforall.ru), «Эйдос» (www.eidos.ru, Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала (http://music.edu.ru), портал «Культура России» (http://www.russianculture.ru), Belcanto.Ru – в мире оперы, Classic-Music.ru – классическая музыка, Musicals.ru (все о мюзиклах), «Музыканты о классической музыке и джазе» и др.

  1. Экранно-звуковые пособия.
  • Коллекция СD-дисков с записями музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.
  • Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Фонохрестоматии: 1-4 классы (CD, MP3).
  • Симфонический оркестр. Аудиоэнциклопедия.
  • Народные инструменты. Аудиоэнциклопедия.
  • Видеофильмы с записью балетных спектаклей: П.И, Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», С. Прокофьев «Золушка» и др.
  • Электронные носители с аудиовизуальными материалами: фрагменты балетов, опер, концертных выступлений выдающихся исполнителей и творческих коллективов, хоров, оркестров, фрагменты из мюзиклов; произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, нотный и поэтический тексты песен, изображения музыкантов, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.  

  1. Учебно-практическое оборудование.
  • Музыкальные инструменты: фортепиано.
  • Комплект детских музыкальных инструментов: металлофон, маракас, флейта, свистульки и др.
  • Ноутбук, проектор, экран.
  • Телевизор.
  • Звуковоспроизводящая аппаратура: магнитофон.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________________/Медведева В.В./

«______»________________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

На  заседании РМО

Протокол №____ от «____»________2014 г.

_____________________/Никулина Е.Л./


Календарно - тематический план

по музыке (4 а, б, в класс)

на 2014 – 2015 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды деятельности обучающихся

«Россия — Родина моя» (3 ч.)

1

1

Мелодия. Красота родной земли и человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов.

02.09-07.09

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Расширять   музыкальный  кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.

Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать.

2

2

Ты откуда русская, зародилась, музыка? Общность интонаций народного и композиторского творчества.

09.09-14.09

3

3

«На великий праздник собиралася Русь!» Патриотическая тема в музыке М. Глинки и С. Прокофьева.

16.09-21.09

«О России петь — что стремиться в храм» (2 ч.)

4

1

Нравственные подвиги святых земли Русской. Илья Муромец.

23.09-28.09

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

5

2

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

30.09-05.10

«День, полный событий» (5 ч.)

6

1

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… Музыкальность поэзии А.С. Пушкина.

07.10-12.10

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

7

2

Приют, сияньем муз одетый…

14.10-19.10

8

3

Что за прелесть эти сказки! «Три чуда». Н.А. Римский-Корсаков.

21.10-26.10

9

4

Ярмарочное гулянье на Руси.

28.10 – 02.11

10

5

Святогорский монастырь (колокольные звоны).

11.11 – 16.11

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

11

1

Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

18.11 – 23.11

Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

12

2

Оркестр русских народных инструментов.

25.11 – 30.11

13

3

«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах.

02.12 – 07.12

«День, полный событий» (1 ч.)

14

1

Зимнее утро. Зимний вечер.

09.12 – 14.12

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

«В концертном зале» (5 ч.)

15

1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). П.И. Чайковский «Вариации на тему рококо».

16.12 – 21.12

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

16

2

Царит гармония оркестра. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

23.12 – 28.12

17

3

Счастье в сирени живет... Романсы С.В. Рахманинова.

18

4

Л. Бетховен. «Патетическая» соната. Особенности музыкальной драматургии произведения.

19

5

 «Не молкнет сердце чуткое Шопена...» Интонации народной польской музыки в творчестве композитора.

«В музыкальном театре» (6 ч.)

20

1

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля.

Воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас,  передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.

Передавать эмоционально  во время хорового исполнения  разные по характеру  песни, импровизировать.

21

2

Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу.

22

3

«Исходила младешенька…»

23

4

Русский Восток. Восточные мотивы в творчестве отечественных композиторов.

24

5

Балет И.Ф.Стравинского «Петрушка».

25

6

Театр музыкальной комедии. Оперетта, мюзикл.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (1 ч.)

26

1

Прелюдия—исповедь души. Прелюдии Ф. Шопена. Революционный этюд.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Определять характер, настроение, жанровую основу музыкального произведения.

Расширять   музыкальный  кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.

«О России петь — что стремиться в храм» (2 ч.)

27

1

Родной обычай старины. Религиозные песнопения русской православной церкви (стихира, тропарь, величание).

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

28

2

Праздник праздников, торжество торжеств. Светлый праздник Пасхи.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 ч.)

29

1

Мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, М. Ростропович, С. Лемешев)

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Определять характер, настроение, жанровую основу музыкального произведения.

Расширять   музыкальный  кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.

Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать.

30

2

Музыкальные инструменты (гитара).

31

3

В каждой интонации спрятан человек.

32

4

Музыкальный сказочник. Н.А. Римский-Корсаков «Шехерезада».

33

5

 «Рассвет на Москве-реке». М.П. Мусоргский. Образ Родины в творчестве русских композиторов.  

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)

34

1

Народные праздники (Троица).

Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

34

выполнено

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

 __________/Медведева В.В./

«______» ______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.

Руководитель РМО

_____________  /Никулина Е.Л./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...