Музыка в семье
методическая разработка по музыке на тему

Костарева Татьяна Юрьевна

Важным звеном в формировании музыканта является семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_v_seme.docx21.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка в семье

В нашей стране постоянно развивается сеть музыкальных школ, школ искусств, хоровых студий. Новые технологии, интернет помогают окунуться в мир музыки. Создается воистину всенародная система музыкального воспитания невиданная по глубине и размаху. Важное звено в этой теме – музыкальное воспитание в семье.

Человек родился! Появилось маленькое, крохотное существо и постепенно подрастая, он познает мир, а в этом ему помогает, в первую очередь – мама. Она, усыпляя малыша, поёт колыбельную песню, а часы бодрствования играет с ним, распевая потешки: «Сорока», «Ладушки» и многие другие. Малыш играет в ладушки с мамой и очень внимательно слушает её ласковое пение. Ему это очень нравится: он улыбается, радуется. Затем, подрастая, он  слышит от мамы детские песенки, которые она помнит с детства: русские народные песни «Петушок», «Дождик», всем известную  «Серенькую кошечку», песенку «Про зайчика» и другие.

А если есть яркие, красочные игрушки, то мама инсценирует песенку, показывает для малыша небольшой спектакль. Сколько радости, сколько впечатлений! Мама повторяет песни несколько раз,  в дальнейшем малым начинает сам подпевать ей.

Вот эта самая первая ступенька, которая так необходима для развития в ребенке доброты, памяти и интереса к музыке.

Вот и подрос наш малыш, пошел в детский сад. Музыка сопровождает его и здесь: музыкальные занятия, праздничные утренники, различные вечера развлечений.

Но и здесь на помощь должны прийти родители: нужно вовремя помочь разучить текст песен, которые он будет исполнять вместе на празднике (тексты песен размещаются в родительских информационных центрах). Будет хорошо знать слова, - будет более уверенным на празднике и получит радость от выступления. Как можно чаще нужно интересоваться: что же нового выучил  ребёнок в детском саду и терпеливо выслушивать своего любимца, проявляя при этом интерес к его выступлению и рассказу.

Польза от этого будет большая!

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека  в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов.

На основании социологических исследований у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи. Можно привести множество примеров на нашей эстраде: Ф. Киркоров, Д. Маликов, В. Пресняков, К. Орбакайте и другие.

Для многих русских художников было истинным счастьем,  что детские годы, когда сознание особенно жадно впитывает все новые впечатления, они провели с простыми душевными русскими няньками, сказочниками и песенницами. Так прошло детство А.С.  Пушкина, сохранившего глубокую привязанность к няне Арине Родионовне до конца её жизни. Так прошло детство М.И. Глинки. Его семье, в особенности бабушки, песни няни Авдотьи, казались только средством успокоить и развеселить мальчика. А для самого будущего композитора они были теми первыми музыкальными впечатлениями, на которых воспитался его слух, и укрепилась ещё безотчётная, но глубокая любовь к родной русской песне. Он слышал много песен, которые пели девушки, сидя за работой в девичьей, или собирая ягоды. Он слушал затаив дыхание. В семье Глинки устраивались вечера с танцами, с пением модных французских романсов, исполнением пьес для фортепиано и различных ансамблей.  В концертах участвовали крепостные музыканты. Для юного Глинки каждый из таких домашних концертов был большим событием. В наши дни имя Глинки, русского композитора, известно во всем мире

Большая семья композитора П.И. Чайковского также часто устраивала музыкальные вечера. Александра Андреевна (мать П.И  Чайковского) получила образование в одном из Петербургских институтов, знала  языки, много читала, любила музыку. У неё был хороший голос,  и она охотно пела в кругу родных и знакомых. Любимым романсом Пети был «Соловей» А.А.Алябьева. Без устали мог Петя слушать оркестрину, этот небольшой механический орган выписал из Петербурга отец Пети – Илья Петрович. Оркестрина имела пружинный завод – стоило только вставить механический валик и завести механизм, как раздавались мелодичные, похожие на колокольчики звуки. На валиках были записаны отрывки из популярных в то время опер Д.А.  Россини, В.А  Моцарта, а также различные марши и танцы.

Мелодии, которые играла оркестрина, мальчик старался подобрать по слуху на фортепиано и это ему легко удавалось. Народные напевы, услышанные в детских годы, глубоко запали в душу будущего композитора. В 10 лет Александра Андреевна (в Петербурге) повела Петю в театр на оперу М. Глинки «Иван Сусанин». Это первая русская опера, которую услышал П. Чайковский. Музыка передавала чувства простых, русских людей которые жили, любили, страдали и умирали за родную землю  Мальчик и не подозревал до сих пор, что эти простые напевы таят в себе такую красоту, такое богатство! Сердце юного музыканта переполняется гордостью за русскую музыку. Всё это отразилось в дальнейшем его творчестве.

На примере этих композиторов можно сделать вывод, что музыка в семье имеет огромное значение в воспитании ребёнка и в обучении его музыке.

В настоящее время в музыкальных школах, школах искусств создаются группы общего развития для детей от 3-х до семи лет, где дети учатся петь и танцевать. Заинтересованные родители в развитии ребёнка, приводят своих детей на эти занятия. Очень многие родители отдают детей учиться в музыкальную школу, чтобы они научились играть на музыкальных инструментах (более старших детей). Но пройти весь курс обучения в музыкальной школе без помощи и поддержки родителей ребёнку очень трудно. Да, много зависит от преподавателя: нужно заинтересовать ребёнка, выбрать соответствующую программу,  найти индивидуальный подход к ученику. «Хорошие родители – важнее хороших педагогов», - именно так выразился пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений, потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям.

Пример: Восьмилетний Валера поступил в музыкальную школу, он так мечтал научиться играть на баяне, но через полгода после начала  занятий он неожиданно охладел к   музыке, стал прогуливать,  перестал играть на инструменте. Поговорив с мамой, преподаватель узнаёт следующую историю: две недели папа был в командировке. Валера с нетерпением ждал возвращения папы, вдохновенно занимался на инструменте и мечтал показать, чему он научился за это время. И вот насупил день папиного приезда. С утра Валера повторял пьесы, волновался,  но концерта не получилось. После первых же тактов папа уткнулся в газету, а потом, не дослушав до конца, сказал: «Чем такой ерундой заниматься, лучше бы спортом занялся или в футбол поиграл с ребятами во дворе. И полезнее и времени меньше отрывает». Через некоторое время мальчик школу бросил.

Родители, искренне любящие музыку и занимающиеся самообразованием, даже если они не играют ни на каком музыкальном инструменте, в деле музыкального воспитания ребёнка могут сделать очень многое.

Пример: мама Артёма с детства любила музыку и очень сожалела, что в детстве не имела возможности получить музыкальное образование и научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Когда сын подрос, мама отдала Артёма в музыкальную школу учиться играть на аккордеоне, но сын очень лениво готовился к занятиям неохотно садился за инструмент, хотя имел  хорошие музыкальные данные. Мама не пропустила ни одного родительского собрания, концерта, где выступал Артем.  Были неудачи, слёзы, но мама постоянно поддерживала сына, внушала, как хорошо он играет и говорила, что он создан для музыки. Вместе с сыном посещала филармонические концерты, где выступали профессиональные виртуозы-музыканты. После таких концертов у Артёма появлялось желание подражать им. Он стал больше заниматься, с удовольствием разучивая произведения одно за другим, играл в ансамбле, оркестре. Благодаря маме, которая проявляла постоянный интерес к успехам сына, он поступил в музыкальное училище. Музыка стала частью его жизни.

Психологи провели опрос среди родителей по следующим вопросам: «Слушаете ли вы с детьми музыку?», «Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прослушанной музыке?». Положительно на эти вопросы ответило 17 %. родителей. Очень часто родители прилагают все  усилия, чтобы их дети получила аттестат с отличием,  и забывают о духовном мире ребёнка его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди, не способные к жалости и сочувствию. И тут на помощь может прийти музыка!

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце» - написал В.А. Сухомлинский, - важнейшее принадлежит музыке.

Музыка станет непосредственно решать не только задачи эстетического, но и нравственно - воспитательного характера, а семья должна помочь решить эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проекта «В защиту семьи» общественного движения «Содружество София» на уроках музыки

Омское областное общественное движение «Содружество «София» разработало   проект «В защиту семьи». Выставка направлена на повышение духовно-нравственного уровня взрослых и детей через приобщение ...

Семья и музыка

Выступление на педагогических чтениях...

Музыкальная семья – мама, папа, музыка и я

Классный час для учащихся класса фортепиано....

Воспитание дошкольников в семье средствами музыки

"Воспитание дошкольников в семье средствами музыки"...

Музыка в семье живет.

В течение вот уже 42-летней моей педагогической работы меня всегда привлекали  не только обучение игре на фортепиано. воспитание и развитие моих учеников. но и привлечение членов их семей к совме...

Авторская программа «Семь цветов музыки» (игровая музыка)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по развинию музыкальных способностей и общего эстетического разхвития дошкольников с возможность дистанционного обучения. Срок реали...

Музыка в семье!

Музыка в семье!...