«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке» в рамках ФГОС ООО
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Лоскутова Оксана Ивановна

Методическая разработка урока музыки в рамках ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx52.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Новые технологии для новой школы. Опыт внедрения ФГОС в основной школе.

Учитель: Лоскутова Оксана Ивановна

МКОУ «Волчихинская  средняя общеобразовательная школа №2 »

Волчихинского района

Алтайского края.

2015 год

Технологическая карта урока музыки

по теме: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке» в рамках ФГОС ООО

Класс: 5 класс

УМК " Школа России"

Предмет: музыка

Учебник: «Музыка » 2 класс, В В Алеев, Т.И. Науменко,  «Просвещение»2013 г

Тема урока: «Сказочные герои в музыке».

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными сказочными образами в произведениях И. Стравинского, М. Мусоргского; способствовать развитию творческого воображения, внимания.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   

  • целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
  • развитое  музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • усовершенствованный художественный вкус, устойчивый  в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
  • владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • определенный  уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • устойчивые навыки  самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
  • сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.

               2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 Учащиеся научатся:

  • анализировать собственную учебную деятельность и вносить  необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;

Учащиеся получат возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • проявлять  творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
  • оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
  • определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

 Коммуникативные Учащиеся научатся:

  • аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

Учащиеся получат возможность:

  • участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой   деятельности
  • применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

- Учебник: «Музыка» 5 класс, В.В. Алеев, Т.И. Кичак, М «Просвещение»;

- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

 Список используемой литературы:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования  [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

3. Алексеева, Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система знаний. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [текст] / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.

4. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

5. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев.  - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

6. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.

7. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.

9. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.

10. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст]  / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.

13. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

14. Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие [текст]. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.

15. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.

Электронные источники информации:

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:   http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

                                                                      


Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

У:Добрый день вам, добрый день

Д:В мире музыки , фантазии и песен

У: Добрым будь, щедрым будь

Вместе: И с искусством в добрый путь.

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.


 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

 У:Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие.

А вы любите путешествовать? А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете послушав подсказку.

У: В некотором царстве ,в некотором государстве……

Ну что, ребята, догадались?

Д:  В сказку.

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого помогает детям определить тему урока, формулирует , составляет совместно с обучающимися план урока. 

Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- осваивают диалоговую форму общения


 

Выход на тему урока, постановка задач

 У: Ну конечно в сказку.

У: О чём –то скрипит половица

И спице опять не спится

Присев на кровати подушки

Уже навострили ушки

И сразу меняются лица

Меняются звуки и краски

Тихонька скрипит половица

По комнате ходит сказка.

У: Ребята я сегодня приготовила для вас сюрприз, а он был в сундучке, но кто-то украл его и я предлагаю  вам отправиться в путешествие на его поиски, побывать в гостях у сказки и встретится со сказочными героями.

У: Ребята так какая же тема урока?( ответы детей)

У: Тема урока: «Сказочные герои в музыке»

У: А какие задачи вы перед собой поставите?

Д:1Слушатьи  анализировать музыку.

 2Исполнять вокальные произведение.

 3Знакомится с новыми произведениями и композиторами.

4Находить связь музыки с другими видами искусства.(ИЗО, литература)

 

 Ф
 

Читает стихотворение , помогая выйти на тему
 

Слушают и высказывают свое мнение, ставят задачи на урок

Регулятивные:

Организуют свою деятельность, принимают её цели и задачи

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- оценивают результаты деятельности

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

 

 
 

 
 

  
 

 У: Но прежде чем мы отправимся в путешествие, посмотрите у вас на столе лежат оценочные листы, подпишите  листы пожалуйста и не забывайте себя оценивать.

Ну а что бы нам было не скучно в пути, мы с вами споём песню, в названии  которой есть имя сказочного героя.

У:Какая это песня? Айболит

Исполнение песни «Айболит»

 Вокально-хоровая работа

 ф
 

 Исполнение песни вместе с детьми.
 

Исполнение песни с учителем.

Регулятивные:

Организуют свою деятельность, принимают её цели и задачи

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Познавательные:

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки

Личностные:

- оценивают результаты деятельности

 

 У: Ну что ребята ,навстречу приключениям.

Ой, ребята, слышите, кто-то  идёт нам навстречу?

Послушайте внимательно, чей это голос?( звучит Ария Снегурочки из оперы « Снегурочка» Н.А. Римский –Корсаков) Слайд №2 Снегурочка

У: Скажите кто это?

Из какого произведения она к нам пришла?( из оперы)

Кто написал эту оперу?(Римский-Корсаков)

На основе какого произведения написана опера?(сказки Островского)

А какой рисует музыка Снегурочку?( веселая, беззаботная, холодная)

А какая музыка по характеру?(зимняя, волшебная)

А  связь с каким искусством мы сейчас увидели? ( с литературой)

У: Ребята, что бы продолжить наше путешествие мы должны выполнить задание, которое оставила нам Снегурочка (на ёлке весит снежинка с заданием)

 Ф
 

Подводит детей к тому, чтобы они узнали сказочного героя

 Дети по звучанию музыки узнают героя

Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

 
 


 

 Развитие умения работать в парах
 

  Задание называется: «Великие русские композиторы» Слайд №3(портреты композиторов Прокофьев, Чайковский, Римский-Корсаков) Напишите в тетради фамилию, имя и отчество этих композиторов. Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу.( пока дети выполняют задание звучит музыка « В мире много сказок»)


 

 П
 

 даёт задание

Выполняют задания «Великие русские композиторы»

Регулятивные:

 Организуют свою деятельность, принимают её цели и задачи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Личностные:

-- оценивают результаты деятельности

Коммуникативные:

- осваивают диалоговую форму общения

умение работать в  группах

У: Ну что, продолжаем наше путешествие.

Посмотрите, какой красивый замок. Ребята, здесь слово какое-то необычное, зашифрованное, наверное это имя следующей героини. Как вы думаете - кто это?

Слайд№4(Золушка и буквы УШКОЗАЛ)

Из какой сказки эта героиня и кто её написал?

Д: Сказка « Золушка» написал Ш. Перро.

У: А вот русский композитор С.С. Прокофьев на основе этой сказки написал балет, который он тоже назвал « Золушка» Слайд №5

А вы знаете, ребята, этот балет Прокофьев написал во время В.О. войны.

Премьера балета состоялась 21 ноября 1941 года ,как праздник самой победы восприняли люди этот балет, воспевающий торжество справедливости над злом и ненавистью.

А кто помнит, куда хотела попасть Золушка?

Д: На бал.

У: А кого она повстречала на балу?

Д: принца.

У: Итак Золушка и принц танцевали на балу танец. А вот какой они танцевали танец вы мне скажите прослушав фрагмент(звучит

Вальс)

Д: вальс

На столе у вас лежат цветные полоски бумаги, передайте настроение Золушки в цвете.

Сейчас мы с вами проследили связь музыки с каким искусством?( ИЗО)

У: Ребята Золушка оставила  вам конверт, давайте посмотрим, что в нем. (учитель читает письмо)

Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Я так торопилась на бал, но оказывается, в дворцовом оркестре злые сестры спрятали все инструменты. Вы должны мне помочь-отгадайте загадки о музыкальных инструментах.

(на слайдах показываются отгадки) Слайд№6-13

 
 

 Г
 

 Включает вальс и просит определить какой это танец


 

Слушают музыку и определяют танец

Регулятивные:

 Организуют свою деятельность, принимают её цели и задачи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Личностные:

-- оценивают результаты деятельности

Коммуникативные:

- осваивают диалоговую форму общения

  1.У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем

Весельчак , а не буян
 Голосистый мой …(
баян)

2. Первые марши играют военные,
 Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
 А вот вторые на крышах стоят,
 Дружно зимою все сильно дымят. (
трубы)

3. Треугольная доска,
 А на ней три волоска.
 Волосок - тонкий,
 Голосок - звонкий. (
балалайка)

4. В лесу вырезана,

Гладко вытесана,
 Поёт-заливается.

Как называется?

(скрипка)

5Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?(рояль)

  1. В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная. (гармонь)

 У: Проверьте по образцу и оцените себя.


 

ф

Загадывает загадки

Отгадывают загадки

Коммуникативные:

- умение работать в группе слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

физминутка

У: А теперь ребята сделаем привал и немного отдохнем

У:Послушайте стихотворение и скажите, о каком сказочном герои идёт речь в этом стихотворении?

Сначала жил я в сказке, что Гофман написал

Затем стал музыкальным-  уже в балет попал

Среди других игрушек я был не слишком мил

Уродлив, непригляден, огромный рот, мундир

Д: Щелкунчик Слайд№14

У: В каком  произведении мы встречаемся с эти героем?

Д: Балет « Щелкунчик»

У :Давайте вспомним сюжет балета(ответы детей)

 У: Послушайте и скажите,  как  называется этот фрагмент из балета

 « Щелкунчик»?

Д: Марш Щелкунчика.

У: А вот сегодня. мы послушаем и посмотрим ещё один фрагмент из балета и называется он « Па-де-де». Па-де-де означает танец вдвоем. А кто эти двое?

Д: Маша и Щелкунчик

У: Конечно как счастлива была Маша. Весь это бал, и цветы и музыка-всё для нее. И главное, рядом с ней - её верный друг Щелкунчик. Как хорошо им было вместе!!! А волшебная музыка всё кружила и кружила их в танце.

(видеофрагмент « Па-де-де»)

Проводит музыкальную физминутку

Ф

Выполняют физминутку

 
 


 

 У: Ребята, Щелкунчик оставил вам орешки с  заданиями.

Предлагаю поработать в группах. Задание «Там где трудно одному ,разберем с друзьями»

1 гр- Дайте балету другое название

2 гр- дайте характеристику фрагменту ,пользуясь словарём эмоций.

3 гр-Какой композитор написал это балет?

4 гр-найдите в словаре и запишите определение,   что такое балет.

 5 гр-выберите карту настроения для завершения балета.

6 гр-Что является основой балета.

У: Проверьте по образцу и оцените себя. Слайд №15

У: Балет всегда создает обобщённый и  возвышенный образ прекрасного человека. Полюбив балет, вы откроете такой образ и  в себе


 

 
 Г

Даёт задание
 

Выполняют задание в группах

Коммуникативные:- проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в качестве слушателя, выполнять творческие задания, определять этапы выполнения задания

 
 

Творческое задание

 Ну а мы, продолжаем наше путешествие.(звучит музыка)

У: А сейчас прозвучит музыка, название которой вы не знаете. Я только скажу, что написал эту музыку П. И. Чайковский.

Но прежде чем мы послушаем  музыку, я скажу, что сейчас мы будем работать в парах.

После прослушивания вы должны ответить на поставленные вопросы.

Слайд №16

1в-Какая репродукция созвучна музыке?( Баба-Яга, Золушка, Елена Прекрасная)

2в-Какими звуками музыка рисует образ этой героини( выбрать острыми, нежными, плавными, злыми, резкими, грациозными) запишите в тетради.

Проверьте по образцу , оцените себя  и скажите,так как же называется это произведение?

( звучитпьеса «Баба Яга»)

У: Правильно Баба Яга.

Эта пьеса из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковский Слайд №17

Вы знаете ребята, что Баба –Яга один из молодых героев русских сказок.

У языческих народов Сибири и Алтая главное божество носило имя Баба -Яга. Её идол делали в виде пожилой женщины с горбом и косматыми волосами. Сажали в ступу и ставили в избушке на курьих ножках в непроходимых лесах тайги. В жертву приносили животных. На русичей идолы производили ужасающее впечатление. Что и было затем перенесено в сказки. Таким образом, языческая богиня стала прототипом Бабы -Яги из русских народных сказок. Но в сказках Баба – Яга напоит, накормит, спать уложит.

 
 

 п
 

 Даёт задание
 

Выполняют задание
 

Коммуникативные:- проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в качестве слушателя, выполнять творческие задания, определять этапы выполнения задания

А как вы думаете ,может ли Баба-Яга быть смешной?

Д: Да, может

У: Да,  может, ведь про неё в народных играх даже сложена забавная прибаутка–дразнилка.

Баба-Яга костяная нога

С печки упала, ногу сломала

Побежала в огород

Напугала весь народ

Побежала в баньку

Испугала зайку

А сейчас мы с вами попробуем сочинить музыку на эти стихи.

Творческое задание

И

Даёт задание

Выполняют задание(импровизируют)

Коммуникативные:- проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в качестве слушателя, выполнять творческие задания, определять этапы выполнения задания

Рефлексия

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

У вас на парте  лежит не раскрашенная Баба-Яга, сейчас мы её будем раскрашивать Слайд№18

1 –если на уроке было интересно,  тема урока поняли - то разными цветами.

2- если на уроке было не всё понятно –зелёным.

3-если урок не понравился, было не интересно – красным цветом.

( пока раскрашивают, звучит музыка)

Ну а теперь, просигнальте мне, я вижу что большинство  из вас подняли разноцветных, значит наша работа удалась.

Ну а теперь, вернёмся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока.(ответы детей)

А сейчас мы с вами споём песню «Старая сказка»-исполнение.

Звучит волшебная музыка.

У:Ребята, а вот и сундучок появился. Он появился потому, что вы справились со всеми заданиями.

Давайте посмотрим, что в нём?(пятёрки)

Да ребята, это значит ,что настало время подсчитать свои баллы.

Рефлексия

Ф

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки музыки

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Домашнее задание по выбору(дифференцированное). Слайд №19

1 –сочинить четверостишье об одном из  сказочных героев ,с которыми мы встретились на уроке.

2- нарисовать эскизы костюмов сказочных героев.

3- сочинить свою музыкальную сказку.

Дает домашнее задание

Записывают домашнее задание

Итог урока

Учитель: Чтобы сказки не обидеть

      Надо их почаще видеть

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть

Сказки всех отучат злиться

А научат веселиться

Быть добрее и скромнее

Терпеливее, мудрее.

К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Но волшебство не заканчивается, ведь все вы маленькие волшебники и постарайтесь оставаться ими, делайте добро, любуйтесь красотой,  умейте восхищаться прекрасным!!!!!

Всем большое спасибо! До свидания! Слайд №20

Выход под музыку « Песня о волшебниках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....

Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОТ АБСТРАКНОГО К КОНКРЕТНОМУ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В РАМКАХ ФГОС

В статье расскрываются основные способы подходох и их различия творческой деятельности учащихся на уроках музыки....

Урок по музыке 5 класс. Сказочные герои в музыке

Урон ознакомливает учащихся с музыкальными сказочными образами.Выявляет роль музыки в литературе....

Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Сказочные герои в музыке

План-конспект урока "Сказочные герои в музыке" представляет собой контрольный урок по пед.практике в 5 классе....