Конспект урока "Массовая музыкальная культура". Публикация.
план-конспект урока по музыке на тему

Пестрякова Надежда Ивановна

Методическая разработка открытого урока музыки для учащихся 8 класса. В разделе "Массовая музыкальная культура" рассматривается разновидность концертно-академической музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massovaya_muzykalnaya_kultura.docx20.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

125014

Массовая музыкальная культура

Методическая разработка открытого урока для учащихся 8 класса

                         

         

   Учитель музыки                  

                                                          Пестрякова Н.И.        

г.Покачи, МБОУ СОШ №1, 2012г.

125014

8 класс  « МАССОВАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

I четверть.

УРОК  4.            « Концертно – академическая  музыка».

               

Цель:

  • Знакомство с ещё одной «разновидностью» музыкальной культуры;
  • Рассмотреть понятие «академическая» музыка»;
  • Выявить проблемы академической музыки в современной массовой культуре и проблемы их возникновения.

Ход урока.

  • Обращение к теме прошлого урока «камерная музыка». Вопросы учащимся: «Какая  это разновидность?», «Где звучала эта музыка?», «Кто исполнял эту музыку?»

Звучит клавесинная музыка Ф. Куперена.

?   Кто автор? Что это за инструмент?

  • Сейчас прозвучит  музыкальное произведение.

?   Попробуйте определить, что это за разновидность?

Звучит П.И.Чайковский  Концерт №1 для фортепиано с оркестром,

часть I.

-  Определяем разновидность прослушанного произведения.

?   Какие звучат инструменты?      (Оркестр);

?   Произведение выходит за рамки камерного?    (Да).

  • Камерную музыку исполнял любой желающий. Профессионального владения музыкальным инструментом не требовалось. Основные черты – любительский характер исполнения и придворное бытование.
  • Может ли музыку, которая только что прозвучала, исполнить непрофессионал?    (Нет).

- В XVII веке начинается бурное развитие инструментальной оркестровой музыки и оперного театра, которое потребовали высочайшего профессионализма от инструменталистов и певцов. Для того, чтобы стать виртуозом-музыкантом, человек должен был всё время отдавать занятиям музыкой. Искусство становилось средством реализации человеческой личности, средством достижения положения в обществе. Талантливых ценили, каждый вельможа стремился собрать в своей капелле самых знаменитых музыкантов. Родилась новая форма музыкального исполнительства – публичный концерт. Произведения были рассчитаны на широкую публику и предназначены для звучания в специальных помещениях – масштабные образы, отражающие переломные моменты в жизни общества и человека, образы, способные потрясти и увлечь многочисленную аудиторию слушателей.

Появлений исполнителей  такого класса,  композиторов, способных создавать такие произведения, слушателей, было связано с планомерным музыкальным образованием.

«Академия» – такое название носила школа древнегреческого философа Платона.

Академическая музыка? – как это можно назвать по-другому? – «учёная музыка», «высокое музыкальное искусство».

В чём отличие? – сложный характер образов, сложнейшая система средств выразительности, для понимания которой необходима солидная подготовка.

М.П. Мусоргский     опера    «Борис Годунов». Величальный хор и монолог Бориса «Скорбит душа».

?   Доступна ли вам эта музыка? Понимаете ли вы, о чём идёт речь?

  • «Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…»
  • Хоровые части отличаются светлым, торжественным характером – народная величественная песня «Слава».
  • Всё замолкает. В тишине, погружённый в тягостное раздумье, царь произносит первые слова своего монолога.

Что может означать такой контраст между праздничностью обстановки и смятенным состоянием только что коронованного монаха? – слушатель настораживается – возможно предвещает дальнейший драматический характер развития действия:

?   Что нужно, чтобы понимать такую музыку?

? Много ли людей, понимающих её?

?   Какое место в современной культуре занимает академическая музыка?

? В чём причины? Стали ли композиторы и исполнители менее профессиональными?    (Причины в слушателях)

Вывод:

  • резко снизилась общая музыкальная культура;
  • среди широких слоёв населения снизился социальный престиж искусства сложного и проблемного.
  • основным слушателями  академической музыки сегодня являются музыканты – профессионалы и представители творческой интеллигенции.
  • массовой аудитории академическая музыка, в основном, неинтересна и не- доступна.  

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - интеллектуальная игра "С.Рахманинов и музыкальная культура"

Игра  включает конкурсные  задания по творчеству С.Рахманинова. Для  педагогов  музыкальной  литературы ДМШ и ДШИ....

Формирование музыкальной культуры через развитие восприятия свойств музыкального звука у детей младшего возраста

Как же добиться того, чтобы ребёнок, будущий взрослый, стал музыкально-культурным? Что значит обладать музыкальной культурой? Это значит, что музыку надо понимать! Что такое музыка?  [[...

Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"

Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"...

Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...

Конспект урока "Музыкальный театр Моцарта". Публикация.

Методическая разработка открытого урока музыки для учащихся 7 класса....

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"

Индивидуальная тема самообразования.              "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

Е.В.ЛОМАЧЕНКОВА, "Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкального и общего кругозора детей посредством пропаганды классической музыки"

Данная методическая разработка — это практические материалы по организации воспитательного и образовательного процесса  обучающихся младшего, среднего и старшего возраста ГБОУДО  Дворец твор...