Конспект урока по предмету "Музыка" 5 класс. "Музыка и литература"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Феоктистова Елена Владимировна

 

 

«Музыка – главный герой басни»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Подготовила учитель музыки

Феоктистова Е.В.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Егорьевск,2015г.

Цель:

  • На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”.
  • Познакомить с творчеством А.П. Бородина.
  • Закрепить понятие “квартет”.
  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
  • развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
  • воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
  • учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр.

Программное обеспечение:

компьютерная презентация.

 

Материалы к уроку:

 

Зрительный ряд: (оформление доски)

 

Эпиграфы:

1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

2. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, просто мука.

 

Мультимедийная презентация в Power Point.

 

Литературный ряд:

И.А.Крылов, басня “Квартет”

 

Музыкальный ряд:

А.П.Бородин “Второй квартет”, 3 часть “Ноктюрн”;

“Вокализ” С.В.Рахманинов;

“Волшебный смычок” норвежская народная песня;

“Всюду музыка живет”Я. Дубравина, сл. В.Суслова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyka_glavnyy_geroy_basni.docx48.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               МОУ СОШ №3 с УИОП  

     

            Конспект открытого урока по музыке

                                   в 5 «Б» классе

                                                                                       

    Подготовила учитель музыки

Феоктистова Е.В.          

Г.Егорьевск,2015г.

Цель: 

  • На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”.
  • Познакомить с творчеством А.П. Бородина.
  • Закрепить понятие “квартет”.
  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи: 

  • познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
  • развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
  • воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
  • учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр.

Программное обеспечение:

компьютерная презентация.

Материалы к уроку:

Зрительный ряд: (оформление доски)

Эпиграфы:

1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

2. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, просто мука.

Мультимедийная презентация в Power Point.

Литературный ряд:

И.А.Крылов, басня “Квартет”

Музыкальный ряд:

А.П.Бородин “Второй квартет”, 3 часть “Ноктюрн”;

“Вокализ” С.В.Рахманинов;

“Волшебный смычок” норвежская народная песня;

“Всюду музыка живет”Я. Дубравина, сл. В.Суслова.

Ход урока

I. Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, мы продолжаем тему четверти “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”. (Слайд №1) На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Музыка часто звучит не только в сказках, но и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?

Ученики: Басня


Учитель: Кто написал эти басни?


Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.

(Показ портрета И.А.Крылова) (Слайд №2)

Учитель: Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу. (Слайд №3)

Архивариус: Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Учитель: Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.

Ученики:( ответы детей.)

Учитель: Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока звучит так “Музыка – главный герой басни”. (запись на доске)

Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение.(Слайд №4)

Дуэт + квинтет - трио = ? (квартет)

Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.

Учитель: Что такое квартет? (Слайд № 5)

Архивариус: Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет?

Учитель: Приведите примеры квартетов.


Ученики:
4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.


Учитель:
Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты.

Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.

Учитель читает фрагмент басни.

Проказница Мартышка, Осел, Козёл
Да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет…

Анализ фрагмента.

Учитель: Назовите, какие музыкальные инструменты входят в квартет? (две скрипки, альт, бас)

(показ инструментов) (Слайд№ 6 )

Учитель: Это струнный квартет.  Крылов называет “басом” виолончель, потому что виолончель - самый низкий инструмент в квартете.


Учитель: Кто участвует в басне? (Мартышка, Осёл, Козел, Косолапый Мишка)

Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”.(Слайд№7)

Анализ басни.

Учитель: Получился квартет? Почему? Может ли такая музыка творить чудеса?
Ученики: Только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям.
Учитель: Могли герои басни стать настоящими музыкантами?
(ответы детей)

Учитель: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваши понежней…» - Что означают эти слова?

Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание. Прежде нужно долго учиться игре на инструменте, а также необходим слух, талант.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. И. Крылов тоже был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным,  ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить. Таким же замечательным музыкантом был и А. П. Бородин (1833 -1887г.)

 (Слайд№8)

Музыка не была его основной профессией. Он был талантливым учёным – химиком. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. Иногда, во время лекций  на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А. П. Бородина. О чём вам расскажет музыка квартета?

Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.
Ученики: Музыка красивая, мелодичная, выразительная.

Учитель: Как звучала музыка? При помощи каких средств композитор смог передать это настроение?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет (Слайд №9)
Учитель: Какое у вас возникло ощущение при прослушивании этой мелодии? С чем она ассоциируется?

Ученики: Ощущение безмятежности, спокойствия, хочется посидеть у огня, помечтать. Учитель: Посмотрите на репродукции картин. Найдите среди этих полотен прослушанную мелодию? Какие картины оживают под эти звуки? Чем они созвучны?

(Слайд №10) 

С  каким музыкальным произведением по богатству мелодического развития, характеру лирического высказывания можно сравнить эту музыку? (Слайд №11) 

Ученики: с «Вокализом» Рахманинова. (слушают фрагмент)

Учитель: Ощущение поющего человеческого голоса здесь достигается звучанием струнных инструментов.

Учитель: Квартет Бородина - произведение камерное. Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”. Вновь обратимся к нашему архивариусу.

(Слайд №12) 

Архивариус: Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского – комната).Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.

Учитель: Давайте еще раз послушаем  фрагмент ноктюрна, а движения рук помогут нам передать напевность мелодии, представим, что мы взяли в руки смычок скрипки или виолончели.

(повторное слушание)

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит …
(Слайд №13)

Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: “Волшебный смычок”. Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учитель: Давайте, мы исполним песню. (Слайд №8)

Исполнение песни “Волшебный смычок”

Повторение мелодии.
Исполнение по ролям.

Сопровождение музыкальное (звучание живой скрипки)

Обобщение урока:

Учитель: Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой. Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песню. Музыка становится основой сюжета многих литературных произведений, например басня «Квартет». Смогли бы появиться эти произведения, если главным действующим лицом не была музыка?  (ответы детей)

Учитель:

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

 И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

Звучит песня «Всюду музыка живет»

Квартеты у нас на уроке звучали инструментальные, а сейчас вы услышали пример вокального квартета.

В исполнении вокального квартета прозвучала песня «Всюду музыка живет» », авторами этой песни являются композитор Яков Дубравин и поэт Владимир Суслов.
Итог урока:
Учитель: Спасибо всем за урок.

Домашнее задание: Составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.

Музыкальное прощание.

ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ» Цель: Показать, что музыка звучит не только в сказках, рассказах, повестях, стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет». Ход урока: На уроках первой четверти мы говорили, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. В этой четверти начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давай те вспомним тему четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыка». Начнется наш урок необычно. Я сегодня пригласила к нам ребят – участников школьного хора. Это, конечно, не весь хор, а лишь небольшая её часть – вокальная группа. В исполнении этих ребят прозвучит песня композитора Г. А Струве и ленинградской школьницы Иры Исаковой «Музыка». - Вы послушайте и подумайте: о чём рассказывается в этой песне? (слушание – Г.А. Струве, «Музыка») -Понравилась вам эта песня? -О чём рассказывается в это песне? -Откуда музыка берёт своё начало? …Птичьи трели – это музыка, И капели – это музыка, Шум ветра, журчанье ручейка – это тоже музыка. Музыка является главным героем данной песни, которую написали Г. А. Струве и ленинградская школьница – автор текса Ира Исакова. Музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным действующим лицом. А. С Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила» следующими словами: Вот так подчеркнул А. С. Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь. Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем и нам предстоит ещё узнать, где музыка - главное действующее лицо. 1 – стих, 2 – сказка, 3 –рассказ,4 - повесть, 5 –роман, 6 –миф,7 - легенда, 8 –басня. Музыка звучит не только в стихах, сказках, рассказах, повестях, но и в баснях. - Вспомните басни великого русского баснописца И. А. Крылова, где звучит музыка. ( «Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»…) - Сейчас Фёдоров Саша прочитает нам басню «Квартет», а вы подумайте: что означает это слово – квартет. - Какие инструменты входят в квартет? (Слушание басни «Квартет».) -Сколько горе – музыкантов участвовало в «Квартете» Крылова? (4 исполнителя: проказница мартышка, осёл, козёл, да косолапый мишка). -На каких инструментах исполняли герои Крылова? (4 струнных инструмента) 4 трубы – квартет Арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато часто и в прежние времена, в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель. В квартете Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий басовый инструмент в квартете. -Почему же у этих горе – музыкантов ничего не получилось? Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты? (Звучат ответы детей) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней..» - Что означают эти слова? Чтобы красиво играть на инструменте, прежде нужно долго учиться этому, а так же для этого необходим слух, талант. И. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить. Таким же замечательным музыкантом был и А. П. Бородин (1833 -1887г.), хотя музыка не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был также талантливым учёным – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки музыки. - Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А. П. Бородина - Похоже ли это произведение на игру горе – музыкантов? - Сколько инструментов примут участие в этом произведении? - О чём вам расскажет музыка квартета? (слушание) Это произведение совсем не похоже на исполнение горе – музыкантов из басни Крылова. Здесь прозвучали те же самые инструменты, что и в басне Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Это произведение камерное. Мы прослушали фрагмент 3 части квартета – ноктюрн. - О чём рассказывает музыка этой части, что вы представили? Какая это музыка по характеру? Музыка красивая, нежная, мелодичная, выразительная – создаёт образы ночи. Медленно плывёт мелодия, полная какой – то особой ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой. - Почему же музыканты из басни Крылова, имея те же самые инструменты, не смогли исполнить также красиво и выразительно? А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно. А сейчас мы послушаем: как звучит живая скрипка в руках девочки, которая пришла к нам в гости. Зовут её Маша Кузьмина, Она ходит в музыкальную школу, учится игре на скрипке четвёртый год. Как прекрасно звучат музыкальные инструменты в руках настоящих музыкантов Тысячи лет существует музыка на земле и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос: - Почему музыка волнует и трогает? - Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения. Послушайте стихотворение и скажите о чём оно, что почувствовали и услышали вы? «Музыка» Без музыки не проживу и дня! Она во мне, она вокруг меня И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав, и в радуге цветов И в зареве рассвета над землей… Она везде и вечно спутник мой. Ей все подвластно: радость и тоска, В ней – просто миг и долгие века. И воскресить умеет и убить Заставит полюбить и разлюбить Но разве может жить она без нас Хотя бы день, полдня? Хотя бы час! Без наших дум и радостей земных Без мелочей смешных и не смешных? Мы ей за все «спасибо» говорим И, веря в торжество ее, - творим! Музыка берет своё начало из окружающей нас жизни: шелест листьев, шум дождя, раскаты грома, вой ветра, пенье птиц, журчанье ручейка – всё это музыка. И вновь музыка является основой сюжета этого стихотворения. Мы убедились, что существуют и много песен, где музыка является главным действующим лицом. Сегодня мы познакомимся с песней, которая называется «Всюду музыка живёт», авторами этой песни являются композитор Яков Дубравин и поэт Владимир Суслов. (Разучивание песни) Обобщение урока: Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой. Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песню. Примером сегодняшнего урока являются песни «Музыка» в исполнении вокально–хоровой группы и новая песня урока «Всюду музыка живёт». Музыка становится основой сюжета многих литературных произведений, например басня «Квартет». Смогли бы появиться эти произведения, если главным действующим лицом не была музыка? Конечно, нет.

Задачи:

  • познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
  • развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
  • воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
  • учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности: 

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый.

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: 

  • ситуация занимательности;
  • сравнение, анализ, обобщение;
  • приём сопоставления со смежными видами искусств.

по источнику информации и характеру деятельности: 

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

по назначению и дидактическим задачам: 

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение знаний;
  • повторение.

Приёмы: 

  • слушание;
  • исполнение;
  • сюжетно-ролевая игра.

Оборудование: 

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, курай, музыкальный центр.

Программное обеспечение: 

  • компьютерная презентация.

Материалы к уроку:

Зрительный ряд: (оформление доски) 

  • Эпиграфы:

1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

2.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, просто мука.

И.А.Крылов

  • Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина;
  • Музыкальные инструменты;
  • Карточки;
  • Мультимедийная презентация в Power Point.

Литературный ряд: 

  • И.А.Крылов, басня “Квартет”

Музыкальный ряд: 

  • А.П.Бородин “Второй квартет”, 3 часть “Ноктюрн”;
  • “Туган тел” татарская народная песня;
  • “Марш Черномора” М.И.Глинка;
  • “Вокализ” С.В.Рахманинов;
  • “Волшебный смычок” норвежская народная песня;
  • “Снежинка” Е.Крылатов.

развитие ассоциативного мышления;

формирование понятия «квартет» и «камерная музыка»;

развитие воображения, коммуникативных навыков;

развитие вокально – хоровых навыков;

расширение знаний о творчестве А.П. Бородина;

Музыкальный материал: А. Бородин. Квартет №2. фрагмент из 3-ей части.

Дополнительный материал: И.А. Крылов. Басня «Квартет», карточки с инструментами, иллюстрации.

           План урока:

  1. Организация учащихся на урок. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение темы. Слушание и анализ ноктюрна из квартета №2 А.П.Бородина.  
  3. Вокально-хоровая работа над песней «Волшебный смычок»
  4. Знакомство с песней «Всюду музыка живет» Я.Дубравина.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Организация учащихся на урок. Слушание творческих сочинений.

Здравствуйте, ребята! Как вы помните, на уроках второй четверти мы с вами говорим о тесной взаимосвязи музыки с литературой. На предыдущем уроке вы узнали о силе музыки  разных народов мира на примере грузинской народной сказки «Чонгурист» и одной из лучшей сказок белорусского народа «Музыкант – чародей».

О чем эти сказки?

Как музыка проявила свою волшебную силу?

А теперь мы посмотрим как проявила свою волшебную силу музыка в ваших творческих сочинениях.

Учащиеся читают свои музыкальные сказки.

Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появились такие песни и сказки. Мудрость народа с восхищением говорит о тех. Кто владел этой музыкой. Этот сюжет популярен у разных народов.

Изучение темы.

Музыка звучит не только в сказках, стихах, но и в баснях.

Назовите фамилию великого русского баснописца.

Назовите басни И.А. Крылова, в которых звучит музыка («Осел и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»).

Чтение басни «Квартет» И.А. Крылова по ролям и ее обсуждение.

♦ Что такое «квартет»?

Квартетом называется музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты.

Прочитав басню «Квартет» И.А. Крылова,что вы узнали о квартете? (Это коллектив, состоящий из 4-х исполнителей.)

Какие инструменты входят в квартет? (…Достали нот, баса, альта, две скрипки. Бас – виолончель; альт; скрипка-прима, первая; скрипка – втора (я, прима, сяду против вторы).

Как должны сидеть музыканты?

Достаточно ли этих знаний, чтобы играть в квартете? Обыграйте басню. (Пригласить 5 учащихся. Один читает басню, другим дать инструменты. Все участники следуют за текстом. Можно заранее подготовить басню по ролям.)

Получился квартет? Почему? Может ли такая музыка творить чудеса? (Только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям.)

Могли герои басни стать настоящими музыкантами? (Мартышка – непоседлива. Чтобы научиться музыке надо много трудиться. Осел, Козел – тоже неудачные музыканты. Косолапый. Мишка – можно ли лапами играть, да еще и косолапыми?)

КВАРТЕТ

 

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса. Альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки. Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. –

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет! –

Кричит Осел, мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» -

«Чтоб музыкантом  быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

        И. А. Крылов

Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое-нибудь отношение к музыке?

Действительно, И.А. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете.

Современники вспоминали. Что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным. Ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

    3.Слушание и анализ фрагмента из квартета №2 А. П. Бородина.

Таким же замечательным музыкантом был и А. П. Бородин (1833-1887), хотя музыка не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был также талантливым ученым – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал четко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала ученого – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыкой.

Послушайте фрагмент 3-ей части квартета №2 А. П. Бородина. О чем рассказывает слушателям музыка квартета?

Слушание фрагмента 3-ей части квартета.

 Работа в группах. Выполнение творческих заданий.

«Какой инструмент звучит?». Каждой группе учитель выдает карточки с изображениями инструменов. Ребята должны выбрать те карточки, на которых изображены  инструменты, исполняющие произведение.

«Выбери картину». Каждой группе выдается по две иллюстрации. Дети должны выбрать ту картину, которая вызвала у них ассоциацию с прослушанным произведением.( И.К. Айвазовский «Море ночью», А.И. Куинджи «На острове Валааме», А.А. Рылов «В голубом  просторе», И.К. Айвазовский «Вид Одессы в лунную ночь»)

Какие инструменты поют главную мелодию?

Квартет №2 А. Бородина – произведение программное, камерное, то есть в его основе лежит программа:

1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа – Allegro moderato (не очень быстро);

2-я часть – скерцо (шутка);

3-я часть – ноктюрн (произведение, музыка которого создает образы ночи);

4-я часть – финал.

♦ Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

Мы с вами слушали фрагмент ноктюрна.

Повторное слушание с комментарием.

Творческое упражнение «Какую линию выбрать?»

Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные – под медленную и спокойную; прямые, изогнутые – под решительную; прерывные – под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

Обсуждение выполненного задания.

Вторая скрипка и альт сыграли вступление (два аккорда аккомпанемента), и не успел еще отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой. Как цвет черного бархата. Голос виолончели. Медленно плывет мелодия, полная какой-то особой, ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всем. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком. Звенящем голосе скрипок. Кажется, что ее окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом. Вас покорила, взяла в плен красота этой мелодии. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее сопровождение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть спела скрипка, а продолжает ее виолончель. Иногда, словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливаются бархатный голос виолончели и серебристый – скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда все погружается во мрак, то проплывает мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.

Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий П. Бородина – ноктюрн Второго квартета.

4.Распевание.

5.Исполнение песни «Милые взрослые.

6.Вокальная работа над дыханием в произведении «Рождественская ночь».

7. Итог урока.

Какому произведению С.В. Рахманинова близка эта музыка?

Появились ли бы басни о музыке и музыкантах. Если бы не было музыки?

Вывод делают учащиеся самостоятельно.

8. Домашнее задание: прочитайте рассказы К. Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Конспект бинарного урока в 8 классе ( музыка + фр.язык)

План-конспект бинарного урока в 8 классе по теме « Que vous apporte la musique? »  «Что вам дает музыка?»«Ecoutez le guitariste et fermez les yeux…».Учитель: Кудрявцева Ж. А.(французски...

Презентация к уроку музыки 1 класс "Музыка утра"

Тема: «Музыка утра»Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств,...

Конспект урока 1 0 класс Музыка. J “adore la musique!

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании, технологии исследовательского подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, развит...

Презентация к уроку музыки 5 класс Музыка в театре, в кино, на телевидении

Презентация по музыкальному мультфильму "Летучий корабль"...