Стилистические особенности масленичных песен
план-конспект урока по музыке на тему

Ольга Александровна Чернышова

Урок в 4 классе "Музыка моего народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx25.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет Класс                      Музыка,4кл.

Тема урока                               Музыка моего народа.

Цель урока: Научить выделять особенности исполнения Масленичных песен.

Задачи урока: Актуализировать знания учащихся о традициях народного праздника «Масленица»

Выделить особенности исполнения календарных песен масленичного периода.

Научить уч-ся исполнять закличку с учетом  распевов и огласовок.

Закрепить усвоение детьми полученного нового материала и знаний.  

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Расширят знания о жанрах р.н.п.

Научатся выделять общие и главные черты в песнях весеннего периода.

Приобретут навыки работы с источниками  информации.

Уч-ся научатся  выражать свое эмоциональное состояние, работать в коллективе, учитывая мнение товарищей.

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Заклички, веснянки.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Методическое назначение средств ИКТ

Аппаратное и программное обеспечение

Магнитофон, СД- диски, синтезатор

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Актуализация знаний о празднике «Масленица»

Вход под песню «Весну звали!»

 « Масленица-это…»(мозговой штурм.)

Учитель задает вопросы уч-ся с целью актуализации знания о Масленице и записывает краткие ответы на доске.

Праздник какого времени года?(Весна)

На Масленицу всегда пекут…?(Блины)

-сжигают…. (Чучело)

-устраивают (уличные гуляния, катание на лошадях)

Молодцы, а сейчас прочитайте текст и выделите определенным цветом информацию.

Работа с текстом о празднике «Масленица»(маркировка текста цветом)зеленый –знал, красный-не знал. Фронтальный опрос, выяснение ключевых знаний по тематике праздника.

Учащиеся приходят к выводу, что основу праздника составляют песни, которые очень отличаются от других песен.

Длительность этапа

   7 мин.

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Изучение текста, выделение  текста разным цветом с целью выяснить объем знаний у уч-ся по данной теме.

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

индивидуальная

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Координирует, направляет уч-ся.

Методы обучения, приемы, техники

Работают с текстом, маркируют текст.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Научатся выделять отличительные особенности масленичных песен.

Слушание.

 Каждый день Масленицы имеет разное название и песни тоже исполняются разные, но у них есть общие черты. Прослушайте 3 музыкальных примера разных по характеру и ответьте на вопросы:

Что общего у этих произведений?

Какие различия?

Выделите главные черты в музыкальных примерах.

(запишите в тетрадях) Звучат музыкальные примеры:

1.Ой, весна воротилась…..(зазывная, медленная, с огласовками в конце фразы)

2.А мы Масленицу дожидали…(веселая,танцевальная,с частыми повторениями распевов)

3.Весна-красна,теплое летице.(Зазывная, распевная, с огласовками в конце фразы)

Анализ услышанных произведений ответы на вопросы поставленные перед слушанием.

Как одним словом можно назвать песни весеннего периода? (Веснянки,заклички)  

Длительность этапа

1 мин.

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Интонационно-слуховой анализ.

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

коллективная

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

организует,направляет

Методы обучения, приемы, техники

Объяснительно -иллюстративный

ЭТАП 3. Практикум

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Научатся исполнять календарные песни масленичного периода с учетом их распевов и огласовок.

Разучивание.

Масленичная закличка «Весна-красна, теплое летице»

Прослушайте, пожалуйста, закличку еще раз, особенно обратите внимание на сложные распевы.(Учитель исполняет a cappella)

Прохлопайте ритм 1куплета, обращая внимание на длинные ноты и синкопированный ритм

Сейчас проговорите слова 1фразы на примарном звуке, с точным повторением распевов и ритмического рисунка.

Обращаем внимание детей на правильное певческое дыхание(быстрый, бесшумный вдох и очень экономный выдох,чтобы хватило еще и на огласовки «ГУ-У») и четкую дикцию.

Затем продолжаем работать над 2 фразой, проработав таким образом над 1 куплетом полностью, приступаем к вокальному исполнению.

При разучивании календарных и обрядовых песен обращаем особое внимание детей на квартовые скачки в самом начале произведения, это составляет особую трудность для чистого интонирования и огласовки в конце фразы, т.к. это требует экономного распределения дыхания. Скажите, ребята, что для вас составляло трудность?

Чем отличается исполнение закличек от песен?

На что следует обратить внимание при исполнении закличек?

Мне сегодня очень понравилось, как вы работали на уроке!

 Длительность этапа

15мин.

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Пение ,разучивание

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

коллективная

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Проводит вокальную работу, исполняет, направляет уч-ся.

Методы обучения, приемы, техники

Метод музыкального переинтонирования.

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Ход урока

Длительность этапа

5 мин

А сейчас я предлагаю вам поиграть!

(Учитель задает вопросы.)

(Про себя) Вспомните название всех дней в неделе по порядку и хлопните в ладоши!

(Про себя) Вспомните название каждого дня Масленицы и хлопните в ладоши!

 (Про себя) Соотнесите название дней недели и дней Масленицы друг с другом и громко крикните название последнего дня Масленицы.

-Прощеное воскресенье!

Ребята, вы познакомились  с игрой, которая называется «Джолт» или по другому встряска.

Что мы сделали пока играли в игру? Повторили названия всех дней Масленицы.

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов

игра

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Методы контроля

самооценка

Способы коррекции

Джолт

Форма организации деятельности учащихся

игровая

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Организует, координирует.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

        3 минуты        Ход урока

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Рефлексия: Что узнали?

Как настроение?

Когда вы пойдете с семьей на масленичные гулянья, сможете ли вы выделить масленичные заклички?

Д.з. Опишите традиции празднования «Масленицы» в вашей семье (5-6 предложений)

Каким вы видите образ «Масленицы» (нарисуйте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)

Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...

Методичeская разработка открытого интегрированного занятия на тему "Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении В. Римши «Как у бабушки Арины»

Методичeская разработкаоткрытого интегрированного занятия инструментального (шумового) ансамбля и младшего хора «Веселые голоса»хоровой студии «Камертон» ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского ...

Стилистические особенности сонетов Шекспира

Целью работы является попытка проанализировать сонеты Шекспира о любви и выявить стилистические особенности,  посредством которых автор достигал строгой поэтической формы....

Стилистические особенности хохломской росписи

Знакомство с хохломской росписью на занятиях внеурочной деятельностью происходит через создание проблемной ситуации. Дети проявляют интерес к культуре и истории своего народа: наблюдают, сравнивают, в...

Реферат "Стилистические особенности сонат Й.Гайдна и В.Моцарта"

Два гениальных музыканта 18-го века - Й.Гайдн и В.Моцарт - совершили настоящее чудо: начав с самых простых форм, пройдя путь, которым шли многие их современники, они совершили переход в иное качество,...

"Значение фразеологической единицы в речевой и стилистической особенностях прозы Фатиха Хусни" статья

В статье рассматриваются характерность индивидуального стиля потреблений фразеологической единицы в прозы Фатиха Хусни. Отмечается, что автор мастерски пользуется особенностью фразеологическ...