Гармония в мире музыки. 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Елизарова Ирина Владимировна

Гармония и красота!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass._garmoniya_v_mire_muzyki.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Гармония в мире и музыке» 

                          (разработка урока музыки в 6 классе)

Цель урока: Развитие художественно – эстетического восприятия произведений искусств.

Задачи урока:

Обучающие:

Углубление познавательных интересов с помощью культурного наследия. Предоставление возможности для творческого самовыражения и релаксации средствами искусства.

Развивающие:

Развитие познавательных, интеллектуальных и креативных способностей.

Воспитывающие:

Формирование духовной культуры и социально – активной личности ребенка. Воспитание коммуникативной культуры (навыки взаимодействия и сотрудничества, навыки  работы в паре, в группах).

Ожидаемые результаты:

Повышение мотивации к изучению предметов искусства, формирование умений и навыков творческих способностей  и самостоятельной деятельности, создание условий для самореализации учащихся, воспитание коммуникативной культуры.

Средства обучения:

Видеоматериалы, презентация, тетрадь учащегося, текст, тест.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, раздаточные дидактические материалы.

Применяемые технологии:

Информационно - коммуникационные, интерактивные, здоровьесберегающие, дистанционные.

Ход урока

Организационный момент (вход детей под музыку).

Ознакомление с новым материалом: Ребята, у вас на столах тексты стихотворений, о которых сейчас пойдет речь. Послушайте. Приложение 1.

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей…

В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
В
гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шепот речки тихоструйной.

Ребята, я прочитала строки из разных стихотворений одного и того же поэта, может вы догадались, какого? (Ответы детей). Правильно, А.С.Пушкин.

Слайд 1

Какое слово присутствует во всех отрывках? (Ответы детей). Слово «гармония».

Слайд 2

Давайте, попробуем каждую букву разобрать, ответив на вопросы ( РАЗМИНКА).                                                                                                                                                                                                     Г – струнно-щипковый музыкальный инструмент (гитара)

А – низкий женский голос (альт)

Р – эпоха Возрождения (ренессанс)

М – старинный народный французский грациозный танец, движения строились в основном на поклонах и реверансах (менуэт)

О – крупная вокально-инструментальная форма музыкального произведения (опера)

Н – вид живописи, изображающий  живописно разбросанные на столе цветы, битую дичь, кухонную посуда (натюрморт)

И – её музой является «КЛИО» (история)

Я – Бог Солнца (Ярило) 

Слайд 3

Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки. Как вы думаете,

Что они называли гармонией? (Ответы детей). В чем может быть гармония? (Ответы детей).

Слайд 4

Ребята, произнося слово гармония, мы что подразумеваем? (Ответы детей).

Правильно. Это и  гармония  в семье, в природе, в быту, гармония души и тела, взаимоотношений….

Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно широко и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия.

Слайд 5

 «Во всём царит гармония,

Закон и в мире всё суть

Ритм, аккорд и тон»

                             Из поэзии 17 века

Тема нашего урока «Гармония в мире и музыке».

Слайд 6

Ребята. Кто узнал портрет великого немецкого композитора? ( Ответ детей).

Правильно, И.С. Бах…

Стих читает ученица под музыку И.С.Баха «Прелюдия» (до мажор)

Смотри!

                                               Вот мир благословенный

                                              Живой, подвижный. Переменный!

                                               Всё вызывает интерес-

                                               Стабильность, разум и прогресс

                                               Земля, вода и небосвод

                                               И звезд небесных хоровод

                                               Он не безмолвный, не глухой

                                               Холодный, жаркий и живой

                                               Ты созерцай его явленье,

                                               И он придаст тебе уменье

                                               Спокойно, трезво размышлять

                                               Его истоки познавать

                                               Познанье мудрость позовет,

                                               А мудрость к доброте ведет

                                               В них философия мечты

                                               Гармонии и красоты!

Большинство великих мастеров создавали свои произведения после больших потрясений, переживаний, разочарований…

Слайд 7

В минуту жизни трудную
Теснит ли сердце грусть
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть…

(М.Ю.Лермонтов)

Бывают в жизни такие минуты, когда уже не к кому обратится за помощью – на кого человек тогда уповает? (Ответы детей).

Правильно, на помощь Бога. Господи, помоги!

В христианской религии считается, что лучшим средством общения с богом, есть молитва (просьба). И каждый просящий хочет быть услышанным.

Слайд 8

 Послушайте произведение Павла Григорьевича Чеснокова “Да исправится молитва моя”. Во время звучания обратите внимание на то, какая гармония в этом произведении.

 Какое впечатление произвела на вас данное произведение? (Ответы детей).

 Правильно мощь, силу духа, единение, умиротворение.

 Дайте при помощи эстетического словаря характеристику гармонии. (Ответы детей). 

Да, взволнованная, благозвучная, последовательная.

В чьем исполнении прозвучало произведение? (Ответы детей).

Произведение прозвучало в исполнении соло баса и мужского хора, что придало музыке насыщенное, проникновенное звучание.

Беседа о иконе А. Рублева. Троица.

Икона Святой Троицы написанная Андреем Рублевым в XV веке, самое знаменитое его произведение. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша.

Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.

 Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг, который символизирует единение. Веру в единого бога. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

Музыка рождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по-настоящему прекрасным. Великие певцы, музыканты и дирижеры дарят нам гармонию мелодий и ритмов. Мелодия в музыке больше всего близка человеку, потому что созвучна его голосу, его душе. Мелодия – это часть гармонии. Недаром великий романтик И.Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка».

Слушание песни: «Музыка» Г.Струве (работа над песней и исполнение).

 я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
что такое эта музыка
расскажите мне скорей
птичьи трелли это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей

видишь лист кленовый кружится
тихо кружится под музыку
видишь тучка в небе хмурится
будет музыка дождя
и у ветра и у солнышка
и у тучки и у дождика
и у маленького зёрнышка
тоже музыка своя

птичьи трелли это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей

я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку

Подведение итогов работы учащихся.

Слайд 9

И хотелось бы закончить наш урок следующими строками:

У каждого из нас
Есть много звуков в сердца глубине
Неясных дум, непетых песен много
Наполни смыслом, светом их.
И в каждый день, что проживёшь
Ты капельку гармонии внесёшь.

Приложение 1

Задание №1

Подберите из предложенных значений слова «гармония» те, которые соответствуют основным видам искусства: музыка, поэзия, живопись.

Гармония в поэзии

Гармония в музыке

Гармония в живописи

Соответствие, созвучие, соразмерность, стройность, правильное отношение одновременных звуков

Наука о созвучиях и аккордах

Как «искусство в стройных, соразмерных формах, владеющие поэтом мысли и чувства»

Задание №2

Из предложенных определений выберите те, которые можно использовать при характеристике гармонии в музыкальном произведении.

«Словарь эстетических терминов»

Светлая

Яркая

Живая

Трогательная

Изысканная

Красочная

Мрачная

Ликующая

Оптимистичная

Напряжённая

Резкая

Доброжелательная

Мужественная

Благозвучная

Траурная

Контрастная

Загадочная

Последовательная



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

Математика и гармония окружающего мира

Данный  элективный   курс  рассчитан на  17   часов. Его слушателями могут быть  учащиеся   11   класса . Программа данного  курса...

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»

Творчество М.Ю. Лермонтова - загадка бытия. Помочь ученикам  сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет. Войти в мир стихотворения, нарисовать словесную картину, создать видеоряд или кад...

«Гармония в мире и музыке»

«Гармония в мире и музыке»...

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...

Методическая разработка диагностической работы по английскому языку для 10 класса к учебнику Rainbow English 10, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме В гармонии с миром 4 четв.

Диагностическая работа по английскому языку для 10 класса к учебнику Rainbow English 10, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме  В гармонии с миром 4 четв....