Развитие творческих способностей на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке на тему

Задонская Наталья Алексеевна

Развитие творческих способностей на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_na_urokah_muzyki.docx19.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

        Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили,  недоразвили. Нельзя упускать такой  благодатный  детский возраст,  когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания,  к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.

     Как помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить? Какова роль учителя и каковы его возможности в этом сложном процессе?
http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifУ каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Что такое — творческие способности? Это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап обучения в школе. Игровая деятельность на уроках музыки помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный.

 http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifКакие же творческие приемы и формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмичные и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение лада музыкальной пьесы и другие.

      Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности. Хотя программа курса «Музыка» почти полностью исключает то, что принято было называть музыкальной грамотой, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому  на уроках можно использовать музыкальную терминологию, подбирать различные стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях.

      Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми.

  • Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. Загадки это еще и источник новых знаний. 
  • Например: 
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifВ классе мы билет купили,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifи вчера в театр ходили.
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifМы во все глаза глядели,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifвесь спектакль артисты пели.
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifСлаженно оркестр играл,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifот певцов не отставал.
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifМы в ладоши хлопали
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifВсе мы любим (оперу)
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifОркестр молчит,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifа домбра звучит,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifодной домбре только слово!
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifОркестр молчит, а домбра звучит,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifведь домбра играет (соло)
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifВеселятся музыканты, улыбнулся дирижер,  
       лад, в котором мы играли
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifназывается (мажор)
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifЕсли в нашей пьесе тучи,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifДождик льет во весь опор,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifэто лад печальный, грустный,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifназывается (минор)
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifЯрко зал весь засверкал,
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifприглашает всех на бал.
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifПопрошу ответить вас
    http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifЧто за танец этот (вальс)


        На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности,
http://mo-school24.narod.ru/spacer.gifребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, ребусы, кроссворды и решают их.
     Большое значение придается развитию ассоциативного мышления. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: Урок — дискуссия, урок — состязание, урок -музыкальная викторина, урок — защита, а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей.

 Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

 творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

 “Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

Базовая модель обобщения опыта учителя музыки Галкиной Надежды Николаевны....

Развитие творческих способностей на уроках музыки

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужна   творческая личность,  умеющая планировать будущие действия для д...

Развитие творческих способностей на уроках музыки с учётом требований ФГОС

Развитие творческих способностей , одна из важнейших задач уроков музыки.Использование различных игр , технологий помогают учителю сделать этот процесс интересным и увлекательным....