Главные вкладки

    Интегрированный урок "Иностранный язык + Музыка" как средство активизации познавательной деятельности учащихся
    статья по английскому языку по теме

    Говорова Юлия Николаевна

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок «Иностранный язык + Музыка» как средство активизации познавательной деятельности учащихся

    С.Ю. Сивакова

    Ю.Н. Колтыкова

    В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы.

    Система образования ориентирована на современные и перспективные виды деятельности. Это диктует поиск новых образовательных форм, стимулирует создание многопрофильных и разнообразных по своей структуре и функциям инновационных учреждений с нетрадиционными формами и методами обучения. Одним из видов инноватики является интеграция основного и дополнительного образования. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.

    Интеграция – (лат) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer – целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие,  взаимовидение.

    Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

    Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

    Прожив сорок пять минут урока, пропустив их через себя, учитель невольно задумывается, почему учебная активность некоторых учащихся носит кратковременный характер. Они не слышат вопроса, быстро устают, а поэтому часто отвлекаются на посторонние дела и в целом у них преобладают игровые интересы. Психологи отвечают на этот вопрос по-разному и чаще всего видят причину в незрелости мозговых структур, в социальной незрелости ученика, низкой мотивации учебной деятельности.

     Концентрации внимания способствуют уроки в нестандартной форме: урок-игра, урок-путешествие,  урок-конференция, урок-суд, урок-концерт и т.д. К приёмам, мобилизующим внимание, можно отнести задания соревновательного характера: кто быстрее…, кто больше…, кто интереснее…. А также проблемные вопросы и задания. Как правило, они вызывают удивление, недоумение и, следовательно, желание вникнуть в задание, разобраться.

       Широкие возможности повышения эффективности педагогической деятельности имеет интеграция разных учебных предметов. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают интерес к познанию, дают большой эмоциональный заряд, помогают видеть мир целым, гармоничным. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, повышает творческий потенциал учащихся.  Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Она дает возможность показать учащимся мир в целом, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

    Развитие деловых и личных контактов, расширение экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранным языкам на первый план задачу – воспитание человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности, креативность. Поддерживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие образцы музыкального, в частности, песенного творчества на изучаемом языке как его содержательного компонента.

    Использование песен на изучаемом языке весьма актуально на начальном этапе обучения иностранному языку в начальной школе. Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе со своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление, формируют хороший вкус и развивают креативность.

    Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества, благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.

    Таким образом, с точки зрения методики, песня на иностранном языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, отражающий особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.

    Отбирая песенный материал в образовательных целях, необходимо учитывать особенности музыкального восприятия учащихся и придерживаться определенных критериев, т.к. далеко не всякий музыкальный материал может быть использован на уроках иностранного языка.

    Принципы отбора песенного материала:

    1. принцип аутентичности, связанный с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение лингвострановедческого кругозора учащихся;
    2. принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов школьников;
    3. принцип методической ценности для формирования базовых речевых навыков и умений учащегося, который обеспечивается соответствием по тематике устной речи и чтения и другим программным требованиям обучения на данном этапе;
    4. принцип проблематики, т.е. наличие проблемы, актуальной для учащихся. В случае неудовлетворения данного критерия эффективность работы с музыкальной наглядностью значительно снизится, несмотря на высокую художественную, лингвострановедческую и методическую ценность музыкального материала.

    При отборе музыкального материала следует учитывать особенности музыкального восприятия. Для этого следует использовать общемузыкальные критерии отбора песен: четкий ритмический рисунок, ритмообразующий темп, благозвучный характер мелодической линии и т.п.

    Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала через пение. Технология работы с песней представляет собой последовательность заданий и упражнений, используемых в обучении согласно следующим этапам работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

    Методические преимущества песен в обучении иностранным языкам как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизировать именно на собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знанию его стилистических особенностей.

    В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции, частое повторение которых ведет к автоматизации. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодичному рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произношение звуков, правильное фразовое ударение.

    Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроках создается благоприятный психологических климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию речи.

    На уроках иностранного языка песни чаще всего используются:

    1. для фонетической зарядки в начале урока;
    2. для закрепления лексического и грамматического материала;
    3. как стимул для развития речевых навыков, умений и креативности;
    4. как своего рода релаксация в конце урока, когда дети устали, и нужна разрядка для снятия напряжения и восстановления работоспособности.

    Основной задачей, выдвинутой реформой общеобразовательной и профессиональной школы, является задача повышения качества учебно-воспитательного процесса. В области обучения иностранным языкам это означает поиск более эффективных средств обучения общению на иностранном языке. Использование музыки на уроках иностранного языка дает возможность сделать урок более эффективным, интересным, увлекательным.

    В заключение хотелось бы призвать педагогов отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках. 

    Литература

    1. Захаренкова Р.И.  Интеграция образовательного процесса. Образование и общество.  №4, 2003.

    2. Иностранные языки в школе / гл. ред. Н.П. Каменецкая. Научно-методический журнал № 7, 8. – М., 2005

    3. Песни для уроков немецкого языка  / сост. А.В. Безруков. – Москва: МНПК Элан, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры, занимательность, наглядность, как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

    Статья отнесена к разделу преподавания иностранного языка. Она посвящена активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Уровень усвоения программного материал...

    Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

    Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

    Педагогический проект Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

    Материал презентациии был подготовлен для аттестации.В проекте проанализирована многолетняя работа по опрным таблицам по русскому языку, что позволяет сказать о этом приеме как действенном. Обучение, ...

    Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

    Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:žинтенсифицировать деятельность учителя и школьника;žповысить качество обучения предмету;žотразить существенные стороны филологических...

    Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

    На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

    ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

    Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....