Методичeская разработка открытого интегрированного занятия на тему "Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении В. Римши «Как у бабушки Арины»
методическая разработка по теме

Шишмарева Екатерина Евгеньевна

 

Методичeская разработка

открытого интегрированного занятия

 

инструментального (шумового) ансамбля

 и младшего хора «Веселые голоса»

хоровой студии «Камертон»

 ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района

Тема: 

Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении

В. Римши «Как у бабушки Арины»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_dlya_tsvr.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка

открытого интегрированного занятия

инструментального (шумового) ансамбля

 и младшего хора «Веселые голоса»

хоровой студии «Камертон»

 ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района

Тема:

Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении

В. Римши «Как у бабушки Арины»

Авторы и руководители:

Шишмарева Екатерина Евгеньевна

Мазько Наталья Анатольевна

Цель: Сравнение – русских народных и авторских, стилизованных под народные, произведений. Попытка воспроизвести народный колорит произведения средствами хора и шумового оркестра.

Задачи: 1. Изучение интонационных особенностей русской народной песни.

2. Изучение ритмических особенностей народной плясовой песни.

3. Попытка обогащения звучания путем добавления инструментов шумового оркестра.

Ход урока:

Просмотр презентации с использованием фрагментов известных русских народных песен

Учитель: Мы прослушали несколько русских народных песен. Давайте поговорим о жанрах русского народного песенного творчества. Какие бывают жанры?

Ответ: Лирическая, плясовая, хороводная.

Учитель: Правильно. А какую самую известную хороводную песню мы знаем?

Ответ: «Во поле береза стояла»

Р.н. песня «Во поле береза стояла» - прослушивание фрагмента песни

Учитель: А давайте перечислим основные признаки, по которым мы относим произведения к разным жанрам. Например, плясовая. Какие особенности должны быть у песни?

Ответ: Веселый, задорный характер, зачастую шутливое содержание, движение мелодии по звукам трезвучия, часто встречающиеся скачки мелодии на кварту.

Учитель: А теперь вспомним основные признаки лирической народной песни.

Ответ: Спокойный характер, частое опевание тоники или доминанты, иногда встречающиеся скачки на квинту.

Учитель: А хороводные сильно отличаются от лирических песен?

Ответ: Нет, они похожи по характеру, но движение мелодии в хороводных песнях чаще всего поступенное, скачки встречаются редко.

Учитель:А теперь мы прослушаем авторское произведение, написанное в народном стиле. В.Римша, «Как у бабушки Арины». Попробуйте определить, к какому жанру оно относится.

В.Римша «Как у бабушки Арины» - прослушивание песни с сопровождением ф-но

Ответ: К плясовой.

Учитель: Почему?

Ответ: Шутливое содержание, быстрый темп, веселый характер, движение по звукам трезвучия и скачки на кварту.

Учитель: Совершенно верно, композитор использовал приемы, характерные для плясовой песни. А давайте теперь прослушаем  самую известную русскую народную песню «Калинка». Есть ли еще какой – нибудь необычный прием в этом произведении?

Р.н.песня «Калинка» - прослушивание

Ответ: Да, яркий контраст музыкального материала.

Учитель: А есть ли такой прием в нашем произведении?

Ответ: Да.

Учитель: Скажите, в «Калинке» меняется жанр произведения?

Ответ: Да, от плясовой к лирической.

Учитель: А в «Как у бабушки Арины»?

Ответ: Нет.

Учитель: А почему, за счет использования каких средств мелодия поменялась, а жанр – нет?

Ответ: За счет сопровождения.

Учитель: Правильно. Сопровождение играет большую роль в исполнении плясовых мелодий. А давайте подумаем, какие инструменты шумового оркестра подойдут нам для сопровождения «Как у бабушки Арины»?

Ответ: Трещетки, бубны, ксилофон, металлофон, ложки, бубенцы.

Учитель: Верно. Как вы думаете, если мы будем использовать все инструменты разом, получится ли у нас интересное, разнообразное произведение?

Ответ: Нет.

Учитель: Давайте попробуем разграничить инструменты так, чтобы получилось разнообразие.

Вначале, во вступлении можно ли использовать все инструменты, чтобы создать нужное настроение?

Ответ: Да.

Учитель: А дальше, когда вступает хор со своей мелодией и интересными, необычными словами должен ли оркестр играть tutti?

Ответ: Нет, можно только подчеркнуть сильную долю.

Учитель: А в следующем эпизоде, где контрастом звучит музыкальный материал «Коза в синем сарафане» какие инструменты могут подойти?

Ответ: Ксилофон, он изображает стук копыт.

Учитель: А послушайте еще раз этот эпизод в инструментальном исполнении. Заметили ли вы какую – нибудь особенность в звучании?

Прослушивание вступления к песне «Как у бабушки Арины», исполняемое концертмейстером на фортепиано

Ответ: Да, на последнюю долю слышно sforzando в сопровождении.

Учитель: А как мы можем его изобразить средствами шумового оркестра?

Ответ: Сыграть tutti.

Учитель: Встречаются ли еще похожие по музыкальному материалу части?

Ответ: Да.

Учитель: Правильно ли будет исполнять их таким же составом оркестра?

Ответ: Да.

Учитель: А теперь давайте подумаем, как нам выделить самый яркий момент нашего произведения, концовку, чтобы зрители не сразу услышали tutti оркестра и хора, а постепенно.

Ответ: Нужно постепенно включать инструменты.

Учитель: Давайте начнем с речитатива хора, а чтобы было интересно, необычно и ярче сделать crescendo, давайте даже фортепиано исключим из звучания, оставим ему только сильную долю для сопровождения. А потом в каком порядке будем подключать инструменты?

Ответ: Фортепиано полностью, потом ксилофон и металлофон, так как их звучание постепенно прибавляет динамики, затем ложки, и в самом конце трещетки и бубен.

Учитель: Давайте попробуем исполнить это произведение так как мы запланировали.

Исполнение песни  всем составом: хор, фортепиано, шумовой оркестр.

Получилось ли у нас яркое, интересное произведение?

Надеюсь, после того, как все эпизоды будут отработаны, оно станет еще ярче и выразительней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

Открытое интегрированное занятие по рисованию и музыке.doc

Открытое интегрированное занятие по рисованию и музыке...

Методическая разработка урока «Русская народная музыка»

Методическая разработка урокапо предметной области «Искусство (Музыка, ИЗО)»для 3-го класса средней общеобразовательной школы«Русская народная музыка»Тип урока: урок-этюд.Цель: Развитие инте...

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе по немецкому языку, музыке, литературе и МХК.

Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе для учителей немецкого языка, музыки, литературы и МХК....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Русский народный костюм»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида «Сибирячок»Конспект интегрированного занятия в подготови...

Открытый урок "Стилистические особенности русского романса 19 века"

Открытый урок по музыкальной литературе в 6 классе....