тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) по теме

Старжинская Марина Викторовна

тематическое планирование  по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню достижений

ЗУН

Контрольно-оценочная деятельность

ИКТ средство

обучения

вид

форма

5 класс 1 четверть (8ч)

1

Музыка рассказывает обо всем

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.                                   

Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству).

Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»).

Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности ее постижения.

Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал:

В. Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение)

1. Различать характерные признаки

видов искусства.

2. Находить ассоциативные связи

между художественными образами музыки и другими образами искусства.

3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием

Входной

Беседа

пение

Урок - беседа

2

ДРЕВНИЙ СОЮЗ

Истоки 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства.

Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение);

Е. Крылатое, стихи Н. Добронравова.

Где музыка берет начало? (пение)

1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

2. Понимать единство истоков различных видов искусства.

3.Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным

произведениям при их восприятии и исполнении

Текущий тематический

 Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презинтация

«Истоки»

3

Искусство открывает мир

Комбинированный урок

Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в § 3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа.

Художественный материал:

М у з ы к а

М.Таривердиев, стихи Н.Добронравова.

Маленький принц (слушание, пение).

Л и т е р а т у р а

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц;

X. К. Андерсен. Соловей.

Ж и в о п и с ь

Н. Ге. Портрет (Л. Н. Толстого;

И. Репин.

Портрет А. Г. Рубинштейна.

Песенный репертуар:

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели (пение)

1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.

2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

3. Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

 

Презинтация

«Искусство открывает мир»

4

Искусства различны, тема едина

Комбинированный урок

Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства.

Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства.

Сравнение художественных произведений, представленных

в § 4, с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

М у з ы к а

П. И. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь.

Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание).

П о э з и я

А. Толстой. Осень. Осыпается наш бедный сад...

Ж и в о п и с ь

И. Левитан. Осенний день. Сокольники;

И. Бродский. Опавшие листья.

Песенный репертуар:

И. Гайдн, русский текст

П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение)

1. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

3. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

 

Презинтация

«Искусства различны, тема едина»

5

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. СЛОВО И МУЗЫКА

 Два великих

начала искусства

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слово и музыка — могучие силы искусства.

Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я помню чудное мгновенье... (слушание);

Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

Песенный репертуар:

Веселый мельник. Американская народная

песня (пение)

1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

 

Видеофрагмент

«Прекрасная мельничиха»

Романс «Я помню чудное мгновенье»

6

«Стань музыкою, слово!»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии

№40 В. А. Моцарта). Влияние музыкально-поэтических интонаций  на инструментальную музыку (на примере финала Концерта

№1 для фортепиано с оркестром

П. Чайковского).

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание);

П. Чайковский. Концерт №1

для фортепиано с оркестром.

III часть. Фрагмент (слушание).

Песенный репертуар: Веснянка.

Украинская народная песня (пение)

 1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки

Текущий

тематический

слушание

 

пение

7

Музыка «дружит» не только

с поэзией

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла

«Детская» М. Мусоргского).

Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание)

1. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы

Текущий

тематический

слушание

 

пение

Видеофрагмент

«Кот Матрос»

8

 заключительный урок – концерт

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Обобщение музыкальных впечатлений за1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся

продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

итоговый

тест

II четверть (8ч)

9

ПЕСНЯ

Песня —

верный спутник

человека

урок - беседа

Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева).

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

Ю. Нагибин. Книга детства. Фрагмент;

В. Астафьев. Последний поклон.

Фрагмент.

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра).

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать

мнения товарищей)

Текущий

тематический

Чтение

Слушание

пение

10

Мир

русской

песни

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихиИ.Козлова).

Музыкальный материал:

Ах ты, степь широкая... Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении); Вечерний звон.

Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание);

 А. Александров. Уж ты зимушка-зима. Обработка Ю. Тугаринова (пение);

Ю. Тугаринов, стихи

Е. Румянцева. Если другом стала песня (пение);

Я. Френкель, стихи Р.Рождественского.

Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)

1. Изучать специфические черты

русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки  (в рамках изученного на уроке материала).

3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности.

4. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.)

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Презинтация

«Мир русской песни»

Видеофрагмент «Погоня» из фильма «Новые приключения неуловимых»

11

Песни народов

Мира

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения

(на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»).

В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф.Мендельсона).

Музыкальный материал:

Висла. Польская народная песня, (слушание, пение); Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание); Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание);

 В. Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение);

Вокализ на тему «Песни без слов» № 14 Ф.Мендельсона. Обработка  Т. Кичак (слушание)

1. Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.

3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Модуль

«Песни народов мира»

12

РОМАНС  

 Романса трепетные звуки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Мир образов, запечатленный в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи Н. Кукольника.

Жаворонок (слушание, пение)

1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами

литературы и музыки.

3. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Презинтация

«Романс»

13

Мир человеческих чувств

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна»

 С. Рахманинова).

Роль фортепианного сопровождения в романсе.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание)

1. Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.

2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.

3. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

14

ХОРОВАЯ МУЗЫКА

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка

в храме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»).

Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения «Отче наш»

П. Чайковского).

Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова).

Музыкальный материал:

Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание);

П. Чайковский. Отче наш (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». IV действие (слушание);

Д. Бортнянский. Многолетие (пение);

Кант VIII века «Музы согласно» (пение)

1. Изучать специфические черты русской народной музыки.

2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека

Текущий

тематический

 Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Видеофрагмент

«Есть на Волге утёс»

Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». IV действие

15

Что может

изображать хоровая музыка  

комбинированный урок

Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима»

Г. Свиридова).

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);

С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора

1. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

2. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Видеофрагмент

Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина»

16

Заключительный  урок – концерт

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Обобщение музыкальных впечатлений за 2 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся

продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

итоговый

викторина

3 четверть (10ч)

17

ОПЕРА (2 ч)

15. Самый значительный жанр вокальной музыки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

комбинированный

Опера — синтетический в вид искусства.

Великие и русские композиторы, художники, артисты — создатели оперных произведений.

Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).

Музыкальный материал:

М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); М. Глинка стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься».Из оперы «Жизнь за царя»(пение)

1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

4. Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Презинтация

«Опера»

Видеофрагмент

Финальный хор «Славься».Из оперы «Жизнь за царя»(пение)

 18

19

Из чего состоит опера

урок - исследование

Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода  «Сеча при Керженце»

из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие

(слушание); Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание); С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая

и Герды» (пение)

1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Наблюдать за развитием одного

или нескольких образов в музыке.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Видеофрагменты

из опер

20

 

БАЛЕТ

Единство музыки и танца

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

комбинированный

Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»).

Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М. Глинки из оперы «Жизнь за царя»

и Ф. Шопена, соч. 17 № 4).

Музыкальный материал:

М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя», и действие. Фрагмент (слушание);

Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4. Фрагмент (слушание);

 Е. Адлер, стихи Л. Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально-ритмические движения)

1. Анализировать и обобщать

многообразие связей музыки,

литературы и изобразительного

искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания.

4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально -ритмическом движении

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

21

Русские сезоны» в Париже

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

комбинированный

«Русские сезоны» в Париже — звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И. Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки (на примере Вариации II из балета П. Чайковского «Щелкунчик»),

Художественный материал:

М у з ы к а И. Стравинский Русская; У Петрушки.

Из балета «Петрушка» (слушание);

П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик» (слушание).

Ж и в о п и с ь

Б. Кустодиев. Масленица;

А. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию балета

 И. Стравинского «Петрушка»; Н. Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок»;

Н. Сапунов.Карусель;

Б. Кустодиев. Ярмарка;

А. Бенуа. Эскизы костюмов Балерины и Арапа к балету

И. Стравинского «Петрушка».

Песенный репертуар:

П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица». Переложение для фортепиано и текст Н. Пановой (пение, танцевальная импровизация)

1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).

4. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа

(танцевальная импровизация).

5. Творчески интерпретировать

содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Презинтация

«Русские сезоны»

 22

МУЗЫКА ЗВУЧИТ В ЛИТЕРАТУРЕ  

Музыкальность слова

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность

стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке»

Н. Гоголя.

Художественный материал:

Литература:

А. Пушкин. Зимний вечер;

Н. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент.

Музыка

М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер (пение)

1. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

литературы и музыки.

2. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

23

Музыкальные

сюжеты в литературе

комбинированный

 Музыка — главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие.

Бессмертный памятник литературы — «Миф об Орфее».

Художественный материал:

Литература

И. Тургенев. Певцы. Фрагмент;

Миф об Орфее.

Музыка

К. В. Глюк Жалоба Эвридики.

Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание)

1. Исследовать значение музыки

для воплощения литературных

образов и наоборот.

2. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и литературы.

3. Анализировать и обобщать

многообразие связей музыки и литературы.

4. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Видеофрагмент

К. В. Глюк Жалоба Эвридики.

Из оперы «Орфей и Эвридика»

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство

24

ОБРАЗЫ ЖИВОПИСИ В МУЗЫКЕ Живописность

искусства

комбинированный

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства — фрагмента «Вот север, тучи нагоняя...» из романа А. Пушкина «Евгений Онегин», картины И. Грабаря «Иней. Восход солнца». Вариации «Феи зимы из балета С. Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О. Лассо «Эхо»).

Художественный материал:

Поэзия:

А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя... Фрагмент из романа «Евгений Онегин».

Ж и в о п и с ь

И. Грабарь. Иней. Восход солнца.

М у з ы к а

С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание); О. Лассо. Эхо

(слушание).

Песенные репертуар:

Г. Струве. Веселое эхо (пение)

1. Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находить ассоциативные связи

между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

4. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

 Презинтация

«Живописность

Искусства»

Видеофрагмент

С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка

25

«Музыка —

сестра живописи»

комбинированный

«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки (на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмента II части Первого концерта для  фортепиано с оркестром П. Чайковского).

Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

М. Мусоргского).

Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства

в область музыки. Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

К. Моне. Стог сена в Живерни;

Э. Дробицкий. Жизнь и смерть.

М у з ы к а

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);

М. Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Ю. Тугаринов, стихи В. Орлова.

Я рисую море (пение)

1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

3. Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения музыки и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев,

представленных в учебнике и Дневнике музыкальных наблюдений

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Презинтация

«Музыка – сестра живописи»

4 четверть

26

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

 Может ли музыка выразить

характер человека

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов

И. Протодьякона Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» Мусоргского).

Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

М. Мусоргского).

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь И. Репин. Протодьякон. 

 Музыка

М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание);

М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение)

1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Находить ассоциативные связи

между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Видеофрагмент

М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов»

27

ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ

Образы приро-

ды творчестве му-

зыкантов

комбинированный

Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Передача настроения

весенней радости в пьесе

П.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного

цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского (на примере фрагмента «Поцелуй земли»).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Апрель. Подснежник.Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священная» (слушание);

П.Чайковский, стихи.Г.Иващенко. Неаполитанская песенка (пение); В. Серебренников, стихи

В. Степанова.Семь моих цветных карандашей (пение)

1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

3. Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.

4. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме.

5. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация)

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Видеофрагмент

И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священная»

28

 «Музыкаль-

ные краски» в

произведениях

композиторов-

импрессионистов

комбинированный

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды»

 М. Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне

К.Дебюсси «Облака».

Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд...».

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

К.Моне Река в Аржантее;

П. Сезанн. Гора Святой Виктории;

В. Ван Гог. Море в Сен-Мари.

М у з ы к а

М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);

К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).

Песенный репертуар:

Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение)

1. Понимать характерные черты

музыкального импрессионизма

(с учетом критериев, представлен-

ных в учебнике), и называть его основных представителей.

2. Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения музыкальных образов.

3. Находить ассоциативные связи

между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4. Воспринимать внутренние связи

между музыкой и изобразительным искусством.

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Презинтация

«Композиторы – импрессионисты»

29

«Музыкаль-

ные краски» в

произведениях

композиторов-

импрессионистов

продолжение

Поэтический пейзаж в музыке:

К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд...».

Художественный материал:

П о э з и я

П. Верлен. Оград бесконечный ряд...

М у з ы к а К. Дебюсси, стихи П. Верлена Оград бесконечный ряд... (слушание).

Ж и в о п и с ь

Л. Вальта. Морской залив в Антеоре;

К. Моне. Впечатление. Восход солнца;

К. Писсаро. Красные крыши

1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находить ассоциативные

связи между художественными

образами музыки и других видов искусства.

3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства.

4. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств

выразительности.

5. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Презинтация

«Композиторы – импрессионисты»

30

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» СКАЗОК И БЫЛИН

 Волшебная

красочность музыкальных сказок

комбинированный

Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках.

Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»

 Н. Римского-Корсакова. Картина

рождественского праздника в балете «Щелкунчик»

 П. Чайковского.

Музыкальный материал:

Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы«Садко» (слушание);

П. Чайковский Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание);

С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка по лесу идет (пение)

1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.

4. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Видеофрагмент

Пляска златоперых и сереброчешуйных

рыбок. Из оперы «Садко»  

П. Чайковский Па-деде. Из балета «Щелкунчик»  

31

Сказочные герои в музыке

комбинированный

Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента

«Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»

И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М.Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба Яга».

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар-птица» (слушание);

М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба Яга). Из фортепианного цикла «Кар-

тинки с выставки» (слушание);

А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Волшебник (пение)

1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

3. Ориентироваться в специфике

выразительных средств музыки

(с учетом критериев, представленных в учебнике)

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Презинтация

«Баба Яга»

32

Тема богаты-

рей в музыке

комбинированный

Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и

мощи русского народа в

«Богатырской» симфонии

А.Бородина и пьесе

М.Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

И. Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник;

В. Васнецов. Богатыри.

М у з ы к а

А. Бородин, Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);

М. Мусоргский. Богатырские ворота (В стольном граде Киеве). Из фортепианного

цикла «Картинки с выставки» (слушание); Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых (пение)

и развитии общей культуры

народа.

1. Понимать значение народного

творчества в сохранении

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Презинтация

«Богатырская тема»

33

МУЗЫКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Что такое

музыкальность

в живописи

комбинированный

Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

Кароваджо. Лютнист; А. Аппиани. Парнас;

Т. Ромбо. Песня; Э. Дега. Оркестр оперы;

Придворный бал.

М у з ы к а

Ф. Торрес. Danza Alta (слушание).

Песенный репертуар:

В. Семенов. Звездная река (пение)

М у з ы к а

П. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент

1. Воспринимать и выявлять

внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2. Анализировать и обобщать

многообразие связей между

музыкой и изобразительным

искусством.

3. Устанавливать ассоциативные

связи между художественными образами музыки и искусства.

4. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного

искусства к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска

произведений изобразительного

искусства

Текущий

тематический

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

 пение

Модуль

Что такое

музыкальность

в живописи

34

«Хорошая живопись — это музыка,

это мелодия»

Подводим итоги

Проявления музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Художественный материал:

Э. Делакруа. Портрет Шопена;

И. Репин. М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»;

И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского;

И. Репин. Портрет А. П. Бородина;

В. Серов. Портрет актрисы

М. Н. Ермоловой;

М. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной;

И. Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены.

Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Песенный репертуар:

В. Высоцкий. Песня о друге (пение);

Б. Окуджава. Пожелание друзьям (пение)

1. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

5. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства

1. Различать характерные признаки

видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года).

4. Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса

итоговое

 Слушание

Музыкально-творческое задание

тест

 пение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по музыке 6 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

тематическое планирование  по музыке 6 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....

тематическое планирование по музыке 7 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

тематическое планирование  по музыке 7 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....

тематическое планирование по музыке 8 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

тематическое планирование  по музыке 8 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....

тематическое планирование по музыке 9 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

тематическое планирование  по музыке 9 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....

Программа по "Искусство.Музыка" 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС

Программа по " Искусство.Музыка." 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС...

Тематическое планирование. Музыка 8 класс. Т.И.Науменко, В.В.Алеев

Поурочное планирование по музыке 8 класс, программа  Т.И.Науменко,  В.В.Алеев...

Рабочая программа искусство музыка 5 класс Т.И.Науменко, В.В.Алеев

Рабочая программа искусство музыка 5-8 класс В.В.Алеев, Т.И.науменко ФГОС...