Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности
статья по музыке по теме

Зайчук Марина Николаевна

В этой статье рассматривается нотная грамота на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство активизации познавательной деятельности. В статье обобщены и представлены приемы, методы, формы работы с детьми по развитию слуховых представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 15»

округ Муром

Учитель музыки

Зайчук Марина Николаевна

 «Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности»

Деятельностные  подходы в развитии музыкальной культуры общества заложены в концепциях многих музыкантов-педагогов. Не достаточно лишь эмоционального восприятия искусства, необходимы умения и знания – как средство, как язык понимания и познания искусства, а способности необходимые для занятий искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Собственное воспроизведение музыки ребенком стимулирует его творческую активность. Слышать и видеть так, чтобы ценить искусство, это уже напряжённое внимание и умственный труд. Услышать и увидеть – это уже понять. Музыкальная грамота на уроке в общеобразовательной школе является одним из средств активизации познавательной деятельности детей

Для детей младшего школьного возраста наиболее адекватны приемы освоения нотного письма, основанные на речевом и музыкальном интонировании. Музыкальной грамоте на уроке можно отводить любое время. Она может быть представлена двумя моментами:

1) теоретические сведения по музыкальной грамоте;

2) практическое усвоение теоретического материала.

Закрепление знаний по музыкальной грамоте можно осуществлять в разных вариантах:

а) сольфеджирование;

б) слуховой анализ;

в) музыкальный диктант;

г) ритмические упражнения;

д) музыкально-дидактическая игра;

е) импровизация;

ж) игра на музыкальных инструментах;

з) движение под музыку.

Учитель  по  собственному  усмотрению  выбирает  любую  форму практической деятельности и предлагает ее детям на каждом уроке.  

Музыкальным  слухом  могут  быть  восприняты  такие  качества  звука,  как высота,  длительность,  громкость,  тембр.  Поэтому  слух  развивают  как  слух звуковысотный,  ритмический,  динамический  и  тембровый.  Полноценное восприятие  и  воспроизведение  музыки  возможно  лишь  при  определенном уровне развития всех видов слуха.  

Развитие музыкального слуха учащихся следует начинать с формирования у  них  ступеневых  представлений  мажорного  лада.  Для  этого  можно рекомендовать  пение  детей  с  показом  руки  высоты  звуков (двигательный анализатор),  пение  ступеней  лада  вразбивку  по  нотному  стану  с  опорой  на устойчивые звуки («путешествие по звукоряду»), импровизацию на заданную мелодию. Сначала дети поют с поддержкой инструмента или голоса учителя, затем без сопровождения, и, наконец, поют «про себя». Чем лучше развиты у  учащихся  ступеневые  представления,  тем  более  точно воспроизводятся  ими  интервальные соотношения и тем легче развиваются интервальные слуховые  представления.  

Важнейшим  условием музыкально-ритмического  развития  человека  является  восприятие  и  воспроизведение равномерной пульсации долей музыкального произведения. Метрические  соотношения  в  музыке  многообразны,  и  усваиваются  они  учащимися  постепенно,  в  течение  длительного  времени.  Изучение нотной грамоты  по усмотрению учителя можно начать приучать детей к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске – на нотном стане.

Например, учитель предлагает детям нарисовать линиями (ритм) тему осени и пропеть ее. После исполнения детьми музыки учитель поясняет, что они нарисовали особый рисунок этой музыки – РИТМ – линиями (долгие и короткие звуки).

Потом предлагается более радостная песня с другим ритмом (Песня «Солнышко» Е. Ботярова, П. Синявского). Если зарисовать ритм этой музыки, то получится плавная линия. Затем дети слушают новую песню и придумывают ей название (о чем она, как звучит музыка и как бы вы назвали эту песню?) ( «Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой). Учитель после ответов детей предлагает исполнить  музыку дождика.

 - Простучим пальчиками. Капельки разные. (Записать ритм на доске):

Нотная  запись  является  обобщением  звуковысотных  и  ритмических  представлений. Важнейшей  задачей  учителя  является  развитие  у  детей  связи певческого движения, музыкального слуха и зрительного восприятия.  Начало  пения  по  нотам  означает  пение  попевки  на  одном  звуке  с  различными  ритмическими  соотношениями.  Дети  поют  по  графической  записи, знакомятся с понятиями о коротких и долгих звуках.  

Примеры: «Дождик, дождик пуще», «Сорока-сорока», «Гори, гори ясно» и т.д.

Это  предваряет  знакомство  детей  с  обозначением  четвертной  и  половинной  нот.  Постепенно  вводятся  упражнения,  расширяющие  представление  детей  о  музыкальной  высотности  и  закрепляющие  понятия  о различных высотных соотношениях звуков.

Например, проследить по графическому рисунку и послушать начало фортепианной пьесы Чайковского «Сладкая греза».

При  расширении  диапазона  нот  детей  знакомят  с  названиями музыкальных  звуков  и  со  скрипичным  ключом.

На этом этапе желательно использовать игровую форму. Это могут быть сказки. Например «Как мальчик познакомился с нотками», «"Как нотки научились петь",  «Радужная песенка» (адрес электронного сайта www.muz-urok.ru) .

После знакомства детям предлагается выполнить задания и ответить на вопросы. Например, нарисовать Фею Музыки с дочками нотками, нарисовать Скрипичный Ключ в образе забавного человечка, какие нотки каким зверям больше всего подходят? Какая нотка больше всего подходит вам по характеру? Жили нотки дружным нотным станом, выступали всей своей Октавой, а сколько всего было нот ? и т.д.

Дети  поют  попеременно по  нотам  и  начинают  сольфеджировать  легкие  песни.  Песни  разучиваются с голоса учителя с опорой на нотную запись (прослеживание по нотам). Поэтому чтение нот лучше всего давать на песенных мелодиях.  В  области  музыкальной  грамоты  необходимо  дать  детям  первоначальные сведения  о  строении  мелодии,  научить  детей  различать  высокие  и  низкие звуки,  движение  мелодии (вверх,  вниз,  на  одной  высоте),  знать  название звуков  в  пределах  первой  октавы  и  закреплять  эти  знания  во  время  игры  на детских  музыкальных  инструментах.

Сольфеджировать на своих уроках я начинаю с детьми второго класса. Это попевки «Уж как шла лиса по травке»,  «Мы шагаем» и т.д. Беру простые фрагменты из песен, например, «Перепелочка», «Во поле береза стояла» и т.д. В дальнейшем  таких музыкальных фрагментов становится значительно больше. Это разучиваемые песни, а также произведения для слушания. Например, «Болтунья»  С.С. Прокофьева, «Утро» Э. Грига, «Симфония №5» Л. Бетховена, «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинова, «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского, «Симфония № 40» В. Моцарта, «Органная фуга» И.С. Баха, «Вокализ» С. В. Рахманинова и т. д.

Для  развития  чувства  ритма  используются  различные  приемы:

следить  при  пении  за  ритмическим  рисунком  сначала  по  схеме,  затем  по  нотам;

произносить  слова  песни,  отдельные  слоги,  название  нот  или  ступеней  в  соответствующем  ритме;  

пропевать  слова  или  слоги  на  одном  звуке;

исполнять ритмический рисунок движением, пением, прохлопыванием и т. д.

Рекомендуется  проводить  разнообразные  ритмические игры и упражнения, каноны, танцевальные движения под музыку.

Необходимо использовать в работе с младшими школьниками игровую методику. Музыкально-дидактическая  игра  поражает  воображение ребенка своей эмоциональностью,  увлекательной  формой  занятия.  Игры  должны  развивать все виды слуха, чувство ритма, память, они способствуют развитию детского творчества.  А также музыкальное  лото,  ребусы, занимательные  путешествия  в  мир  музыки  планируются  в  соответствии  с целями и задачами урока. Уроки с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребенка.

В изучении нотной грамоты можно использовать электронные методические пособия, которые повышают  интерес  учащихся к уроку музыки, а также ускоряют процесс запоминания нот и длительностей.  Например, методическое пособие к уроку музыки "Нотная азбука", которое  демонстрирует следующие разделы ОМС модуля на интерактивной доске: нотоносец, ключи, октава.

Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса. Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.

Использованная литература:

  1. В.Е. Пешкова. Теория и методика музыкального образования в начальных классах.
  2. В.И. Никешин. Воспроизведение нотного письма певческим голосом на музыкальных занятиях с детьми младшего школьного возраста.
  3. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
  4. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста И.В.Кошмина, Ю.В.Ильина, М.П.Сергеева.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 56 с.: ноты. – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).
  5. Материалы  электронного сайта www.muz-urok.ru.

  1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Важнейший фактор успешного формирования прочных  знаний  по  физике  – развитие  учебно-познавательного  энтузиазма  учащихся...

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С появлением компьютера и мультимедийных  программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.Компьютерн...

Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Какими бы хорошими знаниями предмета не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, однако мало способствует развитию и реализации способности учащих...

ИКТ на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Статья включает описание педагогического опыта по использованию средств ИКТ на разных этапах урока....