Начало нотной грамоты.
план-конспект урока по музыке на тему

+

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_notnoy_gramoty.doc573.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Начало нотной грамоты

  1. Нотный стан.

Ноты записываются на нотном стане, каждая строка которого состоит из 5 линий.

С левой стороны нотного стана изображается музыкальный ключ, который определяет положение нот на нотном стане. Например, для нот правой руки фортепьяно, баяна, аккордеона и некоторых других инструментов, а также для высоких голосов используется т.н. ключ соль:                    , для нот левой руки фортепиано, баяна, аккордеона, контрабаса    и низких голосов          используется ключ фа:

    Расположение нот на нотном стане с ключом соль:

        

          до            ре          ми          фа          соль          ля           си          до           ре           ми

       

    Расположение нот на нотном стане с ключом фа:

                                             

                                                                                         

   ми       фа          соль            ля         си        до           ре            ми        фа         соль         ля

          Для изображения нот, которые звучат при нажатии чёрных клавиш ф-но, применяются диезы (    ) и бемоли (     ).  Диез повышает  ноту на полтона, а бемоль – понижает также на полтона. Знаки диез и бемоль на нотном стане ставятся перед нотой:

                                      до-диез                              си-бемоль

  1. Расположение нот на клавиатуре ф-но и аккордеона

На рисунке представлена часть клавиатуры фортепиано, всего 4 октавы, хотя на самом деле эта клавиатура содержит 7 октав. Там же указаны названия белых и некоторых чёрных клавиш

                до-диез или ре-бемоль  ми-бемоль или ре-диез        соль-диез или ля-бемоль      

                                                                  фа-диез или соль-бемоль                            си-бемоль или ля-диез

                                                   

 

  до  ре  ми  фа соль ля   си    до  ре   ми  фа соль ля   си   до  ре   ми  фа соль ля   си   до   ре  ми  фа соль ля   си                     

  1. Длительность нот и пауз

      Длительность нот изображается следующим образом:

                                                                  -  целая  (4/4),

                                                                  -  половинная  (2/4) ,

                                                                 

                                                                 -  четвертная  (1/4) ,

                                       или                   -  восьмая  (1/8).        

      Если после ноты стоит точка, то её длительность увеличивается в полтора раза, например:

                                                               

                                                                   -  три четверти  (3/4),

                                                                   -  три восьмых  (3/8).

       Паузы различной длительности:

                                                         

                                                                   -  целая пауза (4/4),            

                                                               -  половинная пауза  (2/4),

                                                                -  четвертная пауза  (1/4),

                                                                 -  восьмая пауза  (1/8).    

      Если две ноты одинаковой высоты связаны дугой (лигой), то это означает, что первая нота продолжает звучать до тех пор, пока не закончится длительность второй ноты. Например:

                                                                  -  три четверти  (3/4),

                                                                   -  две четверти  (2/4).

  1. Нотные такты

Нотная запись разделяется вертикальными линиями на такты. Все такты имеют одинаковую длительность, которая указывается около ключа. Например, если около ключа указана длительность 4/4, то это означает, что суммарная длительность всех нот и пауз в каждом такте равна 4/4. Возможны также длительности тактов: 3/4, 2/4, 6/8, 3/8 и др. Пример:

Если рядом с ключом стоят диезы или бемоли, то они относятся ко всем нотам    данной строки. Для отмены диеза и бемоля применяется специальный знак, который называется  бекар  (     ). Пример:

В 1 такте этого фрагмента первая нота фа берётся с диезом (чёрная клавиша), а вторая – без диеза (белая клавиша), т.к. диез отменён бекаром.

  1. Аккорды и тональности

Аккордом называется несколько нот, исполняемых одновременно. На нотном стане ноты аккорда располагаются вертикально одна под другой. Пример:

Каждое музыкальное произведение написано в определённом гармоническом строе, или тональности,  например до-мажор, ре-минор и т.п. Для тональностей до-мажор и до-минор нота до называется тоникой или первой ступенью; для ми-мажора тоникой является нота ми и т.д.

Каждой тональности соответствует определённое количество диезов или бемолей, которое записывается около ключа. Есть обратимые тональности (мажор и минор), имеющие одинаковое количество диезов или бемолей, например, до-мажор и ля-минор, фа-мажор и ре-минор, и т.д.

Количество диезов или бемолей для наиболее распространённых тональностей приведено в таблице:

Тональность

Диезы

Бемоли

до-мажор и

ля-минор

-

-

соль-мажор и

ми-минор

фа-диез

-

ре-мажор и

си-минор

фа-диез и

до-диез

-

фа-мажор и

ре-минор

-

си-бемоль

си-бемоль-мажор и

соль-минор

-

си-бемоль и

ми-бемоль

ми-бемоль-мажор и

до-минор

-

си-бемоль,

ми-бемоль и

ля-бемоль

Каждой тональности соответствует основной аккорд, т.н. трезвучие, которое строится так: тоника плюс третья ступень (через одну ноту) плюс пятая ступень (ещё через одну ноту). Пятая ступень называется доминантой. Примеры основных трезвучий:

        до-          ля-            соль-         ми-           фа-            ре-        си-бемоль-     соль-

    мажор    минор      мажор     минор      мажор     минор         мажор        минор

Если произведение написано в до-мажоре, то это не означает, что все его такты соответствуют до-мажору. В этом случае до-мажор является основным аккордом, который обычно звучит в конце музыкальных фраз и обязательно звучит в конце произведения. В середине произведения гармония меняется в каждом такте, а иногда и внутри такта. Чаще всего применяется такая совокупность аккордов: на тонике, на 4 ступени (субдоминанте), на 5 ступени – доминанте. Последний аккорд называется доминантсептаккорд. Довольно часты переходы в обратимых тональностях. Пример применения аккордов в произведении, написанном в до-мажоре:

    до-мажор, фа-мажор, соль-септаккорд, ля-минор, ре-минор, ми-септаккорд.

Доминантсептаккорд - это тот же мажорный аккорд, но с добавлением 7 ступени. Например:

       ми-септаккорд        соль-септаккорд         фа-септаккорд           ля-септаккорд

При нотной записи музыкальных произведений для ф-но, аккордеона или баяна записывается партия для правой и левой руки.

  1. Обозначение гармонии в нотной записи

Правильное применение гармонии особенно важно для аккомпанемента – левой руки ф-но, басов баяна и аккордеона, гитары и др.

Для сокращения записи гармонии иногда применяется буквенная форма:

Тональность

Буквенное обозначение

до-мажор

ре-мажор

ми-мажор

фа-мажор

соль-мажор

ля-мажор

си-мажор

си-бемоль-мажор

до-минор

ре-минор

ми-минор

фа-минор

соль-минор

ля-минор

си-минор

си-бемоль-минор

C

D

Е

F

G

A

H

B

C m

Dm

Еm

Fm

Gm

Am

Hm

Bm

При нотной записи песни часто пишут только партию голоса. При этом полезно также указать гармонию в буквенном обозначении. Пример:

Чему учат в школе

                                             Am

    Am                                                                                                                      E7

      А7                                                                                                                   Dm

                                                Am                                    E7                                 Am

  Примечание. Е7 – это ми-септаккорд, А7 – ля-септаккорд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы нотной грамоты

В этом разделе размещены пособия, в которых отражена информация для того, чтобы начинающий музыкант овладел основами нотной грамоты....

"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )

Мультимедийное  пособие  по  теме «Нотная  грамота»  разработано в рамках предмета «Музыка».  Оно  адресовано  учителям  музыки  общеобразовател...

"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )

Мультимедийное  пособие  по  теме «Нотная  грамота»  разработано в рамках предмета «Музыка».  Оно  адресовано  учителям  музыки  общеобразовател...

Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности

В этой статье рассматривается нотная грамота на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство активизации познавательной деятельности. В статье обобщены и представлены приемы, методы, формы р...