Рабочая программа 7 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев
рабочая программа по музыке на тему

Тагай Вилена Валериевна

 

                                        Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.),  планируемых результатов основного общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Вертикаль», с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак   (М.: Дрофа, 2010. - 58, [6] с.), рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (М.: Дрофа, 2013).

 

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

•              Приказ МОиН Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

•              Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;

               

                Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен  тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК,  позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

 

                Рабочая программа имеет целью:

- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

                Рабочая программа способствует решению следующих задач:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интеллектуальный потенциал;

- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.

               

                Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

               

                В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

               

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.

 - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

 

- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

               

- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка;

- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

               

 - передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;

- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

               

 - владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;

- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;

- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;

- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;

-применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;

- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;

- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.

 

                Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

               

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, стихотворения  Н. Заболоцкого, С. Есенина, А. Блока, М. Волошина, Ф. Тютчева);

- изобразительным искусством (репродукции картин русских и зарубежных художников, памятники архитектуры);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К. Дебюсси «Сирены», К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (знакомство с  главнейшими культурными эпохами – античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, музыка XX века);

-  русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»; умение задавать вопросы на конкретизацию, на логику рассуждения).

Новизна данной рабочей программы определяется  тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (3 часа), где учащиеся продолжают знакомство с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои творческие работы с применением ИК технологий (работа над данной темой была начата в 5-ом классе),  за счёт сокращения следующих тем:

- Музыка объединяет людей (вместо 2 часов - 1 час);

- Соло и тутти (вместо 2 часов - 1 час);

- По законам красоты (вместо 2 часов - 1 час).     

 

Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).

                Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- творческая работа;

- музыкальная викторина;

-тест.

 

 

 

                                            Содержание тем учебного курса

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Музыкальный образ

16 ч

2.

Музыкальная драматургия

19 ч

 

 

Итого: 35 ч

 

     На уроках музыкального воспитания в 7 классе школьники учатся слушать сложные музыкальные произведения, улавливать нюансы музыкального языка, способы выражения композиторского замысла. Учитель продолжает знакомить обучающихся с симфонической, камерной, хоровой музыкой, лирическими песнями, лучшими джазовыми произведениями, прививая художественно-эстетический вкус к музыкальной классике и произведениям современных композиторов.

     Прослушивание музыки на уроках в 7 классе – это не только ознакомление с теми или иными музыкальными произведениями, но и серьёзный разговор о проблемах музыкального искусства, где учитель высказывает подкреплённую вескими аргументами свою точку зрения, не навязывая своего мнения детям, а принимая их в качестве равноправных собеседников. Но одновременно он учит понимать идейный замысел музыкального сочинения и роль музыкального искусства в нравственном воспитании человека, всестороннем развитии личности, вводит своих учеников в сложный мир музыки, звуков и танца.

     В 7 классе основными темами являются – «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Материал выстроен от простого к сложному, начиная с определения музыкального образа («Музыкальный образ России») к постепенному анализу образов огромного внутреннего содержания («Образы войны», «Образы выдающихся личностей – И.Сусанина, М.Кутузова» и т.д.).

     На конкретных музыкальных произведениях подробно доказывается взаимосвязь содержания и формы в музыке для воплощения художественного замысла композитора.

     Для того чтобы помочь школьникам в освоении той или иной темы, в уроки включены проблемно-творческие задания, например, выбрать из двух стихотворений наиболее подходящее к прозвучавшим фрагментам. Предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению), кроссворды, построение формы произведения и т.п.

     Так, наблюдая за жизнью одного самостоятельного образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких музыкальных образов в одном произведении, то есть к музыкальной драматургии. Подчёркиваем то, что законы развития музыки по существу близки законам развития жизни.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 

               

                                        Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.),  планируемых результатов основного общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Вертикаль», с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак   (М.: Дрофа, 2010. - 58, [6] с.), рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (М.: Дрофа, 2013).

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

•        Приказ МОиН Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

•        Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;

        

        Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен  тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК,  позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

        Рабочая программа имеет целью:

- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

        Рабочая программа способствует решению следующих задач:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интеллектуальный потенциал;

- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.

        

        Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

        

        В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

        

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.

 - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

        

- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка;

- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

        

 - передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;

- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

        

 - владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;

- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;

- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;

- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;

-применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;

- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;

- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.

        Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

        

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, стихотворения  Н. Заболоцкого, С. Есенина, А. Блока, М. Волошина, Ф. Тютчева);

- изобразительным искусством (репродукции картин русских и зарубежных художников, памятники архитектуры);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К. Дебюсси «Сирены», К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (знакомство с  главнейшими культурными эпохами – античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, музыка XX века);

-  русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»; умение задавать вопросы на конкретизацию, на логику рассуждения).

Новизна данной рабочей программы определяется  тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (3 часа), где учащиеся продолжают знакомство с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои творческие работы с применением ИК технологий (работа над данной темой была начата в 5-ом классе),  за счёт сокращения следующих тем:

- Музыка объединяет людей (вместо 2 часов - 1 час);

- Соло и тутти (вместо 2 часов - 1 час);

- По законам красоты (вместо 2 часов - 1 час).        

Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).

        Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- творческая работа;

- музыкальная викторина;

-тест.

                                            Содержание тем учебного курса

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Музыкальный образ

16 ч

2.

Музыкальная драматургия

19 ч

Итого: 35 ч

     На уроках музыкального воспитания в 7 классе школьники учатся слушать сложные музыкальные произведения, улавливать нюансы музыкального языка, способы выражения композиторского замысла. Учитель продолжает знакомить обучающихся с симфонической, камерной, хоровой музыкой, лирическими песнями, лучшими джазовыми произведениями, прививая художественно-эстетический вкус к музыкальной классике и произведениям современных композиторов.

     Прослушивание музыки на уроках в 7 классе – это не только ознакомление с теми или иными музыкальными произведениями, но и серьёзный разговор о проблемах музыкального искусства, где учитель высказывает подкреплённую вескими аргументами свою точку зрения, не навязывая своего мнения детям, а принимая их в качестве равноправных собеседников. Но одновременно он учит понимать идейный замысел музыкального сочинения и роль музыкального искусства в нравственном воспитании человека, всестороннем развитии личности, вводит своих учеников в сложный мир музыки, звуков и танца.

     В 7 классе основными темами являются – «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Материал выстроен от простого к сложному, начиная с определения музыкального образа («Музыкальный образ России») к постепенному анализу образов огромного внутреннего содержания («Образы войны», «Образы выдающихся личностей – И.Сусанина, М.Кутузова» и т.д.).

     На конкретных музыкальных произведениях подробно доказывается взаимосвязь содержания и формы в музыке для воплощения художественного замысла композитора.

     Для того чтобы помочь школьникам в освоении той или иной темы, в уроки включены проблемно-творческие задания, например, выбрать из двух стихотворений наиболее подходящее к прозвучавшим фрагментам. Предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению), кроссворды, построение формы произведения и т.п.

     Так, наблюдая за жизнью одного самостоятельного образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких музыкальных образов в одном произведении, то есть к музыкальной драматургии. Подчёркиваем то, что законы развития музыки по существу близки законам развития жизни.


          Календарно – тематическое планирование

п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Цель урока

Дата

Домашнее

задание

1 четверть

1

Музыкальный образ

Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России

РК Край, в котором ты живешь

1

Русская народная песня «Милый мой хоровод»; русская народная песня-пляска «Барыня»; В.Шаинский, сл. Е.Шевелевой «Уголок России». Региональный компонент. Башкирская народная песня «Косилка-молотилка».

Познакомить уч-ся с понятием «музыкальный образ»; через звучание на уроке музыки русских народных песен и танцев активизировать чувства сопереживания, любви к народной музыке своей страны

01.09-05.09

читать в тетради, разучивать песню

2

Образное богатство в музыке. Два вида музыкальной образности: тишина, неподвижность и покой; их воплощение

1

«Островок» С.Рахманинова; «Песня туристов» К Молчанова»; «Уголок России» В.Шаинского

Расширить представления уч-ся о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения на примере романса «Островок» С.Рахманинова (одночастная форма)

07.09-12.09

Анализировать и сопоставлять пройденное на уроке

3

Образы света, истины, битвы за жизнь на земле против войны

1

«Дороги», муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина; «До свидания, мальчики», сл. и муз. Б.Окуджавы

Доказать уч-ся на примере А.Новикова «Дороги», что музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий, а значит, иметь одну или несколько граней

14.09-19.09

Сочинить муз. кроссворд

4

Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости

1

«Ария Кутузова», «Вальс Наташи» из оперы «Война и мир» С.Прокофьева

Сформировать представления уч-ся о трёхчастной форме, преобладании крайних частей, утверждении образа первой части в третьей на примере эпизодов из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева

21.09-26.09

Анализ стиля и музыкального языка

5

Образы боевого духа, гнева и борьбы. Подвиг, воплощённый в музыке

1

«Симфония № 7» (часть 1, эпизод «Нашествие») Д.Д. Шостаковича; «Ария Сусанина» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Помочь уч-ся осознать значение ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка

28.09-03.10

Учить песни, пересказ

6

Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ

1

«Лесной царь» Ф.Шуберта

Формировать у уч-ся эмоционально осознанное восприятие музыкального образа

05.10-10.10

Сбор материала в портфолио по теме урока

7

Сюжеты и образы духовной музыки

РК

Образ Салавата Юлаева в профессиональной музыке России и Башкортостана 

1

И.С. Бах «Шутка» из Сюиты №2, фуга №2 из ХТК

Региональный компонент. Фортепианная пьеса «Салават Юлаев», Увертюра к опере «Салават Юлаев»(1 часть)

Учить уч-ся определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике и уметь отражать это в размышлениях о музыке

12.10-17.10

Восприятие её интонационно-образно выразительности

8

Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд

1

Ф. Шопен « Этюд №12», Ф. Лист этюд «Метель». Презентация . Видео

Формировать у уч-ся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создаёт единый музыкальный образ

19.10-24.10

Сравнение, сопоставление музыкального языка

9

Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли

1

Л.Бетховен, «Симфония № 5», часть 3; увертюра «Эгмонт»

Показать уч-ся, как в музыке из нескольких образов рождается один – образ героя; содействовать воспитанию патриотизма, нравственности, любви к Родине; обеспечить в ходе урока повторение основных образов музыки на определённых произведениях

26.10-30.10

Музыкальная викторина

2 четверть

10

Целостность образа поэзии и жизни. Образ народного танца

РК Танцы народов России и Башкортостана

1

М.Равель, «Болеро»; Л.Бетховен, «Песня Клерхен».Региональный компонент. Башкирский танец «Гюлбназира»

Показать уч-ся связь ритма с другими элементами музыкального языка

05.11-07.11

Конспект в тетради, слушание музыки

11

Музыка отражает жизнь. Многокрасочные образы – сцены народной жизни

1

«Рапсодия № 2» Ф.Листа в фортепианном изложении

Расширить представление уч-ся о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания; познакомить с биографией Ф.Листа; дать определение понятию «рапсодия»

09.11-14.11

Учить новые понятия в муз. словаре

12

Образ прославления молодых порывов: «и песней боремся за мир»

1

Песни А.Новикова «Дороги», «Баллада о солдате», «Гимн демократической молодёжи мира»; П.Сигер и В.Хара «Песня о молоте»

Воспитывать интернационализм, патриотизм, нравственность; развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать; познакомить с биографией песни «Гимн демократической молодёжи», биографиями П.Сигера и В Хары

16.11-21.11

Читать в тетради

Подготовиться к тесту

13

Изобразительность в музыке. Романтичные образы

1

Ф.Шопен. Вальсы № 6,7

Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях; рассказать о романтизме в музыке

23.11-28.11

Сочинить муз. сказку

14

Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти

 РК З.Г.Исмагилов опера «Салават Юлаев»

1

Органная фуга ля-минор И.С.Баха, «Песня о Рождестве»

Региональный компонент. Опера «Салават Юлаев»(фрагменты)

Уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма; развивать у уч-ся чувственное восприятие мира; дать понятия фуга, полифония,опера.

30.11-05.12

Анализ стиля и музыкального произведения

15

Циклические формы инструментальной музыки «Кончерто Гроссо» А. Шнитке

1

Фрагменты «Кончерто Гроссо» а. Шнитке. Презентация . Видео.

Формировать у обуч-ся эмоционально осознанное восприятие музыкальнРКого образа

07.12-12.12

Сравнение и сопоставление, слушание музыки

16

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Обобщение тем 1 полугодия.

1

Фрагменты произведений, звучавших на уроках. А. Шнитке «Сюита в старинном стиле

Обобщить представления уч-ся о разнообразии музыкальных образов и о музыкальном образе в целом

14.12-19.12

Повторение пройденных тем

3 четверть

17

Музыкальная драматургия

Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение.

1

«Песни наших отцов», муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова

Формировать представления уч-ся о музыкальной драматургии на примере «Песни наших отцов Я.Дубравина, сл. В.Суслова

21.12-26.12

Слушать и анализировать темы

18

Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке

1

Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки

Формировать у уч-ся представления о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии

28.12-16.01

Обобщать и прослушивать темы

19

Жизнь музыкальных образов

РК Основные жанры башкирской народной музыки

1

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.Региональный компонент. Узун-кюй, кыска-кюй, халмак-кюй

Обогатить представления уч-ся о музыкальной драматургии

18.01-23.01

Учить в тетради сюжет и темы

20

Только музыка способна выразить невыразимое

1

«Сегодня умер Руставели» - фрагмент из оратории «По следам Руставели» О.Тактакишвили

Помочь уч-ся осознать суть музыкальной драматургии; показать, как музыка с её торжественной приподнятостью и тихой нежностью, с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями поддерживает и укрепляет человека, понимает и утешает его

25.01-30.01

Воспринимать и понимать музыкальные произведения

21

Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты

1

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»; песня «Звезды», сл. и муз. В.Высоцкого

Показать, каким образом в увертюре «Эгмонт» Л.Бетховена выражены основной конфликт и основная идея произведения

01.02-06.02

Анализ стиля. Конспект

22

Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость

1

Н.А.Римский-Корсаков, «Сеча при Керженце»; русская народная историческая песня «Песня про татарский полон»

Прочувствовать с уч-ся взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей

08.02-13.02

Сравнение и сопоставление музыкального языка

23 – 24

Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении

2

Соната для виолончели Э.Грига, 1 часть

В процессе восприятия «Сонаты для виолончели» Э.Грига закрепить представления уч-ся о сонатной форме

15.02-20.02

22.02-

27.02

Слушать и анализировать темы…

25

Сонатная форма

РК Х.В. Ахметов Соната-фантазия

1

Л.Бетховен, увертюра «Эгмонт»; М.И.Глинка, увертюра «Руслан и Людмила»; М.Чюрлёнис, «Соната моря».Региональный компонент. Х.В. Ахметов «Соната-фантазия»

Закрепить у углубить у уч-ся понятие о сонатной форме как форме, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений

29.02-05.03

Задания в тетради: сбор творческих работ портфолио по теме урока

26

Противостояние музыкальных образов в одном произведении

1

С.С.Прокофьев, музыка к балету «Ромео и Джульетта»

Обогатить представления уч-ся о музыкальной драматургии; закрепить представления о сонатной форме

07.03-12.03

Закрепить знания по музыкальному словарю, учить песни

4 четверть

27

Соната.  «Патетическая соната Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева

1

1 часть сонаты №8 Л. Бетховена

1 часть сонаты №2 С. Прокофьева

Обогатить представления уч-ся о музыкальной драматургии; закрепить представления о сонатной форме

14.03-19.03

Конспект в тетрадь, учить песни

28

Драматургия контрастных сопоставлений

1

Ф.Лист «Рапсодия № 2»; А.Эшпай «Венгерские напевы»

Показать уч-ся сопоставление образов в музыкальной драматургии; укрепить и расширить представление уч-ся о венгерской и советской музыке

21.03-24.03

Повторить термины

29

Интонационное единство балета (оперы)

РК Н.Сабитов балет «Гюльназира»

1

Фрагменты из балета «Золушка» С.Прокофьева.

Региональный компонент. Н.Сабитов балет «Гюльназира» (фрагменты)

Определить драматургию балета «Золушка» С.С.Прокофьева; доказать совместно с уч-ся, что целостность балета достигается интонационным единством, пронизывающим весь спектакль

04.04-09.04

Прослушать темы и фрагменты

30

Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии № 7» Д.Шостаковича

1

«Симфония № 7» Д.Шостаковича; песня «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова; «Победа», муз. Л.Захлевного, сл. М.Ясеня

Подвести уч-ся к осознанию того, что средствами музыки можно передать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей; раскрыть борьбу двух начал: добра и зла

11.04-16.04

Анализировать произведения в тетради

31 –

32

 «А значит, нам нужна одна Победа!» (уроки, посвящённые Дню Победы)

2

«Симфония № 7» Д.Шостаковича; песня «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова; «Победа», муз. Л.Захлевного, сл. М.Ясеня

Показать уч-ся, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь русского народа, победившего фашизм

18.04-23.04

25.04-30.04

Учить в тетради, доклад

Повторение пройденных тем. Муз. Номеров, выучить песню.

33

34

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

РК «Курай, мой брат курай, напев волшебен твой»

2

«Симфония № 40» В.А. Моцарта; «Облака», сл. и муз. В.Егорова

Региональный компонент. А.Сальманова «поэма о курае», Р.Хасанов. Балет «Легенда о курае»

Дать уч-ся понятие о симфонии как о музыкальной форме, об области её применения

02.05-07.05

10.05-14.05

Подготовиться к тесту, к музыкальной викторине

Повторить пройденный материал за год

35

Жизнь полонеза

1

Полонезы ля мажор, до минор Ф.Шопена и «Прощание с Родиной» М.Огинского

Закрепить с уч-ся и обобщить понятия «музыкальный образ», «музыкальная драматургия»; помочь уч-ся усвоить, что слушать крупные и сложные произведения надо с огромным вниманием

16.05-21.05

36-37

     Резерв. Обобщающий урок. Презентация.

23.05-31.05


        Требования к результатам освоения программы и их примерная оценка

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/ Понимать:

-  специфику музыки как вида искусства;

- значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

-основные формы музыки;

- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

- выразительно исполнять соло (с  сопровождением и без сопровождения);

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на  внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

   Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у обучающихся представлений о художественной  картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, её интонационно-образной выразительности , интуитивного и осознанного отклика на образно- эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать(в прямой или косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям  искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая  её конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

     Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

 

              Перечень основных  знаний и умений учащихся

Обучающиеся должны знать:

- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;

- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;

- развитие музыкального образа;

- музыкальные формы;

- навыки вокально-хоровой деятельности.

Обучающиеся должны уметь:

-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;

- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).

 

                                          Перечень учебно – методического обеспечения

   

- Искусство. Музыка. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [текст]/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2013г. – 158, [2]с.: ил.

- Искусство. Музыка.7 кл. Дневник музыкальных размышлений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст]/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013г. – 79, [1]с.: ил., нот.

- Искусство. Музыка.7 класс. Нотное приложение к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст]/ сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013г. – 207, [1]с.: нот.

- Искусство. Музыка. 7 класс. Аудиоприложение к учебнику mp3 [электронный ресурс]/ Т.И. Науменко,  В.В. Алеев – ООО Дрофа, 2013.

- Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2013г.

                       Список литературы

-Методические рекомендации для учителя . Т.И. Науменко, В.В. Алеев.М. «Дрофа» 2004г

-Воспитание музыкой. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарёва. М. «Просвещение» 1991г.

-Как рассказывать детям о музыке? Д.Б. Кабалевский. М. «Просвещение» 1989г.

-Серьёзная музыка в школе . К.П. Португалов. М. «Просвещение» 1980г.

-Музыкальное воспитание в школе. О.А. Апраксина. М. «Музыка»

-Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002г.

-Музыкальный словарь Римана.7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС»,2004г.

-Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства «Коминфо», 1999г.

-Музыка. Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Волгоград 2008г. 6 класс.

- Смолина Е.А. Творческие приёмы и задания на уроках музыки.- Ярославль 2006г.

- Затямина Т.А. Современный урок музыки – М.: Глобус 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

тематическое планирование  по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....

Программа по "Искусство.Музыка" 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС

Программа по " Искусство.Музыка." 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС...

Рабочая программа 5 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев ФГОС

                                                     ...

Рабочая программа искусство музыка 5 класс Т.И.Науменко, В.В.Алеев

Рабочая программа искусство музыка 5-8 класс В.В.Алеев, Т.И.науменко ФГОС...

Рабочая программа "Музыка. Искусство" 8 класс Т.И. Науменко В.В. Алеев

Программа отработанная, составлена в своответствии с федеральными  законами, дополнена тематическим планированием...