"Из чего состоит опера?"
материал по музыке (6 класс) на тему

Домрачев Павел Вячеславович

Урок разработанн по програме Алеева.Науменко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_po_teme.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: развитие творческого потенциала учащихся средствами музыки; ознакомление с построением интродукции, и её моделирование.

Задачи:

  • обучающие - сформировать представление об интродукции как части оперы, об основных темах интродукции из оперы "Пиковая Дама", их построении; формирование творческих навыков учащихся.
  • развивающие - развивать самостоятельность интонационно-музыкального мышления, развивать способности к продуктивному мышлению (умение слушать, наблюдать, сравнивать, фиксировать зёрна-интонации); развивать способности к воображению, фантазии, интуиции, музыкально-слуховым представлениям;
  • воспитывающие - воспитывать уважение и любовь к классической музыке; воспитывать коммуникативные умения.

Формы проведения урока: урок - ролевая игра, диалог учащихся и учителя, работа в группах.

Методы обучения: метод "создания шедевров", метод полмофонии, метод полмографии.

Приёмы:

  • мыслительные: наблюдение, анализ, сравнение, формулирование выводов;
  • запоминания: повторное пропевание и слушание, пластическое интонирование, самостоятельная работа в группах.

Деятельность учащихся: слушание, исполнение, сочинение.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение.

Структура урока:

I. Определение цели урока. "Сможем ли мы сочинить интродукцию?", выяснить: "Как она строится?".

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление нового материала проводится в виде повторного звучания тем с дирижированием и пропеванием их. Слушание увертюры целиком.

IV. Подведение итогов осуществляется в форме рефлексивного анализа.

Ход урока

I. Вводная беседа с показом слайдов.

Презентация. 

- Кто из вас был в оперном театре? (Слайд 1)

- Посмотрите насколько благородное, помпезное, величественное убранство оперного зала. Представьте: гаснет свет, слышатся первые музыкальные звуки. Слушатели погружаются в таинственный, красивый, волшебный мир оперной музыки. Звучит вступление к опере – интродукция или увертюра. (Слайд 2)

Она звучит при закрытом занавесе. Как вы думаете,  почему? (Дети не могут точно сформулировать ответ.-------).

- Интродукция или увертюра – это вступление. Композитор часто сочиняет интродукцию самой последней. Почему? (--------------)

- Хотите узнать? Вы сможете ответить на эти вопросы в конце нашего урока.

 Мы с вами сегодня познакомимся с интродукцией к опере "Пиковая Дама" П.И. Чайковского. Мы будем его соавторами. Он уже сочинил все основные темы. Нам нужно логически выстроить их друг за другом.

II. Изучение нового материала. (Слайд 3)

1. Ознакомление с содержанием "Пиковой дамы" А.С. Пушкина.

Игорный дом. За столом сидят игроки. Все играют, кроме Германа. Томский рассказывает историю о старой, злой, надменной восьмидесятилетней графине, которая знает тайну трёх карт. Раньше она была красавица. Но холодна и расчётлива, Томский говорит о любви Германа и Лизы. Она внучка графини. Герман внимательно слушает. Эта тайна трёх карт не даёт ему покоя.

Однажды на балу Герман добивается свидания у Лизы, как подтверждение её любви к нему. Он тайно приходит в её дом. Но как только видит старую графиню, тот час мысли путаются в голове. Лишь одно движет им: узнать тайну трёх карт. Он забывает про Лизу и идёт в покои графини.

Как и все старые люди, графиня страдала бессонницей. Вдруг её бледно жёлтое лицо изменилось. Перед графиней стоял незнакомый мужчина.

- Не пугайтесь, я не намерен вам вредить. Откройте мне тайну трёх карт.

Но старуха молчала.

- Старая ведьма! - сказал он и вынул из кармана пистолет.

При виде пистолета, графиня покатилась навзничь: и осталась недвижима.

На шум прибежала Лиза. Она обвинила Германа в смерти бабушки и прогнала его.

Герман в казарме. Ему кажется, что он сходит с ума. Он слышит голос графини:

- Тройка, семёрка, туз выиграют тебе сряду. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтобы ты женился на Лизе.

Герман спешит на встречу к Лизе. Но лишь две мысли его занимают: игорный дом, три карты. Лиза понимает, что потеряла Германа навсегда. Она бросается в Неву.

Безумный Герман идёт в игорный дом. Он начинает играть: ставит "тройку" - она выигрывает. Ставит "семёрку" - она выигрывает. Ставит "туз", но он вдруг превращается в "даму пик". "Ваша дама бита!" - слышит он голос игроков. Герману видятся на карте черты умершей старухи: "Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми ее!" Он закалывается.

В прояснённом сознании возникает образ Лизы. Он понимает, только любовь могла его спасти. Только любовь вечна.

2. Знакомство с темами зла и любви из интродукции оперы "Пиковая дама" П.И. Чайковского.

Итак, давайте знакомиться с темами.

2.1 Слушание темы зла (графини). (Слайд 4)

- Какая тема? (Злая, холодная, надменная, трагическая).

Как можно назвать эту тему? (Тема зла.)

Поют тему, пластически интонируют. Характеризуют фразы (длинные или короткие), мелодическое движение (поступенное или скачкообразное), динамику, жанровую особенность (марш, песня, танец), лад (минор или мажор), тембровая окраска (инструменты симфонического оркестра), регистр.

- Именно эти средства музыкальной выразительности П.И. Чайковский выбрал для создания образа зла. Давайте выделим главную интонацию, которая, повторяясь, рисует этот образ. Пропоём её, покажем рукой. Нарисуем на доске.

- Обратите внимание, что тема строится не поступенно, не плавно, а скачком. Он звучит пусто.

- С каким героем связана? (С графиней.)

2.2 Закрепление темы зла: слушание с дирижированием (пластическим интонированием) всей второй части.

Следующая тема:

2.3 Слушание темы любви (Слайд 5)

- Эта тема похожа на предыдущую? Какая она? (Нежная, лирическая, светлая, вечная)

- А что же в произведении светлое, вечное. (Любовь. Это тема любви.)

Поют тему, пластически интонируют. Характеризуют фразы (длинные или короткие), мелодическое движение (поступенное или скачкообразное), динамику, жанровую особенность (марш, песня, танец), лад (минор или мажор), тембровая окраска (инструменты симфонического оркестра), регистр.

- Пропоём, покажем, нарисуем.

2.4 Закрепление темы любви: слушание с дирижированием всей третьей части.

- Эта тема звучит только в верхнем регистре? Или подтверждается в нижнем?

- Какие инструменты играют в нижнем регистре? (Медно-духовые.)

- Они здесь звучат так же трагически как в теме зла? А как? (Они звучат торжествующе. Как утверждение.)

- Вспомните, чем закончилось произведение "Пиковая Дама"

(Только любовь вечна. Только любовь может спасти человека и этот мир.)

3. Сочинение темы рассказчика с последующей графической записью. (Слайд 6)

- А вот следующую тему давайте сочиним сами. С чего начался рассказ о Пиковой даме?

(Томский рассказывает историю.)

- Значит должна быть тема рассказчика, которая поведает обо всё, что происходит. Обычно истории начинается со слова "Однажды". Но важно подобрать нужные интонации. По разному произносим: восклицательно, вопросительно, повествовательно. Какая интонация больше подходит для спокойного рассказа?

(Повествовательная.)

- Дело происходило в Версале город во Франции. "Одна-ажды в Версале". Тянется слог, потянем его в музыке. Пропоём. Напишем.

- Ещё о чем рассказывал Томский? (О графине, с любви.)

- Давайте выстроим темы друг за другом. (Играются варианты, дети выбирают).

- Чего ещё не хватает в рассказе? (Трёх карт.)

- К чему приводит игра в карты, в азартные игры? (К гибели.)

-Человек катится в пропасть. Но самое страшное в том, что из-за Германа погибают ещё два ни в чём неповинных человека. Посмотрите, какой жизненный урок нам преподносит художественная литература и музыкальное произведение. Изучая эти произведения, мы с вами учимся правильно жить, правильно поступать, узнаём, что в этой жизни добро, а что зло.

- А как это в музыке показать? Мелодия куда пойдёт? (Вниз.)

- А как она должна идти вниз, если у нас магическое число 3? (По три ноты.) (Если не догадаются, то наиграть варианты.) Записать на доске.

Всё мы учли?

3.1 Закрепление темы рассказчика: слушание с дирижированием всей первой части.

4. Моделирование последовательности тем интродукции в соответствии с содержанием рассказа. Работа в группах. (Слайд 7)

- Я прошу вас разбиться на две группы.

Сейчас вам нужно расположить темы так, как они должны звучать в интродукции. Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили, на что я обращала ваше внимание. Постарайтесь понять последовательность тем, опираясь на содержание рассказа, на характер и интонационную особенность каждой темы.

(Ученики выстраивают темы друг за другом)

По итогам выполнения задания работы сравниваются с оригиналом.

III. Закрепление всех тем. Пластическое интонирование и пение всей интродукции.

(Слайд 8)

- Давайте вернемся к нашим вопросам. Почему интродукция звучит при закрытом занавесе? (Она вводит слушателей в настроение предстоящего зрелища).

 Что такое интродукция? Почему композитор иногда сочиняет ее последней? (Интродукция – это вступление. В ней звучат все основные темы произведения.  Интродукция или увертюра - это  краткий план всей оперы).

- Я очень рада, что наше соавторство с Чайковским удалось.

 

IV. Рефлексия с использованием приёма "Выявление чувственно-эмоционального настроя"

Кому понравилось моделировать, сочинять, прикрепите к доске белы ноты - половинки, а кому не понравилось - чёрные четвертинки. Спасибо за творчество и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения "Из чего состоит почва" в 5 классе коррекционной школы

На урок "Из чего состоит почва" к ребятам приходит в гости Дождевой червь, он просит ребят узнать из чего состоит почва. Учащиеся выполняют небольшие опыты, исследуют комочек почвы, выясняют его соста...

Классный час "Из чего состоит пища"

Классный час "Из чего состоит пища" для учащихся 5 класса...

Из чего состоят организмы?

Вторая презентация из серии презентаций об организмах рассказывает о сторении клетки. Перед изучением новой темы предложена проверка домашнего задания в игровой форме....

Из чего состоит музыка?

Презентация к уроку музыки...

Конспект урока "Из чего состоит компьютер"

Конспект урока "Из чего состоит компьютер"....

Из чего состоит пенсия

Из чего состоит пенсия...