Рабочая программа по музыке в 5 классе по ФГОС
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Тетеркина Лариса Геннадьевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, КТП, планируемые результаты в соответствии ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_ktp_fgos.docx64.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

Класс____5__________, тема_      Музыка и литература.  Музыка и изобразительное искусство.

№ п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Худ.-пед. идея урока, раздела

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

                Музыка и литература (17часов)

1

Что роднит музыку с литературой ?(стр уч-ка.6-9).

Вся Россия просится в песню.

Интонация-стержень искусств. Общность жанра: сказка, поэма, баллада.

Знать, что роднит музыкальную и разговорную речь;
классификацию музыкальных жанров;

Уметь приводить примеры различных музыкальных жанров

Выявлять общность  жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Л. – размышлять об общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

П. – исследовать интонационно – образную природу предлагаемых произведений.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Р. – анализ и оценка успешности достижения поставленной цели.

К.- уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии.

И.-найти былины, рассказы, сказки,  в которых говорится о музыке и музыкантах.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в  эмоционально – личностном отношении к музыке и литературе. 

2

Вокальная  музыка

(стр.уч-ка 10-15) 

Жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Определять приемы развития, форму музыкальных произведений

П. – исполнять народные песни, песни о родном крае. Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

М. – творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.

Л. – принять активное участие в коллективной деятельности Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

П.  – рассуждать об общности выразительных средств литературы и музыки для создания единого образа.

Р. исследовать значение слова для воплощения музыкальных образов. Эмоциональное  отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

К.- самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой.

И.-Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов

Готовность к  участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

Оценка своей творческой деятельности.

Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку

3

Вокальная  музыка

(стр.уч-ка 16-17,стр.тетр.6-9).

Романс, дуэт, музыкальная форма.

камерная музыка.

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Знать: понятие романс; способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог, диалог)

Уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций;

отличать романс от
песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни;  роль песни в жизни общества

Л. –Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

П.- научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.

Р.-самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.

К.-сомостоятельно находить особенности музыкального языка романса.

И.-Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов

Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку

4

Фольклор в музыке русских композиторов

(стр.уч-ка18-19)

(стр.тетр.14-17)

Народное сказание

Симфоническая миниатюра

 Готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности литературы и музыки.

М. – умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом.

Определение специфики деятельности композитора, поэта и писателя.

Л. -  проявить готовность к самостоя-тельному творчеству

П. – поиск художественного смысла музыкальных и литературных произведений искусства.

Р. – мобилизация сил и энергии для развития способности определять на слух стиль композитора по новой, незнакомой музыке.

Рассужде-ние об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

К.-отличать симфоническую миниатюру от других образов.

И.-работа с Интернетом

(подбор муз.ряда)

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

5

Фольклор в музыке русских композиторов

(стр.20-21)

(стр.тетр.14-17)

Программная музыка

Симфоническая сюита

Закрепление понятия сюита.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; объяснять как приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным музыкальным  образом.

Л. -  проявить готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск  музыкальной интонации).

П. – поиск художественного смысла музыкальных и литературных произведений искусства.

Р. – мобилизация сил и энергии для развития способности определять на слух стиль композитора по новой, незнакомой музыке.

Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и литературы

К. - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

И.- работа с Интернетом

(подбор муз.ряда

 Эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

(стр уч-ка.22-27).

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола-песня на воде.

Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Сравнивать музыкальные произведения, анализировать их особенности.

Л.-Понимание значение и различие инструментальной и вокальной музыки. Эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

П.- Устойчиво представлять  особенности жанров вокальной и инструментальной музыки их связь с другими видами искусств. Усвоить понятия вокализ баркарола и т д.

Р. – исследуя взаимосвязь слова и звука создать схему – таблицу опорных слов.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

К.- исполнение романса.

И.-

найти сведения об исполнителях романса.

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

7

Вторая жизнь песни

(стр.уч-ка28-29)

Интерпретация, обработка, трактовка

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры.

Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Уметь наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

Усвоить понятие «фантазия», «интерпретация»

Умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.

Л. – эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

П.- Устойчиво представлять  особенности стилей народной и профессиональной музыки, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Р.- Отношение осмысленность и размышление прослушанной музыки на уроке

Усвоение словаря музыкальных терминов: обработка интерпретация

К. – рассуждать об особенностях претворения вечных тем искусства и жизни.

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

8

Вторая жизнь песни

(стр.уч-ка 28-29)

Интерпретация, обработка, трактовка

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Л. – эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

П.- Устойчиво представлять  особенности стилей народной и профессиональной музыки, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Р.- Отношение осмысленность и размышление прослушанной музыки на уроке

Усвоение словаря музыкальных терминов: обработка интерпретация

К.-Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и, действах и т.п

И. самостоятельный подбор сходных или  контрастных литературных произведений к изучаемой музыке.

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

9

«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

(стр.уч-ка 30-35)

Программная симфония. Симфония-действо.

Кантата.

Струнные инструменты. Челеста, флейта

Понять стилевое многообразие музыки 20 столетия,  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской  деятельности.

 Л.-  готовность к участию в совместной деятельности по озвучиванию предлагаемых картин, размышлять о новом музыкальном произведении, высказывая суждение о средствах и формах воплощения музыкального образа.

П.-знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.

Р.-  Устно  сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, выделять  средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

К .-самостоятельно сопоставлять части симф. действа.

И.-работа с учебником  литературы(подбор литературного и музыкального ряда).

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

 Значение колокольного звона в жизни человека.

 Выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

 ( Слово о мастере.

Гармонии задумчи

вый поэт)

 (стр.уч-ка 36-43).

Знать композиторов – романтиков:

Ф.Шопена, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения.

Л. – по средствам общения с произведе-ниями литератур-ного искусства проследить движение собствен-ной мысли и воображе-ния от литератур-ного образа к музыкальному.

П.- знакомство с жизнью и творчест-вом Шопена, отвечать на вопросы учителя.

Р.- самостоя-тельно определять тембры звучания музыкальных инструментов. Понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет   драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни.

К.-размышлять о смысле жизни, красоте, природы.

И.-подбор литературного ряда.

Знать: что благодаря музыке
появились многие про
изведения литературы;

основные события
из жизни и творчества
композиторов

Ориентированность в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  поведения.

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

(Ты, Моцарт, бог, и

сам того не знаешь)

(стр.уч-ка 44-47)

(стр.тетр.22-25)

Подготовка к исследовательскому проекту.

        

Знать жанры  музыки: реквием, сюита, серенада.

Знать жанры  музыки: реквием, сюита.

Слушать и размышлять о знакомом музыкальном произведении,

высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении

сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия

Л. - постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: литературы и музыки.

П.- отвечать  на вопросы учителя.

Р.-оценивать и соотносить характерные черты творчества Моцарта в музыке.

 К. - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

 И.-найти информацию о истории создания Реквиема.

Развитость чувства эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Усвоить понятия «реквием», «трагедия», «серенада».

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.(стр.уч-ка 48-51))

 

Опера

Либретто

Знать  особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать  разновидности вокальных и инструментальных жанров внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Л. – рассуждая ориентиро-ваться в нравствен-ном содержании и смысле поступков, как собствен-ных, так и окружаю-щих людей.

П. – исследовать интонационно-образную природу мелодии,

размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

 Р.-творчески интерпретировать содержание музыкального произведе-ния в рисунке, участвовать в коллектив-ной исполнительской деятельнос-ти.

К. – соотносить художественно-образное содержание литературного произведения с его воплощением в музыке.

И.-Собирать коллекцию музыкаль-ных

и литератур-ных произведе-ний.

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение

13

Опера-былииа Н. А. Римского-Корсакова «Садко»(стр.уч-ка 52-57)

Ария

 Песня Инструменталь-ные темы.

Музыкальный портрет

Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

Л.-осмысление взаимодействия искусств.

П.- знать муз. термины.

Р.-Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

К.- выполнение творческого задания.

И.-  найти с помощью Интернета в фольклоре своего края героев похожих на Садко.

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.(стр.уч-ка 58-63)

(стр.тетр.38-41)

Балет

Развитие музыки

Симфоническое развитие

Образ танца

Знать: историю развития балетного искусства;

понятия: балет, солист-
танцор, кордебалет.

Уметь анализировать
составляющие средства
музыкальной вырази
тельности

Импровизация в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Л.-наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

П.-  выявле-ние внутрипредметных   связей.

Р.- самостоятельно определять музыкальные темы героев  из балета

 К.-выполнять творческое задание. 

И.- найти информа-цию об известных хореогра-фах и солистах балета.

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

на основе жизненно – музыкального опыта учащихся осознать связь музыки и литературы (общность, различие, взаимодополнение, обогащение) на примере жанра балета.

Сформированность представления о том, как музыка помогает создать образ героя посредством характерных интонаций и  пластику актера.

15

Музыка в театре, кино, на телевидении.

(стр.уч-ка 64-67)

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

Понимать роль литературного сценария и значение музыки в видах искусства: театре, кино, телевидении.

Познавая прекрасные памятники мира и музыкальные шедевры уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

Л. передавать свои музыкаль-ные впечатле-ния в устной и письменной форме.

П.-  отвечать на вопросы учителя.

Р.- самостоя-тельно определять формы музыки.

К.-

Участво-вать в коллектив-ной исполни-тельской деятель-ности.

 И.- Собирать коллекцию музыкаль-ных  литератур-ных театраль-ных произведе-ний.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

(стр.уч-ка 68-71)

(стр.тетр.49)

Мюзикл

Знать: историю возникновения мюзикла;

чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

Л. передавать свои музыкаль-ные впечатле-ния в устной и письменной форме, проявлять творческую инициативу

Выявление связей музыки с другими искусства-ми, историей и жизнью.

П. – расширение представления о жанре мюзикла, истории жанра. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства.

Р.-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки

К.- : выполнять творческое задание.

И.-найти примеры мюзиклов.

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы

17

Мир коипозитора.

(стр.уч-ка 72-73)

Итоговое тестирова

ние.

Музыка: Романс

Вокализ

Симфоническая сюита

Симфоническая картина

Симфония-действо

Балет,опера,

мюзикл

Литература: сказка, поэма,былина, лирическое стихотворение

Рассказ, повесть.

Знать, что роднит му зыку, литературу.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих  видов искусств

Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

Самостоятельная работа в творческих тетрадях

Л.- Понимать социальные функции музыки

П.-применять полученные знания о музыке и композиторах.

Р.- Оценивать собствен-ную музыкально-творческую деятель-ность, собствен-ное отношение к различным музыкальным явлениям.

К.-Проявлять творческую инициативу участвуя в музыкальной жизни класса.

И.-расширение источников информа-ции необходи-мой для закрепле-ния знаний.

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

                                   Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

(стр.уч-ка 76-79)

Небесное и земное в звуках и красках.

Музыкальная живопись , живописная музыка.

Звуковая палитра, цветовая гамма Линия (мелодическая линия) Штрих ( ритмический рисунок)

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Л.-

размыш-лять о знакомом музыкаль-ном произведении.

П.- исследовать интонационно – образную природу предлагаемых произведений культуры.

Р. –анализ и оценка успешности достижения поставлен-ной цели ,

 высказывая суждение о средствах и формах воплощения музыкального образа. связи музыки и изобразительного искусства.

К.-  оценивать разнообраз-ные явления музыкаль-ной культуры.

Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Сформированность эстетического чувства, проявляющегося в  эмоционально – личностном отношении к музыке и живописи

2

«Небесное и земное» в звуках и красках.

(стр.уч-ка 80-89)

(стр.тетр.50-53).

 

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства.

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь  в произведения изобразительно-

го искусства, слышать музыку,

Л.- Понимать ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

П.-Устойчиво представ-лять интонационно-образную природу духовной  музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Р.-эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения .

К.- иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.

И.-подобрать зрительный ряд к музыке Рахмани-нова.

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

3

«Звать через прош-

 лое к настоящему»

(стр.уч-ка 90-97).

(стр.тетр.54-57)

 Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

определять на слух
основные части кантаты

Л.-Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций.

 Богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст).

П.- сопоставлять героико -  эпические образы музыки с образами изобразительного искусства;

 Р. эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; К.- проявлять творческую инициативу. И.-

найти в Интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества.

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

4

Музыкальная живопись и живописная

музыка.

(стр.уч-ка 98-103)

Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи;  анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.  

Л.- Понимание выразительных возмо-жностей музыки и ее изобрази-тельности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений.

П.- знать отличие выразительности  и

изобразительности   в музыке.

Р.- Владение умением сопостав-лять зримые образы музыкаль-ных сочинений русского и зарубеж-ного компози-тора   (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

К.- Пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, полу-чивших мировое признание.

Общность музыки

и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

5

Музыкальная живопись и живописная

музыка.

(стр.уч-ка 104-107).

Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Л. – эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения духовной музыки разных эпох.

П.- знать отличие выразительности  и

изобразительности   в музыке.

Р.-Владение умением сопостав-лять зримые образы музыкаль-ных сочинений русского и зарубеж-ного компози-тора   (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

К.- Самостоя-тельно подбирать сходные и/или контраст-ные произведе-ния изобрази-тельного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке

Воплоще-ние художественно – образного содержания музыки и изобразительного искусства в драматиза-ции, инсцениро-вании, пластичес-ком движении, свободном дирижировани.

И.-составить музыкально-литератур-ную компози-цию. 

Общность музыки

и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

6

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

(стр.уч-ка 108-111)

(стр.тетр.26-29)

Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

Концертная симфония

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь  проводить интонационно-образный анализ музыки

Понимать, что   Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Характерные черты  творчества

 С.Рахманинова.

Уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Л.- Понимать значение колокольного звона в жизни людей, общества, в своей жизни.

П.- Иметь представление о языке колокольных звонов (трезвон, благовест, набат) в музыке и  характере изображения на картине

Р.-  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

К.- Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении  содержания музыкальных произведе-ний.

И.-поиск информа-ции.

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений СВ. Рахманинова и В. Г. Кикты)

7

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

(стр.уч-ка 112-117)

(стр.тетр.32-34)

Скрипка соло

Инструментальный концерт

Каприс

Интерпретация

Портрет(живопись, скульптура, музыка).

Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях.

Уметь: сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

анализировать, сравнивать произведения

Л. -  проявить готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск  своей музыкаль-ной интонации).

П. – поиск художественного смысла музыкальных и живопис-ных  произведе-ний искусства сопоставле-ние произведе-ния скрипичной музыки с живопис-ными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций  музыкаль-ных произведений.

Р. – мобилиза-ция сил и энергии для развития способнос-ти определять на слух стиль композито-ра.Размыш-лять  о музыке, анализировать ее.

К.- выполнение творческого задания.

И.-найти информа-цию о знаменитых итальянс-ких скрипичных мастерах.

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве

8

Волшебная палочка дирижера.

(стр.уч-ка 118-121)

Стр.тетр.68-73.

Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Знать: понятия: оркестр, дирижер;

состав групп инструментов народного. симфонического оркестра.

Уметь называть имена
известных дирижеров

Л.-понимание жизненного содержания музыки.

П. – знать музыкаль-ные термины.

Р. - умение самостояте-льно определять цели своего обучения и планирова-ть

пути их достижения владение основами самоконтроля, самооценки умение организовывать учебное сотрудни-чество.

К.-знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.

И.-собрать информацию о лучших дирижерах мира.

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира

9

Образы борьбы и победы в искусстве.

(стр.уч-ка 122-125)

 

Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Уметь: делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);

проводить интонациионно-образный анализ музыки

Л.-расширить представлене о содержании музыкальных образов.

П: различать краски –тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы

Р: самостоятельно отличать звучание муз инструментов.

Восприни-мать и оценивать произведения отечествен-ных и зарубежных композито-ров.

К.-владеть навыками музицирования: напевание запомнив-шихся мелодий.

И.- какие памятники защитникам Отечества установлены на улицах твоего города. 

Жизнь и творчество Людвига Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

10

Застывшая музыка.

(стр.уч-ка 126-131).

Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

Знать: понятие а`капелла.

Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры, храмы.

Католические храмы и музыку

Православные храмы и пение а`к1ёапелла.

Л. – эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения духовной музыки разных эпох.

П. - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония

Р.- владеть умением соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

К. – рассуждать об особенностях претворения вечных тем искусства и жизни.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка

11

Полифония в музыке

и живописи.

(стр.уч-ка 132-133)

 

Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Знать: понятия: орган, полифония, фуга; основные события
из жизни и творчества
И. С. Баха

принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства,

Л. – эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения духовной музыки разных эпох.

П. - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония

Р.- владеть умением соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

К. – рассуждать об особенностях претворения вечных тем искусства и жизни.

И.-информация о музыкаль-ном инструмен-те –орган.

Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган

12

Музыка на Мольбер-

те.

(стр.уч-ка 134-139).

Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, (скоро) Andante.( не спеша).

Триптих

Соната

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Л. - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самовосприятия.

П. – оценивать и соотносить характерные черты творчества Чурлениса в музыке, живописи, литературы

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Р.- сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу

К. - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Может ли художник быть композитором?

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы

13

Импрессионизм в музыке и живописи.

(стр.уч-ка 140-143).

 

Прелюдия. ИнтерпретацияФортепианная сюита.  Джазовые ритмы.

Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз

Знать понимать: особенности  импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Л. – посредством общения с произведениями художественного искусства проследить движение собственной мысли и воображения от зрительного образа к музыкальному.

П.- знать характеризующие термины импрессионизма.

Р.- В процессе восприятия определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении и в значении направления в искусстве импрессионизма.

 К.- Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

И. осуществлять поиск музыкльно-образовательной информации в сети Интернет.

Самостоятельно работать с обучающими образовательными програм-мами

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи

14

О подвигах, о доблести, о славе.

(стр.уч-ка 144-147).стр.тетр.62-63

Реквием

Знать понятие реквием.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

 установление  взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема

Л. – развитие собственной исторической памяти на основе освоения произведений, раскрывающих тему защиты Родины.

П .-вспомнить произведе-ния, воспеваю-щие защитников Отечества.

Р.- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей.

К. – обмен информацией о событиях, происходящих в семьях детей в годы ВОВ.

И.-какие памятники героям ВОВ установлены на улицах твоего города.

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Осознание необходимости бережного отношения к памятникам культуры.

15

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

(стр.уч-ка 148-149).

 

Фортепиан-ная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

своеобразие музы-кальных образов  в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Л.-понимание классичес-кой музыки

П.- понять особеннос-ти интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

Р.- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

К.-выполнение творческого задания.

И.-подбор материала о композито-ре.

Образный мир произведений С. С. Прокофьева и Своеобразие их творчества

16

Музыкальная живопись Мусоргского.

(стр.уч-ка 150-151)

Сюита

Язык искусства. Интермедия

Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

своеобразие музы-кальных образов  в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Л.-новые впечления о прослушанной музыке.

П.- понять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

Р.- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

К.-передача собствен-ных впечатле-ний.

Образный мир произведений  М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества

17

Мир композитора.

(стр.уч-ка 152-153)

Стр.тетр.74-75.

 Музыка: Кантата

Симфония

Реквием

Сюита

Соната

Фуга

Изобразительное искусство: Портрет

Пейзаж

Батальная картина

Икона

Храм

Фреска

Орнамент

Знать, что роднит       музыку, литературу и изобразительное искусство.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств

Уметь выявлять общее и различие музыкального и изобразительного искусства.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений разных жанров.

Знать основные принципы развития музыки.

 Уметь приводить примеры

Л.-понимание социальных функций музыки в жизни людей.

П.-применение полученных знаний.

Р. – самостоятельно раскрывать связь образов искусства с традициями русского и других народов

К. -Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусс тва Оценивать собственную музыкальную творческую деятельность и деятельность своих сверстников

Защищать творческие исследовательские проекты

И.-Осуществлять поиск музыкльно-образовательной информации в сети Интернет.

Самостоятельно работать с обучающи-ми образова-тельными програм-мами.

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

18

«С веком наравне…»

Обобщение тем: «Музыка и литература».

«Музыка и изобразительное искусство»

(стр.уч-ка 154-157).

Исследовательс-кий

проект.

Тема:В.А.Моцарт-гениальный австрийский композитор.

План проекта:

1.Изучить биографию Моцарта.

2.Узнать о воздействии высоких звуков на организм человека.

3.Познакомиться с экспериментами и исследованиями ученых.

4.Сделать выводы.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Музыка: Кантата

Симфония

Реквием

Сюита

Соната

Фуга

Изобразительное искусство: Портрет

Пейзаж

Батальная картина

Икона

Храм

Фреска

Орнамент

Уметь выявлять общее и различие музыкального и изобразительного искусства.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений разных жанров.

Знать основные принципы развития музыки.

 Уметь приводить примеры

Л.-Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

П.-устойчивое представление о содержании форме языке музыкальных произведений.

Р.-планирование собствен-ных действий.

К.-Защищать творческие исследовательские проекты

И.-повышать самообразование.

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Образы Матери, Родины, красоты природы,  красоты подвига в искусстве разных народов


Выводы

Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» является актуальным и разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, которое определяет содержание образовательного процесса образования и направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенство. В данном проекте представлены различные подходы: интонационно-образное постижение музыки, жанрово-стилевое постижение музыки (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов)в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

  Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В период внедрения в практику работы образовательных учреждений ФГОС  второго поколения возникла необходимость освоения основных понятий и категорий новых стандартов (фундаментальное ядро художественного образования; теории и концепции, положенные в основу предмета, универсальные учебные действия, их классификация, планируемые результаты обучения, технологии преподавания предмета, особенности содержания предмета, специфику рабочих программ и календарно-тематического планирования. Итоговый проект рассматривается как обобщение опыта усвоения программы курса « Актуальные проблемы профессиональной компетентности учителя музыки в условиях реализации ФГОС ООО»   систематизирует знания, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, полученные в ходе практических занятий. В процессе изучения программы и материалов курсов мною приобретены профессиональные компетентности: психолого-педагогическая, музыкально-теоретическая, инновационная, методическая.  В процессе работы над данным проектом мною была изучена и проанализирована программа «Музыка» 5класс Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой,  изучена структура рабочей программы по предмету.  

Используемая литература

Список используемой литературы.

1)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.-М.Просвещение, 2011.

2)Сборник рабочих программ Музыка и Искусство 5- 9классы. М., Просвещение, 2011г. » авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

3)Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.

4) «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2008г

5) «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2010 г.

6) Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г.

7)Сергеева Г.П.Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях .


Список научно-методической литературы

1)«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

2)«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

3)Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования Музыка   Методические рекомендации авторы: Ибрагимова О.В., Сергеева Г.П., Чернилевская О.Н. МБОУ «Учебно-методический центр» 2012 год.

4) Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

5) Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

6) Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

7) Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г

8) Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

9) Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

10) Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

11) Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

12) «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г

Интернет –ресурсы

http://music-fgosooo.jimdo.com/

http://standart.edu.ru

http://www.informika.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс по ФГОС с УУД

Данная рабочая программа разработана на основе авторской пролграммы "Музыка" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: Просвещение ,2011г...

Рабочие программы по музыке 2 класс по ФГОС

рабочая по музыке 2 класс по  ФГОС...

Рабочая программа по музыке 1 класс по ФГОС

рабочая программа по музыке 1 класс по ФГОС...

Рабочая программа по музыке 3 класс по ФГОС

рабочая программа по музыке 3 класс по ФГОС...

Рабочая программа по музыке 4 класс по ФГОС

рабочая программа по музыке по ФГОС...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...